Решение №6002/03 решение по жалобе ООО "Промдорснаб-Запад" по ст. 18.1 от 17 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику:

ОГУП «Э….»

 

Заявителю:

ООО «П…»

 

АО «Е..»

 

Заинтересованное лицо:

ООО «Г…»

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 067/10/18.1-489/2022

по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

 

12 октября 2022 года                                                                                                     г. Смоленск

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия), в составе:

«…»

 

при участии в дистанционном режиме рассмотрения жалобы представителей:

- заказчика – ОГУП «Э….»: «…».;

- заявителя - ООО «П….»: «…»;

в целях осуществления возложенных на Комиссию полномочий по контролю за проведением торгов и порядком заключения договоров, рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «П….» на действия заказчика – ОГУП «Э….» при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по обследованию состояния грунтов основания сооружения и строительных конструкций, выполнения инженерных изысканий для подготовки проектной документации, реконструкции объекта капитального строительства-объекта коммунально-бытового назначения «Полигон ТБО» в Сафоновском районе Смоленской области (извещение № ……. размещено на сайте http://zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

22.09.2022 в Смоленское УФАС России поступила жалоба ООО «….» (далее также Общество, Заявитель) на действия заказчика - ОГУП «Э….» (далее также Заказчик)  при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по обследованию состояния грунтов основания сооружения и строительных конструкций, выполнения инженерных изысканий для подготовки проектной документации, реконструкции объекта капитального строительства-объекта коммунально-бытового назначения «Полигон ТБО» в Сафоновском районе Смоленской области (извещение № …… размещено на сайте http://zakupki.gov.ru).

Согласно доводам жалобы:

1) Заказчиком был нарушен порядок дачи разъяснений положений документации при осуществлении рассматриваемой закупки;

2) закупочная документация составлена с нарушением требований  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), а именно:

а) в закупочную документацию включено излишнее требование о наличии у участников закупки сертификата системы менеджмента ГОСТ ИСО;

б) предусмотренные Техническим заданием работы по подготовке проекта планировки территории не включены в цену договора.

Допущенные Заказчиком нарушения не позволили Обществу принять участие в закупке.

Заказчиком обжалуемой закупки является ОГУП «Э….».

На момент рассмотрения жалобы договор не заключен.

Уведомлением от 26.09.2022 (исх. № 5613/03) рассмотрение указанной жалобы было назначено на 03.10.2022.

03.10.2022 в ходе рассмотрения жалобы по существу Комиссией Смоленского УФАС России на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции принято решение о продлении срока принятия решения по жалобе Заявителя до 12.10.2022 в связи с необходимостью получения Комиссией дополнительной информации.

Соответствующие уведомления от 04.10.2022 (исх. №№ 5756/03, 5754/03) были направлены сторонам.

Заказчик представил письменные возражения по доводам, изложенным в жалобе, с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу Заявителя необоснованной.

 

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя по существу Комиссией установлено следующее.

08.09.2022 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru размещены извещение № …. о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по обследованию состояния грунтов основания сооружения и строительных конструкций, выполнения инженерных изысканий для подготовки проектной документации, реконструкции объекта капитального строительства-объекта коммунально-бытового назначения «Полигон ТБО» в Сафоновском районе Смоленской области, а также аукционная документация.

Данная закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд областного государственного унитарного предприятия «….», утвержденным приказом И.о. директора ОГУП «Э….» № «….» от «….» (далее – Положение), аукционной документацией.

Начальная (максимальная) цена договора – «…» руб.

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 22.09.2022 на участие в аукционе была подана 1 заявка под номером 1, комиссией по осуществлению закупок принято решение о допуске к участию в аукционе данного участника.

Согласно протоколу подведения итогов от 22.09.2022 заявка участника под номером 1 (ООО «Г…») была признана соответствующей требованиям документации. Аукцион был признан несостоявшимся, поскольку была подана только одна заявка.

 

  1. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

  • соответствии с частью 2 статьи 3.2 Закона о закупках, пунктом 1.8.9 раздела 1.8 главы 1 Положения любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном Законом о закупках и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
  • соответствии с частью 3 статьи 3.2  Закона о закупках, пунктами 1.8.9, 1.8.10 раздела 1.8 главы 1 Положения в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 статьи 3.2 данного закона, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с пунктом 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должен быть указан порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки).

В соответствии с пунктом 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 данной статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

В соответствии с частью 11 статьи 4 Закона о закупках, пунктом 3.2.3 раздела 3.2 главы 3 Положения изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом  о закупках, не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

      • Заказчиком запросов о даче разъяснений положений документации, поданных потенциальными участниками закупки, в установленные законом сроки, Законом о закупках, Положением, не предусмотрено.

 

В соответствии с пунктом 5 Информационной карты объектом закупки является выполнение работ по обследованию состояния грунтов основания сооружения и строительных конструкций, выполнение инженерных изысканий для подготовки проектной документации, реконструкции объекта капитального строительства – объекта коммунально-бытового назначения «Полигон ТБО» в Сафоновском районе Смоленской области.

Согласно пункту 27 Информационной карты любой участник аукциона вправе направить Заказчику в порядке, предусмотренном Законом о закупках, Положением о закупке и информационной карты об аукционе, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) информационной карты о закупке. В течение трех рабочих дней с даты поступления указанного запроса Заказчик осуществляет разъяснение положений извещения об осуществлении закупки и (или) информационной карты о закупке и размещает их в ЕИС с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом Заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до окончания срока подачи заявок. Дата начала подачи запроса: в соответствии с извещением. Дата окончания подачи запроса: в соответствии с извещением.

Согласно извещению: срок начала подачи заявок - 05.09.2022, срок окончания подачи заявок – 08 часов 00 минут 21.09.2022.

Таким образом, потенциальные участники закупки вправе были направить запрос о разъяснении положений аукционной документации в срок до 15.09.2022.

      • следует из информации, предоставленной АО «Е….», 12.09.2022 от Заявителя поступило 3 запроса о разъяснении положений аукционной документации, а именно:
      •  1. К первому запросу (№ 1 поступил в 12 часов 03 минуты) был прикреплен файл, содержащий пять вопросов, три из которых касались необходимости выполнения работ по подготовке проекта планировки территории (ППТ), два вопроса касались системы сертификации.
      1. Второй запрос (№ 2 поступил в 12 часов 04 минуты) касался стоимости и графика выполнения проекта планировки территории.
      2. Третий запрос (№ 3 поступил в 12 часов 05 минут) касался системы сертификации.
      • установлено, что Заказчиком:
      •  на запрос № 1 был дан частичный ответ;
      • на запрос № 2 ответ дан не  был, а запрос № 3 Заказчиком был отклонен, несмотря на тот факт, что запросы № 2 и № 3 были поданы в установленный законом срок.
      • свидетельствует о нарушении Заказчиком  части 2, 3 статьи 3.2, части 5, части 11 статьи 4 Закона о закупках, пунктов 1.8.9, 1.8.10, раздела 1.8 главы 1, пункта 3.2.3 раздела 3.2 главы 1  Положения. В данной части жалоба является обоснованной.

Кроме того, в нарушении требований пункта 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках в извещении, аукционной документации отсутствует дата и время окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

 

  1. Согласно следующему доводу Заявителя, закупочная документация составлена с нарушением требований  Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 данной статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен быть указан  предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках (при необходимости).

Согласно пунктов 9, 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках, абзацам 9, 15 пункта 1.8.2 раздела 1.8 главы 1 Положения в документации о закупке указываются:

- требования к участникам закупки;

- описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 данного Закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с данным Законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

В соответствии с частью 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном Законом о закупках и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В соответствии с частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках  в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 данной статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с частью 4 статьи 3.2 Закона о закупках разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

 

В соответствии с пунктом 9 Информационной карты описание объекта закупки, функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки представлены в  Техническом задании (приложение № 1 к Информационной карте).

Согласно пункту 30 Информационной карты Заказчик установил следующие требования к участникам закупки:

- участник закупки должен обладать сертификатом о включении в национальный реестр надлежащих поставщиков, финансовое и экономическое положение которого свидетельствует об их надежности как поставщиков товаров работ и услуг и партнеров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации (абзац 6 подпункта 4);

- участник закупки должен обладать сертификатом соответствия системы менеджмента требованиям ГОСТ ISO применительно к деятельности в области архитектуры и инженерных изысканий (абзац  7 подпункта 4).

Аналогичные требования к участникам закупки установлены в подпунктах 2, 3 пункта 17 Технического задания.

В соответствии с подпунктами 10, 11 пункта 34 Информационной карты, копии вышеуказанных документов должны быть представлены участниками во второй части заявки.

В подпункте 6.4 пункта 6, пункте 12 Технического задания Заказчиком определены виды работ, которые надлежит выполнить исполнителю, а именно: разработать проект планировки и проект межевания (ППМТ) объекта в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

В соответствии с пунктом 8.1.1 проекта договора на выполнение работ по обследованию состояния грунтов основания сооружения и строительных конструкций, выполнения инженерных изысканий для подготовки проектно-сметной документации, реконструкции объекта капитального строительства – объект коммунально-бытового назначения «Полигон ТБО» в Сафоновском районе Смоленской области (далее - Договор) подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с заданием и иными исходными данными, а также настоящим договором.

В соответствии с пунктом 12.7.1 договора задание заказчика является неотъемлемой частью данного договора.

В соответствии с подпунктом 6.4. пункта 6 задания (приложение № 1 к договору) исполнитель должен разработать проект планировки и проект межевания (ППМТ) объекта в рамках исполнения договора.

Однако, Комиссией установлено, что согласно локальным сметным расчетам, работы по разработке проекта планировки объекта не включены в стоимость договора.

При этом, Заказчик в своем ответе на запрос о разъяснении положений документации № 1 указал о том, что в соответствии с действующим законодательством подготовка проекта планировки территории необязательна (ответ от 13.09.2022).

Согласно ответу № 2 на запрос потенциального участника закупки, Заказчик указал, что требование о наличии сертификата соответствия в национальный реестр надежных поставщиков и наличие сертификата соответствии системы менеджмента ГОСТ ИСО некорректно указано в качестве обязательного требования к участникам осуществления закупки. Данное требование не является обязательным и в связи с этим не будет учитываться при оценке соответствия участников осуществления закупки.

Изложенное свидетельствует о том, что:

- Заказчик своими разъяснениями положений аукционной документации изменил существенные условия проекта договора, что противоречит требованиям части 4 статьи 3.2 Закона о закупках;

- описание объекта закупки не отвечает потребностям Заказчика, что нарушает  часть 6.1 статьи 3 Закона о закупках;

- Заказчиком установлены излишние требования к участникам закупки (требование о наличии сертификатов), что нарушает требования части 6 статьи 3 Закона о закупках.

      • учетом изложенного выше, жалоба Заявителя в указанной части также является обоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «П…» на действия заказчика – ОГУП «Э…» при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по обследованию состояния грунтов основания сооружения и строительных конструкций, выполнения инженерных изысканий для подготовки проектной документации, реконструкции объекта капитального строительства – объекта коммунально – бытового назначения «Полигон ТБО» в Сафоновском районе Смоленской области (извещение № «…» размещено на сайте http://zakupki.gov.ru) обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика -  ОГУП «Э….»  нарушения частей 2, 3, 4 статьи 3.2, частей 6, 6.1 статьи 3, части 5, пункта 11 части 10, части 11 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пунктов 1.8.2, 1.8.9, 1.8.10, главы 1.8 раздела 1,  пункта 3.2.3 раздела 3.2 главы 3 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд областного государственного унитарного предприятия «Э….», утвержденного приказом И.о. директора ОГУП «Э….» № «…» от «…».

3. Выдать закупочной комиссии, заказчику - ОГУП «Э….», оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.

4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

«….»

Связанные организации

Связанные организации не указаны