Решение б/н Решение по делу № 62-10 по признакам нарушения Департаментом... от 9 марта 2010 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

03 сентября 2010 года                                                                                  г.    Смоленск

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 20.08.2010

Полный текст решения изготовлен 03.09.2010

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе <…>

            Рассмотрев дело № 62-10 по признакам нарушения Департаментом Смоленской области по здравоохранению, расположенным по адресу: 214008,        г. Смоленск, пл. Ленина, д. 1, пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

у с т а н о в и л а:

 

 

 

В адрес Смоленского УФАС России поступило заявление ФБУ «Центр медицинской и социальной реабилитации УФСИН России по Смоленской области» (далее – ФБУ «ЦМСР УФСИН России по Смоленской области», Учреждение). В данном заявлении было указано, что ФБУ «ЦМСР УФСИН России по Смоленской области» в адрес Управления  здравоохранения Администрации города Смоленска был направлен пакет документов (исходящий от 26.05.2009 № 69/51/8-117) для включения в Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) в 2010 году (ФБУ «ЦМСР УФСИН России по Смоленской области» в своем заявлении указало, что выполняет муниципальное задание в системе обязательного медицинского страхования с 2007 года).

 

 

В ответ на данное заявление, в адрес ФБУ «ЦМСР УФСИН России по Смоленской области» поступил ответ с отказом о включении в Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС (исходящий от 19.06.2009 № 13/1086).

 

 

После получения данного отказа ФБУ «ЦМСР УФСИН России по Смоленской области» направило обращение в Департамент Смоленской области по здравоохранению (исходящий от 10.12.2009 № 69/51/8-279) с просьбой о рассмотрении вопроса о включении Учреждения в Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС. В ответ на данное обращение Учреждением было получен ответ от 01.02.2010 №613 в котором было указано, что в настоящее время программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи сформирована. Решение вопроса о включении ФБУ «ЦМСР УФСИН России по Смоленской области» в Перечень возможно при внесении изменений в Постановление Администрации Смоленской области от 31.12.2009 №843 «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год», что планируется произвести в 1 квартале 2010 года. В связи с этим  Департамент Смоленской области по здравоохранению (далее – Департамент) сообщил, что ФБУ «ЦМСР УФСИН России по Смоленской области» для решения данного вопроса необходимо повторно направить обращение в адрес Управления здравоохранения Администрации города Смоленска.

 

 

В связи с вышеизложенным ФБУ «ЦМСР УФСИН России по Смоленской области» повторно обратилось в Управление здравоохранения Администрации города Смоленска (исходящий от 09.02.2010 № 69/51/8-28) с просьбой о включении Учреждения в Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС, указав в обращении на сведения, полученные в Департаменте Смоленской области по здравоохранению.

 

 

В ответ на данное обращение Учреждением был получен отказ, который был мотивирован нецелесообразностью размещения муниципального заказа в Учреждении, в связи с тем, что все виды медицинской помощи могут быть предоставлены муниципальными учреждениями здравоохранения.

 

 

ФБУ «ЦМСР УФСИН России по Смоленской области» считает действия Управления здравоохранения Администрации города Смоленска необоснованными и противозаконными по следующим основаниям.

 

 

В соответствии с положениями статьи 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее – Закон о медицинском страховании) медицинское учреждение является субъектом медицинского страхования. Медицинскими учреждениями в системе обязательного медицинского страхования являются «имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно».

 

 

Также согласно статье 20 Закона о медицинском страховании, медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования оказывают медицинские учреждения с любой формой собственности. Они являются самостоятельно хозяйствующими субъектами и строят свою деятельность на основе договоров со страховыми медицинскими организациями.

 

 

В соответствии с пунктом 5.1 Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан, утвержденных Директором Федерального фонда обязательного медицинского страхования 03.10.2003 №3856/30-3/и (зарегистрированы в Минюсте РФ 24.12.2003 №5359), медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования оказывают медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие соответствующие лицензии.

 

 

Таким образом, по мнению ФБУ «ЦМСР УФСИН России по Смоленской области», Учреждение вправе осуществлять деятельность в системе ОМС, так как имеет соответствующую лицензию.

 

 

Ограничение участия ФБУ «ЦМСР УФСИН России по Смоленской области» в работе в системе ОМС приводит к нарушению статьи 30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1, а именно права пациента на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования.

 

 

Заявитель указывает, что согласно статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и совершать действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

 

Участие ведомственных медицинских учреждений в системе ОМС регламентируется статьей 37.1. «Виды медицинской помощи» Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1; статьей 2 «Субъекты медицинского страхования» и статьей 20 «Права и обязанности медицинских учреждений» Закона о медицинском страховании; письмом Минздрава РФ и Федерального фонда ОМС от 28.07.2000 №№ 2510/8384-32, 3636/30-1/и «Об отмене письма Минздрава России и ФОМС от 22 сентября 1999 г. №2510/10202-99-32, № 4779/30-1/и» и письмом Минздрава РФ и Федерального фонда ОМС от 31.08.2001 №№2510/9740-32, 4111/30-1/И «О привлечении ведомственных медицинских учреждений для выполнения территориальных программ ОМС», информационным письмом ФОМС от 19.08.2008 № 4468/30-4/и «О работе медицинских учреждений в системе обязательного медицинского страхования».

 

 

Таким образом, по мнению Учреждения, Управлением по здравоохранению Администрации города Смоленска допущено нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. В данном случае нарушение выразилось в непринятии Управлением здравоохранения Администрации города Смоленска мер по включению ФБУ «ЦМСР УФСИН России по Смоленской области» в Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Смоленской области.

 

 

В связи с этим ФБУ «ЦМСР УФСИН России по Смоленской области» просит принять меры по факту нарушения антимонопольного законодательства Управлением здравоохранения Администрации города Смоленска и обязать включить Учреждение в Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС

 

 

В ходе анализа материалов заявления установлено, что в соответствии со статьей 2 Закона о медицинском страховании, медицинское учреждение входит в состав субъектов медицинского страхования. Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

 

 

В подпункте 5.1 Типовых правил ОМС, утвержденных ФФОМС 03.10.2003 №3856/30-3/и указано, что медицинскую помощь в системе ОМС оказывают медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие соответствующие лицензии.

 

 

Таким образом, наличие лицензии у медицинского учреждения, в системе ОМС является необходимым и единственным условием для того, чтобы оно имело право оказывать медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования.

 

 

Необоснованный отказ Управления здравоохранения Администрации города Смоленска во включении Центра в Перечень учреждений, функционирующих в системе ОМС Смоленской области является необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

 

 

Также в ходе проведения проверки материалов заявления, в адрес Смоленского УФАС России поступило письмо Управления здравоохранения Администрации города Смоленска от 14.05.2010 №13/1181 в котором содержалась информация о том, что Управлением было направлено письмо на имя Начальника Департамента Смоленской области по здравоохранению с просьбой о включении Учреждения в Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год и выделении для этих целей объемов амбулаторной помощи.

 

 

Также в письме было указано, что на совещании, проведенном Департаментом Смоленской области по здравоохранению 29.04.2010, данный вопрос был решен положительно.

 

 

К письму Управления здравоохранения была приложена копия письма, направленного им в Департамент Смоленской области по здравоохранению (исх. От 23.03.2010 №13/968т), в котором Управление просило Департамент рассмотреть вопрос о включении Учреждения в Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год и в связи с этим увеличить объем заказ-задания города Смоленска в объеме 4199 посещений.

 

 

Направление Управлением здравоохранения Администрации города Смоленска вышеуказанного письма в адрес Департамента Смоленской области по здравоохранению свидетельствует о принятии Управлением мер по добровольному устранению нарушения антимонопольного законодательства (пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции). В связи с этим оснований для принятия мер антимонопольного реагирования в отношении Управления здравоохранения Администрации города Смоленска не имеется.

 

 

 

Также в ходе проведения проверки материалов заявления Смоленским УФАС России был направлен запрос в Департамент Смоленской области по здравоохранению, в котором содержался вопрос о принятом на совещании, проведенном  29.04.2010 решении относительно включения ФБУ «ЦМСР УФСИН России по Смоленской области» в Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год.

 

 

В ответ на данный запрос в адрес Смоленского УФАС России поступило письмо Департамента Смоленской области по здравоохранению от 03.06.2010 №4523, в котором было указано, что Департамент подтверждает включение ФБУ «ЦМСР УФСИН России по Смоленской области» в Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС на 2010 год.

 

 

Также в письме было указано, что Администрацией Смоленской области готовится проект Постановления «О внесении изменений в Территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год», который в установленном порядке будет направлен на согласование членам Администрации Смоленской области.

 

 

 

В связи с тем, что с момента получения данного письма в адрес Смоленского УФАС России не было направлено документов, подтверждающих включение Учреждения в Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год, Смоленским УФАС России был повторно направлен запрос в Департамент Смоленской области по здравоохранению с целью уточнения стадии на которой находилось решение данного вопроса.

 

 

В ответ на повторный запрос в адрес Смоленского УФАС России поступило письмо Департамента от 26.07.2010 №6228, в котором было указано, что в настоящее время проект Постановления Администрации Смоленской области «О внесении изменений в Территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год» проходит правовую экспертизу в Правовом департаменте Смоленской области.

 

 

 

С момента сообщения Департаментом Смоленской области по здравоохранению о принятии решения о включении Учреждения в Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год прошло значительное количество времени. Однако до момента возбуждения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства, в Смоленское УФАС России не представлено документов, подтверждающих фактическое включение Учреждения в данный Перечень.

В связи с этим Смоленское УФАС России пришло к выводу о том, что Департаментом совершается бездействие, которое необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом. Данное бездействие не позволяет Центру наравне с другими медицинскими учреждениями участвовать в системе ОМС, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

В ходе заседания Комиссии Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства представитель Заявителя поддержал доводы, указанные в заявлении.

 

 

Представители Ответчика согласились с доводами Комиссии Смоленского УФАС России, признали факт нарушения Департаментом Смоленской области по здравоохранению положений пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. На вопрос Комиссии о причинах столь длительного срока процедуры включения ФБУ «ЦМСР УФСИН России по Смоленской области» в Перечень медицинских учреждений функционирующих в системе обязательного медицинского страхования представители Ответчика пояснили, что это связано с необходимостью согласования проекта Постановления Администрации Смоленской области «О внесении изменений в Территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год» различными структурными подразделениями Администрации Смоленской области.

 

 

Помимо этого представители Ответчика в ходе рассмотрения дела представили копию Постановления Администрации Смоленской области от 19.08.2010 №476 «О внесении изменений в Территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год», согласно пункту 6 которого подраздел 1.3 Приложения №6 к Постановлению Администрации Смоленской области от 31.12.2009 №843 «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год» дополняется пунктом 1.3.6 следующего содержания: «Федеральное бюджетное учреждение «Центр медицинской и социальной реабилитации Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области», г. Смоленск».

Внесение вышеуказанных изменений в Территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год свидетельствует об устранении Департаментом Смоленской области по здравоохранению нарушения антимонопольного законодательства.

 

Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что Департамент Смоленской области по здравоохранению нарушил требования  пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой органам государственной власти субъекта Российской Федерации запрещается осуществлять бездействие, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

 

В связи с тем, что до рассмотрения дела Департамент Смоленской области по здравоохранению принял меры по добровольному устранению допущенного нарушения антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать Департамент Смоленской области по здравоохранению нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.Признать Департамент Смоленской области по здравоохранению добровольно устранившим нарушение антимонопольного законодательства.

3.Дело №62-10 о нарушении антимонопольного законодательства Департаментом Смоленской области по здравоохранению производством прекратить.

 

Подписи членов комиссии <...>.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны