Решение №4652/04 часть 10.3 статьи 5 от 18 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

<…>

<…>

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 067/05/5-267/2019

«18» декабря 2019 г. г. Смоленск

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

заместитель председателя Комиссии:

члены Комиссии:

<…> – заместитель руководителя Смоленского УФАС России,

<…> – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Смоленского УФАС России,

<..> – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Смоленского УФАС России,

рассмотрев дело № 067/05/5-267/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы об организациях по поверке счетчиков <..> и <…> на платёжных документах <…> за водоснабжение и водоотведение за сентябрь 2019 года, что указывает на признаки нарушения части 10.3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

заявитель на рассмотрение дела не явился, извещён о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом (заявление <…> от 16.12.2019 о рассмотрении дела в отсутствие представителей заявителя);

представители лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - <…> (сокращенное наименование – <…>); извещённого о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились (ходатайство <…> от 10.12.2019 рассмотреть дело в отсутствие представителей общества),

УСТАНОВИЛА:

В Смоленское УФАС России 05.11.2019 поступило заявление <…> о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при размещении рекламы на платёжных документах для внесения платы за водоснабжение и водоотведение, выставляемых абонентам в г. Вязьме Смоленской области <…>.

Смоленским УФАС России 03.12.2019 в отношении <…> вынесено Определение о возбуждении дела № 067/05/5-267/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В указанном Определении рассмотрение дела назначено на 18.12.2019 в 10 час.00мин.

В ходе рассмотрения материалов дела Комиссией было установлено следующее.

Согласно материалам, представленным <…>, абонентам по адресам: Смоленская обл., г. Вязьма, <…>, <…> выставлены платёжные документы для внесения платы за водоснабжение и водоотведение за сентябрь 2019 года, на которых размещены справочно-информационные сведения, а также следующая информация:

«Поверку счетчиков в г. Вязьма осуществляют аккредитованные организации:

- <…>

- <…>.

Согласно статье 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

На основании подпункта 6.33 пункта 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331) с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности, Федеральная антимонопольная служба имеет право давать разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции службы.

Согласно письму ФАС России от 05.04.2007 № АЦ/4624 «О понятии «неопределенный круг лиц» в статье 3 Закона о рекламе под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. Соответственно, распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц.

Таким образом, информация об аккредитованных организациях по поверке счетчиков <…> и <…>, размещаемая на платёжных документах <…> за водоснабжение и водоотведение, является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к реализуемым товарам и услугам <…> и <…>, способствует их продвижению на рынке.

В соответствии с частью 10.3 статьи 5 Закона о рекламе не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Положения настоящей части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.

На основании Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила) коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

Таким образом, водоснабжение и водоотведение являются коммунальными услугами.

Исходя из письма ФАС России от 25.09.2018 № РП/76842/18 «О рекламе на платежных документах» только в случае, если реклама вложена в конверт с квитанцией на оплату коммунальных услуг и представляет собой отдельный носитель, инструментально не прикреплённый к самой квитанции, ее распространение указанным способом не может рассматриваться как нарушение части 10.3 статьи 5 Закона о рекламе.

Указанная выше реклама размещается на платёжных документах для внесения платы за водоснабжение и водоотведение на листе формата А4 и представляет собой единый носитель.

Таким образом, размещение рекламы об аккредитованных организациях по поверке счетчиков <…> и <..> на платёжных документах <…> за водоснабжение и водоотведение за сентябрь 2019 года, является нарушением части 10.3 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.

В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несёт ответственность за нарушение требований, указанных в части 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Смоленским УФАС России <…> был направлен запрос о представлении копий договоров, на основании которых осуществлялись размещение рекламы на платёжных документах за водоснабжение и водоотведение за сентябрь 2019 года и доставка потребителям платёжных документов. К запросу прилагалась только копия платёжного документа за водоснабжение и водоотведение за сентябрь 2019 года, направленного потребителю по адресу: г. Вязьма, ул. Кронштадтская.

В письме <….> от 21.11.2019 исх. № 846 в ответ на запрос Смоленского УФАС России, указано следующее. Доставка квитанций за оплату услуг водоснабжения и водоотведения по адресу: г. Вязьма <…> осуществляется силами <…>. Какие-либо договора по этому поводу со сторонними организациями не заключались.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.

Согласно подпункту «ж» пункта 49 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776, узел учета считается вышедшим из строя (неисправным) в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета. Неисполнение приведенных выше обязанностей ведет к возникновению для потребителя негативных последствий, в частности, определению объема потребляемых услуг расчетным способом или по нормативу. В представленной к запросу копии платежного документа за сентябрь 2019 г. указано, что срок поверки счетчика № 2 горячей воды, установленного в кухне, истёк 04.03.2019, т.е. приведенные выше обязанности потребителя коммунальных услуг в данном случае им не исполнены.

Общество полагает, что в этой ситуации размещенное в платежном документе информационное сообщение о том, что потребителю необходимо произвести поверку прибора учета, наименования и телефоны организаций, производящих поверку, невозможно признать рекламой, так как целью данного сообщения является побуждение потребителя к исполнению его обязанностей установленных законодательством (срок исполнения которых уже истёк), не наступления для потребителя негативных последствий установленных законодательством, недопущение возникновения между потребителем и исполнителем: спора о порядке определения объема потребленных коммунальных услуг, спора о порядке определения суммы оплаты за коммунальные услуги и т.п. Кроме того, информационное сообщение включено в платежный документ в связи с истечением срока поверки прибора учета и неисполнением потребителем своих обязанностей установленных законодательством, адресовано конкретному лицу, не исполняющему свои договорные обязательства перед <…> и не является информацией, направленной неопределённому кругу лиц, в силу чего оно не может быть признано рекламой. <…> также просит учесть, что в их адрес ежедневно обращается большое количество потребителей услуг водоснабжения и водоотведения с просьбой разъяснить различные вопросы: по порядку приобретения коммунальных услуг, порядку определения их объема, порядку расчетов за коммунальные услуги и т.д. и т.п. Также поступают многочисленные обращения по поводу сроков и порядка поверки приборов учета, проводящих поверку организациях и пр. Таким образом, у потребителей услуг <…> имеется непосредственная заинтересованность в получении информации об организациях, производящих поверку приборов учета. Полагаем, что принятие Смоленским УФАС решения о запрете на включение подобной информации в платежные документы будет противоречить интересам потребителей коммунальных услуг и повлечет за собой негативные последствия (неисполнение приведенных выше обязанностей потребителей, увеличение размера оплаты за коммунальные услуги для конкретных потребителей, возникновение между потребителями и исполнителем коммунальных услуг споров и разногласий, которые в дальнейшем могут попасть на рассмотрение органов власти, судов и пр.).

<…> представлены также копии соглашений, на основании которых на платёжных документах размещалась реклама <…> и <…>.

<…> (далее – Сторона 1) с <…> (далее – Сторона 2) заключено соглашение - 18 ВС о сотрудничестве и совместной деятельности от 01.02.2019; с <….> (далее – Сторона 2) заключено соглашение - 29 ВС о сотрудничестве и совместной деятельности от 01.02.2019. Согласно пунктам 1.3 заключенных соглашений, на основании дополнительных соглашений на коммерческой основе Сторона 1 может размещать контактную информацию Стороны 2 на платёжных документах (квитанциях) на оплату коммунальных услуг. На основании пункта 2.3 указанных соглашений стороны рекламируют деятельность друг друга в согласованных формах и объёмах.

Учитывая, что <…> доставку платёжных документов для внесения платы за водоснабжение и водоотведение в г. Вязьме осуществляет своими силами, <….> является рекламораспространителем рекламы <…> и <…> на платёжных документах за водоснабжение и водоотведение за сентябрь 2019 года, что не допускается.

Таким образом, <…> является рекламопроизводителем и рекламораспространителем.

Комиссия доводы <…> о том, что принятие Смоленским УФАС России решения о запрете на включение информации об организациях, производящих поверку приборов учета в платежные документы будет противоречить интересам потребителей коммунальных услуг и повлечет за собой негативные последствия, считает необоснованными, так Законом о рекламе запрещено размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за коммунальные услуги.

Комиссия Смоленского УФАС России, рассмотрев все материалы дела № 067/05/5-267/2019, считает, что лицом, допустившим нарушение законодательства о рекламе, является <…>.

В ходатайстве <…> от 10.12.2019 указано, что нарушение Закона о рекламе допущено неумышленно и в ноябре 2019 года устранено, однако документов, подтверждающих, что реклама больше не размещается на платёжных документах для внесения платы за водоснабжение и водоотведение, направляемых абонентам по адресам: Смоленская обл., г. Вязьма, ул. <….>, ООО <…> не представлены.

 

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу <…> и <…>, размещаемую на платёжных документах <…> за водоснабжение и водоотведение за сентябрь 2019 года, поскольку в ней нарушены требования части 10.3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать <….> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Смоленского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «19» декабря 2019 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заместитель председателя Комиссии:

   

<…>

Члены Комиссии:

   

<…>

     

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны