Решение б/н Решение по делу от 12 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Муниципальное казенное учреждение «Строитель»

ул. Нарвская, д. 19, г. Смоленск, 214025

 

ООО «Корпорация СтройИндустрия»

ул. Попова, д. 5, оф. 3, г. Смоленск, 214020

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Решение

по делу № 067/01/16-37/2020

о нарушении антимонопольного законодательства

                                                                                                                                 

Резолютивная часть решения оглашена 28 октября  2020 года                           г. Смоленск

Полный текст решения изготовлен 12 ноября 2020 года

                                                                                    

Комиссия по рассмотрению дела № 067/01/16-37/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

– <…>;

Члены Комиссии:

- <…>;

- <…>;

- <…>,

при участии в дистанционном режиме рассмотрения дела представителя ООО «Корпорация СтройИндустрия»: <…> (доверенность, паспорт);

в отсутствие представителей Муниципального казенного учреждения «Строитель», извещенного в установленном порядке о дате, времени и месте рассмотрения дела – о дистанционном режиме его рассмотрения, при этом от Муниципального казенного учреждения «Строитель» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей,

рассмотрев материалы дела № 067/01/16-37/2020, возбужденного по признакам нарушения Муниципальным казенным учреждением «Строитель» (далее – МКУ «Строитель», ИНН 6732001469, зарегистрировано по адресу: 214025, г. Смоленск, ул. Нарвская, д. 19) и ООО «Корпорация СтройИндустрия» (ИНН 6732050113, зарегистрировано по адресу: 214020, Смоленская область, г. Смоленск, ул. Попова, д. 5, оф. 3) требований пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

06.02.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее – Смоленское УФАС России) из прокуратуры Ленинского района г. Смоленска письмом исх. № 19-11в-20 от 27.01.2020 поступили материалы проверки соблюдения МКУ «Строитель» требований действующего законодательства, указывающие на нарушение требований статьи 16 Закона о защите конкуренции при заключении и исполнении муниципального контракта от 29.12.2019 № 77/2019-МКУ  с ООО «Корпорация СтройИндустрия» (далее – ООО «КСИ», Общество) по ремонту улицы Смольянинова (участок от улицы Шевченко до дома № 6 по улице Индустриальной) в Промышленном районе города Смоленска.

На основании представленных материалов, а также по результатам проведенного Смоленским УФАС России мониторинга муниципальных закупок Смоленским УФАС России 17.02.2020 был издан приказ № 11 о возбуждении дела № 067/01/16-37/2020 в отношении МКУ «Строитель» и ООО «Корпорация СтройИндустрия» по признакам нарушения требований пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Определением о назначении дела № 067/01/16-37/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 17.02.2020 рассмотрение настоящего дела  было назначено на 07.04.2020.

Определением о продлении срока и об отложении рассмотрения дела № 067/01/16-37/2020 о нарушении антимонопольного законодательства от 07.04.2020 срок рассмотрения дела продлен на 6 (шесть) месяцев – до 18.11.2020, рассмотрение дела отложено и назначено на 01.06.2020.

Определением об отложении рассмотрения дела № 067/01/16-37/2020 от 01.06.2020 рассмотрение настоящего дела было отложено и назначено на 24.07.2020.

Определением об отложении рассмотрения дела № 067/01/16-37/2020 от 24.07.2020 рассмотрение настоящего дела было отложено и назначено на 24.08.2020.

24.08.2020 с целью получения от ООО «Корпорация СтройИндустрия» дополнительной информации Комиссией был объявлен перерыв в заседании по рассмотрению дела № 067/01/16-37/2020 до 31.08.2020.

Определением об отложении рассмотрения дела № 067/01/16-37/2020 от 31.08.2020 в связи с выдачей заключения об обстоятельствах дела рассмотрение дела было отложено и назначено на 28.10.2020.

 

В ходе рассмотрения дела были установлены следующие значимые фактические обстоятельства.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением администрации города Смоленска от 11.11.2010 № 422-адм «О создании казенных учреждений путем изменения типа бюджетных учреждений» (в редакции постановления администрации города Смоленска от 23.05.2011 № 873-адм) с 01.01.2012 создано МКУ «Строитель» путем изменения типа муниципальных бюджетных учреждений города Смоленска.

Согласно пункту 1.6 Устава Муниципального казенного учреждения «Строитель», утвержденного постановлением администрации города Смоленска от 10.04.2013 № 644-адм, (далее – Устав) Учреждение в пределах своих полномочий осуществляет функции муниципального заказчика, заказчика – застройщика по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту социально – культурных, жилых, промышленных и иных зданий, строений и сооружений, строящихся за счет средств федерального бюджета, бюджета Смоленской области, бюджета города Смоленска, фондов и средств иных инвесторов (далее – объекты деятельности) для обеспечения муниципальных нужд города Смоленска и других заказчиков. Согласно подпунктам 1, 3 и 5 пункта 2.4 Устава МКУ «Строитель» для достижения цели, ради которых создано, осуществляет исполнение функций муниципального заказчика, заказчика – застройщика по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов деятельности;  заключает договоры строительного подряда; размещает заказы в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Постановлением администрации города Смоленска от 19.10.2017 № 2887-адм утверждена Муниципальная программа «Развитие дорожной инфраструктуры города Смоленска»; согласно паспорту данной Муниципальной программы, а также предусмотренных данной программой подпрограмм, одним из исполнителей основных мероприятий программы определено МКУ «Строитель».

Постановлением администрации города Смоленска от 18.11.2019 № 3171-адм на МКУ «Строитель» возложены функции муниципального заказчика по ремонту улицы Смольянинова (участок от улицы Шевченко до дома 6 по улице Индустриальной) в Промышленном районе города Смоленска в 2019 году в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

           29.11.2019 МКУ «Строитель», в лице и.о. директора <…>, заключен муниципальный контракт  №77/2019-МКУ по ремонту улицы Смольянинова (участок от улицы Шевченко до дома 6 по улице Индустриальной) в Промышленном районе города  Смоленска (в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги») (ИКЗ 193673200146967320100100520014211244) с ООО «Корпорация СтройИндустрия», в лице генерального директора <…>, на основании пункта 3 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), постановления Суженного заседания Администрации г. Смоленска от 23.01.2017 № 212-адм-Зсм, постановления Суженного заседания Администрации г. Смоленска от 07.02.2017 № 408-адм-5-см и постановления Суженного заседания Администрации г. Смоленска от 12.11.2018 № 2985-адм-18-см (далее – контракт).

Согласно пункту 2.1 контракта его предметом является ремонт улицы Смольянинова (участок от улицы Шевченко до дома 6 по улице Индустриальной) в Промышленном районе города  Смоленска в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Согласно пункту 3.1 контракта цена контракта составляет 26 535 684,00 руб., является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

Согласно пункту 4.1 контракта оплата выполненных работ осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет Общества в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком акта приемки выполненных работ (КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), выставленного счета на оплату работ.

Подписание КС-3 производится после предоставления на проверку и подписания представителем Заказчика документов, указанных в Приложении № 3 к контракту.

Согласно пункту 5.1 контракта начало выполнения работ – с даты подписания сторонами контракта (прим. с 29.11.2019); окончание работ – в течение 15 (пятнадцати) дней с даты заключения контракта (прим. до 14.12.2019). Согласно пункту 5.2 контракта Подрядчик вправе предъявить выполненные работы к приемке досрочно после получения предварительного письменного согласия Заказчика.

Согласно пункту 17.9 контракта к контракту прилагаются в том числе:

- локальный сметный расчет по ремонту улицы Смольянинова (участок от улицы Шевченко до дома 6 по улице Индустриальной) в Промышленном районе города  Смоленска в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (приложения №1, №2), утвержденный и.о. директора МКУ «Строитель» <…> и согласованный генеральным директором ООО «Корпорация СтройИндустрия» <…>; на титульном листе локального сметного расчета отсутствует указание на конкретные даты его утверждения и согласования, имеется указание только на год – «2019 г.»;

- обоснование начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (приложение № 6).

Также в материалы дела представлены (в заверенных копиях), в том числе:

- дополнительное соглашение № 1 к муниципальному контракту от 29.11.2019 №77/2019-МКУ по ремонту улицы Смольянинова (участок от улицы Шевченко до дома 6 по улице Индустриальной) в Промышленном районе города Смоленска (в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги») от 20.12.2019 (далее – дополнительное соглашение), согласно пункту 1 которого итоговая цена контракта составила 28 012 572 руб. В соответствии с пунктом 2 дополнительного соглашения пункт 17.9 контракта дополнен приложением № 7 – локально-сметный расчет;

- банковская гарантия № 131431 от 29.11.2019;

- акт сдачи-приемки выполненных работ от 20.12.2019, согласно которому Подрядчик – ООО «Корпорация СтройИндустрия» передал (выполнил), а Заказчик – МКУ «Строитель» принял работы на общую сумму 28 012 572, 00 руб.;

- справка о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) №1 на  сумму 15 076 195, 91 руб., с указанием сведений об «отчетном периоде» - с 29.11.2019 по 29.11.2019;

- акт о приемке выполненных работ (КС-2) № 1 от 29.11.2019 (отчетный период с 29.11.2019 по 29.11.2019) на  сумму 15 076 195,91 руб.;

- счет на оплату № 35 от 02.12.2019 на сумму 15 076 195, 91 руб.;

- счет – фактура № 30 от 29.11.2019;

- справка о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) №2 на  сумму 11 459 488, 09 руб., с указанием сведений об «отчетном периоде» - с 29.11.2019 по 29.11.2019;

- акт о приемке выполненных работ (КС-2) №2 от 29.11.2019 (отчетный период с 29.11.2019 по 29.11.2019) на  сумму 11 459 488, 09 руб.;

- счет на оплату № 36 от 02.12.2019 на сумму 11 459 488,09 руб.;

- счет – фактура № 31 от 29.11.2019;

- справка о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) № 3 на  сумму 1 476 888 руб., с указанием сведений об «отчетном периоде» - с 20.12.2019 по 20.12.2019;

- акт о приемке выполненных работ (КС-2) № 3 от 20.12.2019 (отчетный период с 20.12.2019 по 20.12.2019) на  сумму 1 476 888,00 руб.;

- счет на оплату № 37 от 20.12.2019 на сумму 1 476 888,00 руб.;

- счет – фактура № 32 от 20.12.2019;

- платежное поручение № 700 от 18.12.2019 на сумму 11 459 488,09 руб.;

- платежное поручение № 701 от 18.12.2019 на сумму 15 076 195,91 руб.;

- платежное поручение № 726 от 26.12.2019 на сумму 1 213 778,91 руб.;

- платежное поручение № 727 от 26.12.2019 на сумму 263 109,09 руб.

При этом, при рассмотрении дела установлено, что 05.11.2019 – то есть, до заключения контракта по ремонту улицы Смольянинова (участок от улицы Шевченко до дома 6 по улице Индустриальной) в Промышленном районе города  Смоленска в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», выполнение указанных работ было начато.

Так, приказом Ростехнадзора от 12.01.2007 № 7 утвержден и введен в действие Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (далее – Порядок).

В пункте 3 Порядка установлено, что общий журнал работ, в котором ведется учет выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства (далее - общий журнал работ), является основным документом, отражающим последовательность осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, в том числе сроки и условия выполнения всех работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, а также сведения о строительном контроле и государственном строительном надзоре.

Согласно пункту 8.3 Порядка, данные о работах, выполняемых при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, должны содержать сведения о начале и окончании работы и отражать ход ее выполнения.

В материалы дела представлены копии листов Общего журнала работ по ремонту улицы Смольянинова (участок от улицы Шевченко до дома 6 по улице Индустриальной) в Промышленном районе города Смоленска; согласно разделу 3. Сведения о выполнении работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства которого работы выполнялись, начиная с 29.11.2019 и заканчивая 20.12.2019.

Вместе с тем, установлено, что 05.11.2019 – то есть, до заключения контракта по ремонту улицы Смольянинова (участок от улицы Шевченко до дома 6 по улице Индустриальной) в Промышленном районе города Смоленска в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», выполнение указанных работ было начато.

Так, постановлением администрации города Смоленска от 05.11.2019 № 3035-адм в целях обеспечения безопасности дорожного движения во время проведения ремонта дорожного полотна ограничено движение транспорта с 05.11.2019 по 31.12.2019 по улице Смольянинова в городе Смоленске. Согласно пункту 3 данного постановления ООО «Корпорация СтройИндустрия» надлежит обеспечить ограничение движения транспорта с организацией объезда посредством установки информационных щитов.

Кроме того, на официальном сайте Администрации города Смоленска в разделе «Ограничения движения транспорта» https://www.smoladmin.ru/press-centr/dvizhenie-transporta/v-smolenske-otremontiruyut-dorogu-na-ulice-smolyaninova/ была размещена следующая информация:

- 05.11.2019 «В Смоленске отремонтируют дорогу на улице Смольянинова», где указано, что в связи с ремонтными работами дорожного полотна с 5 ноября по 5 декабря будет ограничено движение транспорта по ул. Смольянинова.

В средствах массовой информации Смоленской области, в частности, на сайте информационного ресурса Смолдейли  https://smoldaily.ru/v-smolenske-na-mesyacz-ogranichat-dvizhenie-po-ozhivlyonnoj-ulicze 05.11.2019  размещена информация, что 5 ноября 2019 года в областном центре начинают ремонтировать дорогу по улице Смольянинова и движение ограничат на месяц, до 5 декабря 2019 года.

При этом, прокуратурой в рамках проведенной ею проверки были получены от МКУ «Строитель» и представлены в Смоленское УФАС России, в том числе, письменные пояснения Заказчика от 27.01.2020, в которых МКУ «Строитель» подтвердило начало выполнения работ 05.11.2019.

Так, МКУ «Строитель» в своих пояснениях сообщило следующее.

На ежедневном рабочем совещании в Администрации г. Смоленска, в ходе обсуждения вопроса по выполнению работ национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (далее – БКАД) и освоению бюджетных средств, сложилась экономия средств после выполнения других контрактов в рамках БКАД. Для выполнения программы БКАД на 2019 год был определен объект, который необходимо отремонтировать - ул. Смольянинова (уч. от ул. Шевченко до д. 6 по ул. Индустриальная) в Промышленном районе г. Смоленска (в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»). Также был определен потенциальный подрядчик - ООО «Корпорация СтройИндустрия» (данная организация, хорошо показала себя при проведении аналогичных работ по объектам БКАД).

 

Как указано выше, 29.11.2019 между МКУ «Строитель» и ООО «Корпорация СтройИндустрия» в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе был заключен вышеуказанный контракт; при этом МКУ «Строитель», мотивируя заключение контракта на основании пункта 3 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в своих пояснениях указало, что данная дорога входит в мобилизационный маршрут движения, виды работ по объекту входят в мобилизационный план экономики г. Смоленска, имеется мобилизационное задание в отношении МКУ «Строитель» на 2019 г., что, по мнению МКУ «Строитель», подтверждается письмом мобилизационного отдела Администрации г. Смоленска от 28.11.2019 № 30/56-исх. Указанные обстоятельства, по мнению МКУ «Строитель», подтверждают правомерность заключения контракта с единственным подрядчиком – ООО «Корпорация СтройИндустрия», так как работы по контракту являются «выполнением работ по мобилизационной подготовке в Российской Федерации».

Кроме того, МКУ «Строитель» указало, что согласно условиям контракта срок выполнения работ установлен в течение 15 календарных дней с даты заключения контракта (т.е. с 29.11.2019 по 13.12.2019), в то время как фактически работы на объекте были начаты 05.11.2019.

Строительный контроль осуществлялся работником МКУ «Строитель» с момента фактического выполнения работ на объекте, то есть 05.11.2019. Работы на объекте выполнены в полном объеме 20.12.2019, с нарушением срока окончания работ согласно актам на скрытые работы, КС-3 и КС-2.

Согласно пояснениям, МКУ «Строитель» не имело возможности заключить контракт до 05.11.2019, так как денежные средства на оплату выполненных работ по муниципальному контракту №77/2019-МКУ планировались из сложившейся экономии МКУ «Строитель» и УДХиС Администрации г. Смоленска по другим объектам. Между МКУ «Строитель» и подрядными организациями по другим муниципальным контрактам были подписаны дополнительные соглашения об уменьшении цены муниципальных контрактов и соглашения о расторжении, исходя из этого МКУ «Строитель» определило размер экономии, которого хватало для оплаты работ по муниципальному контракту № 77/2019-МКУ. Сумма экономии составила 6 661 207,80 руб., остальные денежные средства в размере 20 201 179,85 руб. были доведены УДХиС Администрации г. Смоленска.

В свою очередь, на момент фактического начала выполнения работ на объекте МКУ «Строитель» и УДХиС Администрации г. Смоленска знали о размере экономии денежных средств.

В ходе рассмотрения дела представители МКУ «Строитель» и ООО «Корпорация СтройИндустрия» не отрицали факт начала работ по ремонту улицы Смольянинова (участок от улицы Шевченко до дома 6 по улице Индустриальной) в Промышленном районе города  Смоленска до заключения контракта.

Таким образом, фактически последующее, заключение рассматриваемого контракта и оформление всей рабочей документации с указанием сроков, определенных данным контрактом, было сделано только с целью формального соблюдения норм действующего законодательства о контрактной системе.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Корпорация СтройИндустрия» не согласился с вменяемым правонарушением, указав, что Общество не предлагало и не навязывало своих услуг МКУ «Строитель», в сговор с ним не вступало. Заказчик сам обратился к Обществу с предложением заключить контракт по ремонту улицы Смольянинова (участок от улицы Шевченко до дома 6 по улице Индустриальной) в Промышленном районе города  Смоленска. Общество, заключая спорный контракт, исходило из добросовестности сторон и полагало, что МКУ «Строитель», предлагая заключить контракт, изучило конъектуру рынка, и пришло к выводу, что организации, выполняющие аналогичные работы на территории г. Смоленска, были не способны выполнить такой объем работ за короткий срок.

Общество считает, что ни одна организация, выполняющая аналогичные работы на территории г. Смоленска, не имела технической возможности исполнения контракта в сроки определенные данным контрактом, в связи с отсутствием у данных организаций необходимой свободной техники и свободных сотрудников, так как мощности компаний были заняты на других объектах.

МКУ «Строитель» возражений, пояснений по обстоятельствам, рассматриваемым в рамках  данного дела, в адрес Смоленского УФАС России не представило.

В рамках рассмотрения дела и в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции был подготовлен и приобщен к материалам дела аналитический отчет по результатам проведения анализа состояния конкуренции в рамках дела № 067/01/16-37/2020 от 29.07.2020.

Анализ проведен в объеме, необходимом для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела № 067/01/16-37/2020 и принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства, и в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 1.3 Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.9 Порядка, согласно которому анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка. При определении таких границ может приниматься во внимание предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;

в) определение географических границ товарного рынка. При определении таких границ могут приниматься во внимание, в частности:

- предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия участвующие в соглашении федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты - участники рассматриваемого соглашения;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых рассматриваемое соглашение оказало или могло оказать негативное влияние.

В этой связи:

1) временной интервал состояния конкуренции на рынке по выполнению работ строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов  с 05.11.2019 (фактическая дата начала работ) по 13.12.2019 включительно (срок окончания работ по контракту);

2) продуктовыми границами товарного рынка является рынок, соответствующий предмету контракта - выполнению работ строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов;

3) географические границы товарного рынка определены исходя из предмета контракта, а также из границ территории, на котором МКУ «Строитель» осуществляет  свои полномочия как заказчик вышеуказанных работ, то есть, географические границы определены как административные границы территории города Смоленск.

 

При принятии решения Комиссией учитываются следующие нормативные положения.

Согласно пункту 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Закон о защите конкуренции, в соответствии со статьей 3 данного Закона, распространяет свое действие на отношения, которые связаны с защитой конкуренции и в которых участвуют, в том числе, юридические лица и органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пунктам 17 и 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции в данном Законе используются, в том числе, следующие основные понятия:

- признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Согласно статье 1 Закона о контрактной системе (прим.: положения Закона и нормативных правовых актов в данном решении приводятся в редакции, действующей на даты выполнения работ и заключения контракта) данный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения предусмотренных Законом о контрактной системе контрактов; особенностей исполнения контрактов.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного Закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 3 Закона о контрактной системе для целей данного Закона используются, в том числе, следующие понятия:

- определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;

- закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с данным Законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям данного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных данным Законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений, а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 Закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион.

В соответствии с частью 3 статьи 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

В соответствии с частью 4 статьи 24 Закона о контрактной системе под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 данного Закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований данного Закона.

Распоряжением Правительства от 21.03.2016 № 471-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукционы в электронной форме, который включает в себя предусмотренный Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) код 42 «Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства».

В соответствии с размещенной МКУ «Строитель» 03.12.2019 в Единой информационной системе в сфере закупок в реестре контрактов информацией (извещение № 3673200146919000038) объект спорной закупки отнесен к подкатегории ОКПД2 – 42.11.20.000 «Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов», входящей в группу согласно ОКПД2 42, в свою очередь, включенного в вышеуказанный Перечень, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).

Случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определены в статье 93 Закона о контрактной системе.

При этом, предусмотренный частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), является исчерпывающим. В иных случаях выбор исполнителя должен осуществляться на общих основаниях путем проведения конкурентных процедур.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случае выполнения работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее – Закон о мобилизационной подготовке) под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Согласно частям 1 и 3 статьи 14 Закона о мобилизационной подготовке работы по мобилизационной подготовке в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации являются расходными обязательствами Российской Федерации. Финансирование мероприятий по мобилизации осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.1996 № 1539-89 утверждено Положение о финансировании мероприятий по мобилизационной подготовке экономики Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона о мобилизационной подготовке организации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, с деятельностью которых связана деятельность организаций или в отношении имущества которых они осуществляют функции собственника, могут нести расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, не подлежащие компенсации из бюджетов, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) в производстве частично, но необходимых для выполнения мобилизационных заданий (заказов), которые включаются в соответствии с законодательством Российской Федерации во внереализационные расходы.

Порядок оформления документов, необходимых для включения в состав внереализационных расходов затрат в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, был установлен Положением о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утвержденным Минэкономразвития России, Минфином России, МНС России 02.12.2002 №№ ГГ-181, 13-6-5/9564, БГ-18-01/3 (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 3.4 Положения организации подготавливают по установленным формам:

- план проведения работ по мобилизационной подготовке, выполняемых за счет собственных средств организации;

- смету затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке, выполняемых за счет собственных средств организации.

Перечень работ по мобилизационной подготовке, включаемых в план, определяется Законом о мобилизационной подготовке. Организации подготавливают план и представляют на согласование:

- в федеральные органы исполнительной власти или их правопреемникам;

- в органы исполнительной власти субъектов РФ.

При проверке порядка финансирования работ в рамках данного контракта установлено, что финансирование осуществлялось из:

- средств федерального бюджета – 12 659 878,00 руб. в рамках предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (постановление Правительства РФ от 27.02.2019 № 193).

 - средств бюджета Смоленской области -15 323 034,00 руб.

-  средств бюджета г. Смоленска – 29 660,00 руб.

Из изложенного следует, что финансирование спорного объекта осуществлялось в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», а не в рамках мобилизационной подготовки.

При принятии решения по настоящему делу Комиссия учитывает и отмечает следующее.

В Смоленской области распространена практика заключения контрактов, в том числе, на ремонт дорог, под предлогом выполнения таких работ как работ по мобилизационной подготовке на основании пункта 3 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Об этом свидетельствуют дела, возбужденные Смоленским УФАС России по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции; кроме настоящего дела в производстве Смоленского УФАС России в настоящее время находится еще 1 дело; кроме того, производство по одному делу, стороной которого также является МКУ «Строитель», завершено в августе 2020 г.

Кроме того, Смоленским УФАС России рассмотрен ряд дел, возбужденных районными прокуратурами города Смоленска по части 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении должностных лиц заказчиков (такие дела возбуждались и в отношении должностного лица МКУ «Строитель») за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона; в таких случаях контракты также заключались с использованием пункта 3 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Так, 18.09.2019 судьей Смоленского областного суда было отменено решение суда 1-ой инстанции, которым дело об административном правонарушении по части 2 статьи 7.29 КоАП РФ было прекращено и признано незаконным постановление административного органа, которым должностное лицо было признано виновным в совершении административного правонарушения. Тем самым, областной суд признал незаконным и не имеющим под собой правовых оснований факт заключения договора на основании пункта 3 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Также Смоленским УФАС России постановлением от 30.07.2019 к административной ответственности по части 2 статьи 7.29 КоАП РФ привлечено должностное лицо МКУ «Строитель» (то же самое должностное лицо МКУ «Строитель», которое приняло решение об осуществлении закупки, рассматриваемой в рамках настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства) за осуществление закупки по пункту 3 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе при схожих (аналогичных) с рассматриваемым делом обстоятельствах. Указанное постановление признано судом общей юрисдикции законным.

Таким образом, и административным органом – Смоленским УФАС России, и судебными органами еще до начала выполнения ООО «Корпорация СтройИндустрия» работ по ремонту улицы Смольянинова (участок от улицы Шевченко до дома № 6 по улице Индустриальной) в Промышленном районе города Смоленска был сделан вывод о неправомерности заключения контрактов на выполнение работ по ремонту дорог на основании пункта 3 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе; в том числе и о незаконности осуществления рассматриваемой в рамках настоящего дела закупки на основании пункта 3 части 1 статьи 93 данного закона, в связи с тем, что отсутствуют какие-либо правовые основания считать, что такие работы выполняются в рамках мобилизационной подготовки.

Следовательно, ни МКУ «Строитель», ни ООО «Корпорация СтройИндустрия» как исполнитель по контракту, не вправе были заключать спорный контракт как с единственным подрядчиком, такой контракт мог быть заключен только по результатам конкурентных процедур (в период осуществления закупки - только по результатам электронного аукциона в электронной форме).

При этом и ООО «Корпорация СтройИндустрия» как профессиональный участник закупок, осуществляемых в порядке, установленном Законом о контрактной системе, и тем более МКУ «Строитель» (учитывая, что ранее должностное лица МКУ «Строитель» уже привлекалось к административной ответственности), должны были осознавать факт незаконности заключения контракта под предлогом выполнения работ по мобилизационной подготовке по пункту 3 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, и тем более - выполнять такие работы до заключения контракта.

Согласно абзацу 1 пункта 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.

Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.11.2011 № 8799/11 по делу № А66-7056/2010, а также Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 24.06.2015 № 307КГ15-1408 по делу № А66-13885/2013 «В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем».

Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о заключении между МКУ «Строитель» и ООО «Корпорация СтройИндустрия» соглашения, которое привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов; такое соглашение выразилось в устном соглашении между ними о выполнении ООО «Корпорация СтройИндустрия» работ по ремонту улицы Смольянинова (участок от улицы Шевченко до дома № 6 по улице Индустриальной) в Промышленном районе города Смоленска, и дальнейшей легитимизации (попытки легитимизации) таких работ путем заключения вышеуказанного контракта (ИКЗ 193673200146967320100100520014211244) со ссылкой на пункт 3 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе под видом работ по мобилизационной подготовке.

Учитывая изложенное, Комиссия отклоняет доводы ООО «Корпорация СтройИндустрия» об отсутствии в их действиях нарушения антимонопольного законодательства.

Также Комиссия отклоняет довод ООО «Корпорация СтройИндустрия» о фактическом отсутствии у него конкурентов на товарном рынке.

Как указано выше, Конституцией Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; установлен запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Законом о контрактной системе определено, что участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала (за исключением офшорных компаний).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.

Учитывая содержание работ  по контракту и цену контракта работы по спорному контракту вправе выполнять только то лицо, которое в установленном ГрК РФ порядке является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Согласно части 2 статьи 31 Закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (вместе с «Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов») установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 к данному постановлению (далее также – Дополнительные требования).

Согласно пункту 2(1) Дополнительных требований такие дополнительные требования к участникам закупки устанавливаются в случае выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.

Смоленским УФАС установлено, что только из регионов Российской Федерации, имеющих общие границы со Смоленской области, на сайте единой информационной системы в сфере закупок, в порядке, установленном статьей 24.2 Закона о контрактной системы, аккредитовано по пункту 2(1) Дополнительных требований около 30 различных хозяйствующих субъектов, которые, в случае проведения аукциона и при условии установления указанных дополнительных требований к участникам закупки могли претендовать на заключение контракта; следовательно, рынок работ по капитальному ремонту линейных объектов является более чем конкурентным.

 

Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

По результатам рассмотрения дела, установив факт выполнения ООО «Корпорация СтройИндустрия» работ по ремонту улицы Смольянинова (участок от улицы Шевченко до дома № 6 по улице Индустриальной) в Промышленном районе города Смоленска, и заключения в последующем между МКУ «Строитель» и ООО «Корпорация СтройИндустрия» как с единственным подрядчиком муниципального контракта № 77/2019-МКУ от 29.11.2019 на основании пункта 3 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к выводу о наличии в их действиях нарушения требований пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать МКУ «Строитель» (ИНН 6732001469, зарегистрировано по адресу: 214025, г. Смоленск, ул. Нарвская, д. 19) и ООО «Корпорация СтройИндустрия» (ИНН 6732050113, зарегистрировано по адресу: 214020, Смоленская область, г. Смоленск, ул. Попова, д. 5, оф. 3) нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при заключении и исполнении муниципального контракта от 29.11.2019 № 77/2019-МКУ по ремонту улицы Смольянинова (участок от улицы Шевченко до дома 6 по улице Индустриальной) в Промышленном районе города  Смоленска (в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»).

 2. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать, так как вышеуказанный муниципальный контракт заключен и исполнен.

3. Передать уполномоченному должностному лицу материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                    <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                 <…>

           <…>

           <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны