Решение б/н Решение по жалобе ООО "Трак-Сервис Центр" от 20 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

№067/10/18.1-135/2021

 

15 апреля 2021 г.                                                                                                            г. Смоленск

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

 

<…>

<…>

<…>

<…>,

 

 

 

при участии в дистанционном режиме рассмотрения жалобы представителей Заказчика – АО «СпецАТХ»: <…> (доверенность № 66  от 16.06.2020), Строевой О.А. (доверенность от 17.07.2020);

в отсутствие представителей Заявителя – ООО «Трак-Сервис Центр», извещенного в установленном порядке о дате, времени и месте рассмотрения жалобы – о дистанционном режиме ее рассмотрения,

в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров по правилам, предусмотренным статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», полномочий по контролю за проведением торгов и порядком заключения договоров, рассмотрев жалобу ООО «Трак-Сервис Центр»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

06.04.2021  в Смоленское УФАС России поступила жалоба ООО «Трак-Сервис Центр» (далее также – Заявитель, Общество) на действия закупочной комиссии Заказчика – акционерного общества «Спецавтохозяйство» (далее – АО СпецАТХ, Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку автомобильных шин; в жалобе указано, что согласно закупочной документации сроки поставки автомобильных шин должны быть указаны участниками закупки в календарных днях; порядок оценки не предусматривал оценку заявок по указанному критерию в разных единицах измерения (календарные/рабочие дни). При этом, закупочная комиссия Заказчика производила оценку предложений участников закупки по срокам поставки как в календарных, так и в рабочих днях, используя один порядок оценки, что привело к неправильному начислению баллов и выбору победителя.  

Заказчик представил письменные пояснения по сути жалобы,  с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу Заявителя необоснованной.

На момент рассмотрения жалобы договор с победителем закупки не заключен.

Комиссия, рассмотрев представленные документы и пояснения, заслушав представителей Заказчика установила следующее.

 

18.03.2021 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zаkuрki.gоv.гu опубликовано извещение № 32110097224 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку автомобильных шин и закупочная документация.

 Данная закупка осуществлялась в порядке, установленном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), а также в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг  акционерного общества «Спецавтохозяйство» («АО «СпецАТХ»), утвержденным решением Совета директоров акционерного общества «Спецавтохозяйство» 23.11.2020 (далее – Положение), закупочной документацией.

Начальная (максимальная) цена договора составила 3 661 261,30 руб.

Согласно протоколу № 32110097224 рассмотрения первых частей заявок от 30.03.2021  на участие в обжалуемой закупке заявки подали 6 (шесть) участников закупки: ООО «Трак-Сервис Центр», ООО «Московская Шинная Компания», ООО «Регион», ООО «Промтехснаб – Грузовые шины», ООО «Тендермаркет» и ООО «МТК Росберг Центр».

В соответствии с протоколом №32110097224 рассмотрения вторых частей заявок от 30.03.2021 закупочной комиссией Заказчика заявка «МТК Росберг Центр» признана несоответствующей требованиям, установленным закупочной документацией.

Согласно протоколу № 32110097224 подведения итогов от 30.03.2021 закупочной комиссией победителем процедуры закупки признано ООО «Промтехснаб – Грузовые шины» (95 баллов). Второе место заняло ООО «Трак-Сервис Центр» (90 баллов). Третье место – АО «ООО «Регион» (80 баллов).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе,  следующим принципом - равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Из пункта 3.1 статьи 3 Закона о закупках следует, что конкурентные закупки осуществляются путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений) и  иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

Согласно  части 22 статьи 3.2  Закона о закупках и пункту 7.18 Положения под запросом предложений понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно пунктам 2, 4 и пунктам 13,14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

-место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с частью 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках в случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.

Пунктом 10 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках определено, что в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления, в том числе следующих информации и документов: предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с Законом о закупках и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Согласно части 19.5 статьи 3.4 Закона о закупках заявка на участие в конкурсе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника закупки о цене договора (цене лота, единицы товара, работы, услуги). Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1, а также частью 19.2 настоящей статьи в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, применяемых к предлагаемым участниками такой закупки товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (в случае установления в документации о конкурентной закупке этих критериев). Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 19.1, а также частью 19.2 настоящей статьи в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, применяемых к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства (в случае установления в документации о конкурентной закупке этих критериев). При этом предусмотренные настоящей частью информация и документы должны содержаться в заявке на участие в конкурсе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с частью 19.1 настоящей статьи.

Согласно  пункту 6.4 Положения требования к участникам закупки, а также единицы измерения требований к участникам закупки указываются заказчиком в документации о закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым  товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Аналогичные требования содержатся в части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно пункту 13.13 Положения и пункту 5.5 закупочной документации оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений участников, допущенных к участию в запросе предложений, осуществляется закупочной комиссией в соответствии с процедурами и критериями, установленными в документации о проведении запроса предложений.

 Согласно пункту 13.14 Положения и пункту 5.6 закупочной документации основными группами критериев являются:

- ценовые (предлагаемая стоимость товаров (работ, услуг) с учетом расходов на эксплуатацию, обслуживание и ремонт, требуемых дополнительных затрат, обоснованности расчета предлагаемой цены, степени полноты учета затрат, срока фиксации цены с учетом уровня инфляции и др.);

- технические (функциональные, качественные, эксплуатационные и потребительские свойства товара, качественные характеристики работ, услуг, формы, порядок и сроки осуществления поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, объем предлагаемой гарантии, срок гарантии и др.);

- квалификационные (опыт работы, связанный с предметом закупки, наличие квалифицированного персонала, наличие материально-технической базы, финансовых, информационных ресурсов, деловая репутация участника закупки и пр.).

В соответствии с пунктом 13.15 Положения и  пунктом 5.7 закупочной документации по результатам оценки заявок на участие в запросе предложений закупочная комиссия ранжирует заявки (присваивает места) по мере уменьшения количества критериев, которым соответствует заявка на участие в запросе предложений. Победителем запроса предложений признается участник, заявке на участие в запросе предложений которого присвоено первое место. Решение закупочной комиссии оформляется протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений, в котором указываются участник, заявке на участие в запросе предложений которого присвоено первое место в данном запросе предложений и признанный победителем запроса предложений, а также участник, заявке на участие в запросе предложений которого присвоено второе место.

 

Комиссией Смоленского УФАС России установлено, что согласно Приложению № 1 к закупочной документации закупочной комиссией для определения лучших условий исполнения договора на поставку автомобильных шин, предложенных в заявках, используются следующие критерии:

Номер
критерия

Критерий оценки
заявок

Содержание критерия

Значимость критерия в баллах

 

1.

Ценовой критерий:

 

Оценивается цена договора, предложенная участником закупки в его заявке на участие в запросе предложений, по сравнению с максимальной ценой из предложенных участниками закупки.

60 баллов – наилучшее предложение по цене, каждое последующее – на 5 баллов меньше

2.

Технические критерии:

условия оказания услуг

Оценивается срок поставки, предложенный участником закупки в его заявке на участие в запросе предложений, по сравнению со сроком, установленным Техническим заданием (Приложение № 2)

 

 

 

 

 

40 баллов – наилучшее предложение по цене, каждое последующее – на 5 баллов меньше

ИТОГО

100

Оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений участников, допущенных к участию в запросе предложений, осуществляется закупочной комиссией в соответствии с процедурами и критериями, установленными в документации о проведении запроса предложений в следующем порядке.

По результатам оценки заявок на участие в запросе предложений закупочная комиссия ранжирует заявки (присваивает места) по мере уменьшения количества критериев, которым соответствует заявка на участие в запросе предложений. Победителем запроса предложений признается участник, заявке на участие в запросе предложений которого присвоено первое место. Решение закупочной комиссии оформляется протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений, в котором указываются участник, заявке на участие в запросе предложений которого присвоено первое место в данном запросе предложений и признанный победителем запроса предложений, а также участник, заявке на участие в запросе предложений которого присвоено второе место.

В случае, если участники закупки, допущенные к участию в закупке, набрали одинаковое количество баллов, победителем признается тот участник, заявка которого поступила раньше.

Как указано выше, при оценке показателя «Технические критерии: условия оказания услуг  (срок поставки)» оценивается срок поставки, предложенный участником закупки  в его заявке по сравнению со сроком, установленным Техническим заданием.

Согласно Техническому заданию указан следующий срок поставки товара: партиями по заявке заказчика, в течение 7 ми календарных дней с момента поступления заявки в рабочие дни (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница) с 08.00 до 12.00 и с 13.00 до 16.00.

Согласно пункту 3.2 проекта Договора поставка Товара производится в сроки, установленные п. 1.5 Договора. Количество, цена Товара определяются Спецификацией (Приложение № 1). Поставка осуществляется в рабочие дни (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница) с 08.00 до 16:30. Не позднее чем за 1 (один) рабочий день Поставщик обязан известить Заказчика о точном времени и дате поставки путем уведомления. Уведомление может быть направлено любым способом оповещения.

В соответствии с  пунктом 1.5 Договора срок поставки определен в соответствии с условиями Технического задания (Приложение №3 к Договору).

Согласно приложению 3 к Договору указан следующий срок поставки товара: партиями по заявке заказчика, в течение __  ________дней с момента поступления заявки в рабочие дни (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница) с 08.00 до 12.00 и с 13.00 до 16.00, что предусматривает указание срока поставки, как в рабочих, так и календарных днях.

Согласно приложению №5 закупочной документации заявка на участие в обжалуемой процедуре подается в соответствии со следующими установленными (рекомендуемыми) формами:

- форма 1 « Заявка на участие в запросе предложений»;

- форма 2 «Предложение о цене договора»;

- форма 3 «Предложение об условиях исполнения договора, содержащее сведения о товаре»;

- форма 4 «Сведения об участнике закупки»;

- форма 5 «Согласие на обработку персональных данных»;

- форма 6 «Декларация о соответствии участника закупки установленным требованиям»;

При этом форма № 3 не исключает возможность указания потенциальными участниками закупки срока поставки как в рабочих, так и календарных днях (партиями по заявке заказчика, в течение __ _______ дней с момента поступления заявки в рабочие дни (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница) с 08.00 до 12.00 и с 13.00 до 16.00).

В то же время, требование об указании участниками закупки в своих заявках срока поставки в конкретных единицах измерения (рабочие/календарные дни) в закупочной документации отсутствует.

Кроме того, порядок оценки заявок не содержит правила начисления баллов участникам закупки, указавших в своих заявках сроки поставки товара в разных единицах измерения (рабочие/календарные дни).

Согласно письменным пояснениям Заказчика от 13.04.2021 № 23395 закупочная документация не содержит обязательного требования к указанию срока поставки при подаче заявок в календарных, либо рабочих днях, имеется лишь ограничение по предельно допустимому сроку – 7 календарных дней, при этом поставка осуществляется только в рабочие дни.

В форме № 3 приложения № 5 закупочной документации в графе сроки поставки оставлены незаполненными графы о количестве дней и характеристике таких дней (рабочие/календарные). Таким образом, по мнению Заказчика, все 5 заявок, допущенные к участию в торгах, соответствовали требованиям технического задания, и закупочной комиссией была произведена надлежащая оценка их предложений.

Комиссией Смоленского УФАС России установлено, что ООО «Трак-Сервис Центр» подало заявку на участие в обжалуемой закупке. Согласно протоколу № 32110097224 подведения итогов от 30.03.2021 допущенным участникам закупки по «Техническому критерию: условия оказания услуг  (срок поставки)» были присуждены следующие баллы:

Порядковый номер заявки

Наименование

участника процедуры

Предложение участника

Количество баллов по критерию, присвоенное участнику закупки

 

Итого баллов

604641

ООО «Трак-Сервис Центр»

7 к.дн.

30

90

606514

ООО «Московская Шинная Компания»

7 к. дн.

30

75

607369

ООО «Регион»,

7 к. дн.

30

80

607453

ООО «Промтехснаб – Грузовые шины»

3 р. дн.

40

95

607651

ООО «Тендермаркет»

5 к.дн.

35

75

Из изложенного следует, что закупочная комиссия оценивала одновременно сроки поставки, указанные участниками как в календарных, так и в рабочих днях, и участнику закупки, который предложил срок поставки три рабочих дня, было начислено максимальное количество баллов, что позволило ему стать победителем процедуры.

При этом Комиссия отмечает, что указание о сроке поставки шин - три рабочих дня с момента поступления заявки, может свидетельствовать о том, что при поступлении заявки, например, начиная со среды, такой срок фактически приравнивается к поставке шин в течение 5 календарных дней (с учетом выходных дней), а в случае наличия праздничных дней - превысит 5 (пять) календарных дней.

При этом довод Заявителя о том, что он полагал необходимым указывать срок в календарных днях, учитывая, что в «Технических критериях: условия оказания услуг  (срок поставки)» имеется указание о том, что оценивается срок поставки, предложенный участником закупки  в его заявке по сравнению со сроком, установленным Техническим заданием, а Техническое задание содержит указание на срок поставки товара - в течение 7-ми календарных дней.

Содержание вышеуказанного протокола свидетельствует о том, что к такому же выводу пришли 4 (четыре) участника закупки из 5-ти (пяти) участников закупки, чьи заявки были допущены к этапу оценки заявок. Только один участник, который был признан победителем закупки, такой срок указал в рабочих днях.

Учитывая, что срок – 3 рабочих дня, в зависимости от срока подачи заявок, может соответствовать как 3-м (трем) календарным дням, так и 5-ти (пяти) и более календарным дням (в зависимости от наличия в такой период праздничных дней), Комиссия считает, что у закупочной комиссии фактически отсутствовала возможность для объективной оценки и сопоставления заявок.

По мнению Смоленского УФАС России, невозможно сравнивать сроки, исчисляемые в разных единицах измерения, при отсутствии в имеющемся в закупочной документации порядке оценки условий начисления баллов по спорному критерию указанному в разных значениях (рабочие/календарные дни).

Неустановление в рассматриваемом случае Заказчиком требований о том, каким образом участник закупки должен указывать срок поставки – в календарных или рабочих днях, и последующее – в этой связи, указание участниками закупки таких дней в разных единицах измерения, не позволяет надлежаще и объективно оценить и сопоставить заявки.

Также Комиссия отмечает, что и иное решение закупочной комиссии по отношению к заявке ООО «Промтехснаб – Грузовые шины» могло быть предметом жалобы уже со стороны данного Общества.

При таких обстоятельствах основания для признания жалобы Заявителя (прим.: на действия закупочной комиссии) обоснованной отсутствуют, вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что при проведении спорной закупки Заказчиком были допущены нарушения требований пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 14 части 10 статьи 4, части 19.2 статьи 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Трак-Сервис Центр» на действия закупочной комиссии Заказчика – акционерного общества «Спецавтохозяйство» (далее – АО СпецАТХ, Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку автомобильных шин; (извещение №32110097224) необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика – акционерного общества «Спецавтохозяйство» нарушения требований пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 14 части 10 статьи 4, части 19.2 статьи 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать закупочной комиссии, Заказчику – акционерному обществу «Спецавтохозяйство» предписание об устранении допущенных нарушений.

4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

  

Связанные организации

Связанные организации не указаны