Решение №067/10/18.1-371/2020 Решение по жалобе ООО "ИсузуКомТранс" от 20 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 067/10/18.1-371/2020

по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

20 августа 2020 года                                                                                                       г. Смоленск

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия), в составе:

 

<…>

<…>

<…>

при участии в дистанционном режиме рассмотрения жалобы представителей заказчика – АО «С»: <…>, <…>;

в отсутствие представителей Заявителя - ООО «И», уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения в дистанционном порядке жалобы, заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителей, 

в целях осуществления возложенных на Комиссию полномочий по контролю за проведением торгов и порядком заключения договоров, рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон) жалобу общества с ограниченной ответственностью «И» (далее - ООО «И», Общество) на действия закупочной комиссии, организатора торгов – акционерного общества «С» (далее – АО «С») при проведении запроса предложений в электронной форме для определения поставщика на заключение договора по поставке транспортного средства (Мусоровоз ЕМГ 16 на базе шасси ISUZU FVR) или эквивалент (извещение № 32009342552 размещено на сайте https://zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Смоленское УФАС России 11.08.2020 поступила жалоба Общества на действия закупочной комиссии и заказчика при проведении вышеуказанного запроса предложений, согласно которой:

- заказчиком в документации о закупке в нарушение требований пункта «а» статьи 5 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление № 925) не установлено требование об указании участниками при подаче заявок наименования страны происхождения товара;

- кроме того, приоритет предоставлен в нарушение пункта «в» статьи 6 Постановления № 925, поскольку в заявках не может быть предложен товар иностранного производства, так как мусоровозы на базе шасси ISUZU FVR в настоящее время производятся в РФ и не могут быть завезены из иностранного государства, иностранные лица заявки не подавали.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу Общества необоснованной, представили письменные возражения по доводам, изложенным в жалобе.

 

Комиссией при рассмотрении жалобы Общества установлено следующее.

Заказчиком обжалуемой закупки является АО «С».

На момент рассмотрения жалобы договор не заключен.

22.07.2020 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 32009342552 о проведении запроса предложений в электронной форме для определения поставщика на заключение договора по поставке транспортного средства (Мусоровоз ЕМГ 16 на базе шасси ISUZU FVR) или эквивалент; начальная (максимальная) цена договора (цена лота) – 8 800 000,00 руб.

Данная закупка проводится в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 данного закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг акционерным обществом «С», утвержденным решением Совета директоров АО «С» (протокол № 4 заседания Совета директоров АО «С» от 26.12.2018) (далее – Положение), документацией о закупке «Запрос предложений в электронной форме для определения поставщика на заключение договора по поставке транспортного средства (Мусоровоз ЕМГ 16 на базе шасси ISUZU FVR) или эквивалент» (далее – документация о закупке).

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 19 статьи 3.4 Закона о закупках заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке. При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике конкурса, аукциона или запроса предложений и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке. Вторая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать сведения о данном участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации о конкурентной закупке), об окончательном предложении участника таких конкурса, аукциона или запроса предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Согласно извещению № 32009342552, размещенному на сайте единой информационной системы  http://zakupki.gov.ru:

дата и время начала срока подачи заявок:  22.07.2020 в 09:00 (время московское);

дата и время окончания срока подачи заявок: 03.08.2020 в 08:00 (время московское);

место, дата и время оценки и рассмотрения заявок, подведение итогов: <…>, 03.08.2020 в 09:00 (время московское);

Согласно Протоколу рассмотрения заявок № 32009342552 от 03.08.2020 на участие в запросе предложений заявки подали 3 (три) участника закупки; заявке ООО «И» присвоен порядковый номер <...> .

В соответствии с данным Протоколом закупочной комиссией были приняты решения о допуске к участию в процедуре всех участников.

Согласно Итоговому протоколу № 32009342552 от 03.08.2020 по результатам рассмотрения заявок закупочная комиссия произвела оценку заявок с порядковыми номерами 1, 2, 3, предварительно снизив  цену, предложенную участником № 3 на 15%, согласно примечанию Приложения № 1 Документации о закупки на основании п. 1 Постановления № 925; заявки №№ 1, 2 были рассмотрены закупочной комиссией как содержащие предложение о товаре иностранного происхождения, поскольку в данных заявках не указана страна происхождения товара (мусоровоза):

Критерий

оценки заявок

Значимость критерия в баллах

Порядковый номер <...>

Порядковый номер <...>

Порядковый номер <...>

Ценовой критерий

 

Предложенная цена

8 490 000, 00 (с НДС)

Предложенная цена

8 699 000,00 (с НДС)

Предложенная цена

8 750 000,00 (с НДС)

Цена с учетом снижения на 15%

7 437 500,00 (с НДС)

Закупочной комиссией принято решение о признании победителем запроса предложений ООО «Е»; заявке ООО «И» присвоено второе место, заявке ООО «А» - третье место.

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Правительство Российской Федерации праве установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Согласно пункту 1 Постановления № 925 в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительством Российской Федерации установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Согласно пункту 2 Постановления № 925 при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

Согласно пункту 5 Постановления № 925 условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке требования об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров.

Кроме того, Постановлением № 925 предусмотрено требование об исключительном декларировании участником закупки в заявке на участие в закупке наименования страны происхождения поставляемых товаров.

Согласно подпункту «в» пункта 6 Постановления № 925 приоритет не предоставляется в случае, если в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами.

Пунктом 5 Информационной карты установлено, что предметом договора является «Поставка транспортного средства (Мусоровоз ЕМГ 16 на базе шасси ISUZU FVR) или эквивалент».

Согласно пункту 6 Информационной карты требования к качеству, техническим характеристикам товара, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам, результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям Заказчика установлены в приложении № 2 «Техническое задание».

Пунктом 18 Информационной карты установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в запросе предложений в электронной форме, перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Приложением № 5 к Документации о закупке Заказчиком установлены рекомендуемые формы документов при составлении заявки участниками закупки.

Комиссией Смоленского УФАС России, установлено, что заявка Общества не противоречит требованиям Документации, поскольку заявка Общества заполнена с учетом рекомендуемых форм.

При этом Заказчиком в Документации о закупке не установлены обязательные требования об указании страны происхождения поставляемого товара, в частности, не установлено требование об указании страны происхождения товара при заполнении таблицы по форме приложения № 2 «Техническое задание».

На основании вышеизложенного, действия Заказчика, выразившиеся в неустановлении обязательных требований об указании в заявке страны происхождения поставляемого товара, противоречат пунктам 2 и 3 части 10 статьи 4, пункта 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках и подпункту «а» пункта 5 Постановления № 925, а действия аукционной комиссии в связи с применением такого приоритета нарушают требования пункта 2 Постановления № 925; указанные действия содержит признаки состава административного правонарушения.

При этом Комиссия приходит к выводу о том, что требования пункта 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках и принятого в его развитие Постановления № 925 об установлении приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, является не правом, а обязанностью заказчика, то есть, такие требования являются императивными; в данном случае условием применения такого приоритета является надлежащее установление об этом в документации о закупке, в связи с чем, неустановление такого приоритета в рамках спорной закупки повлияло на его результаты, в связи с чем считает необходимым выдать предписание об устранении такого нарушения, в том числе и в части внесения изменений в документацию о закупке.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «И» на действия закупочной комиссии, Заказчика – акционерного общества «С» при проведении запроса предложений в электронной форме для определения поставщика на заключение договора по поставке транспортного средства (Мусоровоз ЕМГ 16 на базе шасси ISUZU FVR) или эквивалент (извещение № 32009342552 размещено на сайте https://zakupki.gov.ru) обоснованной в части.

2. Признать Заказчика нарушившим требования пунктов 2 и 3 части 10 статьи 4, пункта 1 части 8 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», подпункта «а» пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами»; аукционную комиссию – нарушившей требования пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».

3. Выдать закупочной комиссии, Заказчику – АО «С», оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.

4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны