Решение б/н Решение по жалобе Гришина М.Г. от 18 апреля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
№ 067/10/18.1-245/2024
18 апреля 2024 года г. Смоленск
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:
<…>
<…>
<…>,
при участии в дистанционном режиме представителя организатора торгов - Комитета имущественных отношений Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области: <…>;
в отсутствие представителей Заявителя, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, а также о возможности участия в рассмотрении жалобы в дистанционном режиме,
в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров по правилам, предусмотренным статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», полномочий по контролю за проведением торгов и порядком заключения договоров, рассмотрев жалобу Г.,
УСТАНОВИЛА:
31.03.2024 в Смоленское УФАС России поступила жалоба Г. (далее также Заявитель) на действия организатора торгов – Комитета имущественных отношений Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды земельного участка, кадастровый номер <…>, площадь <…> кв.м, местоположение: Смоленская область, Вяземский район, г. Вязьма, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка: среднеэтажная жилая застройка, лот №1 (извещение № 22000040170000000099 размещено на сайтах https://torgi.gov.ru.gov.ru, https://utp.sberbank-ast.ru).
Согласно доводам жалобы Заявителю неправомерно было отказано в допуске к участию в аукционе в электронной форме.
Организатором торгов является Комитет имущественных отношений Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области.
Организатор торгов представил письменные пояснения по сути жалобы, с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу Заявителя необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы договор с победителем аукциона в электронной форме по лоту №1 не заключен.
Уведомлением от 02.04.2024 рассмотрение указанной жалобы было назначено на 09.04.2024.
09.04.2024 в ходе рассмотрения жалобы по существу Комиссией Смоленского УФАС России на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срок принятия решения по жалобе Заявителя был продлен до 18.04.2024.
В соответствии с уведомлением от 09.04.2024 в целях получения дополнительной информации Смоленским УФАС России были направлен запрос оператору электронной площадки о предоставлении сведений о технической возможности подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме, не подписанных электронно-цифровой подписью, с указанием положений Регламента площадки, определяющих порядок подачи заявок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя по существу Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона в соответствии с правилами данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе, на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Обжалуемый аукцион в электронной форме проводился в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Установлено, что 21.02.2024 организатором торгов на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru было опубликовано извещение № 22000040170000000099 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды земельного участка, кадастровый номер <…>, площадь <…> кв.м, местоположение: Смоленская область, Вяземский район, г. Вязьма, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка: среднеэтажная жилая застройка (лот №1).
Согласно извещению:
- начальная цена лота – 322 336,00 руб.;
- дата и время начала подачи заявок: 22.02.2024 в 08:00 (время московское);
- дата и время окончания подачи заявок: 22.03.2024 в 17:00 (время московское);
- дата рассмотрения заявок: 26.03.2024;
- дата проведения торгов: 28.03.2024.
Согласно протоколу №1 рассмотрения заявок от 26.03.2024 по лоту №1 на участие в аукционе в электронной форме участниками поданы заявки с номерами 1423, 6515, 6168, 5663, 3615, 7559, 2902, 9440, 3346, 4615, 5297, 7303, 2420; участникам с номерами заявок 5663, 3615, 7559 (участник Г.), 4615 отказано в допуске к участию в аукционе в электронной форме в связи с непредставлением необходимых для участия в аукционе документов.
Согласно протоколу №1 о результатах открытого аукциона в электронной форме от 28.03.2024 по лоту №1 победителем аукциона в электронной форме признан участник с номером заявки 6168 (ООО «Э») с предложенной ценой 467 386,00 руб.
Подготовка и проведение электронного аукциона осуществляются в порядке, предусмотренном статьями 39.11 и 39.12 ЗК РФ, с учетом особенностей, установленных статьей 39.13 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 39.13 ЗК РФ аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проводятся в электронной форме (электронный аукцион), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 39.12 ЗК РФ установлено, что для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:
1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);
3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
4) документы, подтверждающие внесение задатка.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.13 ЗК РФ электронный аукцион проводится на электронной площадке ее оператором из числа операторов электронных площадок, функционирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.13 ЗК РФ заявка на участие в электронном аукционе с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка направляется оператору электронной площадки в форме электронного документа с приложением документов, указанных в подпунктах 2 - 4 пункта 1, пункте 1.1 статьи 39.12 данного кодекса. Заявка на участие в электронном аукционе, а также прилагаемые к ней документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.12 ЗК РФ заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях:
1) непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;
2) непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе;
3) подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду;
4) наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона.
Согласно пункту 7 статьи 39.13 ЗК РФ протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе подписывается не позднее чем в течение одного дня со дня их рассмотрения усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени организатора аукциона, и размещается на электронной площадке не позднее чем на следующий рабочий день после дня подписания протокола. Данный протокол после размещения на электронной площадке в автоматическом режиме направляется оператором электронной площадки для размещения на официальном сайте.
На основании пункта 8 статьи 39.13 ЗК РФ заявителям, признанным участниками электронного аукциона, и заявителям, не допущенным к участию в электронном аукционе, оператор электронной площадки направляет в электронной форме уведомления о принятых в отношении их решениях не позднее дня, следующего после дня подписания протокола, указанного в пункте 7 статьи 39.13 ЗК РФ.
В соответствии с частью 10 статьи 39.13 ЗК РФ протокол проведения электронного аукциона подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью оператором электронной площадки и размещается им на электронной площадке в течение одного часа после окончания электронного аукциона. В протоколе проведения электронного аукциона указываются адрес электронной площадки, дата, время начала и окончания электронного аукциона, начальная цена предмета аукциона в день проведения электронного аукциона, все максимальные предложения каждого участника о цене предмета аукциона. На основании данного протокола организатор электронного аукциона в день проведения электронного аукциона обеспечивает подготовку протокола о результатах электронного аукциона, подписание данного протокола усиленной квалифицированной электронной подписью лицом, уполномоченным действовать от имени организатора аукциона, и его размещение в течение одного рабочего дня со дня подписания данного протокола на электронной площадке. Протокол о результатах электронного аукциона после его размещения на электронной площадке в автоматическом режиме направляется оператором электронной площадки для размещения на официальном сайте.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Закон об электронной подписи) информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
В силу пункта 3 статьи 4 Закона об электронной подписи одним из принципов использования электронной подписи является недопустимость признания электронной подписи и (или) подписанного ею электронного документа не имеющими юридической силы только на основании того, что такая электронная подпись создана не собственноручно, а с использованием средств электронной подписи для автоматического создания и (или) автоматической проверки электронных подписей в информационной системе.
Представитель Организатора торгов на заседании Комиссии пояснил, что заполненный бланк заявки на участие в аукционе по утвержденной форме с указанием банковских реквизитов счета должен быть подписан собственноручной подписью участника либо иметь отметку о том, что данный документ подписан электронно-цифровой подписью; заявка Заявителя была отклонена ввиду того, что форма заявки на участие в аукционе в составе заявки не была им подписана (отсутствовали как собственноручная подпись, так и сведения о том, что данный документ подписан электронно-цифровой подписью).
В рассматриваемом случае аукцион в электронной форме проводился на электронной площадке АО «Сбербанк-АСТ».
Аукционы на право заключения договоров аренды земельных участков проводятся в торговой секции «Приватизация, аренда и продажа прав» Универсальной торговой платформы Сбер А в соответствии с ЗК РФ в порядке, установленном разделом 23 регламента торговой секции (далее – регламент).
Согласно пункту 3.2.1 регламента подача заявки на участие в торгах может осуществляться лично претендентом в торговой секции, либо представителем претендента, зарегистрированным в торговой секции, из личного кабинета претендента либо представителя претендента посредством штатного интерфейса отдельно по каждому лоту в сроки, установленные в извещении.
В соответствии с пунктом 3.2.2 регламента заявка подается в виде электронного документа, подписанного электронно-цифровой подписью претендента.
Данные обстоятельства подтверждает и оператор электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ» в своем ответе от 11.04.2024 (исх.№1873).
Из изложенного следует, что подача участником заявки, не подписанной электронно-цифровой подписью, не возможна.
Из представленных оператором электронной площадки информации по данному аукциону (лот №1) следует, что электронная заявка Заявителя, в составе которой был, в том числе заполненный бланк заявки на участие в аукционе по утвержденной форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка, была направлена оператору электронной площадки с электронно-цифровой подписью; в электронной заявке Заявителя в разделе «Данные подписи» указано, что владельцем сертификата является Г.
Таким образом, заявка Заявителя, направленная организатору на рассмотрение, была подписана электронно-цифровой подписью претендента.
Кроме того, ни в действующем законодательстве, ни в извещении отсутствует требование о представлении формы заявки на участие в аукционе на бумажном носителе (с собственноручной подписью) при проведении электронного аукциона.
Следовательно, заявка Заявителя полностью соответствовала установленным требованиям и не подлежала отклонению.
Из изложенного следует, что решение Организатора торгов об отказе в допуске Заявителю к участию в аукционе является неправомерным и нарушает требования пункта 8 статьи 39.12 ЗК РФ.
Кроме того, по данному основанию Организатором торгов было отказано в допуске к участию в аукционе участникам с номерами заявок 5663, 3615, 4615.
При таких обстоятельствах жалоба Заявителя является обоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Смоленского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Г. на действия организатора торгов – Комитета имущественных отношений Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды земельного участка, кадастровый номер <…>, площадь <…> кв.м, местоположение: Смоленская область, Вяземский район, г. Вязьма, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка: среднеэтажная жилая застройка, лот №1 (извещение № 22000040170000000099 размещено на сайтах https://torgi.gov.ru.gov.ru, https://utp.sberbank-ast.ru) обоснованной.
2. Признать в действиях организатора торгов – Комитета имущественных отношений Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области нарушения пункта 8 статьи 39.12 ЗК РФ.
3. Выдать организатору торгов, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.