Решение б/н Решение по жалобе ООО "ТК "Коммаш-Граз" от 5 декабря 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ № 067/10/18.1-649/2022
по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
13 декабря 2022 года г. Смоленск
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия), в составе:
<…>,
<…>,
<…>
при участии в дистанционном режиме рассмотрения жалобы представителей:
- заказчика - АО «Спецавтохозяйство»: <…> (доверенность, паспорт); <…> (доверенность, паспорт); <…> (доверенность, паспорт);
- заявителя - ООО «К.»: <…> (доверенность, паспорт),
в целях осуществления возложенных на Комиссию полномочий по контролю за проведением торгов и порядком заключения договоров, рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в дистанционном режиме жалобу ООО «К.» (далее – заявитель, Общество) на действия закупочной комиссии, заказчика – Акционерного общества «Спецавтохозяйство» (далее – АО «Спецавтохозяйство», АО СпецАТХ) при проведении запроса котировок на поставку транспортного средства (мусоровоз) (извещение № 32211841252 размещено на сайте http://zakupki.gov.ru),
УСТАНОВИЛА:
В Смоленское УФАС России 02.12.2022 поступила жалоба Общества на действия закупочной комиссии, заказчика при проведении вышеуказанного запроса котировок, согласно которой:
- заказчик в одностороннем порядке изменил срок исполнения договора, увеличив его более, чем на календарный месяц;
- заказчиком необоснованно был допущен к участию в закупке участник, предложивший товар, характеристики которого не соответствовали требованиям извещения (Технического задания).
Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу заявителя необоснованной, представил письменные возражения.
В своих возражениях заказчик также указал на неправомерное решение Управления о принятии жалобы заявителя к рассмотрению по существу.
По данному вопросу Комиссия Смоленского УФАС России отмечает следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов в антимонопольный орган допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных данным законом.
Порядок исчисления сроков установлен Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ).
В соответствии со статьей 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Установлено, что протокол рассмотрения и оценки заявок от 22.11.2022 был опубликован на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 22.11.2022.
Таким образом, с учетом статьи 191 ГК РФ, участником закупки жалоба могла быть срок до 02.12.2022 включительно.
Жалоба заявителя поступила в Смоленское УФАС России - 02.12.2022, то есть в пределах установленного законом срока.
Заказчиком обжалуемой закупки является АО СпецАТХ.
На момент поступления жалобы договор не заключен.
Комиссией при рассмотрении жалобы Общества установлено следующее.
11.11.2022 в ЕИС заказчиком размещено извещение № 32211841252 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку транспортного средства (мусоровоз), (далее также документация).
Данная закупка проводится в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), Положением о закупках товаров, работ, услуг акционерного общества «Спецавтохозяйство» (АО «СпецАТХ»), утвержденным решением Совета директоров АО «Спецавтохозяйство» (протокол № 6 заседания Совета директоров АО «Спецавтохозяйство» от 30.09.2022) (далее – Положение о закупках).
Начальная (максимальная) цена договора: 10 150 000,00 руб.
В соответствии с извещением:
- дата начала срока подачи заявок: 11.11.2022;
- дата окончания срока подачи заявок: 21.11.2022;
- дата подведения итогов: 22.11.2022.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок от 22.11.2022 на участие в запросе котировок заявки подали 2 (два) участника закупки; по результатам рассмотрения заявок закупочной комиссией принято решение о допуске к участию в запросе котировок участников с порядковыми номерами заявок №№ 1740 (ООО «К»; предложение о цене – 10 140 000,00 руб.) и 2701 (ООО «М»; предложение о цене – 9 850 000,00 руб.).
В соответствии с вышеуказанным протоколом победителем запроса котировок признан участник с порядковым номером заявки № 2701 (ООО «М»).
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 данного закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
1. Согласно доводу жалобы заказчиком необоснованно изменен более чем на календарный месяц срок исполнения договора, а именно в Техническом задании установлен срок поставки товара - в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента подписания договора, при этом в протоколе рассмотрения и оценки заявок договор указано, что срок исполнения договора - 31.01.2023 .
Частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
Аналогичные сроки заключения договора установлены подпунктом 1.17.2 Положения о закупках.
Согласно разделу 1 (Техническое задание) документации о закупке, пункту 3.3 проекта договора сроки поставки: в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента подписания договора, в рабочие дни (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница) с 08:00 до 15:00 по московскому времени.
В соответствии с пунктом 7.1 проекта договора данный договор вступает в силу со дня его подписания сторонами в электронной форме и действует по 31.01.2023, а в части исполнения обязательств – до полного исполнения сторонами своих обязательств.
В соответствии с пунктом 11.7 документации о закупке при заключении и исполнении договора не допускается изменение его условий по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, кроме случаев, предусмотренных настоящим разделом документации о закупке.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок от 22.11.2022 срок исполнения договора – 31.01.2023.
Комиссия отмечает, что срок поставки товара и срок исполнения договора не тождественные понятия.
Срок поставки продукции – это срок, в течение которого поставщик обязан предоставить заказанный товар.
Срок действия договора поставки товара – временной период, в течение которого действуют условия соглашения и исполняются предусмотренные им обязательства всеми сторонами (в рассматриваемом случае заказчик и поставщик).
С учетом изложенного выше Комиссия пришла к выводу, что указанный заказчиком в протоколе срок действия договора соответствует условиям извещения/документации о закупке.
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения.
2. Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, описание предмета которой осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки (пункт 1);
- в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки (пункт 2).
Статьей 3.2 Закона о закупках определен порядок осуществления конкурентной закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном данной статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 данного закона.
Согласно части 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
В соответствии с частью 8 статьи 3.2 Закона о закупках, для определения поставщика (исполнителя, подрядчика) по результатам проведения конкурентной закупки заказчик создает комиссию по осуществлению конкурентной закупки.
Пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках (при необходимости).
Аналогичные требования установлены пунктом 1.8.2 Положения о закупках.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе:
- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 1);
- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2);
- требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик (пункт 3).
Аналогичные требования установлены пунктом 1.8.4 Положения о закупках.
В соответствии с пунктом 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 данного закона.
Подпунктом 5.4.3 Положения о закупках определено, что комиссия по закупкам рассматривает заявки на участие в запросе котировок на предмет соответствия требованиям законодательства, данного Положения и документации о закупке.
В соответствии с подпунктом 5.4.4 Положения о закупках комиссия по закупкам при рассмотрении заявок на соответствие требованиям законодательства, данного Положения и извещения о проведении запроса котировок обязана отказать участнику в допуске в случаях, установленных подпунктом 1.12.1 данного Положения.
Согласно абзацу 2 подпункта 1.12.1 пункта 1.12 Положения о закупках комиссия по закупкам отказывает участникам закупки в допуске к участию в закупке в случае, если участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации о закупке (извещению о проведении запроса котировок) или данного Положения.
Абзацем 2 подпункта 1.14.7 пункта 1.14 Положения о закупках установлено, что при рассмотрении заявок на участие в закупке заявка отклоняется в случае несоответствия заявки на участие в закупке требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки, указанным в документации о закупке.
Согласно пункту 2.4 информационной карты предметом закупки является поставка транспортного средства (мусоровоз).
Описание предмета закупки представлено в таблице «Функциональные и технические характеристики товара» раздела 1 документации о закупке, где заказчиком установлены требования к качественным и функциональным характеристикам товара.
Пунктом 2.12 информационной карты определено, что описание участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных, количественных и качественных характеристик не должно противоречить требованиям, установленным в разделе 1 документации о закупке.
Пунктом 2.11 информационной карты установлено, что требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке установлены в соответствии с разделом 5 документации о закупке.
Подпунктом 2 пункта 5.3 раздела 5 документации о закупке установлено, что заявка на участие в закупке должна содержать, в том числе предложение участника закупки в отношении предмета закупки (сведения о товаре, оказываемой услуге, выполняемой работе, которые являются предметом закупки с конкретными показателями в соответствии с требованиями раздела 1 документации о закупке – описание предмета закупки).
Согласно пункту 6.4 раздела 6 документации о закупке комиссия по закупкам рассматривает заявки на участие в запросе котировок на предмет их соответствия требованиям документации о закупке.
В соответствии с пунктом 6.6 раздела 6 документации о закупке комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в документации о закупке либо участником закупки не предоставлены документы и информация, предусмотренные документацией о закупке.
В приложении к документации о закупке заказчиком установлены рекомендуемые формы документов при предоставлении их в составе заявки участниками закупки.
Пунктом «Сведения о качественных и функциональных характеристиках товара» формы 2 «Предложение участника в отношении предмета закупки (сведения о товаре)» приложения к документации о закупке, разделом 1 документации о закупке установлено, что предлагаемый «товар соответствует или превышает требования технических спецификаций по производительности и эргономическим показателям».
Рассмотрев заявку победителя – ООО «М», Комиссией Управления установлено, что данным участником к поставке был предложен товар, часть характеристик которого не соответствовала значениям, установленным в техническом задании, а именно:
Наименование показателя |
Значение показателя, функциональные характеристики товара, установленные в ТЗ |
Предложение победителя закупки |
Марка, модель транспортного средства |
мусоровоз с задней загрузкой КО-440В1-01** на базе автомобиля Камаз-65115** (с порталом) |
мусоровоз с задней СМ18 на базе автомобиля Камаз-65115 (с порталом) |
Технически допустимая нагрузка на переднюю ось |
не менее 6200 |
5600 |
Технически допустимая нагрузка на заднюю тележку |
не менее 19000 |
18700 |
Масса мусоровоза снаряженная, кг |
не более 14605 |
14696 |
Масса загружаемых в кузов отходов, кг |
не менее 10 445 |
9604 |
Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм |
не менее 9000 х 2550 х 3750 |
9300*2540*3600 |
Направляющие для выталкивающей плиты |
не менее 2х направляющих из швеллера 16П г/кат |
гнутый профиль повышенной прочности |
Расположение гидроцилиндров подающей плиты |
с наружной стороны боковин заднего борта |
внутри бункера на падающей плите (без дополнительной жесткости боковых стенок) |
Клиренс между днищем загрузочного ковша и поверхностью дорожного покрытия, мм |
не менее 550 |
500 |
Направляющие подающей плиты |
профильный прокат квадратного сечения 50х50 мм |
100*80 |
Гидросистема |
двухконтурная |
одноконтурная |
Датчик положения портала с индикацией в кабине |
наличие |
нет |
Кнопка аварийного останова слева и справа: остановка двигателя и включение звуковой сигнализации |
наличие |
сигнализации и остановки двигателя - нет |
Класс защиты пульта |
IP65/66 |
IP67 |
Козырек для защиты пульта от внешних воздействий |
наличие |
ударопрочный корпус |
Регулировка оборотами двигателя с рабочего места оператора |
наличие |
нет; обороты повышаются при работе оборудованием, автоматически |
Из изложенного следует, что заявка ООО «М» не соответствовала требованиям документации о закупке и подлежала отклонению.
Между тем, закупочная комиссия, допустив данного участника к участию в закупке и признав его победителем процедуры (протокол рассмотрения и оценки заявок от 22.11.2022), тем самым нарушила требования пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, абзаца 2 подпункта 1.12.1 пункта 1.12, абзаца 2 подпункта 1.14.7 пункта 1.14, подпунктов 5.4.3, 5.4.4 пункта 5.4 Положения о закупках.
Таким образом, жалоба Общества в данной части является обоснованной.
При рассмотрении жалобы заявителя было установлено, что между АО «СпецАТХ» и победителем запроса котировок ООО «М» 05.12.2022 заключен договор поставки № 32211841252, в качестве подтверждения данного факта Комиссии представлена заверенная в установленном порядке копия договора; с связи с чем Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «К» на действия закупочной комиссии, заказчика – Акционерного общества «Спецавтохозяйство» при проведении запроса котировок на поставку транспортного средства (мусоровоз) (извещение № 32211841252 размещено на сайте http://zakupki.gov.ru) обоснованной в части.
2. Признать закупочную комиссию заказчика нарушившей требования пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»; абзаца 2 подпункта 1.12.1 пункта 1.12, абзаца 2 подпункта 1.14.7 пункта 1.14, подпунктов 5.4.3, 5.4.4 пункта 5.4 Положения о закупках товаров, работ, услуг муниципального акционерного общества «Спецавтохозяйство».
3. Закупочной комиссии, заказчику – АО «Спецавтохозяйство», оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать, поскольку заключен договор, и в действие вступили гражданско-правовые отношения.
4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.