Решение №1041/04 часть 6 статьи 5 от 18 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

<…>

<…>

<…>

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 067/05/5-289/2019

«18» марта 2020 г. г. Смоленск

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

заместитель председателя Комиссии:

члены Комиссии:

<…> – заместитель руководителя Смоленского УФАС России,

<…> – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Смоленского УФАС России,

<…> – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Смоленского УФАС России,

рассмотрев дело № 067/05/5-289/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения на боковой стороне кузова транспортного средства марки ГАЗ <…> рекламы с выражением: «ОСТАВЬ ЖЕНУ С ГОЛОЙ КИСКОЙ!», что указывает на признаки нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

заявитель <…> и представители лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - <…>, а также <…>, извещённые о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились,

УСТАНОВИЛА:

В Смоленское УФАС России поступило обращение <…> от 24.10.2019 (вх. № 309ф от 24.10.2019) по вопросу размещения в г. Смоленске (на бортах автомобиля) оскорбительной, по её мнению, рекламы. К обращению прилагались фотографии транспортного средства марки ГАЗ <…> с рекламой.

Смоленским УФАС России 20.12.2019 в отношении <…> было вынесено Определение о возбуждении дела № 067/05/5-289/2019 по признакам нарушения части 6 статьи 5 Закона о рекламе, в котором рассмотрение дела было назначено на 14.01.2020 в 10час.30мин.

Определением Смоленского УФАС России о продлении срока рассмотрения дела № 067/05/5-289/2019 от 15.01.2020 срок рассмотрения дела продлен до 19.03.2019, дело назначено к рассмотрению на 26.02.2020 в 10 часов.

Определением Смоленского УФАС России об отложении рассмотрения дела № 067/05/5-289/2019 от 26.02.2020 рассмотрение дела было отложено и назначено к рассмотрению на 18.03.2020 в 10 часов.

В ходе рассмотрения материалов дела Комиссией было установлено следующее.

В г. Смоленске в октябре 2019 г. зафиксировано автотранспортное средство марки ГАЗ <…> регистрационный номер <…>, на боковой стороне кузова которого изображен женский образ, держащий на руках животное семейства кошачьих породы «Сфинкс», и размещается информация следующего содержания:

<…> ОСТАВЬ ЖЕНУ С ГОЛОЙ КИСКОЙ!

Юристы по семейному праву».

Согласно статье 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама».

Указанная выше информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц – распространяется на улицах города и круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования, направлена на привлечение внимания, продвижение на рынке, формирование и поддержание интереса к услугам юристов по семейному праву и способствует их продвижению на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации как предназначенность для неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Согласно требованиям части 6 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия».

К непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

К оскорбительным образам, сравнениям и выражениям - слова и изображения, которые, в том числе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат.

Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).

Соответственно, возможна ситуация, когда одна и та же реклама оценивается неоднозначно с точки зрения ее этичности различными категориями населения. При этом, по мнению ФАС России, для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.

На основании письма ФАС России от 29.04.2013 № АД/17355/13, ФАС России рекомендует создать Экспертные советы при территориальных органах ФАС России, на заседаниях которых может быть дана оценка этичности рекламы с учетом восприятия информации, которое характерно для жителей конкретного субъекта Российской Федерации.

В Смоленском УФАС России 26.11.2019 состоялось заседание Экспертного совета по применению законодательства Российской Федерации о рекламе, на котором обсуждался вопрос: «Является ли оскорбительным по отношении к женщине в размещаемой рекламе выражение: «ОСТАВЬ ЖЕНУ С ГОЛОЙ КИСКОЙ!»?». Экспертный совет большинством голосов признал, что размещаемая на боковой стороне кузова транспортного средства марки ГАЗ <…> регистрационный номер <…> реклама, является непристойной и оскорбительной по отношению пола (женщины).

Учитывая изложенное, указанная реклама содержит информацию («ОСТАВЬ ЖЕНУ С ГОЛОЙ КИСКОЙ!»), нарушающую принятые в обществе нормы морали и нравственности, так как используется оскорбительное выражение в отношении женского пола, рекламная информация является общедоступной и существенно затрагивает личные неимущественные права неопределенно большого круга лиц.

Таким образом, указанная выше реклама с использованием непристойного и оскорбительного выражения («ОСТАВЬ ЖЕНУ С ГОЛОЙ КИСКОЙ!») по отношению к женскому полу, размещаемая на боковой стороне кузова транспортного средства марки ГАЗ <…> регистрационный номер <…>, является нарушением части 6 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.

Ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5 Закона о рекламе, согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламодатель. Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Указанный в тексте размещаемой рекламы номер телефона <…>, согласно письму <…>, предоставлен в рамках договора об оказании услуг связи как дополнительный абонентский номер <…> физическому лицу – <…>. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 16.12.2019 <…> являлся генеральным директором и учредителем <…>. Основной вид деятельности <…> - деятельность в области права (Код ОКВЭД 69.10). Абонентский номер <…> использовался <…>. Таким образом, <…> является рекламодателем.

На основании сведений, представленных МОРЭР ГИБДД УМВД России по Смоленской области, владельцем транспортного средства марки ГАЗ <…> регистрационным номером <…>, на котором размещается реклама, является <…>.

Согласно письменным пояснениям <…> к делу № 067/05/5-289/2019 от 11.03.2020, с 27.07.2019 по 09.01.2020 он являлся учредителем и генеральным директором <…>. На основании договора купли-продажи доли в уставном капитале общества от 25.12.2019, общество было продано другому физическому лицу. В начале октября 2019 г. он лично, как физическое лицо, заключил с <…> договор аренды автомобиля марки ГАЗ <…> с регистрационным номером <…>, а затем, по устной договоренности с рекламным агентством, заказал рекламу. В ноябре 2019 г. реклама была демонтирована. <…> также пояснил, что не считает размещаемую рекламу неэтичной на основании следующего: по описанию породы кошачьих «Сфинкс» - это декоративная порода кошек, главной особенностью которой является полное отсутствие шерсти; согласно толковому словарю Ожегова: киска – то же, что кошка; прикинулась ласковой киской (перен.: о женщине); ласковое обращение к девочке, женщине. По мнению <…> реклама не несла в себе оскорбительных образов, а лишь гласила: «Оставь жену с голой кошкой», которые и были изображены на автомобиле.

<…> 17.03.2020 в Смоленское УФАС России представлено письмо с приложением фотографий, подтверждающих устранение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ненадлежащая реклама с бортов автомобиля марки ГАЗ <…> с регистрационным номером <…>демонтирована.

Комиссия Смоленского УФАС России, рассмотрев все материалы дела № 067/05/5-289/2019, считает, что реклама <…> с использованием непристойного и оскорбительного выражения («ОСТАВЬ ЖЕНУ С ГОЛОЙ КИСКОЙ!») по отношению к женскому полу, размещаемая на боковой стороне кузова транспортного средства марки ГАЗ <…> регистрационный номер <…>, нарушает требования части 6 статьи 5 Закона о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу с использованием непристойного и оскорбительного выражения («ОСТАВЬ ЖЕНУ С ГОЛОЙ КИСКОЙ!»), размещаемую на боковой стороне кузова транспортного средства марки <…> регистрационный номер <…>, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Не выдавать <…> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе в связи с добровольным устранением нарушения до рассмотрения дела по существу.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Смоленского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «19» марта 2020 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заместитель председателя Комиссии:

   

<…>а

Члены Комиссии:

   

<…>

     

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны