Решение №2226/03 решение по жалобе АО "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала АО "Ато... от 15 июня 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику:

МУП «К….»

 

Заявителю:

АО «А…»

 

Электронной площадке:

АО «Е…»

 

Заинтересованное лицо:

АО «Э…»

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

№ 067/10/18.1-219/2022

 

09 июня 2022 г.                                                                                                               г. Смоленск

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

 

 

 

«….»

 

 

 

при участии в дистанционном режиме рассмотрения жалобы представителей:

Заявителя – АО «А…»;

Заказчика – МУП «К…»;

Заинтересованного лица – АО «Э…»,

в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров по правилам, предусмотренным статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), полномочий по контролю за проведением торгов и порядком заключения договоров, рассмотрев в дистанционном режиме жалобу АО«А…»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

20.05.2022 в Смоленское УФАС России поступила жалоба АО«А…»(далее также Заявитель) на положения конкурсной документации Заказчика – МУП «К…» при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение комплексных работ по техническому, аварийному обслуживанию и текущему ремонту внутридомового электрохозяйства до 1000В в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении МУП «К…» и электрохозяйства канализационных насосных станций, очистных сооружений-№ 2, бойлерных домов повышенной этажности 1,2,3 и 4 микрорайонов и насосной станции смешения системы теплоснабжения 6 микрорайона до 1000В МУП «К...».

По мнению Заявителя, Заказчиком в конкурсной документации некорректно установлен порядок оценки заявок по подкритерию «Опыт работы» нестоимостного критерия «квалификация участников закупки».

26.05.2022 в Смоленское УФАС России от Заявителя поступили дополнение к жалобе, согласно которому протокол подведения итогов не содержит расчет присвоенных баллов по каждому критерию.

Заказчиком обжалуемой закупки является – МУП «К…» (далее - Заказчик).

Заказчик представил письменные пояснения по сути жалобы, с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу Заявителя необоснованной.

На момент рассмотрения жалобы договор с победителем закупки не заключен.

 

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно пунктам 1 и 4 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика; предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

 

Комиссия, рассмотрев в пределах имеющихся полномочий жалобу Заявителя, установила следующее.

06.05.2022 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zаkuрki.gоv.гu были опубликованы извещение № …. о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение комплексных работ по техническому, аварийному обслуживанию и текущему ремонту внутридомового электрохозяйства до 1000 В в многоквартирных домах, находящихся в управлении МУП «К…» и электрохозяйства канализационных насосных станций, очистных сооружений-№ 2, бойлерных домов повышенной этажности 1,2,3 и 4 микрорайонов и насосной станции смешения системы теплоснабжения 6 микрорайона до 1000В МУП «К…» и конкурсная документация.

Данная закупка проводится в порядке, установленном Законом о закупках, Положением о закупке торгов, работ, услуг МУП «К….», утвержденным приказом Заказчика № … от …. (далее – Положение о закупках), конкурсной документацией, извещением.

Начальная (максимальная) цена договора составила …. руб.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе №……. от 22.05.2022 на участие в обжалуемой закупке заявки подали 3 (три) участника закупки.

Согласно протоколу подведения итогов № ….. от 22.05.2022 АО «Э…» было признано победителем закупки.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

 

Согласно пункту 1 раздела 2 главы III Положения о закупках открытый конкурс в электронной форме (далее – конкурс в электронной форме) проводится по основаниям, предусмотренным Положением о закупке для случаев проведения открытого конкурса.

Согласно пункту 2 раздела 2 главы III Положения о закупках конкурс в электронной форме - это форма торгов, при которой:

- информация о закупке сообщается Заказчиком путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении конкурса в электронной форме, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением конкурсной документации и проекта договора;

- описание предмета закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1

статьи 3 Закона о закупках;

- победителем признается участник закупки, заявка на участие в конкурсе которого соответствует требованиям, установленным конкурсной документацией, и заявка которого по результатам сопоставления заявок на основании указанных в конкурсной документации критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано:

- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с подпунктами 14, 15 пункта 13 раздела 2 главы III Положения о закупках для осуществления конкурса в электронной форме Заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию, которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением о проведении конкурса в электронной форме и включает в себя следующие сведения:

- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в электронной

форме в соответствии с приложением 2 к положению о закупке;

- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в электронной

форме в соответствии с приложением 2 к положению о закупке.

В соответствии с Приложением № 2 к Информационной карте конкурсной документации оценка заявок участников закупки осуществляется по следующим критериям:

1) стоимостной критерий (значимость 30%);

2) нестоимостной критерий (значимость 70%):

            а) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (значимость 30%);

            б) квалификация участников закупки (значимость70 %):

                        - опыт работы (значимость 75 %);

                        - квалификация трудовых ресурсов (значимость 25%).

В соответствии с порядком оценки заявок по подкритерию «Опыт работы» нестоимостного критерия «квалификация участников закупки» будет осуществляться следующим образом:

0 баллов – отсутствие аналогичного опыта выполнения работ;

25 баллов – наличие аналогичного опыта выполнения работ от 2 000 000 до 3 000 000 рублей;

50 баллов - наличие аналогичного опыта выполнения работ от 3 000 000 до 3 000 000 рублей;

75 баллов - наличие аналогичного опыта выполнения работ от 4 000 000 до 5 000 000 рублей;

100 баллов - наличие аналогичного опыта выполнения работ на объектах Заказчика от 5 000 000 рублей и более.

Установление подкритерия о наличии у участника опыта выполнения работ на объектах Заказчика от 5 000 000 рублей и более, который оценивается в 100 баллов, не является требованием к самим участникам конкурса и в равной степени распространяется на всех участников конкурса. Само по себе установление данного подкритерия не ограничивает доступ хозяйствующих субъектов к участию в конкурсе.

Кроме того, данный подкритерий не является условием допуска участника конкурса и не может служить основанием для отклонения поданной им заявки. Отсутствие

у участника опыта выполнения работ на объектах Заказчика может привести лишь к снижению количества баллов, которые получит участник данной процедуры при оценке поданной им заявки.

Запрета на установление обжалуемого подкритерия действующим законодательством не установлено.

Выбор и описание непосредственных подкритериев оценки и сопоставления заявок находится в компетенции Заказчика, которому надлежит использовать объективное и прозрачное описание таких подкритериев с тем, чтобы не допустить необъективного начисления баллов участникам закупочной процедуры и осуществить отбор лица, который в наибольшей степени сможет оказать необходимую Заказчику работу.

Установленный Заказчиком порядок оценки заявок участников по подкритерию «Опыт работы» нестоимостного критерия «квалификация участников закупки» не препятствует участию в конкурсе, в равной мере применяется ко всем участникам закупки и не создают преимуществ конкретному лицу, а направлен на выбор победителя конкурса, наиболее соответствующего потребностям Заказчика, предмету закупки, и отвечает целям эффективного использования источников финансирования.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2022 № 305-ЭС21-21513 по делу № А40-265434/2020.

Таким образом, первый довод жалобы признан необоснованным.

 

В соответствии с пунктом 6 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составленный по итогам конкурентной закупки, должен содержать следующие сведения результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок).

В соответствии с подпунктом 5 пункта 36 раздела 2 главы III Положения о закупках по результатам подведения итогов конкурса в электронной форме комиссия составляет итоговый протокол, который должен содержать - результаты оценки и сопоставления заявок на участие в закупке с указанием с указанием итогового решения каждого члена комиссии о присвоении каждой такой заявке значения по каждому из предусмотренных критериев оценки и сопоставления таких заявок.

Из представленных Заказчиков расчетов Комиссией установлено, что участникам закупки присвоены следующие баллы:

1. АО «Э….:

            1) стоимостной критерий – 20,73 балла;

            2) нестоимостной критерий:

а) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - 30 баллов;

                        б) квалификация участников закупки – 70 баллов.

Итого: 90,73 балла.

2. АО «А…»:

            1) стоимостной критерий – 19,22 балла;

            2) нестоимостной критерий:

а) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - 30 баллов;

                        б) квалификация участников закупки – 70 баллов.

Итого: 89,22 балла.

3. ООО «С…»:

            1) стоимостной критерий – 30 баллов;

            2) нестоимостной критерий:

а) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - 30 баллов;

                        б) квалификация участников закупки – 60 баллов.

Итого: 90 баллов.

В тоже время Комиссией установлено, что в пункте 6.1 протокола подведения итогов № ……. от …… указаны только итоговые оценки, присвоенные участникам закупки ( АО «Э…» - 90,73, ООО «С….» - 90, АО «А…….» - 89,22). В нарушение требований подпункта 6 пункта 14 статьи 3.2 Закона о закупках, подпункта 5 пункта 36 раздела 2 главы III Положения о закупках, баллы, присвоенные конкурсной комиссией участникам закупки по каждому из установленных критериев оценки заявок, в вышеуказанном протоколе отсутствовали.

В соответствии с изложенным, второй довод Заявителя нашел свое подтверждение.

При этом Комиссия отмечает, что оснований для выдачи предписания Заказчику не имеется, поскольку допущенное нарушение не повлияло на выбор победителя закупки.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу АО «А…» на положения конкурсной документации заказчика – МУП «К…» при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение комплексных работ по техническому, аварийному обслуживанию и текущему ремонту внутридомового электрохозяйства до 1000В в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении МУП «К….» и электрохозяйства канализационных насосных станций, очистных сооружений-№2, бойлерных домов повышенной этажности 1,2,3 и 4 микрорайонов и насосной станции смешения системы теплоснабжения 6 микрорайона до 1000В МУП «К…» (извещение № ….. размещено на сайте http://zakupki.gov.ru) обоснованной в части.

2. Признать в действиях Заказчика – МУП «К…» нарушение требования подпункта 6 пункта 14 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», подпункта 5 пункта 36 раздела 2 главы III Положения о закупках, утвержденного приказом Заказчика № … от …...

3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.

4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

«….»

Связанные организации

Связанные организации не указаны