Решение б/н решение по жалобе ООО "Экотест" по ст. 18.1 от 26 июля 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Закупочной комиссии,

Заказчику:

АО «С…»

 

Заявителю:

ООО «Эт…»

 

Электронной площадке:

ООО «Е…»

 

Заинтересованному лицу:

ОАО «Э…»

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

№ 067/10/18.1-327/2022

 

 

21 июля 2022 г.                                                                                                                     г. Смоленск

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

«…»

 

 

 

 

 

 

при участии в дистанционном режиме рассмотрения жалобы представителей:

- Заявителя – ООО «Эт…» … (доверенность, паспорт),…. (доверенность, паспорт);

- Заказчика – АО «С…» - … (доверенность, паспорт), …. (доверенность, паспорт);

- заинтересованного лица – ОАО «Э…» - … (доверенность, паспорт);

в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров по правилам, предусмотренным статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», полномочий по контролю за проведением торгов и порядком заключения договоров, рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «Эт…»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

12.07.2022 в Смоленское УФАС России поступила жалоба ООО «Эт…» (далее также Заявитель, Общество) на действия закупочной комиссии заказчика – Акционерного общества «С…» (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению лабораторных исследований атмосферного воздуха и инструментальных измерений уровней шума на санитарно-защитной зоне полигона по захоронению ТБО (извещение № …).

14.07.2022 в Смоленское УФАС России из ФАС России поступила жалоба ООО «Эт…» аналогичного содержания.

По мнению Заявителя, решение закупочной комиссии об отказе в допуске ООО «Эт…» является неправомерным.

Также Заявитель указал, что ООО «Э…» неправомерно признано победителем закупки поскольку у данного участника в области аккредитации отсутствует показатель метан в атмосферном воздухе и уровни звукового давления в октановых полосах частот (максимальные и эквивалентные уровни звука на границах СЗЗ).

 

Заказчиком обжалуемой закупки является – АО «С…».

Заказчик представил письменные пояснения по сути жалобы, с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу Заявителя необоснованной.

Заинтересованное лицо представило письменные пояснения относительно доводов жалобы, с доводами жалобы не согласилось.

На момент рассмотрения жалобы договор с победителем закупки не заключен.

 

Комиссия, рассмотрев представленные документы и пояснения, заслушав представителей сторон, установила следующее.

29.06.2022 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zаkuрki.gоv.гu было опубликовано извещение № … о проведении открытого запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению лабораторных измерений уровней шума на санитарно-защитной зоне полигона по захоронению ТБО.

Данная закупка проводится в порядке, установленном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), Положением о закупках товаров, работ, услуг, акционерного общества «С…» («АО»С…») утвержденным решением Совета директоров АО «С…»  (далее – Положение о закупках), извещением.

Начальная (максимальная) цена договора - …., в т.ч. НДС.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в запросе котировок № … от … заявки подали 8 (восемь) участников закупки; из которых 3 (три) заявки были отклонены закупочной комиссией Заказчика, как несоответствующие требованиям извещения (заявки № 2, 5, 7).

Согласно итоговому протоколу на участие в закупке № от … победителем было признано ООО «Э…» (порядковый номер 3), как предложившему наименьшую цену, а также предоставившему все документы в соответствии с извещением.

 

В частности, Заявителю (порядковый номер 2) было отказано в допуске в связи с несоответствием его заявки требованиям извещения, а именно: не предоставлена копия лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (приложенный скриншот карточки лицензии не является копией лицензии); в приложении к аттестату аккредитации аналитической лаборатории не представлены измерения уровней шума на санитарно – защитной зоне, представлены только на селитебных территориях, что не соответствует техническому заданию.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 4.2 раздела 4 Положения о закупках конкурентные закупки осуществляются путем проведения запроса котировок (открытый/закрытый запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок без использования электронной формы).

В соответствии с частью 20 статьи 3.2 Закона о закупках, пунктом 17.1 раздела 17 Положения о закупках, открытый запрос котировок в электронной форме - это форма торгов, при которой информация о закупке сообщается Заказчиком путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, доступного неограниченному кругу лиц; описание предмета закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Закона о закупках; победителем запроса котировок в электронной форме признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме, и содержит наиболее низкую цену договора.

В соответствии с частью 21 статьи 3.2 Закона о закупках при проведении запроса котировок извещение о проведении запроса котировок размещается в единой информационной системе не менее чем за пять рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

Сведения, которые должны быть указаны в извещении предусмотрены частью 9 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 9 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки могут быть указаны иные сведения, определенные Положением о закупках.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 17.4 раздела 17 Положения о закупках заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, а также сведения об участнике закупке, информацию о его соответствии требованиям, в том числе квалификационным (если такие требования установлены в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме) и об иных условиях исполнения договора в соответствии с требованиями извещения о проведении запроса котировок в электронной форме в соответствии с требованиями к форме, оформлению, составу и содержанию заявки на участие в запросе котировок в электронной форме, указанными в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме.

В соответствии с пунктом 17.5 раздела 17 Положения о закупках после окончания срока подачи заявок запрос котировок в электронной форме проводится в соответствии со следующими этапами:

1) рассмотрение заявок на участие в запросе котировок в электронной форме;

2) сопоставление ценовых предложений;

3) подведение итогов запроса котировок в электронной форме.

В соответствии с пунктом 17.7 раздела 17 Положения о закупках комиссия Заказчика рассматривает такие заявки на предмет соответствия требованиям такого извещения.

В соответствии с пунктом 17.8 раздела 17 Положения о закупках на основании результатов рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в электронной форме комиссией принимается решение о соответствии заявки на участие в запросе котировок в электронной форме требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме или об отклонении такой заявки.

В соответствии с пунктом 17.9 раздела 17 Положения о закупках по результатам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в электронной форме оформляется протокол, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии и не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок направляется оператору электронной площадки. Указанный протокол размещается Заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания такого протокола.

В соответствии с пунктом 9.9 раздела 9 Положения о закупках основаниями для отклонения заявки являются:

1) непредоставление документов и информации, предусмотренной документацией о закупке, или предоставление недостоверной информации;

2) несоответствие указанных документов и информации требованиям, установленным

документацией о закупке;

3) несоответствие заявки на участие в закупке требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки, указанным в документации о закупке;

4) несоответствие участника закупки требованиям, установленным документацией о

закупке;

5) непоступление до даты рассмотрения заявок на участие в закупке на счет, который указан Заказчиком в документации о закупке, денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке.

Комиссией установлено, что в соответствии с извещением, техническим заданием (далее - ТЗ), пунктом 4 Информационной карты предметом закупки является оказание услуг по проведению лабораторных исследований атмосферного воздуха и инструментальных измерений уровней шума на санитарно – защитной зоне полигона по захоронению ТБО.

Согласно техническому заданию местом оказания услуг является санитарно – защитная зона полигона по захоронению ТБО, расположенный по адресу: РФ, …..

Пунктом 4 ТЗ установлены следующие места проведения лабораторных исследований:

- ТМ 1 - На западной границе СЗЗ;

- ТМ 2 - На восточной границе СЗЗ;

- ТМ 3 - На южной границе СЗЗ;

- ТМ 4 - На северной границе СЗЗ;

- ТМ 5 - На северо-восточной границе СЗЗ;

- ТМ 6 - На юго-восточной границе СЗЗ;

- ТМ 7 - На юго-западной границе СЗЗ;

- ТМ 8 - На северно-западной границе СЗЗ.

Пунктом 18 ИК, а также ТЗ установлены следующие требования к Исполнителю: исполнитель должен иметь полный пакет документов, подтверждающих право деятельности в данной сфере услуг, в том числе лицензию на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, а также лабораторию, прошедшую аккредитацию на проведение лабораторных анализов и инструментальных замеров в соответствии с заявленными показателями, указанными в пункте 4 таблицы «Технические и функциональные характеристики услуг». В приложении к аттестату аккредитации аналитической лаборатории должны быть приложены все виды исследований, на которые аккредитована лаборатория (область аккредитации). Срок действия аккредитации лаборатории должен соответствовать сроку действия договора.

В соответствии с Федеральным законом № 478-ФЗ от 27.12.2019 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности» вступившего в силу 01.01.2021, выдача лицензий в виде документов на бумажном или электронном носителе была прекращена, наличие лицензии подтверждается записью в реестре лицензий.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.

Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки была приложена копия уведомления Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) № ….. от ….. о том, что в соответствии с приказом № … от … было принято решение о предоставлении заявителю лицензии по виду деятельности «Деятельность в области метеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства)».

            Кроме того, Заявителем к заявке помимо копии уведомления был приложен скриншот карточки данной лицензии, согласно которому лицензия является действующей, дата выдачи лицензии …. .

            Таким образом, Заявитель, предоставив уведомление о предоставлении лицензии, тем самым подтвердил факт наличия специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях.

            Таким образом, закупочная комиссия, отклонив заявку Заявителя на участие в запросе котировок по данному основанию, тем самым нарушила пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В связи с изложенным, первый довод Заявителя нашел свое подтверждение.

 

В соответствии с ТЗ услуги должны быть оказаны в полном объеме, качественно и в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, в частности ГОСТ 23337-2014 «Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий» (далее - ГОСТ).

В соответствии со Сводом правил СП 323.1325800.2017 «Территории селитебные. Правила проектирования наружного освещения» утвержденным приказом Минстроя России № 1542/пр от 14.1.2017, селитебная территория - территория, предназначенная для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон, для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.

Согласно Своду правил СП 320.1325800.2017 «Свод правил. Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация», утвержденным приказом Минстроя России № 1555/пр от 17.11.2017, полигон твердых коммунальных отходов – это специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов и включающее объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 74 от 25.09.2007 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно – защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» полигон твердых бытовых отходов относится по санитарной классификации к 1 классу опасности, имеет санитарно – защитную зону.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 496  от 16.08.2021 «Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о прекращении действия аккредитации» (далее – Приказ № 496) определена форма документа, описывающего область аккредитации аналитической лаборатории.

Приказом Федеральной службы по аккредитации № 11 от 25.01.2019 утверждены методические рекомендации по описанию области аккредитации испытательной лаборатории (центра) (далее – Приказ №11).

В соответствии с пунктом 1 Приказа № 11 методические рекомендации предназначены для заявителей и аккредитованных лиц, осуществляющих деятельность в национальной системе аккредитации в качестве испытательных лабораторий (центров). Данные методические рекомендации применяются при заполнении области аккредитации. Данные методические рекомендации применяются экспертами по аккредитации и техническими экспертами при оценке области аккредитации.

В соответствии с пунктом 6.1 Приказа № 11 в графу № 2 области аккредитации включают:

- документы, устанавливающие правила и методы исследований (испытаний) и измерений;

- документы, устанавливающие правила и методы отбора образцов (проб).

Пунктом 7 Приказа № 11 определены правила заполнения графы №3 «Наименование объекта»

В соответствии с пунктом 7.1 Приказа № 11 наименование объекта исследований (испытаний) и измерений необходимо приводить в соответствии с областью применения (распространения) документа, устанавливающего правила и методы исследований (испытаний) и измерений, отбора образцов (проб). Исключения из данного правила предусмотрены в пунктах 4.10 и 7.2 данных методических рекомендаций.

В соответствии с пунктом 7.2 Приказа № 11 допускается указание в графе «Наименование объекта» не только объектов исследований (испытаний) и измерений, непосредственно указанных в документе, устанавливающем правила и методы исследований (испытаний) и измерений, но и объектов, проведение исследований (испытаний) и измерений которых с использованием данного документа установлено положениями нормативных документов. Настоящее положение применимо в случае указания в графе «Документы, устанавливающие правила и методы исследований (испытаний) и измерений» документов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимых для применения и исполнений требований технических регламентов Евразийского экономического союза. Испытательная лаборатория (центр) должна оценить возможность проведения исследований (испытаний) или измерений дополнительно указанных объектов в соответствии с правилами и процедурами, регламентированными системой менеджмента качества испытательной лаборатории (центра).

В соответствии пунктом 6.1 ГОСТ измерение шума на территории следует проводить:

- на площадках отдыха микрорайонов и групп жилых домов, площадках детских дошкольных учреждений, школ и других учебных заведений, на территориях больниц и санаториев, домов отдыха, пансионатов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов - не менее чем в трех точках, расположенных на ближайшей к источнику шума границе площадок (вне звуковой тени) и в центре площадок на высоте  над уровнем поверхности площадок и на расстоянии не менее 2 м от зданий, сплошных заборов или других сооружений, препятствующих распространению шума;

- на территории, непосредственно прилегающей к жилым домам, зданиям больниц, санаториев, поликлиник, амбулаторий, диспансеров, домов отдыха, пансионатов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, детских дошкольных учреждений, школ и других учебных заведений, библиотек, гостиниц и общежитий не менее чем в трех точках, расположенных на расстоянии 2 м от ограждающих конструкций зданий на высоте  над уровнем поверхности территории;

- при наличии многоэтажной застройки измерительные точки следует выбирать также на уровне последнего этажа здания в 2 м от его наружных ограждений, а в необходимых случаях и на уровне других этажей;

- на границе санитарно-защитной зоны промышленного предприятия или на границе территории промышленного предприятия с территорией жилой застройки не менее чем в четырех точках, расположенных вне звуковой тени на расстоянии не более 50 м друг от друга и на высоте  над уровнем поверхности территории. При разности эквивалентных уровней звука в соседних точках более 5 дБA выбирают дополнительные промежуточные точки.

Допускается выбор измерительных точек и на других участках селитебной территории в зависимости от целей измерения.

В соответствии с ГОСТом допускается инструментальное измерение уровней шума на различных территориях, однако каждый вид территорий должен быть прописан в области аккредитации испытательной лаборатории.

Таким образом, в соответствии с Приказом № 496, Приказом № 11, ГОСТ при описании в области аккредитации в графе 2 «Документы, устанавливающие правила и методы исследований (испытаний), измерений» области аккредитации испытательной лаборатории (центра) указан ГОСТ 23337-2014, в графе 3 «Наименование объекта» обязательно должно быть указано – «на санитарно - защитной зоне и возможно указание иных территорий».

В заявке Заявителя в графе 2 указан – ГОСТ 23337, в графе 3 указано только – селитебные территории, что не соответствует условиям технического задания Заказчика.

При таких обстоятельствах действия закупочной комиссии по отклонению заявки Заявителя по данному основанию является правомерным.

В связи с изложенным, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

 

Подпунктом 1 пункта 5 ТЗ Заказчиком установлен перечень и объем оказываемых услуг, а именно подпунктом 3 пункта 1 установлен контрольный параметр при проведении натурных инструментальных исследований качества атмосферного воздуха – метан.

Подпунктом 2 пункта 5 ТЗ Заказчиком установлен параметр при проведении натурных замеров уровней шума – уровни звукового давления в октавных полосах частот: максимальные и эквивалентные звуки.

По мнению Заявителя, у победителя закупки в области аккредитации отсутствует параметр метан в атмосферном воздухе и уровни звукового давления в октановых полосах частот: максимальные и эквивалентные уровни звука на границах СЗЗ.

Комиссией установлено, что согласно пункту … области аккредитации ООО «Э…» от …. в графе …. указано …. Методики выполнения измерений массовой концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе газоанализатором ГАНК-4 одним из определяемых характеристик (показателей) является метан.

Согласно пункту 5 области аккредитации ООО «Э…» от …  в графе … указан ГОСТ 23337 в графе …. указаны уровни шума.

Поскольку область аккредитации ООО «Э….» содержит все параметры, указанные в ТЗ, соответственно заявка данного участника закупки соответствует требованиям извещения.

В связи с изложенным рассматриваемый довод Заявителя также признан необоснованным.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Эт….» на действия закупочной комиссии Заказчика – АО «С…» при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению лабораторных исследований атмосферного воздуха и инструментальных измерений уровней шума на санитарно-защитной зоне полигона по захоронению ТБО (извещение № ….) обоснованной в части.

2. Признать в действиях закупочной комиссии Заказчика – АО «С…» нарушение требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Предписание об устранении допущенного нарушения не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на выбор победителя.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

«….»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны