Решение б/н Дело от 11 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу № 067/01/11-27/2020

о нарушении антимонопольного законодательства

 

11 сентября 2020 года                                                                                        г. Смоленск                                                          

Резолютивная часть решения оглашена 28 августа 2020 года

Полный текст решения изготовлен 11 сентября 2020 года

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела № 067/01/11-27/2020  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

<…>

<…>

рассмотрев в дистанционном порядке дело № 067/01/11-27/2020, возбужденное по признакам нарушения ООО «Пр» (ИНН <…>, зарегистрировано по адресу: <…>), ООО «Д» (ИНН <…>, зарегистрировано по адресу: <…>) и ООО «Пф» (ИНН <…>, зарегистрировано по адресу: <…>) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии представителей ответчиков:

- ООО «Пр» - А.С.Н., директора (паспорт <...>

- ООО «Д» - А.С.Н., директора (паспорт <...>

- ООО «Пф» - Ш.Р.А. директора (паспорт);

в отсутствие извещенных в установленном порядке о дате, времени и месте рассмотрения дела представителей заинтересованных лиц: ИП К.С.В., ИП Г.С.П., ИП Г.А.Г., ИП В.М.А., ООО «Ф», ООО «В», ООО «С», ООО «М», АО «Единая электронная торговая площадка», ЗАО «Сбербанк-АСТ», Смоленский филиал ФГБОУ ВО «Р», МУП ККП, Администрации МО, ООО «А»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Смоленское УФАС России поступило заявление физического лица о нарушении ООО «Пр», ООО «Д» и ООО «Пф» законодательства о защите конкуренции при участии в электронных аукционах с извещениями №№ 0363100014718000004, 0563600008118000019, 0563600008119000008.

В ходе рассмотрения заявления Смоленским УФАС России выявлены признаки нарушения обществами с ограниченной ответственностью «Пр», «Д» и «Пф» пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в связи с чем приказом Смоленского УФАС России № 04 от 31.01.2020 возбуждено дело № 067/01/11-27/2020 по признакам нарушения ООО «Пр», ООО «Д» и ООО «Пф» пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Определением от 13.02.2020 рассмотрение дела № 067/01/11-27/2020 было назначено на 14.04.2020.

Определением от 14.04.2020 срок рассмотрения дела был продлен до 13.11.2020, рассмотрение дела № 067/01/11-27/2020 отложено на 05.06.2020.

Определением от 05.06.2020 № 067/01/11-27/2020 рассмотрение дела отложено на 04.08.2020.

Определением от 04.08.2020 № 067/01/11-27/2020 рассмотрение дела отложено на 28.08.2020.

 

В ходе рассмотрения дела – как с учетом сведений, полученных от заявителя, так и с учетом сведений и документов, полученных Смоленским УФАС России в ходе рассмотрения дела, Комиссией установлены следующие фактические обстоятельства.

На официальном сайте единой информационной системы в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальный сайт, адрес сайта - www.zakupki.gov.ru) были опубликованы извещения о проведении следующих аукционов в электронной форме, предметом которых являлось соответственно:

1) извещение № 0563600008118000019 от 29.05.2018, заказчик – МУП ККП, о проведении аукциона на выполнение текущего ремонта рулонной кровли отдельными местами из наплавляемых материалов в 2 слоя в городе Десногорске Смоленской области; начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) - 2 204 541, 57 руб.;

2) извещение № 0563600008118000023 от 29.05.2018, заказчик - МУП ККП, о проведении аукциона на выполнение текущего ремонта рулонной кровли из наплавляемых материалов балконных козырьков многоквартирных жилых домов; НМЦК – 323 962 руб.;

3) извещение № 0363100014718000004 от 13.09.2018, заказчик – Смоленский филиал ФГБОУ ВО «Р», о проведении аукциона на капитальный ремонт кровли корпуса № 1; НМЦК - 489 471 руб.;

4) извещение № 0563600008119000008 от 26.04.2019, заказчик - МУП ККП о проведении аукциона на выполнение текущего ремонта рулонной кровли из наплавляемых материалов в 2 слоя; НМЦК - 3 145 110, 26 руб.;

5) извещение № 0163300017719000273 от 30.09.2019, заказчик – Администрация МО, о проведении аукциона на ремонт кровли и фасада гаражей Администрации МО; НМЦК – 711 278 руб.

Для участия во всех вышеуказанных аукционах, помимо иных участников закупки, заявки подавали ООО «Пр», ООО «Д» и ООО «Пф»; по результатам 4-х (четырёх) аукционов их победителем признавалось ООО «Пр», в одном из аукционов данному Обществу было присвоено 2-ое (второе) место.

 

1. Согласно материалам дела, аукцион на право заключения контракта на выполнение текущего ремонта рулонной кровли отдельными местами из наплавляемых материалов в 2 слоя в городе Десногорске Смоленской области с НМЦК – 2 204 541, 57 руб., заказчик – МУП ККП (извещение № 0563600008118000019 от 29.05.2018), проходил следующим образом.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 07.06.2018 № 0563600008118000019-1 на участие в аукционе заявки подали 8 (восемь) участников закупки; заявки всех участников закупки были признаны соответствующими требованиям, установленным в документации об аукционе; все участники закупки, подавшие заявки, допущены к участию в нем.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 13.06.2018 № 0563600008118000019-2 непосредственное участие в аукционе приняли 6 (шесть) участников закупки: ИП В.М.А. (заявка с регистрационным № 1); ИП Г.А.Г. (заявка № 2); ООО «Пр» (заявка № 5); ООО «Пф» (заявка № 6); ООО «Д» (заявка № 7) и ИП Г.С.П. (заявка № 8).

Согласно данному протоколу участниками аукциона были предложены следующие цены, ранжированные по мере убывания:

Место

Порядковый номер заявки

Дата и время

подачи

Сумма предложения

Тип цены

1

Заявка № 6

13.06.2018 12:15:26

 1 146 361,59

Понижение 48,00%

2

Заявка № 7

13.06.2018 12:15:19

 1 256 588,67

Понижение 43,00 %

3

Заявка № 5

13.06.2018 12:35:12

 1 900 000,00

Понижение 13,81 %

4

Заявка № 8

13.06.2018 12:35:00

 1 957 777,77

Понижение 11,19 %

5

Заявка № 2

13.06.2018 12:14:05

 2 028 178,23

Понижение 8,00 %

6

Заявка № 1

13.06.2018 12:11:58

 2 039 200,94

Понижение 7,50 %

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 13.06.2018 г. такие ценовые предложения были поданы соответственно следующими участниками закупки:

Номер по ранжированию

Порядковый номер заявки

Наименование участника

Предложение о цене контракта, рублей

1

№ 6

ООО «Пф»

1 146 361,59

2

№ 7

ООО «Д»

1 256 588,67

3

№ 5

ООО «Пр»

1 900 000,00

4

№ 8

ИП Г.С.П.

1 957 777,77

5

№ 2

ИП Г.А.Г.

2 028 178,23

6

№ 1

ИП В.М.А.

2 039 200,94

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 13.06.2018  по результатам рассмотрения вторых частей заявок аукционной комиссией принято решение о признании заявок ООО «Пф» и ООО «Д» несоответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе, в связи с непредоставлением данными участниками закупок в составе вторых частей заявок деклараций о соответствии такого участника аукциона требованиям, установленном пунктами 1 – 9 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), победителем аукциона признано ООО «Пр» , предложившее цену контракта 1 900 000 рублей (снижение составило 13,81 %).

По результатам аукциона между заказчиком и ООО «Пр» 27.06.2018 был заключен контракт № 0563600008118000019-0853797-01.

 

2. Аукцион на право заключения контракта на выполнение текущего ремонта рулонной кровли из наплавляемых материалов балконных козырьков многоквартирных жилых домов с НМЦК – 323 962 руб., заказчик - МУП ККП (извещение № 0563600008118000023 от 29.05.2018), проходил следующим образом.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 07.06.2018 № 0563600008118000023-1 на участие в аукционе заявки подали 4 (четыре) участника закупки; заявки всех участников закупки были признаны соответствующими требованиям, установленным в документации об аукционе; все участники закупки, подавшие заявки, допущены к участию в нем.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 13.06.2018 № 0563600008118000023-2 непосредственное участие в аукционе приняли 4 (четыре) участника закупки: ИП В.М.А. (заявка с регистрационным № 1); ООО «Пр» (заявка № 2); ООО «Пф» (заявка № 3); ООО «Д» (заявка № 4).

Согласно данному протоколу участниками аукциона были предложены следующие цены, ранжированные по мере убывания:

Место

Порядковый номер заявки

Дата и время

подачи

Сумма предложения

1

Заявка № 4

13.06.2018 13:06:47

 178 179,10

2

Заявка № 3

13.06.2018 13:06:41

 194 377,20

3

Заявка № 2

13.06.2018 13:26:39

 320 722,38

4

Заявка № 1

13.06.2018 13:05:35

 322 342,19

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 14.06.2018 такие ценовые предложения были поданы соответственно следующими участниками закупки:

Номер по ранжированию

Порядковый номер заявки

Наименование участника

Предложение о цене контракта, рублей

1

№ 4

ООО «Д»

178 179,10

2

№ 3

ООО «Пф»

194 377,20

3

№ 2

ООО «Пр»

320 722,38

4

№ 1

ИП В.М.А.

322 342,19

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 14.06.2018 по результатам рассмотрения вторых частей заявок аукционной комиссией принято решение о признании заявок ООО «Пф» и ООО «Д» несоответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе, в связи с непредоставлением данными участниками закупок в составе вторых частей заявок деклараций о соответствии такого участника аукциона требованиям, установленном пунктами 1 – 9  Закона о контрактной системе, победителем аукциона признано ООО «Пр» , предложившее цену контракта 320 722,38 (снижение составило 1%).

По результатам аукциона между заказчиком и ООО «Пр» 27.06.2018 был заключен контракт № 0563600008118000023-0853797-01.

 

3. Аукцион на право заключения контракта на капитальный ремонт кровли корпуса № 1 с  НМЦК - 489 471 руб., заказчик – Смоленский филиал ФГБОУ ВО «Р» (извещение № 0363100014718000004 от 13.09.2018), проходил следующим образом.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.09.2018 № 0363100014718000004-1 на участие в аукционе заявки подали 4 (четыре) участника закупки; заявки всех участников закупки были признаны соответствующими требованиям, установленным в документации об аукционе; все участники закупки, подавшие заявки, допущены к участию в нем.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 24.09.2018 № 0363100014718000004-2 непосредственное участие в аукционе приняли 4 (четыре) участника закупки: ООО «Пр» (заявка № 1); ООО «Пф» (заявка № 2); ООО «Д» (заявка № 3) и ИП Климкин С.В. (заявка № 4).

Согласно данному протоколу участниками аукциона были предложены следующие цены, ранжированные по мере убывания:

Место

Порядковый номер заявки

Дата и время

подачи

Сумма предложения

Тип цены

1

Заявка №2

24.09.2018 09:37:16

 288 787,88

Понижение 41,00 %

2

Заявка №3

24.09.2018 09:37:05

 313 261,43

Понижение 36,00%

3

Заявка №1

24.09.2018 09:56:47

 484 000,00

Понижение 1,11 %

4

Заявка № 4

24.09.2018 09:33:25

 484 576,28

Понижение 1,00%

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 25.09.2018 такие ценовые предложения были поданы соответственно следующими участниками закупки:

Номер по ранжированию

Порядковый номер заявки

Наименование участника

Предложение о цене контракта, рублей

1

№ 2

ООО «Пф»

288 787,88

2

№ 3

ООО «Д»

313 261,43

3

№ 1

ООО «Пр»

484 000,00

4

№ 4

ИП К.С.В.

484 576,28

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 25.09.2018 по результатам рассмотрения вторых частей заявок аукционной комиссией принято решение о признании заявок ООО «Пф» и ООО «Д» несоответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе, в связи с непредоставлением данными участниками закупок в составе вторых частей заявок решений об одобрении или совершении крупной сделки и декларации о принадлежности участника к субъектам малого и среднего предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям; победителем аукциона признано ООО «Пр», предложившее цену контракта 484 000 рублей (снижение составило 1,11 %).

По результатам аукциона между заказчиком и ООО «Пр» 08.10.2018 был заключен государственный контракт № 0363100014718000004_269579.

 

4. Аукцион на право заключения контракта на выполнение текущего ремонта рулонной кровли из наплавляемых материалов в 2 слоя с НМЦК - 3 145 110, 26 руб., заказчик – МУП ККП (извещение № 0563600008119000008 от 26.04.2019), проходил следующим образом.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.05.2019 №  0563600008119000008-1 на участие в аукционе заявки подали 6 (шесть) участников закупки; заявки всех участников закупки были признаны соответствующими требованиям, установленным в документации об аукционе; все участники закупки, подавшие заявки, допущены к участию в нем.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 17.05.2019 № 0563600008119000008-2 непосредственное участие в аукционе приняли 4 (четыре) участника закупки: ООО «Пр» (заявка № 255); ООО «Пф» (заявка № 144); ООО «Д» (заявка № 50) и ИП К.С.В. (заявка № 229).

Согласно данному протоколу участниками аукциона были предложены следующие цены, ранжированные по мере убывания:

Место

Порядковый номер заявки

Дата и время

подачи

Сумма предложения

Тип цены

1

Заявка № 255

17.05.2019 10:55:00

 1 108 232,73

Понижение 64,76%

2

Заявка № 50

17.05.2019 10:54:51

 1 265 488,24

Понижение 59,76 %

3

Заявка № 144

17.05.2019 11:14:50

 2 850 000,00

Понижение 9,38 %

4

Заявка № 229

17.05.2019 10:29:19

 2 862 050,35

Понижение 9,00 %

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 20.05.2019 0563600008119000008-3 такие ценовые предложения были поданы соответственно следующими участниками закупки:

Номер по ранжированию

Порядковый номер заявки

Наименование участника

Предложение о цене контракта, рублей

1

№ 255

ООО «Пр»

1 108 232,73

2

№ 50

ООО «Д»

1 265 488,24

3

№144

ООО «Пф»

2 850 000,00

4

№ 229

ИП К.С.В.

2 862 050,35

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 20.05.2019 0563600008119000008-3 по результатам рассмотрения вторых частей заявок аукционной комиссией принято решение о признании всех заявок соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе; победителем аукциона признано ООО «Пр» , предложившее цену контракта 1 108 232,73 руб. (снижение составило 64,76 %).

Вместе с тем, Комиссией установлено, что ООО «Пр» и ООО «Д» в составе вторых частей своих заявок не представили декларации о соответствии требованиям, установленном пунктами 1 – 9  Закона о контрактной системе, а также декларации о принадлежности участника закупки к субъектам малого и среднего предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям; в связи с непредставление последней декларации аукционная комиссия обязана была признать заявки таких участников аукциона несоответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе, и признать победителем аукциона ООО «Пф» с ценой контракта 2 850 000 руб. (снижение – 9,38%).

По результатам аукциона между заказчиком и ООО «Пр» 03.06.2019 был заключен контракт № Р-19/230, согласно условиям которого его предметом являлось выполнение работ по текущему ремонту рулонной кровли из наплавляемых материалов в 2 слоя, срок выполнения работ по контракту - с даты его заключения по 31.10.2019, объем работ - 2940 квадратных метров кровли; 30.07.2019 данный контракт был расторгнут по соглашению сторон, фактически – в связи с невыполнением ООО «Пр» обязательств по контракту (по состоянию на 29.07.2019 из запланированного объема – 2 940 кв.м., было выполнено 140 кв.м.).

 

5. Аукцион на право заключения контракта на ремонт кровли и фасада гаражей Администрации МО с НМЦК – 711 278 руб., заказчик – Администрация МО (извещение № 0163300017719000273 от 30.09.2019), проходил следующим образом.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.10.2019 (реестровый № 0163300017719000273 (239-АЭФ)) на участие в аукционе заявки подали 5 (пять) участников закупки; заявки всех участников закупки были признаны соответствующими требованиям, установленным в документации об аукционе; все участники закупки, подавшие заявки, допущены к участию в нем.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 11.10.2019 № 0163300017719000273-2 непосредственное участие в аукционе приняли 4 (четыре) участника закупки: ООО «Пр» (заявка № 50); ООО «Пф» (заявка № 211); ООО «Д» (заявка № 218) и ООО «А» (заявка № 199).

Согласно данному протоколу участниками аукциона были предложены следующие цены, ранжированные по мере убывания:

Место

Порядковый номер заявки

Дата и время

подачи

Сумма предложения

Тип цены

1

Заявка № 211

11.10.2019 09:35:31

 494 336, 10

Понижение 30.49%

2

Заявка № 218

11.10.2019 09:35:13

 530 000

Понижение 25,49 %

3

Заявка № 199

11.10.2019 09:55:30

 698 000

Понижение 3,13 %

4

Заявка № 50

11.10.2019 09:55:11

 691 000

Понижение 2,85 %

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 11.10.2019 г. такие ценовые предложения были поданы соответственно следующими участниками закупки:

Номер по ранжированию

Порядковый номер заявки

Наименование участника

Предложение о цене контракта, рублей

1

№ 211

ООО «Пф»

494 336,10

2

№ 218

ООО «Д»

530 000

3

№ 199

ООО «А»

689 000

4

№ 50

ООО «Пр»

691 000

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 11.10.2019 по результатам рассмотрения вторых частей заявок аукционной комиссией принято решение о признании заявок ООО «Пф» и ООО «Д» несоответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе, в связи с непредоставлением данными участниками закупок в составе вторых частей заявок декларации о принадлежности участника к субъектам малого и среднего предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям; победителем аукциона признано ООО «А».

При этом Комиссией установлено, что ООО «Пр» в течение десяти минут, следующих после окончания аукциона (время поступления предложения 11.10.2019 09:55:11), то есть, на этапе «доподачи», предложило цену контракта, незначительно ниже НМЦК – а именно 691 000 руб. (снижение 2,85%), но в 09:55:30 другим участником аукциона - ООО «А» подано предложение о цене контракта 689 000 руб.

Комиссией по результатам анализа состояния конкуренции установлены следующие фактические обстоятельства.

В рамках рассмотрения дела и в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции был подготовлен и приобщен к материалам дела аналитический отчет по результатам проведения анализа состояния конкуренции в рамках дела № 067/01/11-27/2020 от 13.04.2020

Анализ проведен в объеме, необходимом для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела № 067/01/11-27/2020 и принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства, и в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 1.3 Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции проводится в объеме, установленном пунктом 10.10 Порядка, согласно которому анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов (по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статьи 17 Закона о защите конкуренции); предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции); предмета договоров на оказание соответствующих финансовых услуг (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции);

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах, - в случаях, возбуждения дел по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с проведенным анализом конкурентной среды на рынке услуг кровельных работ от 13.04.2020 были установлены следующие обстоятельства:

- временной интервал: с 01.01.2018 по 13.05.2019;

- предметом торгов является ремонт кровли;

- состав хозяйствующих субъектов: 7 хозяйствующих субъектов – конкурентов, осуществляющих деятельность на рынке по производству кровельных работ.

Таким образом, принимая во внимание, что требованиям, установленным документацией об аукционе, соответствует не менее семи хозяйствующих субъектов, можно сделать вывод о том, что исследуемый рынок является потенциально конкурентным.

 

При принятии решения Комиссией учитываются следующие нормативные положения.

Согласно пункту 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Закон о защите конкуренции, в соответствии со статьей 3 данного Закона, распространяет свое действие на отношения, которые связаны с защитой конкуренции и в которых участвуют, в том числе, юридические лица и органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пунктам 7, 17 и 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции в данном Законе используются, в том числе, следующие основные понятия:

- конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

- признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами - конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

В соответствии с частью 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции положения статьи 11 Закона о защите конкуренции не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции под контролем в настоящей статье, в статьях 11.1 и 32 данного Закона понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

1) распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

2) осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков:

1) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);

2) юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица физическое лицо или юридическое лицо;

3) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом, хозяйственным партнерством) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу, хозяйственному партнерству) обязательные для исполнения указания;

4) юридические лица, в которых более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица;

5) хозяйственное общество (хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества (хозяйственного партнерства);

6) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;

7) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры;

8) лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в пунктах 1 – 7 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных в пунктах 1 – 7 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции признаку;

9) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), физические лица и (или) юридические лица, которые по какому-либо из указанных в пунктах 1 – 8 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции признаков входят в группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).

Согласно пункту 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Согласно статье 1 Закона о контрактной системе данный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения предусмотренных Законом о контрактной системе контрактов; особенностей исполнения контрактов.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям данного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 данного Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 66 Закона подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке. Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.

Согласно пунктам 2, 4 и 7 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 данного Закона,  или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 – 9 части 1 статьи 31 данного Закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);

4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;

7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 данного Закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Согласно пунктам 3 – 9  части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: (3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства; (4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке; (5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято; (7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации; (7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; (8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма; (9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.

В соответствии с частями 4, 6 – 8 статьи 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном статьей 68 Закона о контрактной системе. Величина снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее – «шаг аукциона») составляет от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта. При проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах «шага аукциона». При проведении электронного аукциона любой его участник также вправе подать предложение о цене контракта независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения требований, предусмотренных частью 9 статьи 68 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 9 статьи 68 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта с учетом следующих требований:

1) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, равное ранее поданному этим участником предложению о цене контракта или большее чем оно, а также предложение о цене контракта, равное нулю;

2) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах «шага аукциона»;

3) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если оно подано таким участником электронного аукциона.

В соответствии с частью 11 статьи 68 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее десять минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также десять минут после поступления последнего предложения о цене контракта. Время, оставшееся до истечения срока подачи предложений о цене контракта, обновляется автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих проведение такого аукциона, после снижения начальной (максимальной) цены контракта или поступления последнего предложения о цене контракта. Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, такой аукцион автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается.

В соответствии с частью 12 статьи 68 Закона о контрактной системе в течение десяти минут с момента завершения в соответствии с частью 11 статьи 68 Закона о контрактной системе электронного аукциона любой его участник вправе подать предложение о цене контракта, которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта независимо от «шага аукциона», с учетом требований, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 9 статьи 68 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе.

Согласно пунктам 1 и 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 данного Закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Приведенные нормы Закона о контрактной системе, а также практика его применения свидетельствуют в целом о следующем.

Как указано выше, заявка на участие в аукционе состоит из 2-х (двух частей); первая часть заявки содержит сведения о предлагаемых к поставке товарах, к выполнению работ, к оказанию услуг (в установленных Законом случаях – согласие соответственно на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг на условиях, указанных в документации о закупке), указание сведений о самом участнике закупки в первой части заявки Законом о контрактной системе не предусмотрено; то есть, такие заявки являются анонимными. После рассмотрения первых частей заявок проводится аукцион (или редукцион, то есть, аукцион на понижение начальной цены), в котором принимают участие те участники закупки, чьи заявки по результатам рассмотрения первых частей заявок признаны соответствующими требованиям, установленным в документации об аукционе применительно к первой части такой заявки.

Вторая часть заявки содержит сведения о самом участнике закупки; несоответствие участника закупки, в том числе, непредоставление сведений, документов, деклараций о соответствии участника закупки требованиям действующего законодательства, может быть выявлено только на этапе рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе.

Следовательно, участвовать в аукционе, подавать предложения о цене контракта вправе и тот участник закупки, чья заявка на этапе рассмотрения вторых частей заявок должна быть признана несоответствующей требованиям документации о закупке. При этом решение о признании заявки соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, или несоответствующей таким требованиям – при наличии для этого оснований, является не правом, а обязанностью аукционной комиссии. В этой связи участник закупки, который не представил в составе своей заявки какой-либо из документов, предусмотренных статьей 66 Закона о контрактной системе, обязан осознавать, что его заявка по результатам рассмотрения вторых частей заявок должна быть признана несоответствующей требованиям, установленным в документации об аукционе.

На стадии принятия решения об участии в аукционе добросовестный участник заблаговременно оценивает риск получения той или иной прибыли при поставке товара по предмету контракта, что представляет собой заранее обдуманный экономический расчет максимальной и минимальной возможной прибыли участника в случае, если он становится победителем по итогам аукциона.

Закон о контрактной системе не обязывает хозяйствующих субъектов вступать в гражданско-правовые отношения в целях поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных, муниципальных нужд, а регулирует отношения, связанные с закупкой в указанных целях, в том числе не обязывает участника закупки, подавшего заявку, снижать НМЦК, что свидетельствует о том, что действия хозяйствующих субъектов на торгах должны соответствовать требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о защите конкуренции.

Снижение участником аукциона НМЦК возможно только до заранее предусмотренного этим участником предела (не ниже определенной для себя цены).

Между тем, при осуществлении закупок получила распространения недобросовестная практика участия в них, именуемая также «тараном»: двое (как правило, не более 2-х) из участников соглашения в течение короткого промежутка времени поочередно снижают цену контракта на существенную величину, пока не убеждаются, что добросовестные участники аукционов, введенные в заблуждение такой линией поведения своих конкурентов, отказывались от конкурентной борьбы в ходе аукциона; затем, другой (прим.: третий) участник соглашения в течение десяти минут, следующих после окончания аукциона, предлагает цену, незначительно ниже цены, предложенной добросовестным участником аукциона, что должно привести к признанию победителем такого участника, поскольку заранее известно, что вторые части остальных участников соглашения будут признаны не соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе.

 

Анализ вышеприведенных закупок свидетельствует о том, что ООО «Д», ООО «Пр» и ООО «Пф» участвовали в таком соглашении.

Как указано выше, согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами - конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Согласно абзацу 1 пункта 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 № 9966/10 по делу № А27-12323/2009 указано, что в силу части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести, в том числе, к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Также, согласно правовой позиции, изложенной в указанном Постановлении,  для заключения вывода о наличии нарушений антимонопольного законодательства, выражающихся в создании картеля (заключении антиконкурентного соглашения), не требуется доказывание антимонопольным органом фактического исполнения участниками картеля условий соответствующего противоправного соглашения, а также фактического наступления последствий, перечисленных в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, поскольку, в силу буквального толкования названной нормы, рассматриваемое нарушение состоит в самом достижении участниками картеля договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции  последствиям.

Таким образом, для квалификации действий хозяйствующих субъектов-конкурентов или субъектов, осуществляющих деятельность на одном товарном рынке, в качестве создания картеля, ограничивающего конкуренцию, достаточно установить сам факт заключения такими субъектами противоправного соглашения и направленность такого соглашения на повышение, снижение или поддержание цен на торгах.

Наличие антиконкурентного соглашения, в числе прочего, предполагает намеренное поведение каждого хозяйствующего субъекта определенным образом для достижения заранее оговоренной цели, причинно - следственной связи между действиями участников соглашения, соответствием результата действий интересам каждого хозяйствующего субъекта и одновременно их заведомой осведомленностью о будущих действиях друг друга.

В рассматриваемом случае подтверждением заключения между ООО «Пр» , ООО «Д» и ООО «Пф» соглашения является как их фактическое поведение, так и то, что подача заявок на участие в аукционе и ценовых предложений происходила с одних и тех же IP-адресов, в частности:

- при проведении аукциона на капитальный ремонт кровли корпуса № 1 Смоленского филиала ФГБОУ ВО «Р» (извещение № 0363100014718000004 от 13.09.2018) подача заявок производилась с IP=95.158.235.149-95.158.235.149, ценовых предложений производилась с IP адреса - 95.158.235.149;

- при проведении аукциона на право заключения контракта на выполнение текущего ремонта рулонной кровли из наплавляемых материалов в 2 слоя (извещение № 0563600008119000008 от 26.04.2019) подача заявок производилась с IP=212.3.130.80, ценовых предложений производилась с IP адреса - 94.25.237.28;

- при проведении аукциона на право заключения контракта на выполнение текущего ремонта рулонной кровли отдельными местами из наплавляемых материалов в 2 слоя в городе Десногорске Смоленской области (извещение № 0563600008118000019 от 29.05.2018) подача заявок производилась с IP=94.25.237.9, ценовых предложений производилась с IP адреса - 95.158.209.20.

При этом участники соглашения - ООО «Д» и ООО «Пф», а в одном из приведенных выше случаев – ООО «Пр» и ООО «Д», в ходе подготовки и участия в электронных аукционах преднамеренно исключили возможность соответствия вторых частей заявок требованиям документации об аукционе; поведение участников соглашения при подаче ценовых предложений свидетельствует об их взаимной договоренности относительно линии поведения в ходе проведения указанных выше аукционов.

Как указано выше, для квалификации действий хозяйствующих субъектов-конкурентов или субъектов, осуществляющих деятельность на одном товарном рынке, в качестве создания картеля, ограничивающего конкуренцию, достаточно установить сам факт заключения такими субъектами противоправного соглашения и направленность такого соглашения на повышение, снижение или поддержание цен на торгах.

В этой связи сам про себе факт недостижения цели соглашения не свидетельствует об отсутствии такого соглашения.

Так, в одном из рассматриваемых случаев - аукционе на право заключения контракта на выполнение текущего ремонта рулонной кровли из наплавляемых материалов в 2 слоя с НМЦК - 3 145 110, 26 руб., заказчик – МУП ККП (извещение № 0563600008119000008 от 26.04.2019), победителем признано ООО «Пр», которое демпинговало при проведении аукциона, по мнению Комиссии – в пользу ООО «Пф». Между тем, вопреки расчетам участников соглашения, по результатам рассмотрения вторых частей заявок заявки ООО «Пр» и ООО «Д» были признаны соответствующими требованиям, установленным в документации о закупке, что и повлекло заключение контракта с ООО «Пр». Об отсутствии реальных намерений исполнить контракт свидетельствуют небольшой объем выполненных данным Обществом работ и последующее расторжение контрактов.

Также умысел участников соглашения не был доведен до нужного им результата по результатам аукциона на право заключения контракта на ремонт кровли и фасада гаражей Администрации МО с НМЦК – 711 278 руб., победителем которого стало ООО «А». В данном случае участники соглашения действовали в соответствии с ранее разработанной ими схеме, которая ранее приводила к нужному им результату. Но на этапе «доподачи» ценового предложения ООО «А» избрало более верную тактику поведения и подало ценовое предложение позже одного из участников соглашения, что и позволило стать ему победителем аукциона.

 

Доводы ООО «Пр» , ООО «Д» и ООО «Пф» о том, что они действовали добросовестно и разумно, между ними отсутствовало антиконкурентное соглашение, полностью опровергается приведенными выше доказательствами.

Также Комиссия отклоняет доводы ответчиков об отсутствии в их действиях нарушения, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в силу исключения, установленного частью 7 статьи 11 данного Закона.

В частности, ответчик - ООО «Пр» не согласен с вменяемым ему нарушением антимонопольного законодательства и просит дело в отношении него прекратить по следующим основаниям.

На момент участия в аукционах с извещениями №№ 0363100014718000004 и 0563600008118000019 ООО «Д», ООО «Пр», ООО «Пф» являлись участниками в составе группы лиц. Взаимосвязь ООО «Д» и ООО «Пф» устанавливается наличием в обоих обществах на тот момент одного учредителя Ш.Р.А. Взаимосвязь ООО «Д» и ООО «Пр» устанавливается наличием в обоих обществах на тот момент одного учредителя – А.С.Н. и осуществления им единоличного исполнительного органа в данных обществах.

На момент участия в аукционе с извещением № 0563600008119000008 ООО «Д» и ООО «Пр» по-прежнему находились в составе группы лиц, так как владельцем 100 % долей в уставных капиталах хозяйственных обществ и одновременно их единоличным исполнительным органом является А.С.Н.

ООО «Пф» на момент участия в вышеуказанном аукционе, в том числе его учредитель Ш.Р.А., отношения к ООО «Д» и ООО «Пр» не имело, так как учредитель Ш.Р.А. на основании решения об одобрении выхода из состава ООО «Д» от 21.11.2018 был исключен из его состава.

В данном аукционе ООО «Пф» являлся самостоятельным субъектом и при подаче ценовых предложений действовал из своих финансовых возможностей и предпринимательских интересов.

 

Комиссией установлено, что согласно единому государственному реестру юридических лиц по состоянию на 28.08.2020:

- ООО «Пр» (ИНН <…>) зарегистрировано по адресу: <…>. Единственным учредителем ООО «Пр» является А.С.Н. с долей участия 100%, он же является директором общества. Основной вид деятельности – строительство жилых и нежилых зданий;

- ООО «Д» (ИНН <…>) зарегистрировано по адресу: <…>. Единственным учредителем ООО «Д» является А.С.Н. с долей участия 100%, он же является директором общества. Основной вид деятельности – строительство жилых и нежилых зданий.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) ООО «Пр» и ООО «Д» входят в одну группу лиц, следовательно, действуют на товарном рынке как единый хозяйствующий субъект;

- ООО «Пф» (ИНН <…>) зарегистрировано по адресу: <…>. Единственным учредителем ООО «Пф» является Ш.Р.А.с долей участия 100%, он же является директором общества. Основной вид деятельности – строительство жилых и нежилых зданий.

Также Комиссией установлено, что на момент участия в электронных аукционах с извещениями №№ 0363100014718000004, 0563600008118000019 учредителем ООО «Пр» (директор – А.С.Н.) с долей в уставном капитале 100% являлся А.С.Н.  Учредителем ООО «Пф» (директор – Ш.Р.А.) с долей в уставном капитале 100% являлся Ш.Р.А.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 05.07.2016 учредителями ООО «Д» являлись А.С.Н. и Ш.Р.А. с долями в уставном капитале по 50% у каждого. Согласно данной выписки лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является А.С.Н. Аналогичные сведения о распределении долей уставного капитала между учредителями, а именно по 50% на учредителя, зафиксированы и в Протоколе № 1 общего собрания учредителей ООО «Д» от 24.11.2009.

Взаимосвязь ООО «Пф» и ООО «Д» устанавливается наличием в обоих обществах, на тот момент, одного учредителя – Ш.Р.А.

 Взаимосвязь ООО «Пр» и ООО «Д» устанавливается наличием в обоих обществах на тот момент одного учредителя – А.С.Н. и осуществлении им же функции единоличного исполнительного органа в данных обществах.

Размер доли учредителя Ш.Р.А. в уставном капитале ООО «Д» составлял 50%; доля учредителя А.С.Н. в уставном капитале ООО «Д» также составляла 50%.

Пунктом 2 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции установлено, что группой лиц признаются юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица физическое лицо или юридическое лицо.

Таким образом, ООО «Пр» и ООО «Д» признаются группой лиц.

Утверждение представителя ООО «Пф» о том, что на момент проведения аукционов в электронной форме с извещениями №№ 0363100014718000004, 0563600008118000019 ООО «Пф» и ООО «Д» являлись участниками в составе группы лиц, не нашел своего подтверждения, поскольку указанные лица не соответствуют критериям отнесения юридических и физических лиц к одной группе, установленным  частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.

Установлено, что 21.11.2018 Ш.Р.А. вышел из состава ООО «Д» (решение № 4 единственного участника ООО «Д»). Согласно данному решению доля учредителя Ш.Р.А. в уставном капитале ООО «Д» в размере 50% перераспределена в пользу А.С.Н.

Таким образом, учредителем ООО «Д» с долей в уставном капитале 100% является физическое лицо А.С.Н.

На основании пункта 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции и в связи с тем, что учредителем ООО «Пр» (директор – А.С.Н.) и ООО «Д» (директор – А.С.Н.) является одно физическое лицо, с долей в уставном капитале 100% - А.С.Н., данные организации признаются группой лиц. ООО «Пф» не входит в состав данной группы лиц.

Как следует из разъяснений Президиума Федеральной антимонопольной службы от 13.03.2019 № 16 «О применении частей 7,8 статьи 11 Закона о защите конкуренции» расширительное толкование указанной нормы не допустимо, в связи с наличием исчерпывающего и законченного перечня таких критериев.

Вместе с тем, как указано выше, в соответствии с частью 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции положения статьи 11 Закона о защите конкуренции не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поскольку ни одним из входящих в группу лиц хозяйствующих обществ (ООО «Пр» и ООО «Д» ) не установлен контроль над ООО «Пф» применительно к положению части 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции, то условия о допустимости антиконкурентных соглашений на ООО «Пр», ООО «Д», ООО «Пф» не распространяются и при участии в аукционах указанные лица должны были соблюдать требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Такой вывод подтверждается имеющейся судебной практикой, в частности, судебными актами по делу № А56-35272/2019 (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.01.2020 по делу № А56-35272/2019).

С учетом изложенного довод заявителя о том, что на субъектов, входящих в группу лиц, не распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 11 Закона о защите конкуренции, является необоснованным.

 

 В соответствии с требованиями статьи 48.1 Закона о защите конкуренции 11.08.2020 Комиссией подготовлено заключение об обстоятельствах дела № 067/01/11-27/2020 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Заключение).

В Заключении нашли отражение фактические обстоятельства дела, установленные Комиссией, а также доказательства, на которых основаны выводы Комиссии.

В силу части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лицам, участвующим в деле, было дано право представить Комиссии пояснения, доказательства и доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в Заключении, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Письменных пояснений относительно доводов, изложенных в Заключении, ответчики не представили.

Комиссией Управления установлены следующие косвенные доказательства наличия антиконкурентного соглашения между ООО «Пф» и группой лиц в составе ООО «Пр» и ООО «Д».

Во всех исследуемых аукционах применялась единая стратегия поведения: двое из участников соглашения в течение короткого промежутка времени поочередно снижали цену контракта на существенную величину, пока не убеждались, что добросовестные участники аукционов, введенные в заблуждение такой линией поведения своих конкурентов, отказывались от конкурентной борьбы в ходе аукциона; затем, другой участник соглашения в течение десяти минут следующих после окончания аукциона предлагает цену, незначительно ниже цены, предложенной добросовестным участником аукциона, что должно привести к признанию победителем такого участника, поскольку заранее известно, что вторые части остальных участников соглашения будут признаны не соответствующими документации аукциона; подача заявок на участие в рассматриваемых электронных аукционах и ценовые предложения данными хозяйствующими субъектами осуществлялась с использованием единой технической инфраструктуры.

Рассмотренное поведение ООО «Пр», ООО «Д», ООО «Пф» свидетельствует об их договоренности, которую они реализовывали с целью введения добросовестных участников аукциона в заблуждение и выведения их своими противоправными действиями из конкурентной борьбы.

Проанализировав материалы дела, письменные пояснения ответчиков, заинтересованных лиц, Комиссия Смоленского УФАС России пришла к выводу, что модель группового поведения вышеуказанных хозяйствующих субъектов свидетельствует о достигнутом ими соглашении, наносящему ущерб добросовестному подрядчику и заказчику. Действия участников соглашения привели к поддержанию цены на торгах путем введения в заблуждение добросовестных участников торгов, и как следствие, неподаче ими ценовых предложений и прекращению дальнейшего снижения цены контрактов.

Комиссия Смоленского УФАС России пришла к выводу, что действия ООО «Пф» и ООО «Д», входящего в группу лиц с ООО «Пр»,  фактически не были направлены на заключение контрактов по итогам проведения торгов и являются логичными и обоснованными лишь в случае их осуществления с целью введения в заблуждение добросовестных участников торгов, что позволило заключить государственные (муниципальные) контракты третьему участнику соглашения – ООО «Пр» , входящему в группу лиц с ООО «Д».

Учитывая совокупность изложенных выше обстоятельств, Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела № 067/01/11-27/2020 о нарушении антимонопольного законодательства считает, что доводы ответчиков об отсутствии в их действиях нарушения антимонопольного законодательства являются несостоятельными и приходит к выводу о том, что действия ООО «Пф» и группы лиц в составе ООО «Пр» и ООО «Д» нарушают пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Общая НМЦК пяти аукционов в электронной форме: 6 874 362,83 руб.

Сумма заключенных контрактов: 3 812 955,11 руб.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях ООО «Пф» , ООО «Пр» и ООО «Д»  нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении устного антиконкурентного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен в ходе проведения электронных аукционов с извещениями №№0363100014718000004, 0563600008118000019, 0563600008119000008, 0563600008118000023 и  0163300017719000273.

2. Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в связи с фактическим исполнением заключенных контрактов.

3.Передать уполномоченному должностному лицу материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны