Решение б/н Решение по жалобе ООО "Норма" от 7 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном

статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ

 «О защите конкуренции» № 067/10/18.1-250/2021

 

02 июня 2021 г.                                                                                                               г. Смоленск

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

<…>

<…>

<…>

 

 

 

при участии в дистанционном режиме рассмотрения жалобы представителей:

- Заказчика – ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго»: <…> (доверенность № 61/20  от 28.07.2020),

- Заявителя – ООО «НОРМА»: <…> (приказ, паспорт),

в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров по правилам, предусмотренным статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», полномочий по контролю за проведением торгов и порядком заключения договоров, рассмотрев жалобу ООО «НОРМА»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

24.05.2021 в Смоленское УФАС России поступила жалоба ООО «НОРМА» (далее – Общество) на положения закупочной документации Заказчика – ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» при проведении запроса ценовых предложений на право заключения договора выполнения работ по экспертизе промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств в соответствии с требованиями «Правил проведения экспертиз промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420, согласно которой Заказчиком в закупочной документации установлено избыточное требование к наличию кадровых ресурсов (не менее 6 экспертов с перечнем областей аттестации Э11ТУ, Э11 З/С, Э12 ТУ; не менее 8 специалистов неразрушающего контроля квалификационным уровнем аттестации не ниже II на виды (методы) неразрушающего контроля: визуально-измерительный контроль, ультразвуковой контроль, магнитный контроль (которые будут применяться при выполнении работ), что не позволило Заявителю принять участие в закупке.  

Заказчик представил письменные пояснения по сути жалобы,  с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу Заявителя необоснованной.

На момент рассмотрения жалобы договор с победителем закупки не заключен.

Комиссия, рассмотрев представленные документы и пояснения, заслушав представителей Заказчика и Заявителя, установила следующее.

 

12.05.2021 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zаkuрki.gоv.гu опубликовано извещение № 32110271123 о проведении запроса ценовых предложений на право заключения договора выполнения работ по  экспертизе промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств в соответствии с требованиями «Правил проведения экспертиз промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420.

 Данная закупка осуществлялась в порядке, установленном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), а также в соответствии с Положением о закупке в ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго», утвержденным Внеочередным Общим собранием участников ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» 25.06.2018 (далее – Положение), закупочной документацией.

Начальная (максимальная) цена договора составила 5 300 000,00 руб.

Согласно протоколу №20210520/3  заседания закупочной комиссии ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго»  от 20.05.2021 на участие в обжалуемой закупке заявки подали 3 (три) участника закупки: ООО «Эталон», ООО «Институт технологий», Коллективный участник (ООО «Энергопромэксперт», ООО «Смоленскстройэнергоремонт»).

 Закупочной комиссией заявки  всех участников были признаны соответствующими требованиям, установленным закупочной документацией.

Согласно вышеуказанному протоколу от 20.05.2021 закупочной комиссией победителем процедуры закупки признан Коллективный участник (ООО «Энергопромэксперт», ООО «Смоленскстройэнергоремонт»).

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений) и  иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 статьи 3 Закона о закупках

Согласно пункту 17.1 Положения запрос ценовых предложений – одноэтапный состязательный отбор поставщика (подрядчика), при котором выбирается лучшее предложение по поставке конкретного определённого Заказчиком товара (работы, услуги) на определенных заказчиком условиях, осуществляемый путем рассмотрения и оценки заявок участников в части ценового предложения и квалификационных характеристик в порядке и согласно критериям, определенным в документации запроса ценовых предложений и выбора наилучшего.

В соответствии с пунктами 13 и 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с подпунктом 17.2.7 Положения Заказчик определяет требования к участникам запроса ценовых предложений в документации запроса ценовых предложений в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны  в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Аналогичные требования содержатся в части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно подпункту 17.2.8 Положения если иное не определено в документации закупочной процедуры, критериями оценки предложений поставщиков и выбора победителя являются:

- предложенная поставщиком цена договора;

- квалификация участников;

- положительный опыт работы поставщика, в том числе с Заказчиком;

- наличие системы менеджмента качества;

- наличие собственного производства;

- наличие сертификата дилера, договора с заводом – изготовителем, другие документы, подтверждающие возможность поставки указанного товара в необходимые сроки и объемы;

- наличие членства СРО;

- участие в Программе партнерства ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго»;

- деловая репутация, в том числе наличие судебных исков в качестве ответчика за неисполнение обязательств по договору;

- другие критерии, определяемые документацией закупочной процедуры исходя из особенностей предмета закупки;

Значимость критериев и порядок оценки указываются в документации закупочной процедуры.

Как следует из письменных пояснений Заказчика от 28.05.2021, исх. № 268, критерии и порядок оценки им установлены надлежаще.

Техническое задание к запросу ценовых предложений №32110271123 предполагает выполнение работ по экспертизе 38 объектов, расположенных в разных районах Смоленской области в установленные графиком выполнения работ сроки (в том числе, выполнение одновременных работ в разных районах и филиалах Заказчика). При этом сроки и объекты определены с учетом требований Предписания Межрегионального технологического управления Ростехнадзора от 18.02.2021 №5.2-РП-201-42-0-П/0012-2021, а так же «Плана мероприятий по ремонту технологического оборудования, зданий и сооружений котельных, тепловых сетей и ЦТП ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго».

В связи с этим приоритет в выборе подрядчика посредством подкритерия предоставляется организациям, которые на момент подачи заявки на участие имеют фактическую возможность выполнить необходимый объем работ в установленные сроки. При этом отсутствие в составе заявки сведений по критерию «Квалификация участника и положительный опыт работы с Заказчиком» или по одному из его подкритериев не является основанием для отказа участнику закупки в участии в запросе ценовых предложений и сохраняет свободную конкуренцию между участниками.

Таким образом, в соответствии с нормами действующего законодательства, в заявленном в запросе ценовых предложений критерием «Квалификация участника и положительный опыт работы с Заказчиком» определены конкретные параметры, которые являются значимыми, сопоставимыми и могут быть объективно проверены, так же определен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

 

Согласно пункту 19 раздела 1.3 закупочной документации для определения лучших условий исполнения договора на поставку материалов/выполнение работ, предложенных в заявках, закупочная комиссия оценивает и сопоставляет такие заявки  в соответствии со следующими критериями:

1. Цена договора – 70 баллов (минимум 10 баллов), заявке с минимальной ценой присваивается максимальные 70 баллов, остальным заявкам сообразно их пропорции к минимальной цене, порядок оценки приводится ниже; далее подсчет – аналогичный.

В случае, если среди участников закупочной процедуры есть организация, работающая по упрощенной системе налогообложения, оценка всех заявок производится по суммам до начисления суммы НДС.

2. Квалификация участника и положительный опыт работы с Заказчиком – 30 баллов (минимум 1 балл, максимум 30).

Максимальная оценка составляет 100 баллов.

Порядок оценки заявок по критерию 2 осуществляется в соответствии со следующими подкритериями:

 

 

Наименование подкритерия

Количество баллов

1

Наличие положительного опыта работ для ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго», в том числе филиалов (наличие исполненных договоров, работы по которым были осуществлены без применения неустоек (пеней, штрафов), а так же предъявлений претензий заказчиком)

Наличие положительного опыта – 7 баллов

 

Отсутствие опыта или отрицательный опыт работ (нарушение сроков, претензии) – 0 баллов

2

Объем исполненных договоров выполнения аналогичных работ за 2017 – 2021гг., в том числе для ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» (суммарная величина стоимости договоров, работы по которым были осуществлены без применения неустоек (пеней, штрафов), а так же предъявлений претензий заказчиком)

Подтверждается копиями договоров

(суммарная величина стоимости договоров, руб.)

Отсутствие – 0 баллов

0-до 2млн. руб. – 3 баллов

2-до 3млн. руб. – 5 баллов

3 млн. руб. и более – 7 баллов

3

Наличие аттестованной лаборатории неразрушающего контроля (лаборатория)

Подтверждается свидетельством, договором аренды и т.д.

Свидетельство о принадлежности лаборатории на правах собственности – 8 баллов

Копия договора с лабораторией с периодом действия договора не менее периода срока выполнения работ  -  – 5 балла

Отсутствие на момент подачи заявки – 0 баллов

4

Наличие кадровых ресурсов

А) не менее 6 экспертов с перечнем областей аттестации Э11ТУ, Э11 З/С, Э12 ТУ (области аттестации рассматриваются в совокупности)

 

Б) не менее 8 специалистов неразрушающего контроля квалификационным уровнем аттестация не ниже II на виды (методы) неразрушающего контроля: визуально-измерительный контроль, ультразвуковой контроль, магнитный контроль

 

(виды аттестации рассматриваются в совокупности)

Подтверждается копиями аттестатов и договорами (трудовыми или гражданско-правовыми)

Наличие необходимого количества специалистов в штате – 8 баллов

 

Наличие договора подряда с экспертами, специалистами неразрушающего контроля – 6 балла

 

Отсутствие на момент подачи заявки необходимого количества (или наличие меньшего количества) экспертов и специалистов – 0 баллов

Сопоставление заявок и подсчет баллов по данному критерию ведется исходя из данных формы 1.4.4.а, предоставленной участником закупочной процедуры и приложенным подтверждающим документам. В случае непредставления участником заполненной формы 1.4.4.а или необходимых подтверждающих документов заявке по данному критерию присваивается нулевое значение баллов.

Количество баллов участника по критерию 2 определяется как сумма баллов, присужденных заявке участника по каждому из 4 подкритериев.  В случае, если участником не представлены подтверждающие документы (необходимые документы указаны в каждом подкритерии), заявка участника по данному подкритерию оценивается как при их отсутствии.

Оценка заявок в целом рассчитываются путем суммирования баллов по всем критериям. Заявке, получившей максимальное количество баллов, присваивается первый номер. Остальным заявкам порядковые номера присваиваются по мере уменьшения количества полученных баллов. При равенстве баллов меньший порядковый номер присваивается заявке участника, подавшего заявку ранее.

Из изложенного выше следует, что несоответствие установленным Заказчиком критериям оценки не являются основанием для отказа в допуске на участие в закупке, на их основе та или иная заявка признается как содержащая лучшие условия исполнения контракта.

При принятии своего решения Комиссия Смоленского УФАС России учитывает следующее.

Действующим законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требования к порядку формирования критериев оценки и сопоставления заявок участников закупки не установлены.

Так, Законом о закупках, иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом о закупках, не установлен запрет на использование либо правила использования тех или иных критериев оценки и сопоставления заявок.

При этом Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 № 305-ЭС20-24221 в Определении по делу № А40-312524/2019 указала следующее:

«… Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243).

Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции (пункт 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018)…».

При таких обстоятельствах оснований для признания жалобы ООО «НОРМА» обоснованной не имеется.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «НОРМА» на положения закупочной документации Заказчика – ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» при  проведении запроса ценовых предложений на право заключения договора выполнения работ по  экспертизе промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств в соответствии с требованиями «Правил проведения экспертиз промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 №420 (извещение № 32110271123) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны