Решение №2128/04 признание рекламы ненадлежащей от 25 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 067/05/18-72/2019

«25» июня 2019 г. г. Смоленск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

заместитель председателя Комиссии:

<…>,

<…>

члены Комиссии:

<…>

рассмотрев дело № 067/05/18-72/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы финансовых услуг, в тексте которой отсутствует наименование или имя лица, оказывающего услуги по предоставлению займов онлайн, посредством отправления SMS-сообщения на номер телефона абонента +<...> без его предварительного согласия, что указывает на признаки нарушения части 1 статьи 18 и части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

представители: заявителя Н. (Смоленская обл.); лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - индивидуального предпринимателя П. (адрес регистрации: Челябинская обл.; ОГРНИП <…>, ИНН <…>, дата регистрации: 22.05.2015) на рассмотрение дела не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

в Смоленское УФАС России 01.04.2019 по электронной почте поступило обращение Н. (перенаправлено ФАС России для рассмотрения по существу), в котором указано, что 20.12.2018 в 11:38 на абонентский номер +<...> от отправителя под именем «+<...>» поступило SMS-сообщение с информацией следующего содержания:

«Дмитрий моментально до 91000 dengaest.ru»

В своем заявлении Н. указывает, что не давал отправителю
SMS-сообщения разрешения на получение данной рекламы, что свидетельствует о наличии признаков нарушения требований части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе»), просит прекратить рассылку SMS-сообщений на абонентский номер телефона +<...> без его согласия и привлечь к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о рекламе. К заявлению прилагался скриншот телефона с указанной рекламой.

Согласно статье 3 Закона «О рекламе»: «Реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама».

В письме ФАС России от 27.06.2016 № АД/43482/16 указано, что «...в случае направления посредством СМС-сообщения информации, содержащей сведения о товарах, услугах, мероприятиях конкретного лица или о самом лице (сведения об объекте рекламирования), такая информация может признаваться рекламой, если она носит обобщенный характер, способна формировать интерес к данному объекту рекламирования не только непосредственно у лица, которому поступила такая информация, но и у иного лица. Такие сведения не носят персонализированного характера, несмотря на личное обращение в сообщении (упоминание имени и отчества абонента), представляет интерес для неопределенного круга лиц и являются рекламой...».

Таким образом, указанная в тексте SMS-сообщения информация является рекламой, поскольку целевым назначением ее распространения является привлечение внимание, формирование и поддержание интереса неопределённого круга лиц (потребителей рекламы) к финансовым услугам (предоставление денежных займов онлайн) и способствует продвижению их на рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона «О рекламе»: «Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием».

Таким образом, рассылка SMS-сообщения с рекламой: «Дмитрий моментально до 91000 dengaest.ru» на номер телефона абонента +<...> без его на то согласия, указывает на признаки нарушения части 1 статьи 18 Закона «О рекламе».

Указанная реклама услуг по предоставлению денежных займов онлайн является рекламой финансовых услуг.

Из смысла содержания распространяемой рекламы следует, что неопределенное лицо (так как в рекламе наименование или имя лица отсутствует) предоставляет гражданам займы онлайн.

Согласно части 1 статьи 28 Закона «О рекламе»: «Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество)»

В рекламе финансовых услуг: «Дмитрий моментально до 91000 dengaest.ru», распространяемой посредством использования телефонной связи, отсутствует наименование или имя лица, оказывающего услуги по предоставлению займов онлайн, что указывает на признаки нарушения части 1 статьи 28 Закона «О рекламе».

Таким образом, рассылка SMS-сообщения с рекламой: «Дмитрий моментально до 91000 dengaest.ru» на номер телефона +<...> от отправителя под именем «+<...>» без согласия на то абонента и в тексте которой отсутствует наименование лица, оказывающего финансовые услуг по предоставлению займов онлайн, является нарушением требований части 1 статьи 18 и части 1 статьи 28 Закона «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.

Ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 и частью 1 статьи 28 Закона «О рекламе», согласно части 7 статьи 38 Закона «О рекламе», несет рекламораспространитель. Согласно статье 3 Закона «О рекламе»: «рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств».

В ходе проведенного Смоленским УФАС России расследования установлено следующее.

Согласно выписке из российского плана нумерации, размещаемой на сайте Федерального агентства связи, номер телефона отправителя +<...> входит в состав ресурса нумерации, выделенного ООО «М» (регион – Челябинская область).

Согласно письму ООО «М» (вх. № 111/04 от 18.04.2019) факт направления указанного SMS-сообщения на абонентский номер +<...> от отправителя под именем «+<...>» подтверждается. Указанное SMS-сообщение сформировано и направлено абоненту +<...> самостоятельно владельцем номера +<...>. Абонентский номер +<...> закреплён за индивидуальным предпринимателем – П. (адрес регистрации: Челябинская обл.) на основании контракта № <…> на предоставление услуг сотовой связи от 20.06.2016.

Смоленским УФАС России 17.05.2019 в отношении индивидуального предпринимателя П.было вынесено Определение о возбуждении дела № 067/05/18-72/2019 по признакам нарушения части 1 статьи 18 и части 1 статьи 28 Закона «О рекламе». В указанном Определении рассмотрение дела было назначено на 06.06.2019 в 11:00.

06.06.2019 индивидуальный предприниматель П. и заявитель Н., либо их представители на рассмотрение дела не явились, извещены о времени и месте надлежащим образом, запрашиваемые у индивидуального предпринимателя П.документы и информация представлены не были.

Определением Комиссии Смоленского УФАС России от 06.06.2019 рассмотрение дела № 067/05/18-72/2019 было продлено до 16.08.2019, рассмотрение дела было назначено к рассмотрению на 25.06.2019. Данное определение было направлено индивидуальному предпринимателю П. заказным письмом и на адрес электронной почты заявителя.

На рассмотрение дела индивидуальный предприниматель П. и заявитель Н., либо их представители не явились, извещены о времени и месте надлежащим образом. Индивидуальный предприниматель П. в Смоленское УФАС России представил сведения о том, что 15.09.2018 Н. зарегистрирован на сайте «занять-онлайн.xn-p1ai», каких-либо дополнительных документов, свидетельствующих о получении согласия от Н. на получение SMS-сообщений с рекламой от отправителя под именем «+<...>» в Смоленское УФАС России не представлено. Так же индивидуальный предприниматель П. не представил сведения (наименование или имя) о лице, оказывающего финансовую услугу по предоставлению займов онлайн.

Изучив материалы дела, Комиссия Смоленского УФАС России пришла к выводу, что согласие Н. (абонента мобильного номера + <...>) на получение SMS-сообщения с указанной рекламой у отправителя под именем «+<...>» отсутствует.

Учитывая все материалы дела, нарушение требований законодательства о рекламе произошло по вине индивидуального предпринимателя П., так как с его абонентского номера осуществлялась рассылка рекламы: «Дмитрий моментально до 91000 dengaest.ru», без согласия на то абонента и в тексте которой отсутствует наименование лица, оказывающего данную финансовую услугу по предоставлению займов онлайн.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Дмитрий моментально до 91000 dengaest.ru», распространяемую путём осуществления рассылки SMS-сообщения 20.12.2018 в 11:38 от отправителя под именем «+<...>» на номер телефона +<...> без предварительного согласия на то абонента, и в тексте которой отсутствует наименование лица, оказывающего финансовые услуги по предоставлению займов онлайн, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 18 и части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать индивидуальному предпринимателю П. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Смоленского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии:

   

<…>

Заместитель председателя Комиссии

   

<…>

Члены Комиссии:

   

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны