Решение №2723/04 признана реклама ненадлежащей от 12 августа 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 067/05/5-63/2019

«08» августа 2019 года г. Смоленск

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<…>;

заместитель председателя Комиссии

члены Комиссии:

<…>;

<…>;

рассмотрев дело № 067/05/5-63/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту самовольного распространения рекламы в подъезде, многоквартирного жилого дома по адресу: <…>,

Представители: лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – «С» (адрес регистрации: <…>) и заявителя - И. (адрес регистрации: <…>), не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

в Смоленское УФАС России 28.03.2019 по электронной почте поступило обращение И. от 28.03.2019 (перенаправлено ФАС России для рассмотрения по существу), в котором сообщается о том, что в подъезде № <…> жилого многоквартирного дома по адресу: <…>, на почтовых ящиках, дверях лифта и электрощитах самовольно размещена реклама следующего содержания:

«542-508 установка, замена замков 542-208

ВСКРЫТИЕ ЗАМКОВ

(двери, сейфы, автомобили)

НИЗКИЕ ЦЕНЫ

542-508 542-508 542-508»

К обращению были приложены фотоснимки подтверждающие факты изложенные в заявлении.

Согласно статье 4 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»)» отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, регулируются данным законом, а также иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, принятыми в соответствии с названным законом.

Согласно статье 3 Закон «О рекламе»: «Реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот».

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации как предназначенность для неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Указанная информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц и круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к услугам по установке, замене замков, вскрытию замков (двери, сейфы, автомобили) способствует продвижению данных услуг на рынке.

В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Согласно части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Таким образом, самовольное размещение в подъезде № <…> многоквартирного дома, расположенного по адресу: <…>, рекламы «542-508 установка, замена замков 542-208 ВСКРЫТИЕ ЗАМКОВ (двери, сейфы, автомобили) НИЗКИЕ ЦЕНЫ 542-508 542-508 542-508», путём приклеивания к корпусу почтового ящика, дверях лифта и электрощитах, является нарушением требований, установленных частью 4 статьи 36 ЖК РФ, что указывает на признаки части 11 статьи 5 Закона «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно статье 3 Закона «О рекламе»: «рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств».

Согласно выписке из российского плана нумерации, размещаемой на сайте Федерального агентства связи, номер телефона указанный в тексте рекламы 542-208 входит в состав ресурса нумерации, выделенного ПАО «М» (регион – г. Смоленск и Смоленская область).

Согласно письмам ПАО «М» от 23.04.2019 № 5/1226-Исх-00040/19 и от 08.08.2019, номер телефона 542-208, закреплён за физическим лицом – «С» (адрес регистрации: Брянская обл.) после подключения «С» услуги дополнительный городской номер по договору № <…>.

Смоленским УФАС России 14.05.2019 в отношении «С» было вынесено Определение о возбуждении дела № 067/05/5-63/2019 по признакам нарушения части 11 статьи 5 Закона «О рекламе», в котором рассмотрение дела назначено на 31.05.2019.

31.05.2019 на рассмотрении дела «С» либо его представитель не явились; документы, запрашиваемые в указанном выше Определении, в Смоленское УФАС России не представлены; документы, подтверждающие надлежащее извещение «С» о времени и месте рассмотрения дела, в материалах дела отсутствуют.

Определением Комиссии Смоленского УФАС России от 31.05.2019 рассмотрение дела № 067/05/5-63/2019 было продлено до 13.08.2019. Рассмотрение дела было назначено к рассмотрению на 03.07.2019. Данное Определение было направлено «С» заказным письмом и заявителю И. на адрес электронной почты.

03.07.2019 на рассмотрение дела «С» и заявитель И., либо их представители в Смоленское УФАС России не явились, извещены о времени и месте надлежащим образом, запрашиваемые у «С» документы и информация представлены не были.

Должностным лицом Смоленского УФАС России 03.07.2019 был осуществлён звонок на номер телефона 542-508, указанный в тексте рекламы и установлено следующее. Данный номер телефона, является телефонным номером диспетчерского пункта, который принимает заявки на услуги по установке, замене и вскрытию замков. Затем полученные заявки передаются лицам оказывающим данный вид услуг. Этот диспетчерский пункт сотрудничает с несколькими лицами, которые оказывают услуги по установке, замене и вскрытию замков.

Определением Комиссии Смоленского УФАС России от 05.07.2019 рассмотрение дела № 067/05/5-63/2019 было отложено и назначено к рассмотрению на 23.07.2019. Данное Определение было направлено «С» заказным письмом и заявителю И. на адрес электронной почты.

23.07.2019 на рассмотрение дела «С» и заявитель И., либо их представители в Смоленское УФАС России не явились, извещены о времени и месте надлежащим образом, запрашиваемые у «С» документы и информация представлены не были.

Комиссией Смоленского УФАС России 24.07.2019 было вынесено Определение об отложении рассмотрения дела № 067/05/5-63/2019 для получения дополнительной информации. Рассмотрение дела было назначено на 23.07.2019. Данное Определение было направлено «С» заказным письмом и заявителю И. на указанный в обращении адрес электронной почты.

В ответ на Определение Смоленского УФАС России, «С» письмом от 24.07.2019, сообщил следующее. Информация: «542-508 установка, замена замков 542-208 ВСКРЫТИЕ ЗАМКОВ (двери, сейфы, автомобили) НИЗКИЕ ЦЕНЫ 542-508 542-508 542-508» им в г. Смоленске никогда не распространялась. В Смоленской области у него нет никаких бизнес-интересов и он никогда не занимался никакой предпринимательской деятельностью. Кроме того, он не является индивидуальным предпринимателем либо руководителем какого либо юридического лица. Сведениями о том, кто мог бы размещать обозначенную информацию, в настоящее время он не обладает.

По мнению «С», размещаемая кем-то надпись в подъезде № <…> многоквартирного дома, расположенного по адресу: <…>, не отвечает признакам рекламы, поскольку не адресована неопределённому кругу лиц, а вероятно направлена в адрес конкретно определённого круга жильцов, проживающих именно в обозначенном подъезде. «С» считает, что определить данный круг адресатов возможно в управляющей кампании многоквартирного дома либо органах Росреестра.

Так же, по мнению «С», заявителем в Смоленское УФАС России не представлены достаточные сведения о том, каким образом размещение указанной информации нарушило его права и законные интересы.

На основании вышеизложенного «С», просит Комиссию на основании пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508), прекратить производство по данному делу.

23.07.2019 на рассмотрение дела «С» и заявитель И., либо их представители в Смоленское УФАС России не явились. Документы, свидетельствующие о надлежащем извещении «С» о времени и месте рассмотрения дела отсутствуют.

Определением Комиссии Смоленского УФАС России от 24.07.2019 рассмотрение дела № 067/05/5-63/2019 было отложено и назначено к рассмотрению на 08.08.2019. Данное определение было направлено «С» заказным письмом и на адрес электронной почты и на указанный в обращении адрес электронной почты заявителю И.

Рассмотрев материалы дела и доводы «С» об отсутствии признаков нарушения Закона «О рекламе» при распространении рекламы: «542-508 установка, замена замков 542-208 ВСКРЫТИЕ ЗАМКОВ (двери, сейфы, автомобили) НИЗКИЕ ЦЕНЫ 542-508 542-508 542-508» в подъезде № <…> многоквартирного дома, расположенного по адресу: <…>, Комиссия Смоленского УФАС России считает эти доводы необоснованными на основании следующего.

«С», либо его представитель на рассмотрение дела, каких либо доказательств того, что самовольная расклейка указанной рекламы в подъезде № <…> многоквартирного дома, расположенного по адресу: <…>, осуществлялась не им, в Смоленское УФАС России не было представлено. Так же «С» не было представлено доказательств того, что номер телефона 542-508 в настоящее время им не используется, либо передан третьему лицу. Так же не представил копию договора (соглашения и т.п.), заключенного «С» на предоставление ему места для распространения рекламы в подъезде № <…> многоквартирного дома по адресу: <…> и копии договоров, заключенных «С» на оказание диспетчерских услуг.

Указанная информация, является рекламой, так как в ней отсутствуют указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. Подъезд – место общего пользования в жилом многоквартирном доме, пространство, через которое жильцы входят в собственные квартиры и осуществляют выход из дома на улицу. Так же в подъезд заходят не только жильцы но и их гости, сотрудники коммунальных служб, почтальоны ит.п.

В соответствии с пунктом 2 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508), дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольным органом возбуждаются и рассматриваются по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Комиссией Смоленского УФАС России факт распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе установлен.

Исследовав материалы дела № 067/05/5-63/2019, Комиссия Смоленского УФАС России пришла к выводу, о необходимости признать рекламу: «542-508 установка, замена замков 542-208 ВСКРЫТИЕ ЗАМКОВ (двери, сейфы, автомобили) НИЗКИЕ ЦЕНЫ 542-508 542-508 542-508», по средствам самовольной расклейки на почтовых ящиках, дверях лифта и электрощитах в подъезде № <…> по адресу: <…>, ненадлежащей, так как нарушает требования, установленные частью 4 статьи 36 ЖК РФ, что является нарушением части 11 статьи 5 Закона «О рекламе».

Из материалов дела № 067/05/5-63/2019 следует, что номер телефона 542-508, является телефонным номером диспетчерского пункта, который принимает заявки на услуги по установке, замене и вскрытию замков. Затем полученные заявки передаются лицам оказывающим данный вид услуг, занимается установкой, заменой и ремонтом замков и таким образом, является рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы. Данный номер выделен «С» ПАО «М». «С» не было представлено доказательств того, что номер телефона 542-508 в настоящее время им не используется, либо передан третьему лицу.

Данная реклама по мнению Комиссии Смоленского УФАС России, распространяется в интересах «С»

Таким образом, «С» является рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы.

Согласно части 1 и части 3 статьи 36 Закона «О рекламе» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдаёт предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдаётся на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении её распространения.

Документов свидетельствующих о прекращении распространения рекламы Комиссии Смоленского УФАС России представлено не было.

Согласно части 4 статьи 38 Закона «О рекламе»: «Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях».

Статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение Закона «О рекламе».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу: «542-508 установка, замена замков 542-208 ВСКРЫТИЕ ЗАМКОВ (двери, сейфы, автомобили) НИЗКИЕ ЦЕНЫ 542-508 542-508 542-508», самовольно размещаемую в подъезде № <…> многоквартирного дома, расположенного по адресу: <…>, поскольку в ней нарушены требования части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О Рекламе».

2. Выдать Соколовскому Станиславу Сергеевичу предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Решение изготовлено в полном объеме «12» августа 2019 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии: _______________ <…>

Заместитель

председателя Комиссии: _______________ <…>

Члены Комиссии: _______________ <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны