Решение б/н Решение по жалобе ИП Балабанова А.О. от 5 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 067/10/18.1-644/2022

по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном

статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

12 декабря 2022 года                                                                                                            г. Смоленск

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия), в составе:

<…>,

<…>,

<…>

при участии в дистанционном режиме рассмотрения жалобы представителей:

- заказчика – ФГБОУ ВО «СмолГУ»: <…> (доверенность, паспорт);

- заявителя - ИП Б.: <…> (доверенность, паспорт), 

в целях осуществления возложенных на Комиссию полномочий по контролю за проведением торгов и порядком заключения договоров, рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в дистанционном режиме жалобу ИП Б. (далее также заявитель) на действия заказчика – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Смоленский государственный университет» (далее также ФГБОУ ВО «СмолГУ», заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по ежедневной комплексной уборке помещений СмолГУ (извещение № 32211876143 размещено на сайте http://zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Смоленское УФАС России 01.12.2022 поступила жалоба ИП Б. на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по ежедневной комплексной уборке помещений СмолГУ.

 

В жалобе заявитель указал, что при проведении закупки заказчиком допущены следующие нарушения:

1. в Техническом задании заказчиком установлены требования к оказанию услуг по послестроительной уборке, что не относится к объекту закупки;

2. установление Заказчиком требования о наличии у участника информационной системы для оперативного получения сообщений от сотрудников и обучающихся университета о проблемах, связанных с качеством клининговых услуг, противоречат требованиям законодательства.

Заявитель указал, что проведение контроля качества оказываемых услуг является обязанностью заказчика. По мнению заявителя, получение замечаний по оказанным услугам от сотрудников и обучающихся университета не может приниматься как метод контроля качества оказанных услуг. Кроме того, разработка и ведение веб-сайтов, информационных систем не относится к услугам по уборке помещений.

Заказчиком обжалуемой закупки является ФГБОУ ВО «СмолГУ».

На момент поступления жалобы договор не заключен.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу заявителя необоснованной, представил письменные возражения.

 

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

23.11.2022 в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – ЕИС) и на сайте электронной торговой площадки АО «Сбербанк-АСТ» заказчиком размещены извещение № 32211876143 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по ежедневной комплексной уборке помещений СмолГУ и документация об аукционе в электронной форме.

Данная закупка проводится в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223 - ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Смоленский государственный университет», утвержденным заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации 15.04.2022 (далее – Положение о закупках).

Начальная (максимальная) цена договора: 21 622 986,09 руб.

В соответствии с извещением:

- дата начала срока подачи заявок на участие: 23.11.2022;

- дата и время окончания срока подачи заявок на участие: 01.12.2022, 09:00;

- дата рассмотрения первых частей заявок: 01.12.2022;

- дата проведения аукциона: 02.12.2022 в 10:00 (время московское).

- дата рассмотрения вторых частей заявок: 05.12.2022;

- дата подведение итогов аукциона: 05.12.2022.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 01.12.2022 на участие в аукционе в электронной форме заявки подали 7 (семь) участников закупки: ООО «Р», ООО «Аб.», ООО «К», ООО «УК«С», К.Л.В., ООО «Аг.» и К.Е.С.; по результатам рассмотрения первых частей заявок данных участников единой закупочной комиссией было принято решение о допуске к участию в аукционе в электронной форме всех участников. ИП Б. заявку на участие в аукционе не подавал.

Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 02.12.2022 в ходе проведения аукциона участники аукциона подали следующие ценовые предложения:

- ООО «Р», предложение о цене – 11 676 412,53 руб.;

- ООО «Аб.», предложение о цене – 11 784 527,46 руб.;

- ООО «К.», предложение о цене – 14 790 000,00 руб.;

- ООО «УК«С.», предложение о цене – 15 027 975,36 руб.;

- К.Л.В., предложение о цене – 18 920 112,84 руб.;

- ООО «Аг.», предложение о цене – 20 109377,07 руб.

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 05.12.2022 единой закупочной комиссией принято решение о соответствии требованиям документации заявок всех участников, участвовавших в торгах.

В соответствии с протоколом подведения итогов от 05.12.2022 единой закупочной комиссией победителем аукциона в электронной форме признано ООО «Р», предложившее в ходе проведения аукциона наименьшую цену контракта.

 

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлено, что целями регулирования данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 данного Закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в ЕИС вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе, частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, описание предмета которой осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии счастью 6.1 статьи 3 Закона о закупках (при необходимости).

В соответствии с пунктами 1 и 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 данного закона.

Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

- в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки (пункт 1);

- в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки (пункт 2).

Согласно подпункту 1 пункта 1 раздела 7 Положения о закупках при  описании объекта закупки заказчик указывает требования к качественным, техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров, работ, услуг, эксплуатационные характеристики (при необходимости), требования к безопасности товаров, работ, услуг, порядок приемки товаров, работ, услуг и иные требования, связанные с определением соответствия товаров, работ, услуг потребностям Заказчика.

Согласно пункту 6 информационной карты описание объекта закупки содержится в Техническом задании.

Согласно пункту 1 Технического задания объектом закупки является оказание услуг по ежедневной комплексной уборке помещений Смоленского государственного университета.

В пункте 3 Технического задания «Информация об объеме услуг» указано, что «услуги по профессиональной уборке оказываются в соответствии с Приложением № 1 (Перечень помещений СмолГУ, подлежащих уборке по договору), Приложением № 2 (Технологическая карта уборки), Приложением № 3 (Технологическая карта уборки общежития гостиничного типа расположенного по адресу ул. Пржевальского, д. 4).

В соответствии с пунктом 5 Технического задания услуги по уборке должны соответствовать требованиям стандарта ГОСТ Р 51870-2014 «Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия», а также требованиям действующих технических документов и технологической документации на услуги уборки конкретных видов.

Техническим заданием установлено, что:

1) ежедневный контроль качества уборки осуществляется представителем Заказчика, а также посредством наличия обратной связи на сайте исполнителя и информационной системы контроля качества уборки с правом доступа представителя заказчика и исполнителя (приложение № 5). Замечания по уборке, размещенные с использованием информационной системы, должны быть приняты в работу и устранены в течение 12 часов с момента регистрации заявки в информационной системе;

2) после проведения работ по текущему/капитальному ремонту объектов заказчика исполнитель обеспечивает оперативную уборку помещений в рамках договора без дополнительной оплаты, которая включает в себя:

- уборка пола (в зависимости от степени загрязнённости, это локализация и вынос мусора, подметание пыли и мелкого мусора, удаление пыли пылесосом, очистка и влажная уборка паркета, ламината, линолеума и иных твёрдых покрытий, машинная обработка);

- удаление пыли, специальная очистка  (производится в случае, если мебель, оргтехника и иные предметы обстановки помещения находились в месте проведения ремонтных работ);

- мойка сантехники, удаление загрязнений с плитки, очистка швов;

- удаление пыли и загрязнений с последующей чисткой и мойкой (предметом работ являются плинтусы, радиаторы и иные элементы системы отопления, вентиляционные отверстия, дверные ручки и фурнитура, электрические розетки и выключатели);

- удаление пыли и мойка дверей и дверных блоков, оконных блоков, откосов окон и подоконников;

- чистка стен;

- чистка потолков.

Как пояснил представитель заказчика, в Техническом задании требования к оказанию услуг по «послестроительной уборке» отсутствуют. Послестроительную уборку осуществляют подрядчики в рамках выполнения соответствующих договоров. В рамках рассматриваемого договора надлежит осуществлять финишную (оперативную) уборку помещений в части доведения их до приемлемого состояния.

Содержание документации об аукционе, в частности, Технического задания, Технологической карты уборки, свидетельствуют о том, что установленным заказчиком требования к оказываемым услугам не противоречат объекту закупки; указание в Техническом задании на «обеспечение исполнителем услуги по оперативной уборке помещений после проведения работ по текущему/капитальному ремонту объектов заказчика» не свидетельствуют о том, что заказчиком закупаются услуги по послестроительной уборке.

При таких обстоятельствах данный довод заявителя признан необоснованным.

 

2. Заявитель указывает на то, что проведение контроля качества оказываемых услуг является обязанностью заказчика; получение замечаний по оказанным услугам от сотрудников и обучающихся университета не может приниматься как метод контроля качества оказанных услуг. Кроме того, разработка и ведение веб-сайтов, информационных систем не относится к услугам по уборке помещений.

Согласно Техническому заданию ежедневный контроль качества уборки осуществляется представителем заказчика, а также посредством наличия обратной связи на сайте исполнителя и информационной системы контроля качества уборки с правом доступа представителя заказчика и исполнителя (Приложение № 5). Замечания по уборке размещенные с использованием информационной системы должны быть приняты в работу и устранены в течение 12 часов с момента регистрации заявки в информационной системе.

Согласно Техническому заданию информационная система необходима для оперативного получения сообщений от сотрудников и обучающихся университета о проблемах, связанных с качеством клининговых услуг.

Требования к информационной системе установлены в Приложении № 5 Технического задания, согласно которому информационная система должна быть реализована в качестве web-приложения (сайта), доступного через браузер как со стационарных компьютеров, так и с мобильных устройств (смартфонов и планшетов).

Как пояснил заказчик, в описание объекта закупки включены требования к описанию информационной системы, необходимой для оперативного получения сообщений от сотрудников и обучающихся университета о проблемах, связанных с качеством оказываемых клининговых услуг. Информационная система включена с целью обеспечения обратной связи и общественного контроля со стороны преподавателей, работников и студентов университета в рамках традиций развития демократического самоуправления университетов и воспитания инициативы, активности, гражданской сознательности и социальной ответственности студентов. Включение информационной системы наряду с хозяйственными материалами и инвентарем, необходимыми для оказания услуг, является комплексным подходом к выполнению клининговых услуг, при этом нет ограничений для привлечения исполнителем субисполнителей. При этом объектом закупки не является закупка какой-либо информационной системы (в том числе, как часть такого объекта закупки).

Как указано выше, согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Это, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Само по себе установленное заказчиком требование об использовании при оказании клининговой услуги информационной системы не является каким-либо дополнительным требованиям к участникам закупки, не препятствуют участию в аукционе, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не создают преимуществ конкретному лицу, а направлены на выбор победителем процедуры лиц, наиболее соответствующих потребностям заказчика, и отвечают целям эффективного использования источников финансирования.

Данный вывод подтверждается также тем, что на участие в электронном аукционе заявки подали семь участников закупки, все подавшие такие заявки участники были допущены к участию в электронном аукционе.

Каких-либо требований по разработке или ведению веб-сайтов, информационных систем заказчиком в аукционной документацией не предъявлено.

Запрета на установление обжалуемого требования действующим законодательством не установлено, кроме того, данное условие не противоречит предмету закупки.

Выбор и описание непосредственных требований находится в компетенции заказчика, которому надлежит использовать объективное и прозрачное описание таких требований с тем, чтобы осуществить отбор лица, который в наибольшей степени сможет оказать необходимую заказчику услугу.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Данная правовая позиция нашла отражение в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018.

При таких обстоятельствах, установление заказчиком обжалуемого требования не противоречит действующему законодательству.

Таким образом, жалоба заявителя в данной части является необоснованной.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ИП Б. на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Смоленский государственный университет» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по ежедневной комплексной уборке помещений СмолГУ (извещение № 32211876143 размещено на сайте http://zakupki.gov.ru) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

           

Связанные организации

Связанные организации не указаны