Решение №067/10/18.1-150/2022 решение по жалобе ЗАО "Новый Диск-трейд" по ст. 18.1 от 11 апреля 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику:

СОГАУ ДПО ЦОПП

 

Заявителю:

«Н…»

 

Электронной площадке:

ООО «РТС-тендер»

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

№ 067/10/18.1-150/2022

 

06 апреля 2022 г.                                                                                                                  г. Смоленск

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

«….»

 

 

 

при участии в дистанционном режиме рассмотрения жалобы представителей:

- Заявителя – «Н…» (доверенность, паспорт);

- Заказчика – СОГАУ ДПО «Центр опережающей профессиональной подготовки»: «…» (доверенность, паспорт);

в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров по правилам, предусмотренным статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», полномочий по контролю за проведением торгов и порядком заключения договоров, рассмотрев в дистанционном режиме жалобу «Н…»,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

28.03.2022 в Смоленское УФАС России поступила жалоба «Н…» (далее – Заявитель, Общество) на положения закупочной документации заказчика – Смоленского областного государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр опережающей профессиональной подготовки» при проведении конкурса в электронной форме на поставку цифровой платформы (извещение № …).

По мнению Заявителя, Заказчиком при проведении конкурса в электронной форме допущены следующие нарушения:

1) конкурсная документация содержит неполные сведения о предмете закупки, а также установлены условия договора, невозможные к исполнению, а именно: исполнение требования пункта 8 Технического задания о включении сведений о платформе в единый реестр российских программ для вычислительных машин и баз данных в течение 65-ти календарных, а не рабочих дней, создает преимущество лицам, которые уже начали разработку цифровой платформы согласно требованиям заказчика; кроме того, данное требование изложено в виде незаконченного предложения;

2) в конкурсной документации не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 1236 от 16.11.2015;

3) в конкурсной документации установлен порядок оценки заявок по «ценовому критерию» без учета требований действующего законодательства;

4) Заказчиком установлены требования к исполнению договора, не относящиеся к предмету закупки;

5) Техническое задание не позволяет однозначно определить перечень и объем дополнительных работ.

05.04.2022 в Смоленское УФАС России от Заявителя поступили дополнительные пояснения, согласно которым:

а) Заказчиком, несмотря на свой ответ на запрос Общества о разъяснении положений конкурсной документации, не были внесены изменения в документацию;

б) при формировании Технического задания были использованы функциональные требования цифровой платформы «…..», правообладателем которой является ООО «Г….».

 

Заказчиком обжалуемой закупки является – СОГАУ ДПО «Центр опережающей профессиональной подготовки» (далее - Заказчик).

Заказчик представил письменные пояснения по сути жалобы, с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу Заявителя необоснованной.

На момент рассмотрения жалобы договор с победителем закупки не заключен.

 

Комиссия, рассмотрев представленные документы и пояснения, заслушав представителей сторон, установила следующее.

25.02.2022 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zаkuрki.gоv.гu были опубликованы извещение № …. о проведении конкурса в электронной форме на поставку цифровой платформы и конкурсная документация.

Данная закупка проводится в порядке, установленном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), Положением о закупках СОГАУ ДПО «Центр опережающей профессиональной подготовки», «….» (далее – Положение о закупках), конкурсной документацией, извещением.

Начальная (максимальная) цена договора составила «….» руб., в т.ч. НДС.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе № «……» от 01.04.2022 заявки подали 2 (два) участника закупки.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе № «…..» от 01.04.2022 победителем признано ООО «Г….» (порядковый номер заявки 2); участнику с порядковым номером заявки 1 было отказано в участие в закупке.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В соответствии с частью 6.4 статьи 6 Положения о закупках конкурс проводится в случае закупки товаров (работ, услуг) в связи с конкретными потребностями Заказчика, в том числе, если предмет договора носит технически сложный характер и для эффективного проведения закупки Заказчику необходимо установить в документации не только требования к предмету договора, но и критерии оценки иных условий исполнения договора.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением ряда условий, в том числе описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 данной статьи.

В соответствии с пунктом 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 данного Закона.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

- в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

- в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе, частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно пунктам 1, 2, 3, 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

- требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;

- место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

В соответствии с пунктом 4.1 Положения о закупках для осуществления конкурентной закупки Заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в ЕИС вместе с извещением об осуществлении закупки.

В соответствии подпунктами 2, 3, 27 пункта 4.2 Положения о закупках в документации о закупке указываются следующие сведения:

- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

- требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;

- описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 4.4 Положения о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен содержаться предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки (при необходимости).

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с Законом о закупках и положением о закупке Заказчика.

В соответствии с пунктом 7.1 Положения о закупках для участия в закупке участник закупки подает заявку в сроки и по форме, которые установлены документацией о закупке и Положением. Форма заявки на участие в запросе котировок устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с настоящим Положением.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения.

 

1. В соответствии с извещением, пунктом 3.1 Информационной карты предметом закупки является поставка цифровой платформы; описание предмета закупки приведено во II части конкурсной документации (далее – Техническое задание).

В соответствии с пунктом 10 приказа Минцифры от 21.02.2019 №62 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации государственной услуги по формированию и ведению единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра евразийских программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (далее – Регламент) срок предоставления государственной услуги, результатом которой является включение сведений о программном обеспечении в реестры программного обеспечения - не более 65 рабочих дней со дня регистрации заявления посредством заполнения соответствующих электронных форм.

Из изложенного следует, что срок включения сведений о программном обеспечении в реестры программного обеспечения не должен превышать 65 рабочих дней.

Согласно пункту 8 Технического задания Заказчиком определено условие о том, что «исполнитель гарантирует включение сведений о Платформе в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных в течение 65-ти календарных дней с даты заключения договора, в случае если поставляемое…».

Таким образом, установленный Заказчиком срок включения сведений о Платформе в указанный реестр не противоречит требованиям Регламента.

В отношении довода Заявителя о незаконченности формулировки требования пункта 8 Технического задания, Управление отмечает следующее.

Согласно пояснениям Заказчика в пункте 8 Технического задания после слов «исполнитель гарантирует включение сведений о Платформе в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных в течение 65-ти календарных дней с даты заключения договора, в случае если поставляемое» им были пропущены следующие слова «программное обеспечение отсутствует в реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

Из изложенного следует, что очевидно просматривается допущенная Заказчиком техническая ошибка при подготовке конкурсной документации, которая, в свою очередь, не изменяет суть требований, поскольку, в случае если сведения о платформе уже внесены в указанный выше реестр, повторное внесение таких сведений невозможно (т.е. изначально условие договора будет исполнено).

В связи с изложенным, первый довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

 

2. Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 установлены запреты на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (вместе с «Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации», «Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд») (далее – Постановление №1236).

В соответствии с Постановлением №1236 оно подлежит применению в случае осуществления закупок в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Поскольку порядок осуществления рассматриваемой закупки регламентирован Законом о закупках, то ограничения в соответствии с Постановлением №1236 Заказчиком правомерно не установлены.

В связи с изложенным второй довод Заявителя признан необоснованным.

3. Относительно довода жалобы об установлении ненадлежащего порядка оценки по «ценовому критерию» Комиссия отмечает следующее.

Как указано выше, согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Это, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Данная правовая позиция нашла отражение в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018.

Согласно пункту 23 Информационной карты конкурсной документации критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, порядок оценки сопоставления заявок на участие в конкурсе установлен в части V конкурсной документации (далее – Порядок оценки).

В соответствии с Порядком оценки оценка заявок участников конкурса будет осуществляться по следующим критериям:

- «ценовой критерий» - наименьшая цена предложения;

- «неценовой критерий» - опыт исполнения участником процедуры закупки аналогичных договоров.

В соответствии с Порядком оценки для оценки заявок по критерию «Наименьшая цена предложения» применяется следующая формула:

Бi = Amin / Аi * 10 * Кз

где, Бi – балл i – й заявки по указанному критерию,

Amin – минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки,

Ai – предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кз – коэффициент значимости.

Если при рассмотрении заявок выясняется, что среди участников процедуры закупки имеются применяющие различные (между собой) системы налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, оценка заявок всех участников осуществляется без учета НДС.

Из изложенного следует, что конкурсная документация содержит различные правила сравнения ценовых предложений участников закупки в зависимости от применяемых им систем налогообложения, что, объективно, приводит к постановке отдельных участников закупки (в частности, применяющих упрощенную систему налогообложения, в уязвимое положение в сравнении с другими участниками закупки; иными словами, ценовое предложение участника закупки, применяющего НДС, при оценке заявок по критерию «цена контракта» будет снижена на размер НДС, при том, что контракт – в случае признания такого участника закупки победителем закупки, будет с таким участником заключен по предложенной им цене (то есть, с учетом НДС).

Аналогичная позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2021 № 307-ЭС20-21065 по делу № А56-75118/2019, который при рассмотрении спора в части установления порядка оценки заявок по цене для лиц, применяющих различную систему налогообложения, указал следующее:

«В данном случае применение спорного положения закупочной документации фактически приводит к увеличению размера цены, предложенной участником закупки, применяющим упрощенную систему налогообложения, помимо его воли и вопреки сформированному им ценовому предложению. Это не может не ставить участника, применяющего упрощенную систему налогообложения, в заведомо менее благоприятное положение в сравнении с участниками закупки, использующими общую систему налогообложения, ценовые предложения которых принимаются заказчиком без корректировки в сторону увеличения. Таким образом, преимущество в заключении договора с заказчиком получают те участники закупки, которые являются плательщиками НДС…

Судебная коллегия принимает во внимание, что заказчик может быть финансово заинтересован в заключении договора с исполнителем, применяющим общую систему налогообложения, поскольку в таком случае согласно пункту 2 статьи 191 Налогового кодекса заказчик получает возможность применения налоговых вычетов при осуществлении собственной облагаемой НДС деятельности, то есть имеет возможность уменьшить величину своего налогового бремени.

Однако упомянутый имущественный интерес заказчика не связан непосредственным образом с удовлетворением его потребностей в качественном и своевременном выполнении работ (услуг) (часть 1 статьи 1 Закона о закупках) и в силу законодательно закрепленного принципа равноправия (отсутствие дискриминации) участников закупки - не может быть реализован за счет постановки участников закупки, применяющих упрощенную систему налогообложения, в заведомо уязвленное положение в сравнении с иными участниками гражданского оборота».

Таким образом, жалоба Общества по рассматриваемому доводу является обоснованной, Заказчик нарушил требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В тоже время, допущенное Заказчиком нарушение не повлияло на выбор победителя.

 

4-5. Объектом закупки является поставка цифровой платформы. В соответствии с описанием объекта закупки цифровая платформа будет содержать персональные данные пользователей такой платформы.

В соответствии с пунктом 5.2.1 Технического задания установлены следующие требования к защите персональных данных.

Поставляемое ПО обеспечивает защиту персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»  и приказом ФСТЭК России № 21 от 18.02.2013 «Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».

Поставляемое ПО обеспечивает безопасность персональных данных при их обработке в информационной системе необходимых для обеспечения защиты по уровню защищенности персональных данных не ниже 3 УЗ.

Платформа удовлетворяет следующим требованиям защиты персональных данных:

наличие возможности пользователю предоставить согласие на обработку и хранение персональных данных;

обеспечение удаления или обезличивания персональных данных в соответствии с установленными условиями прекращения использования.

В части выполнения мер по безопасности ПО должно соответствовать следующим мерам по безопасности информации персональных данных к серверному сегменту Платформы:

идентификация и аутентификация субъектов доступа и объектов доступа;

управление доступом субъектов доступа к объектам доступа;

ограничение программной среды;

защита машинных носителей информации, на которых хранятся и (или) обрабатываются персональные данные (далее - машинные носители персональных данных);

регистрация событий безопасности;

антивирусная защита;

обнаружение (предотвращение) вторжений;

контроль (анализ) защищенности персональных данных;

обеспечение целостности информационной системы и персональных данных;

обеспечение доступности персональных данных;

защита среды виртуализации;

защита технических средств;

выявление инцидентов (одного события или группы событий), которые могут привести к сбоям или нарушению функционирования информационной системы и (или) к возникновению угроз безопасности персональных данных (далее - инциденты), и реагирование на них;

управление конфигурацией информационной системы и системы защиты персональных данных.

В течение 180 календарных дней Исполнитель предоставляет Заказчику Аттестат соответствия объекта информатизации серверного сегмента Платформы на соответствие требованиям по безопасности информации не ниже 3-го уровню защищенности по требованиям ФСТЭК России и отчет об отсутствии уязвимостей уровня «Критический» и «Высокий», размещенных в банке данных угроз безопасности информации ФСТЭК России (bdu.fstec.ru), в Платформе и прикладном программном обеспечении, необходимом для функционирования Платформы.

Исполнитель обязуется выполнить все необходимые требования, предусмотренные законодательством РФ.

Исполнитель обязан предоставить заказчику необходимую документацию, в том числе эксплуатационную подтверждающую выполнение требований по защите информации, а также методические рекомендации для создания новых автоматизированных рабочих мест, планируемых к дальнейшему подключению к Платформе.

 

Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под информационной системой понимается совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

Под объектами информатизации понимается совокупность информационных ресурсов, средств и систем обработки информации, используемых в соответствии с заданной информационной технологией, а также средств их обеспечения, помещений или объектов (зданий, сооружений, технических средств), в которых эти средства и системы установлены, или помещений и объектов, предназначенных для ведения конфиденциальных переговоров (пункт 3.3 ГОСТа Р 58189-2018).

Поскольку цифровая платформа будет содержать персональные данные пользователей такой платформы, должна быть обеспечена безопасность персональных данных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 19 Закона о персональных данных обеспечение безопасности персональных данных достигается, путем применения организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных.

В соответствии с пунктом 13 Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, утвержденных приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 № 17, содержащейся в государственных информационных системах для обеспечения защиты информации, содержащейся в информационной системе, проводится аттестация информационной системы по требованиям защиты информации и ввод ее в действие; обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации аттестованной информационной системы.

Согласно пункту 4 Порядка организации и проведения работ по аттестации объектов информатизации на соответствие требованиям о защите информации ограниченного доступа, не составляющей государственную тайну, утвержденного приказом ФСТЭК России от 29.04.2021 № 77, аттестация объекта информатизации проводится на этапе его создания или развития (модернизации) и предусматривает проведение комплекса организационных и технических мероприятий и работ (аттестационных испытаний), в результате которых подтверждается соответствие объекта информатизации требованиям по защите информации в условиях его эксплуатации. Допускается проведение аттестации объекта информатизации на этапе его эксплуатации в случае, если владельцем объекта принято решение об обработке защищаемой информации после ввода в эксплуатацию объекта информатизации.

Состав и содержание работ по аттестации, а также требования к форме и содержанию разрабатываемых при организации и проведении таких работ документов определены Порядком №77.

Ввиду специфики объекта закупки, установленное заказчиком требование о предоставлении в рамках исполнения договора аттестата соответствия объекта информатизации и иные требования об обеспечении безопасности информации персональных данных, не противоречит требованиям действующего законодательства.

В пункте 7.2 Технического задания содержатся требования к программному обеспечению. Также указано, что Исполнитель несет ответственность за установку и настройку платформы на серверы заказчика и обеспечивает весь необходимый комплекс мероприятий установки и настройки, необходимый для функционирования платформы.

Согласно пункту 11 Технического задания исполнителем гарантийное обслуживание проводится в течение 12 месяцев с даты подписания Заказчиком и исполнителем Акта приема-передачи лицензий. Исполнитель гарантирует, что Платформа будет функционировать в соответствии со своим назначением. Исполнитель проводит обучающий вебинар для сотрудников Заказчика в режиме видеоконференцсвязи (ВКС). В рамках обслуживания и поддержания в актуальном состоянии Платформы выполняется:

- обновление Платформы при выпуске новых версий входящих в них элементов программного обеспечения;

- организация приема обращений по телефону, электронной почте о технических ошибках (дефектах), недостатках и нештатных ситуациях в работе Платформы, оперативных консультаций по рабочим дням с 8:30 до 18:00;

- обработка поступивших обращений не позднее 2-х рабочих дней с момента регистрации обращения по рабочим дням с 8:30 до 18:00; результатом обработки сообщения является заключение Исполнителя о наличии (отсутствии) ошибок, недостатков в Платформе, а также о возможности внесения изменений в Платформу в рамках гарантийного обслуживания;

- анализ информации о технических ошибках (дефектах), недостатках в работе Платформы, выработка с ответственным сотрудником Заказчика предложений по срокам и способам их преодоления;

- внесение изменений (при необходимости) в Платформу в целях устранения вы-явленных технических ошибок (дефектов), недостатков и предоставление Заказчику документированных обновлений.

Устранение проблем Исполнителем осуществляется при помощи конфигурирования экземпляра Платформы или установки дополнительных компонентов.

Периодические доработки функционала Платформы по запросу Заказчика не реже 1 раза в полгода или при возникновении новых требований Министерства просвещения или Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Периодическое обновление по запросу Заказчиком программной части Платформы не реже 1 раза в месяц. Обновления могут включать в себя:

- устранение выявленных в процессе работы Платформы технических ошибок (дефектов) и недостатков;

- устранение проблем безопасности, выявленных в процессе работы Платформы;

- добавление новых инструментов и функциональных возможностей Платформы.

Таким образом описание объекта закупки позволяет определить подлежащие к выполнению в рамках договора объемы и виды работ, которые, в свою очередь, неразрывно связаны с предметом закупки.

В этой связи четвертый и пятый доводы Заявителя также признаны необоснованными.

По доводам, изложенным в дополнении к жалобе Комиссия отмечает следующее.

а) В соответствии с частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Частью 4 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

Согласно пункту 1.2 Положения о закупках Положение регламентирует закупочную деятельность Заказчика, устанавливает полномочия Заказчика, комиссии по закупкам, порядок внесения в них изменений, размещения разъяснений, требования к участникам закупок и условия их допуска к участию в процедуре закупки, порядок заключения, исполнения договора и изменения его условий, способы закупки, условия их применения и порядок проведения,  а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

В соответствии с пунктом 4.5 Положения о закупках Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника закупки вправе принять решение о внесении изменений в извещение и (или) документацию о закупке. Изменять предмет закупки не допускается.

Таким образом, принятие решения о внесении изменений в конкурсную документацию является правом, а не обязанностью Заказчика.

При таких обстоятельствах, не внесение изменений в закупочную документацию на основании запроса о разъяснении положений конкурсной документации, не свидетельствует о нарушении Заказчиком действующего законодательства о закупках.

В связи с изложенным, рассматриваемый довод не нашел своего подтверждения.

б) Распоряжением Минпросвещения России от 28.02.2019 № Р-16 утверждены методические рекомендации о создании и функционировании центров опережающей профессиональной подготовки (далее – Методические рекомендации).

В соответствии с разделом 1 Методических рекомендаций даныне рекомендации предназначены для организации и обеспечения деятельности центров опережающей профессиональной подготовки (далее - ЦОПП, Центр, Центры) с учетом целевой модели, а также организационно-правовой, финансово-экономической и методологической основ их деятельности; они направлены на обеспечение единых организационных и методических условий создания и функционирования ЦОПП в субъектах Российской Федерации.

Согласно пункту 3.3.1 Методических рекомендаций в целях информационного сопровождения деятельности Центра и комплексного оперативного управления опережающей профессиональной подготовкой в субъекте Российской Федерации создается и функционирует цифровая платформа.

В соответствии с разделом 2 Методических рекомендаций цифровая платформа ЦОПП (далее - цифровая платформа) – это набор информационных систем, сервисов и баз данных, предназначенных для информационного обеспечения деятельности Центра и позволяющих реализовать его основные функции, а также многостороннее взаимодействие участников образовательных отношений ЦОПП, расположенных в других субъектах Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3.3.1 Методических рекомендаций техническое задание на создание и функционирование цифровой платформы и информационно-коммуникационных ресурсов ЦОПП формируется с учетом положений раздела 12 Методических рекомендаций.

Согласно пункту 12.1 Методических рекомендаций цифровая платформа представляет собой набор информационных систем, сервисов и баз данных, предназначенных для информационного обеспечения деятельности Центра и позволяющих реализовать его основные функции, а также многостороннее взаимодействие участников образовательных отношений ЦОПП, расположенных в других субъектах Российской Федерации.

Дизайн и оформление элементов цифровой платформы проводится в соответствии с Брендбуком (концепцией по брендированию центров опережающей профессиональной подготовки), утвержденным Заместителем Министра просвещения Российской Федерации 10.04.2019.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленного в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2021 № 305-ЭС21-5801, от 27.04.2021 № 305-ЭС20-24221, от 23.04.2021 № 307-ЭС20-21065, от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243, от 20.07.2017 № 305-КГ17-3423).

 

В соответствии с Техническим заданием цифровая платформа должна состоять из 29 модулей, каждое из которых имеет своё наименование.

При этом Заявителем не представлено доказательств невозможности исполнения указанного требования, а также сведений о том, как такое требование нарушает требования Закона о закупках и Положения о закупках. Сам факт схожести количества и наименований (частично) модулей с количеством и наименованием иного ресурса, не свидетельствует о нарушении Закона о закупках.

В связи с изложенным последний довод Заявителя также признан необоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу «Н…» на положения закупочной документации - Смоленского областного государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр опережающей профессиональной подготовки» при проведении конкурса в электронной форме на поставку цифровой платформы (извещение № ….) обоснованной в части.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны