Решение №067/10/18.1-275/2020 Решение по жалобе ООО "РТ-Инструмент" от 10 июля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 067/10/18.1-275/2020
по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
07 июля 2020 года г. Смоленск
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров по правилам, предусмотренным статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:
<…>;
<…>;
<…>,
при участии представителей:
- заказчика - АО «И»: <…> (доверенность, паспорт),
- заявителя – ООО «Р»: <…> (доверенность, паспорт <...>
в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров по правилам, предусмотренным статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» полномочий по контролю за проведением торгов и порядком заключения договоров, рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «Р» на действия закупочной комиссии заказчика – АО «И» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку фрез для станков с ЧПУ (извещение № 32009172903 размещено на сайте https://zakupki.gov.ru/),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области 25.06.2020 поступила жалоба ООО «Р» (далее также – заявитель, общество), согласно которой данному обществу неправомерно отказано в допуске к участию в запросе котировок.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу общества необоснованной, представил письменные возражения.
Заказчиком обжалуемой закупки является АО «И», входящий в структуру АО <…>.
На момент рассмотрения жалобы договор не заключен.
Комиссией при рассмотрении жалобы общества установлено следующее.
22.05.2020 на официальном сайте в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 32009172903 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку фрез для станков с ЧПУ.
Данная закупка проводится в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Частью 1 статьи 2 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 данного закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная деятельность заказчика по оспариваемой закупке регламентируется Единым Положением о закупке <…> в редакции с изменениями, утвержденными решениями Наблюдательного совета <…>, к которому АО «И» присоединилось с 01.04.2016 в соответствии с Протоколом № 2/2016 заседания Совета директоров АО «И» (далее – Положение), извещением об осуществлении закупки по запросу котировок в электронной форме, участниками которого могут быть являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку фрез для станков с ЧПУ (далее – извещение).
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно извещению рассматриваемой процедуры:
Начальная (максимальная) цена договора – 6 999 892,41 руб.
Дата начала срока подачи заявок: 25.05.2020.
Дата и время окончания подачи заявок: 09.06.2020 в 08:00.
Дата рассмотрения заявок: 11.06.2020.
Дата подведения итогов: 16.06.2020.
В соответствии с протоколом № 1 от 11.06.2020 на участие в закупочной процедуре от участников поступило 5 заявок, которым присвоены следующие идентификационные номера: №№ 137425, 137632, 141170, 140704, 141147.
Согласно решению закупочной комиссии участники закупки с идентификационными номерами № 137425 и № 141170 допущены к участию в закупке, участникам закупки с идентификационными номерами №№ 137632, 140704, 141147 отказано в допуске к участию в закупочной процедуре.
Заявителю (заявка № 140704) отказано в допуске к участию в закупочной процедуре в соответствии с пунктом 4.12.12 (3) извещения, так как в заявке указан сплав, отличный от указанного в техническом задании.
В соответствии с протоколом № 2 от 18.06.2020 по результатам рассмотрения заявок закупочной комиссией определен победитель - участник закупки с идентификационным номером № 141170.
Пунктом 6.5.6 Положения установлено, что под запросом котировок понимается конкурентный способ закупки, проводимый в форме торгов и исключительно заказчиками I группы, при котором победителем закупки признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным в извещении, и содержит наиболее низкую цену договора.
Подпунктами 8, 9 пункта 12.3.6 Положения установлено, что документация о закупке должна содержать, в том числе, следующие сведения:
- требования к содержанию, форме и составу заявки, включая формы представления необходимых сведений и инструкцию по составлению заявки;
- требования к описанию участниками процедуры закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками процедуры закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Согласно подпункту 12.3.11 Положения при проведении запроса котировок/ запроса цен нормы раздела 12 Положения, касающиеся документации о закупке, применяются в отношении извещения о проведении закупки с учетом особенностей, установленных Положением.
На основании подпункта 12.2.3 Положения в извещении должны быть указаны, в том числе, сведения (с учетом проводимого способа закупки) о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, а также краткое описание предмета закупки с учетом требований подпункта 10.3.5 Положения (при проведении закупки заказчиками I группы или подпункта 10.3.6 Положения (при поведении закупки заказчиками II группы) (при необходимости).
Согласно пункту 11 Информационной карты требования к продукции, в том числе к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), эксплуатационными характеристиками (при необходимости) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, приведены в разделе 9.
В соответствии с разделом «Техническое задание» Заказчиком осуществляется закупка 59 позиций фрез со следующими характеристиками, например, позиция 1:
Фреза MS2SSD0030 |
Фреза концевая, шпоночная, твердосплавная для обработки сталей (в т. ч. закаленной, нержавеющей), жаропрочных и титановых сплавов. Ø0,3 мм; 2 зуба, материал изготовления – мелкозернистый твердый сплав TF15, покрытие (Al, Ti) N, рабочая часть 0,45 мм, общая длина 40 мм, диаметр хвостовика 4 мм, угол наклона винтовой канавки 30°. |
Комиссией установлено, что в силу пункта 4.5.1 извещения участник закупки должен подготовить заявку в соответствии с образцами форм, установленными в разделе 7 данного извещения, предоставив полный комплект документов согласно перечню, определенному в приложении №3 к Информационной карте.
Аналогичное требование установлено и пунктом 19 Информационной карты.
Согласно пункту 4.5.2 извещения заявка на участие в закупке состоит из одной части (далее – первая часть заявки) и ценового предложения, подаваемых одновременно.
Приложением №3 к Информационной карте определено, что заявка на участие в закупке должна включать в себя следующие документы:
№ п/п |
Наименование документа |
|
Первая часть заявки: |
|
Заявка (форма 1) по форме, установленной в подразделе 7.1; |
|
Техническое предложение (форма 2) по форме, установленной в подразделе 7.2; |
|
Сведения о конкретном юридическом лице, предоставленные в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона 129-ФЗ с использованием сервиса сайта https://egrul.nalog.ru, или копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц), полученные не ранее чем за 3 (три) месяца до дня официального размещения извещения; сведения о конкретном индивидуальном предпринимателе, предоставленные в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона 129-ФЗ с использованием сервиса сайта https://egrul.nalog.ru, или копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), полученные не ранее чем за 3 (три) месяца до дня официального размещения извещения; копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц); копия перевода на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц); |
|
Копия доверенности на осуществление действий от имени участника процедуры закупки – юридического лица, оформленная в соответствии с законодательством (в случае, если от имени участника процедуры закупки действует лицо, не являющееся руководителем; при этом в случае, если указанная доверенность подписана лицом, не являющимся руководителем, заявка должна содержать также копию документа, подтверждающего полномочия такого лица); |
|
В случае если на стороне участника процедуры закупки выступают несколько лиц, в составе заявки в отношении каждого такого лица должны быть представлены документы, указанные в пунктах 3-4, 7-8 , с учетом особенностей, установленных в подразделе 5.2, а также копия заключенного между ними соглашения, соответствующего требованиям, установленным в п. 5.2.2 извещения; |
|
План распределения объемов поставки продукции внутри коллективного участника (форма 3) по форме, установленной в подразделе 7.3 – в случае подачи заявки с привлечением субподрядчиков из числа субъектов МСП; |
|
Декларация соответствия члена коллективного участника (форма 4) по форме, установленной в подразделе 7.4 – заполняется членами коллективного участника, в случае подачи заявки коллективным участником; |
|
Документ, включающий в себя сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Законом 209-ФЗ, или Декларация о соответствии критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (форма 5) по форме, установленной в подразделе 7.5 – в случае принадлежности участника процедуры закупки и/или привлекаемых к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) к субъектам МСП при отсутствии сведений в вышеуказанном реестре в случае, если участник процедуры закупки и/или привлекаемый к исполнению договора субподрядчик (соисполнитель) является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом; |
|
Ценовое предложение: |
|
Ценовое предложение (форма 6) по форме, установленной в подразделе 7.6 |
|
Коммерческое предложение (форма 7) по форме, установленной в подразделе 7.7 |
Согласно разделу 7 извещения документы, заполняемые участниками закупки и включаемые в состав заявки, должны быть подготовлены в строгом соответствии с образцами форм документов, приведенных в извещении, при этом такие образцы не подлежат изменению (редактированию).
Вышеуказанный раздел включает в себя следующие формы:
- заявка (форма 1);
- техническое предложение (форма 2);
- план распределения объемов поставки продукции внутри коллективного участника (форма 3);
- декларация соответствия члена коллективного участника (форма 4);
- декларация о соответствии критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (форма 5);
- ценовое предложение (форма 6);
- коммерческого предложения (форма 8).
Форма 2 «Техническое предложение» представлена следующим образом:
Приложение 1 к первой части заявки
от «____» _____________ 201_ г. № __________
ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Наименование и адрес места нахождения
участника процедуры закупки: _____________________________
Декларация соответствия
Настоящим мы подтверждаем, что изучили Требования к продукции и согласны:
- поставить товар, который указан в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, и в отношении которого в разделе 9 извещения содержится указание на товарный знак, полностью соответствующий требованиям Заказчика, изложенным в разделе 9 извещения, и на условиях, предусмотренных проектом договора (раздел 8 извещения) и не подлежащих изменению по результатам проведения запроса котировок в электронной форме.
Настоящим заявляем (декларируем), что страной происхождения товара является:
№ |
Наименование каждой единицы поставляемого товара |
Наименование страны происхождения поставляемых товаров (по каждой единице товара) |
1. |
|
|
… |
|
|
Комиссия Управления, изучив извещение о проведении запроса котировок, Информационную карту, а также приложения к ней (формы), пришла к выводу о том, что заказчиком требований о предоставлении в составе заявки (в какой-либо форме) технических, функциональных и эксплуатационных характеристик предлагаемых к поставке товара (включая сплав, из которого он изготовлен), не содержится.
Ссылка Заказчика о том, что технические характеристики товара должны быть указаны в форме 2 «Техническое предложение» является необоснованной, так как данная форма предполагает внесение сведений только о наименовании каждой единицы поставляемого товара и наименовании страны происхождения поставляемого товара.
Кроме того, указанная форма содержит декларацию соответствия поставляемого товара требованиям Заказчика, изложенным в разделе 9 извещения (Техническое задание).
Согласно подпункту 12.8.6 Положения в ходе проведения процедуры рассмотрения заявок (отборочной стадии) закупочная комиссия в отношении каждой поступившей заявки осуществляет следующие действия:
- проверку состава, формы и содержания заявки на соответствие требованиям извещения, документации о закупке;
- проверку участника процедуры закупки (в том числе всех лиц, выступающих на стороне одного участника процедуры закупки) на соответствие требованиям, установленным в извещении, документации о закупке;
- проверку соответствия предлагаемой продукции и условий исполнения договора требованиям, установленным в извещении, документации о закупке;
- проверку соблюдения порядка описания продукции, предлагаемой к поставке в составе заявки на участие в закупке, на соответствие требованиям, установленным в извещении, документации о закупке;
- проверку цены заявки на предмет ее соответствия требованиям, установленным в подразделе 10.8 Положения;
- принятие решения о допуске или об отказе в допуске к участию в закупке и признании участников процедуры закупки участниками закупки в соответствии с критериями отбора и в порядке, которые установлены в извещении, документации о закупке.
В силу подпункта 12.8.5 Положения на этапе рассмотрения заявок закупочная комиссия направляет участникам процедуры закупки запрос о необходимости уточнения поданных заявок в случаях и порядке, установленных в подпунктами 12.8.7 - 12.8.9 Положения (далее – дозапрос).
Согласно подпункту 12.8.7 Положения при выполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 12.8.6(1) - 12.8.6(5) Положения, до принятия закупочной комиссией решения о допуске или об отказе в допуске к участию в закупке секретарь закупочной комиссии направляет участникам процедуры закупки с использованием программно-аппаратных средств ЭТП дозапрос с соблюдением следующих требований:
1) дозапрос направляется в отношении документов и сведений, предоставление которых предусмотрено подп. 12.6.16(1), подп. 12.6.16(3) - 12.6.16(13) Положения, в случаях:
- отсутствия в составе заявки требуемых документов и сведений;
- предоставление требуемых документов и сведений не в полном объеме;
- наличия неустранимых противоречий в представленных документах и сведениях;
- нечитаемости представленных документов и сведений;
2) дозапрос не может направляться, а участники процедуры закупки не вправе представлять уточненные документы и сведения, в целях изменения предложенной участником процедуры закупки цены договора, условий исполнения договора;
3) дозапрос направляется всем участникам процедуры закупки, в отношении которых закупочной комиссией может быть принято решение об отказе в допуске к участию в закупке в связи с выявлением обстоятельств, указанных в подпункте 12.8.7(1) Положения, а именно отсутствия в составе заявки требуемых документов и сведений; предоставление требуемых документов и сведений не в полном объеме; наличия неустранимых противоречий в представленных документах и сведениях; нечитаемости представленных документов и сведений.
Представитель Заказчика пояснил, что с целью уточнения сведений о предлагаемой к поставке ООО «Р» продукции в адрес общества был направлен дозапрос.
Однако заявитель не подтвердил факт получения им такого дозапроса.
В тоже время на заседании Комиссии сторонами не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих указанные утверждения.
Как установлено подпунктом 12.8.11 Положения Закупочная комиссия отклоняет заявку участника процедуры закупки по следующим основаниям:
- непредоставление в составе заявки документов и сведений, предусмотренных извещением, документацией о закупке; нарушение требований извещения, документации о закупке к содержанию заявки; не допускается отказ в допуске участнику процедуры закупки за непредставление документа, предусмотренного подпунктом 12.6.16(9) Положения, в случае проведения закупки согласно подпункту 19.16.3(1) Положения;
- несоответствие участника процедуры закупки, в том числе несоответствие лиц, выступающих на стороне одного участника процедуры закупки, требованиям извещения, документации о закупке;
- несоответствие предлагаемой продукции и/или условий исполнения договора требованиям, установленным в извещении, документации о закупке;
- несоблюдение требований извещения, документации о закупке к описанию продукции, предлагаемой к поставке в составе заявки на участие в закупке;
- несоответствие цены заявки требованиям извещения, документации о закупке, в том числе наличие предложения о цене договора (цене за единицу продукции), превышающей размер НМЦ;
- наличие в составе заявки недостоверных сведений.
Отклонение заявки/участника процедуры закупки по основаниям, не предусмотренным подпунктом 12.8.11 Положения, не допускается.
Подпунктом 10.4.8 Положения установлено, что предполагаются добросовестность участников процедуры закупки и разумность их действий.
На основании подпункта 12.8.2 Положения с учетом установленной подпунктом 10.4.8 Положения презумпции добросовестности участников процедуры закупки и разумности их действий закупочная комиссия в ходе рассмотрения заявок должна руководствоваться принципом приоритета содержания документа над его формой в порядке, предусмотренном настоящим разделом.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно описи документов первой части заявки ООО «Р» представило следующие документы: заявку; техническое предложение, выписку ЕГРЮЛ; сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства; коммерческое предложение; ценовое предложение.
Комиссией Управления установлено, что форма 2 «Техническое предложение» заполнена заявителем в полном соответствии с требованиями извещения.
Кроме того, Заявитель в первой части заявки выразил согласие участвовать в вышеуказанной закупке на условиях, установленных извещением, регламентом ЭТП и Положением, а также поставить товар на условиях проекта договора, представленного в составе извещения, со всеми приложениями к нему.
Таким образом, заявка общества полностью соответствует требованиям, установленным извещением. При таких обстоятельствах каких-либо оснований для отказа Заявителю в допуске к участию в запросе котировок, у членов закупочной комиссии заказчика не имелось.
Комиссия Смоленского УФАС России пришла к выводу о неправомерности принятия закупочной комиссией решения об отказе Заявителю в допуске к участию в запросе котировок, что свидетельствует о нарушении части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 и части 6 статьи 3 Закона о закупках, подпункта 12.8.11 Положения.
По аналогичному основанию закупочной комиссией заказчика было отказано в допуске к участию в закупочной процедуре участникам № 137632 и № 141147.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Р» на действия закупочной комиссии заказчика – АО «И» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку фрез для станков с ЧПУ (извещение № 32009172903), обоснованной.
2. Признать в действиях закупочной комиссии нарушение части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 и части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», подпункта 12.8.11 Единого Положения о закупке <…>.
3. Выдать закупочной комиссии, Заказчику – АО «И», оператору электронной площадки - АО «А» предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.