Решение б/н Решение о нарушении АМЗ, ст.15 Закона о защите конкуренции от 1 августа 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу № 067/01/15-209/2024  

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 июля 2024 г.                                г. Смоленск       

Полный текст решения изготовлен 01 августа 2024 г.

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела № 067/01/15-209/2024 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

<…>

<…>

рассмотрев дело № 067/01/15-209/2024, возбужденное по признакам нарушения Администрацией города Смоленска пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившимся в создании дискриминационных условий для отдельных хозяйственных обществ, предоставляющих услуги по управлению многоквартирными домами и их содержанию, в результате принятия постановления от 11.12.2023 № 3512-адм (в редакции постановления от 29.02.2024 № 409-адм) «Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета города Смоленска на финансовое обеспечение затрат хозяйственным обществам, предоставляющим услуги по управлению многоквартирными домами и их содержанию»,

при участии представителя ответчика: <…> (доверенность, паспорт),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее – Смоленское УФАС России) 21.12.2023 из прокуратуры Ленинского района г. Смоленска поступило обращение физического лица с информацией о нарушении Администрацией города Смоленска (далее также Администрация) антимонопольного законодательства при принятии Порядка предоставления субсидии из бюджета города Смоленска на финансовое обеспечение затрат хозяйственным обществам, предоставляющим услуги по управлению многоквартирными домами и их содержанию, утвержденного постановлением от 11.12.2023 № 3512-адм (далее – Порядок, Постановление № 3512-адм).

В ходе проведения антимонопольным органом анализа положений указанного Порядка предоставления субсидий в действиях Администрации были выявлены признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем приказом Смоленского УФАС России № 47/24 от 03.04.2024 возбуждено дело № 067/01/15-209/2024.

Определением от 03.04.2024 рассмотрение дела № 067/01/15-209/2024 назначено на 23.04.2024.

Определением от 23.04.2024 рассмотрение дела № 067/01/15-209/2024 отложено на 28.05.2024.

Определением от 28.05.2024 срок рассмотрения дела был продлен до 03.01.2025, рассмотрение дела № 067/01/15-209/2024 отложено на 24.07.2024.

В ходе рассмотрения дела с учетом полученных сведений и документов Комиссией установлены следующие фактические обстоятельства.

Вышеуказанным Постановлением № 3512-адм утвержден Порядок предоставления субсидии, согласно пункту 1.3 которого субсидия предоставляется в целях финансового обеспечения затрат хозяйственным обществам, предоставляющим услуги по управлению многоквартирными домами и их содержанию (далее - субсидия, Получатель субсидии), и направляется:

- на оплату услуг специализированной техники, привлекаемой по договорам гражданско-правового характера в целях содержания и благоустройства придомовых территорий многоквартирных домов (далее - МКД);

- на оплату строительных, в том числе нерудных, материалов, необходимых для выполнения работ по содержанию и текущему ремонту МКД;

- на оплату топлива и смазочных материалов, применяемых для специальной техники и автотранспортных средств, используемых Получателем субсидии при осуществлении уставной деятельности;

- на оплату по договорам подряда на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием и текущим ремонтом МКД;

- на оплату приобретаемых основных средств, средств малой механизации, хозяйственного инвентаря, компьютерной техники, оргтехники, серверного оборудования, программного обеспечения для осуществления уставной деятельности Получателя субсидии;

- на оплату труда сотрудников Получателя субсидии и выплату вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, страховых взносов с заработной платы сотрудников Получателя субсидии и вознаграждений работников по договорам гражданско-правового характера на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- на выплаты сотрудникам Получателя субсидии пособий по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), осуществляемые за счет средств работодателя в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1.4 Порядка право на получение субсидии в соответствии с данным Порядком имеют относящиеся к категории юридических лиц хозяйственные общества, соответствующие следующим критериям:

- имеющие лицензию на осуществление коммерческой деятельности по управлению МКД (1);

- имеющие в управлении или переданные на содержание не менее одной тысячи МКД (2);

- имеющие в управлении или переданные на содержание МКД с муниципальными жилыми помещениями и/или муниципальной долей в общедолевом имуществе МКД, переданные в управление по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), либо МКД, переданные во временное управление на основании постановления Администрации города Смоленска в порядке и на условиях, которые установлены действующими нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации (3);

- в уставном капитале которых имеется доля муниципального образования города Смоленска, составляющая не менее 50 процентов (4).

Пунктом 2.3 Порядка установлено, что для получения субсидии Получатель субсидии представляет главному распорядителю заявление о предоставлении субсидии по установленной данным Порядком форм с приложением необходимых документов.

Согласно предоставленной Главным управлением «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» информации (письмо исх. № 00648 от 19.01.2024) всем установленным Порядком критериям на территории города Смоленска соответствует только одно юридическое лицо, осуществляющее деятельность по управлению многоквартирными домами и их содержанию - ООО «Г», поскольку у данной организации имеются:

- лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – МКД) № <…> от <…> (номер в Едином реестре учета лицензий: <…>);  

- в управлении или переданные на содержание не менее одной тысячи МКД (по состоянию на 19.01.2023 ООО «Г» осуществляет управление 1149 МКД);

- МКД, переданные в управление по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с требованиями ЖК РФ, либо МКД, переданные во временное управление на основании постановления Администрации города Смоленска в порядке и на условиях, которые установлены действующими нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации;

- размер доли муниципального образования города Смоленска в уставном капитале ООО «Г» - 75%.

Согласно информации Управления имущественных, земельных и жилищных отношений Администрации города Смоленска (исх. № 19/1712-исх от 22.02.2024), Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Смоленска (исх. № 16/1155-исх от 28.02.2024), Главного управления «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» (исх. № 02403 от 27.02.2024) Администрация города Смоленска является учредителем (участником) следующих хозяйственных обществ, предоставляющих услуги по управлению МКД и их содержанию:

– АО «Ж» (ИНН <…>) - размер доли участия - 100 %;

– ООО «Г» (ИНН <…>) - размер доли участия - 75 %.

Согласно информации, опубликованной на сайте Главного управления «Государственная жилищная инспекция Смоленской области», у АО «Ж» (ИНН <…>) лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД Смоленской области отсутствует в связи с истечением срока её действия (Приказ № <…> от <…>).

Из изложенного следует, что Порядком утверждены критерии отбора получателей, имеющих право на получение субсидии, которым в совокупности соответствует только одно хозяйственное общество, предоставляющее услуги по управлению многоквартирными домами и их содержанию - ООО «Г».

В силу взаимосвязанных положений статей 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер - возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами.

На основании пунктов 2 и 3 статьи 78 БК РФ субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых определяются цели предоставления субсидий и критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий.

Принимая во внимание, что предоставление государственной (муниципальной) поддержки влияет на состояние товарных рынков и экономические условия деятельности хозяйствующих субъектов в качестве участников рынка, в силу конституционного принципа равенства и на основании пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, согласно которому федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе, запрещено создание дискриминационных условий, условия получения субсидий хозяйствующими субъектами должны носить недискриминационный характер.

Вопреки принципу обеспечения равных возможностей для всех заинтересованных лиц на получение субсидии из бюджета города Смоленска на финансовое обеспечение затрат хозяйственным обществам, предоставляющим услуги по управлению многоквартирными домами и их содержанию, спорным Порядком были установлены определенные критерии отбора получателей субсидии, которым соответствует только одна организация – ООО «Г».

При этом фактически критерии были установлены не из принципа экономической обоснованности, а исходя, в целом, из администрируемых требований, в частности, требований к доле муниципального образования города Смоленска в уставном капитале хозяйственного общества, предоставляющего услуги по управлению многоквартирными домами и их содержанию, которое само по себе является дискриминирующим требованием.

Установив критерии отбора получателей субсидии вышеуказанным образом, Администрация создала условия для получения необоснованного преимущества в получении субсидии из бюджета города Смоленска отдельному (только одному) хозяйствующему субъекту - ООО «Г», что указывает на наличие признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. 

Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в  целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3. 14.7, 14.8 и 15 Закона о защите конкуренции.

В целях пресечения действий, которые содержат признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в соответствии с частью 1 статьи 39.1 данного закона, Администрации было выдано предупреждение  о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, путем отмены постановления или внесения в него изменений с учетом требований антимонопольного законодательства, в срок до 01.04.2024.

О выполнении данного предупреждения Администрации надлежало сообщить в Смоленское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, то есть, до 04.04.2024, предоставив документальное подтверждение его исполнения.

В адрес Смоленского УФАС России от Администрации поступило письмо от 26.03.2024, в котором Администрация сообщила об исполнении предупреждения путем внесения 29.02.2024 постановлением № 409-адм изменений в постановление № 3512-адм «Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета города Смоленска на финансовое обеспечение затрат хозяйственным обществам, предоставляющим услуги по управлению многоквартирными домами и их содержанию» и утвержденный им Порядок.

В ходе проведения проверки исполнения выданного предупреждения Смоленским УФАС России установлено следующее.

29.02.2024 постановлением № 409-адм Администрацией внесены изменения в Постановление № 3512-адм и утвержденный им Порядок.

Согласно пункту 1.4 Порядка (в редакции постановления № 409-адм от 29.02.2024) право на получение субсидии из бюджета города Смоленска на финансовое обеспечение затрат хозяйственным обществам, предоставляющим услуги по управлению и содержанию многоквартирных домов, в соответствии с данным Порядком имеют хозяйственные общества, в уставном капитале которых по данным Единого государственного реестра юридических лиц имеется участие города Смоленска.

Для получения субсидии получатель должен иметь лицензию на осуществление коммерческой деятельности по управлению МКД и (или) заключенные договоры на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД с собственниками помещений при осуществлении этими собственниками помещений непосредственного управления МКД с учетом положений статей 161, 200 ЖК РФ (подпункт 2.1.1).

Таким образом, и в новой редакции Порядка Администрацией был установлен критерий отбора получателей субсидии «участие муниципального образования города Смоленска в уставном капитале хозяйственного общества», который создает дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов, предоставляющих услуги по управлению многоквартирными домами и их содержанию, и в уставном капитале которых не имеется такое участие; указанному критерию соответствует только одна организация – ООО «Г».

Следовательно, Администрацией предупреждение исполнено не было.

Учитывая, что предупреждение Администрацией выполнено не было, приказом Смоленского УФАС России от 03.04.2024 № 47/24 было возбуждено дело № 067/01/15-209/2024 по признакам нарушения Администрацией пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

Как указано выше, пунктом 1.4 Порядка (в первоначальной редакции Порядка) установлено, что право на получение субсидии в соответствии с данным Порядком имеют относящиеся к категории юридических лиц хозяйственные общества, соответствующие следующим критериям:

- имеющие лицензию на осуществление коммерческой деятельности по управлению МКД;

- имеющие в управлении или переданные на содержание не менее одной тысячи МКД;

- имеющие в управлении или переданные на содержание МКД с муниципальными жилыми помещениями и/или муниципальной долей в общедолевом имуществе МКД, переданные в управление по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с требованиями ЖК РФ, либо МКД, переданные во временное управление на основании постановления Администрации города Смоленска в порядке и на условиях, которые установлены действующими нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации;

- в уставном капитале которых имеется доля муниципального образования города Смоленска, составляющая не менее 50 процентов.

После выдачи вышеуказанного предупреждения 29.02.2024 постановлением № 409-адм Администрацией внесены изменения в Постановление № 3512-адм, пункт 1.4 Порядка изложен в следующей редакции:

«1.4. Право на получение субсидии в соответствии с настоящим Порядком имеют хозяйственные общества, в уставном капитале которых по данным Единого государственного реестра юридических лиц имеется участие города Смоленска».

Администрация не согласилась с вменяемым ей нарушением антимонопольного законодательства.

Так, из письменных пояснений Администрации от 19.04.2024 (исх.№1/16/053-исх) следует, что предупреждение ею было исполнено, так как внесены изменения в Порядок с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 25.10.2023 № 1782 «Об утверждении общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и проведение отборов получателей указанных субсидий, в том числе грантов в форме субсидий». При этом, согласно заключению прокуратуры Ленинского района гор. Смоленска от 28.02.2024 в связи с внесением изменений в спорный Порядок противоречий федеральному законодательству и коррупциогенных факторов выявлено не было.

Также Администрация указывала, что спорному критерию отбора получателей субсидии соответствуют как минимум 2 (два) хозяйствующих субъекта: ООО «Г» (размер доли участия Администрации - 75 %) и АО «Ж», доля уставного капитала которого в размере 100% принадлежит Администрации.

Кроме того, Администрация указывает на то, что имела право установить данные критерии, так как ни один из федеральных нормативных правовых актов не содержит какого-либо перечня (либо вариантов), который орган местного самоуправления должен или имеет право включать в свои муниципальные правовые акты в части определения критериев, которым должен соответствовать получатель субсидии.

Как указано выше, в соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которой хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются создание дискриминационных условий.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате принятия правовых актов, совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в частях 1 - 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в частности в случаях установления органами публичной власти и иными указанными в данной норме лицами запретов (введения ограничений) в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров, установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Согласно пункту 35 вышеуказанного Постановления Пленума:

«35. Антимонопольным законодательством органам публичной власти запрещается создание дискриминационных условий: условий доступа на товарный рынок, условий производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8 статьи 4, пункт 8 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции).

При проверке того, являются ли созданные для хозяйствующих субъектов и подлежащие применению (применяемые) к ним условия деятельности дискриминационными (нарушающими принцип равенства), судам необходимо давать оценку объективности критериев, по которым проводится дифференциация прав и обязанностей хозяйствующих субъектов, наличию законной цели в действиях органов публичной власти при установлении различий в условиях деятельности хозяйствующих субъектов и реализации их прав.

Установление (предоставление) правовым актом прав и вытекающих из них преимуществ на рынке для определенной категории хозяйствующих субъектов само по себе не свидетельствует о создании дискриминационных условий, если это допускается законодательством и обусловлено публичным интересом, например, необходимо для предоставления поддержки отдельным категориям хозяйствующих субъектов, определенным законодательством, для обеспечения социально-экономического развития региона.

В частности, не является созданием дискриминационных условий как таковое предоставление хозяйствующим субъектам поддержки (например, имущественной, финансовой) в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», Федеральным законом от 25 июля 2011 года № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». Однако нарушением запрета, установленного пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона, может быть признано создание неравных условий доступа к фактическому получению указанной поддержки среди лиц, имеющих согласно закону право на ее получение.

Антимонопольный запрет создания дискриминационных условий распространяется также на условия (порядок) предоставления субсидий хозяйствующим субъектам в соответствии с бюджетным законодательством. Например, не являются дискриминационными условия предоставления субсидий за счет бюджета субъекта Российской Федерации, ограничивающие круг лиц, имеющих право на получение субсидии только лицами, ведущими деятельность на территории данного субъекта Российской Федерации и уплачивающими налоги в бюджет данного субъекта. Однако могут быть признаны дискриминационными условия, исключающие возможность получения субсидии хозяйствующими субъектами, которые ведут деятельность на территории субъекта Российской Федерации, в связи с их регистрацией и ведением деятельности также на территории иных субъектов Российской Федерации».

Смоленским УФАС России в соответствии с пунктом 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами и их содержанию (далее аналитический отчет).

В соответствии с аналитическим отчетом от 28.05.2024 были установлено следующее:

- временной интервал: с 11.12.2023 по 28.05.2024;

продуктовыми границами исследуемого рынка являются услуги по управлению многоквартирными домами (код ОКВЭД2 - 68.32.1 и код ОКПД2 - 68.32.11);

- географические границы товарного рынка - административные границы территории муниципального образования города Смоленска.

- в период с 11.12.2023 по 28.05.2024 на рынке услуг по управлению многоквартирными домами действовало более 50-ти хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными домами, что свидетельствует о том, что исследуемый рынок являлся конкурентным.

Таким образом, при реализации действующего Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением Администрации от 11.12.2023 № 3512-адм (в редакции постановления от 29.02.2024 № 409-адм), хозяйствующие субъекты, не получившие субсидии, осуществляют свою деятельность в худших экономических условиях, по сравнению со своим конкурентом, получившим субсидию.

Действующий порядок предоставления субсидий утвержден Администрацией в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При этом, Комиссия не отрицает наличие у Администрации полномочий на утверждение порядка предоставления субсидий из бюджета г. Смоленска.

Однако, утверждаемый Администрацией порядок предоставления субсидий должен соответствовать требованиям федерального законодательства, что, в частности, следует из положений пункта «ж» статьи 71, части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации.

В частности, порядок предоставления субсидий, установленный в муниципальном образовании, не должен нарушать требования, предусмотренные Законом о защите конкуренции, а именно, порядок предоставления субсидий не должен содержать положения, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе которые могут привести к созданию дискриминационных условий.

Относительно приведенных выше доводов Администрации Комиссия отмечает следующее.

Как указано выше, предупреждением было предложено Администрации прекратить действия (бездействие), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения путем отмены постановления Администрации города Смоленска от 11.12.2023 № 3512-адм или его изменения с учетом требований антимонопольного законодательства, в срок до 01.04.2024. При этом в тексте предупреждения прямо указано на то, что Порядком (в первоначальной редакции) фактически критерии установлены не из принципа экономической обоснованности, а исходя, в целом, из администрируемых требований, в частности, требований к доле муниципального образования города Смоленска в уставном капитале хозяйственного общества, предоставляющего услуги по управлению многоквартирными домами и их содержанию, которое само по себе является дискриминирующим требованием. Внесение изменений в порядок, в соответствии с которыми право на получение субсидии имеют хозяйственные общества, в уставном капитале которых имеется участие города Смоленска (хоть и без указания размера такой доли), указывает на то, что Администрация только имитировала выполнение предупреждение, без реального намерения его исполнить.

Также Комиссия, отклоняя довод Администрации относительно соответствия установленным критериям кроме ООО «Г» также и АО «Ж», считает необходимым отметить, что пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции указывает на запрет на создание дискриминационных условий; поэтому – вне зависимости от того, соответствуют ли заявленным требованиям только один хозяйствующий субъект – ООО «Г», или два таких субъекта – ООО «Г» и АО «Ж», при том, что подавляющая часть хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рассматриваемом рынке, не могут претендовать на получение субсидии в силу установленного барьера – участие города Смоленска в уставном капитале хозяйственных обществ, установление в Порядке рассматриваемого критерия указывает на создание дискриминационных условий, то есть о нарушении Администрацией пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Как было указано выше, у АО «Ж» (ИНН <…>) лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД Смоленской области отсутствует.

При таких обстоятельствах данный хозяйствующий субъект, вопреки доводам Администрации, также не может являться получателем субсидии.

В рамках рассматриваемого акта субсидия предоставляется хозяйственным обществам, предоставляющим услуги по управлению многоквартирными домами (лицензируемый вид деятельности) и их содержанию.

Относительно довода Администрации со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 25.10.2023 № 1782 Комиссия отмечает, что данный нормативный правовой акт устанавливает общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, к структуре таких актов, но никаким образом не регулирует (и не может регулировать) вопросы, регулируемые законодательством о защите конкуренции.

Учитывая совокупность изложенных выше обстоятельств, Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела №067/01/15-209/2024 о нарушении антимонопольного законодательства считает, что доводы ответчика об отсутствии в его действиях нарушения антимонопольного законодательства являются несостоятельными, и приходит к выводу о том, что действия Администрации нарушают пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Администрации города Смоленска нарушение пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  в части издания постановления от 11.12.2023 № 3512-адм (в редакции постановления от 29.02.2024 № 409-адм)  «Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета города Смоленска на финансовое обеспечение затрат хозяйственным обществам, предоставляющим услуги по управлению многоквартирными домами и их содержанию», предусматривающего установление критериев отбора получателей субсидии, которым соответствует только одна организация (ООО «Г»).

2. Администрации города Смоленска выдать предписание об устранении допущенных нарушений путем отмены постановления от 11.12.2023 № 3512-адм (в редакции постановления от 29.02.2024 № 409-адм) «Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета города Смоленска на финансовое обеспечение затрат хозяйственным обществам, предоставляющим услуги по управлению многоквартирными домами и их содержанию» либо приведения данного постановления в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства.

3. Передать уполномоченному должностному лицу материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны