Решение б/н Решение и предписание по делу по признакам нарушения ООО «Кр... от 8 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Смоленск

Резолютивная часть решения оглашена 4 мая 2011 года.
В полном объёме решение изготовлено 18 мая 2011 года.

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о наруше-нии антимонопольного законодательства в составе <…>,



рассмотрев дело № 04-01/05-2011 по признакам нарушения ООО «Крокус» (214022, г. Смоленск, ул. Вокзальная, д. 1) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»),
УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее – Смоленское УФАС России) поступило заявление МУП «Смоленсктеплосеть», касающееся неправомерного взимания ООО «Крокус» с Заявителя платы за услуги по передаче электрической энергии на котельную №70, расположенную по адресу: г. Смоленск, ул. Вокзальная, д. 1.
Из заявления и представленных материалов следует, что Заявителем было получено письмо от Ответчика от 04.02.2011 №7 с требованием о погашении задолженности за потреблённую электрическую энергию в сумме 147770 рублей 78 копеек. Согласно счетам, предъявленным Ответчиком к оплате Заявителю за июнь-август 2010 г. стоимость услуг по передаче электрической энергии составляет 2 руб. 87 коп за 1 кВт/ч. При этом Заявитель указал, что тариф на услуги по передаче электрической энергии для Ответчика не устанавливался.
В своём заявлении МУП «Смоленсктеплосеть» просит Смоленское УФАС России принять меры по недопущению противоправных действий ООО «Крокус», связанных с требованием оплаты за потребленную электрическую энергию котельной №70, расположенной по вышеуказанному адресу.

На заседании Комиссии 04.05.2011 представители Заявителя поддержали требования, изложенные в заявлении, и сообщили следующее.
Требования по оплате за электрическую энергию от 04.02.2011, предъявленные ООО «Крокус» к оплате МУП «Смоленсктеплосеть» в размере 147770 рублей 78 копеек, сложились за период с января по июнь 2010 года.
В связи с тем, что у Ответчика не установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии, данные требования по оплате являются незаконными. Также, у Ответчика не заключен договор энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии) с ОАО «Смоленскэнергос-быт».

Представитель Ответчика по существу рассматриваемого вопроса пояс-нил следующее.
Согласно договору электроснабжения от 01.01.2010 №25, заключенного между ООО «Крокус» и МУП «Смоленсктеплосеть», Общество через свою трансформаторную подстанцию осуществляло передачу электрической энергии для нужд котельной №70 МУП «Смоленсктеплосеть». Оплата производилась согласно показаниям прибора учёта, установленного в котельной Заявителя. В расчетах использовался тариф, который предъявляется к оплате ООО «Крокус» филиалом ОАО «МРСК Центра» – «Смоленскэнерго».
В течение шести месяцев с момента заключения, вышеуказанного дого-вора, разногласий между сторонами по вопросу оплаты не возникало. Затем, МУП «Смоленсктеплосеть» продолжая отбор электрической энергией, прекратило производить оплату, в связи с чем, у МУП «Смоленсктеплосеть» образовалась вышеуказанная задолженность перед ООО «Крокус». По этой причине филиал ОАО «МРСК Центра» – «Смоленскэнерго» прекратил подачу электрической энергии ООО «Крокус».
Письмом от 04.02.2011 ООО №7 «Крокус» предложило МУП «Смоленсктеплосеть» оплатить долг, за потребленную электрическую энергию, в сумме 147770 рублей 78 копеек, однако Предприятие отказывается оплачивать данный долг. После 04.02.2011 ООО «Крокус» требования по оплате не предъявлялись.
В феврале 2011 года ООО «Крокус» полностью отключило кабельную линию, питающую указанную котельную (отключен рубильник на ТП), так как Заявитель уже не эксплуатировал котельную №70.

Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, выслушав Заявителя, доводы Ответчика, Комиссия Смоленского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона «О защите конкуренции» настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица.
Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Федеральный закон «О естественных монополиях) субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги по передаче электрической энергии, в соответствии со статьёй 4 Федерального закона «О естественных монополиях» относятся к субъектам естественных монополий.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Смоленским УФАС установлено, что в эксплуатации ООО «Крокус» находится электросетевое хозяйство: ТП-194 с соответствующим электрическим оборудованием и электрические сети (подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 2010 года, подписанным между Ответчиком и Заявителем). Энергопринимающие устройства объекта Заявителя (котельная №70), находящиеся по адресу: 214022, г. Смоленск, ул. Вокзальная, д. 1, технологически присоединены к электрическим сетям сетевой организации через объекты электросететвого хозяйства, находящегося в собственности Ответчика.
Учитывая, что объекты электросетевого хозяйства ООО «Крокус» для передачи электрической энергии расположены по адресу: г. Смоленск, ул. Вокзальная, д. 1, географическими границами указанного рынка будет являться зона прилегания электрических сетей ООО «Крокус» к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации филиала ОАО «МРСК Центра» – «Смоленскэнерго» (в точке технологического присоединения).
Таким образом, ООО «Крокус» будет занимать доминирующие положение на локальном рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах зоны прилегания электрических сетей.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон «Об электроэнергетике») антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.
Из материалов дела следует, и не оспаривалось представителями сторон, что между Ответчиком и Заявителем заключен и действует договор на электроснабжение от 01.01.2010 №25. Приложением к данному договору является Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок.
Пунктом 1.1 вышеуказанного договора установлено, что потребитель (Ответчик) обязуется осуществлять передачу субабоненту (Заявитель) электрическую энергию и самостоятельно урегулировать с филиалом ОАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго» и ОАО «Смоленскэнергосбыт» взаимоотношения по передаче электрической энергии до энергопринимающих устройств потребителя, а субабонент обязуется принимать и оплачивать электрическую энергию на условиях, установленных настоящим договором.
Согласно пункту 2.6 данного договора стоимость электрической энергии, транспортируемой потребителем, складывается из следующих составляющих, предъявленных к оплате ОАО «Смоленскэнергосбыт»:
- стоимости электрической энергии, поставляемой по регулируемым це-нам,
- стоимости электрической энергии, поставляемой по нерегулируемым ценам,
- стоимости отклонения ежемесячного договорного объёма потребления электрической энергии.

Смоленским УФАС России установлено, что Ответчик, не состоит в до-говорных отношениях по энергоснабжению с гарантирующим поставщиком – ОАО «Смоленскэнергосбыт». Оплату, за потребленную электрическую энергию, Ответчик производил напрямую сетевой организации – филиалу ОАО «МРСК Центра» – «Смоленскэнерго» по актам бездоговорного потребления электрической энергии (для юридических лиц), имеющимся в материалах дела (л.д. 12-32). Данное обстоятельство подтверждается также платежными поручениями (л.д. 35-41). Услуги по передаче электрической энергии, оказываемые Ответчиком на нужды котельной №70, оплачивались Заявителем по тарифам, предъявляемым филиалом ОАО «МРСК Центра – «Смоленскэнерго» ООО «Крокус».

В ходе рассмотрения дела Комиссией было установлено и не оспарива-лось Заявителем, что МУП «Смоленсктеплосеть» располагало информацией о необходимости заключения договора с ОАО «Смоленскэнергосбыт», однако действия по его заключению не были предприняты Заявителем.

Согласно части 2 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.
В соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона «О естественных монополиях» организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии, отнесены к субъектам естественных монополий, цены на товары (работы, услуги) которых подлежат государственному ре-гулированию.
Статьёй 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» установлено, что тарифы на услуги по передаче тепловой энергии устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Согласно пункту 3 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, далее – Правила недискриминационного доступа) недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.
Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения данных Правил, предусмотренные для сетевых организаций. Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Такие методические указания утверждены приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» (зарег. в Минюсте России 20.10.2004 № 6076).
В соответствии с пунктом 3.1.3. Положения о Департаменте Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности (далее – Департамент), утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 22.04.2011 № 234, установление тарифа на услуги по передаче электрической энергии, в том числе и для Ответчика, отнесено к полномочиям Департамента.
Смоленским УФАС России 04.04.2011 был направлен запрос (исх. №999/04, л.д. 10) в адрес Департамента с просьбой сообщить устанавливалась ли для ООО «Крокус» плата за услуги по передаче электрической энергии.
В ответ на данный запрос Департамент сообщил (письмо от 07.04.2011 исх. №626/3, л.д. 11), что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для ООО «Крокус» не устанавливались.
В соответствии со статьёй 424 Гражданского кодекса Российской Феде-рации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, за исключением предусмотренных законом случаях, когда применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Учитывая вышеизложенное, Ответчик вправе оказывать на возмездной основе Заявителю услуги, связанные с передачей электрической энергии с ис-пользованием принадлежащих ему объектов электросетевого хозяйства, только после установления для него тарифа на услуги по передаче электрической энергии Департаментом энергетики.
При таких обстоятельствах, Комиссия пришла к выводу о наличии факта нарушения ООО «Крокус» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия ООО «Крокус» нарушающими пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкурен-ции», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путём применения к МУП «Смоленсктеплосеть» тарифа на услуги по передаче электрической энергии, не установленного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
2. Выдать ООО «Крокус» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.


Подписи членов комиссии <…>

ПРЕДПИСАНИЕ № 04-01/05-2011

«18» мая 2011 г. г. Смо-ленск

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о наруше-нии антимонопольного законодательства в составе <…>,



руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 18 мая 2011 г. по делу № 04-01/05-2011 о нарушении ООО «Крокус» (214022, г. Смоленск, ул. Вокзальная, д.1, ОГРН 1066731100435) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ООО «Крокус» со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, а именно:
не оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ООО «Крокус» объектов электросетевого хозяйства без установления Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности для ООО «Крокус» тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
О выполнении настоящего предписания сообщить Смоленскому УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения, представив документальное подтверждение его исполнения.

Подписи членов комиссии <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны