Решение №4967/04 пункта 20 части 3 статьи 5 и части 14 статьи 28 Федерального... от 29 октября 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 067/05/28-450/2020

«17» ноября 2020 г. г. Смоленск

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

заместитель председателя Комиссии:

члены Комиссии:

 

«…» – заместитель руководителя Смоленского УФАС России,

«…» – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Смоленского УФАС России,

«…» – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Смоленского УФАС России,

рассмотрев дело № 067/05/28-450/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в г. Смоленске наружной рекламы финансовых услуг Кредитного потребительского кооператива «..»в тексте которой содержатся не соответствующие действительности сведения о Кредитном потребительском кооперативе «..» и который не является членом соответствующей саморегулируемой организации, что указывает на признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 и части 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

представители лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - Кредитный потребительский кооператив «…» и заявителя – «…» , на рассмотрение дела не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

В Смоленское УФАС России 31.08.2020 «…» представлены материалы, выявленные в ходе осуществления надзора за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии со статьёй 76.1 Федерального закона от 18.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», по факту размещения 24.08.2020 в городе Смоленске, по адресу: ул. Николаева, д. 34, рекламы «….» нацеленной на активное привлечение сбережений граждан и в которой содержатся нарушения действующего законодательства Российской Федерации.

В результате осуществления надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении наружной рекламы должностными лицами Смоленского УФАС России было выявлено, что по состоянию на 29.09.2020 по адресу: г. Смоленск, ул. Николаева, д. 34, продолжала размещаться реклама финансовых услуг «…» фотография которой была представлена «..» , о чём составлен Акт от 29.09.2020.

Смоленским УФАС России 29.10.2020 в отношении «..» было вынесено Определение о возбуждении дела № 067/05/28-450/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В указанном Определении дело назначено к рассмотрению на 17.11.2020 в 11 часов.

В Смоленское УФАС России 16.11.2020 поступило ходатайство «…» о рассмотрении дела в отсутствие их представителей в связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуацией на территории Смоленской области.

В ходе рассмотрения материалов дела Комиссией установлено следующее.

«….» и Смоленским УФАС России было выявлено, что на фасаде многоквартирного дома по адресу: г. Смоленск, ул. Николаева, д. 34, в котором находится офис «…» 24.08.2020 и 29.09.2020 размещался рекламный баннер с информацией следующего содержания:

«Принимаем сбережения, доходность до 13,05% годовых, сбережения застрахованы тел. _____ Программа действует для членов «….»».

Условия вступления в «….»: в офисах «….», по тел. _______ и на сайте ________.

Предусмотрена возможность досрочного снятия части сбережений без потери доходности, не более 50 (пятидесяти) % от суммы номинала. При истребовании всей суммы сбережений досрочно проценты пересчитываются за период момента заключения договора до даты расторжения, по ключевой ставке утвержденной Центральным банком Российской Федерации на дату расторжения. При остатке средств на договоре сбережений меньше суммы минимального остатка, договор расторгается. Разница между процентами, начисленными и выплаченным за предыдущие периоды по условиям договора передачи личных сбережений и процентами, начисленными по ставке досрочного расторжения, удерживается из суммы сбережений. Полное досочное расторжение осуществляется в течение 90 (девяносто) календарных дней. Выплата процентов производится ежемесячно, ежеквартально или в конце срока за вычетом НДФЛ путем перечисления на расчетный счет Пайщика. Сбережения застрахованы Некоммерческой корпоративной организацией «…..» на основании лицензии Центрального Банка Российской Федерации (Банк Росси) ВС № ____от _______ г.,

Кредитно потребительский кооператив «…», СРО «___».

Согласно статье 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц; финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Таким образом, указанная информация является рекламой финансовых услуг, так как предназначена для неопределенного круга лиц – распространяется на улице города и круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования, направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к финансовым услугам «….» и способствует их продвижению на рынке.

В тексте размещаемой рекламы «..» содержится информация, нацеленная на активное привлечение сбережений граждан, а именно: Принимаем сбережения, доходность до 13,05% годовых, сбережения застрахованы тел._____. Программа действует для членов «…» Сбережения застрахованы Некоммерческой корпоративной организацией «….» на основании лицензии Центрального Банка Российской Федерации (Банк Росси) ВС № _____ от _____ г., ОГРН ИНН 8 КПП … Кредитный потребительский кооператив «…» ИНН, ОГРН, СРО «…» свидетельство №___ от года, Свидетельство ____________.

В соответствии с пунктом 3.8.2 Базового стандарта совершения кредитным потребительским кооперативом операций на финансовом рынке, утвержденным Банком России (протокол № КФНП-26 от 27.07.2017), размер платы (процентов, компенсации) за использование кредитным кооперативом привлеченных денежных средств члена кредитного кооператива (пайщика) устанавливается в процентах годовых. При этом максимальный размер платы (процентов, компенсации) за использование кредитным кооперативом привлеченных денежных средств члена кредитного кооператива (пайщика) с учетом всех выплат, причитающихся по договору передачи личных сбережений, не может превышать 1,8 ключевой ставки, установленной Банком России на дату заключения договора передачи личных сбережений.

Согласно информации, размещенной на официальном Интернет-сайте Банка России www.cbr.ru, размер ключевой ставки с 27.07.2020 составляет 4,25% годовых.

Таким образом, максимальный размер платы (процентов, компенсации) за использование кредитным кооперативом привлеченных денежных средств члена кредитного кооператива (пайщик) с учетом всех выплат, причитающихся по договору передачи личных сбережений, не может превышать 7,65% годовых, соответственно, привлечение сбережений граждан с доходностью до 13,05% годовых запрещено действующими нормативными актами.

На основании информации, размещаемой на официальном Интернет-сайте «…» по адресу: «….» , общество осуществляет деятельность взаимного страхования на основании лицензии ВС _______ Согласно пункту 1.2 Правил страхования гражданской ответственности кредитного потребительского кооператива за нарушение договоров, на основании которых привлекаются денежные средства членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), утвержденных решением общего собрания членов (далее - Правила страхования):

- страхователь (или Кредитный кооператив) - кредитный потребительский кооператив, некоммерческая организация, являющаяся добровольным объединением физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу, созданная в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков) в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», являющаяся членом Общества в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 N2 286-ФЗ «О взаимном страховании», Уставом и внутренними документами Общества;

- выгодоприобретатель - физическое или юридическое лицо, являющееся членом Кредитного кооператива (пайщиком) и заключившее с Кредитным кооперативом договор, указанный в пункте 1.2.5 (договор займа) или 1.2.6 (договор передачи личных сбережений) Правил страхования и в пользу которого заключен Договор страхования. Согласно пункту 3.2 Правил страхования страховым случаем по договору страхования является наступление гражданской ответственности Страхователя, вызванное причинением ущерба Выгодоприобретателю в связи с нарушением Страхователем обязательств по возврату денежных средств, переданных Выгодоприобретателем Страхователю на основании договоров передачи личных сбережений, вследствие несостоятельности (банкротства) Кредитного кооператива, не связанной с умышленными действиями контролирующих лиц Кредитного кооператива;

- страховая выплата (страховое возмещение) - денежная сумма, которая определена в порядке, установленном Договором страхования, и выплачивается Страховщиком Выгодоприобретателю при наступлении страхового случая.

Пунктом 3.6 Правил страхования предусмотрено, что страховой случай считается наступившим со дня вступления в силу решения арбитражного суда о признании кредитного кооператива (Страхователя) банкротом и открытии в отношении него процедуры банкротства - конкурсного производства.

На основании пункта 3.9. Правил страхования не подлежит страховому возмещению ущерб, если в отношении Страхователя применяется процедура ликвидации (по решению общего собрания пайщиков Кредитного кооператива или суда), а также процедура банкротства иная, чем конкурсное производство.

В соответствие с пунктом 1.5. Правил страхования по Договору страхования, заключаемому в соответствии с настоящими Правилами, может быть застрахован только риск ответственности самого Страхователя. Договор страхования, не соответствующий этому требованию, ничтожен.

В соответствии с пунктом 8.5 Правил страхования физическое лицо, являющееся членом Кредитного кооператива (пайщиком) и заключившее с Кредитным кооперативом договор передачи личных сбережений, вправе обратиться с письменным требованием к Страховщику для выплаты страхового возмещения при наступлении страхового случая при соблюдении порядка и условий, установленных договором и Правилами страхования.

Таким образом, размещаемая в тексте рекламы информация: «сбережения застрахованы» является недостоверной и способна ввести в заблуждение граждан относительно безопасности и надежности вложения денежных средств, поскольку создает у рядового потребителя финансовой услуги впечатление безусловного возврата привлекаемых Кооперативом сбережений даже в случае возможного неисполнения им своих обязательств перед пайщиками, что не соответствует действительности.

Согласно решению Заднепровского районного суда города Смоленска от 18.02.2020 «…» 26.04.2019 исключён из членов СРО в связи с несоблюдением требований базовых стандартов ведения деятельности внутренних стандартов и иных внутренних документов саморегулируемой организации. В настоящее время кооператив не состоит ни в одной саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов. На основании указанного решения Заднепровского районного суда города Смоленска суд удовлетворил исковое заявление «,..» о ликвидации «…» (решение вступило в законную силу 28.03.2020).

На основании пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

В тексте размещаемой рекламы финансовых услуг «…» информация о том, что «Принимаем сбережения, доходность до 13,05% годовых, сбережения застрахованы» и «..» является членом СРО «..» является не соответствующей действительности об условиях доходности и страхования сбережений и членстве в саморегулируемой организации, тем самым несёт риск введения в заблуждение пайщиков и потенциальных потребителей финансовых услуг, что является нарушением требований пунктов 4 и 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с требованиями статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитные потребительские кооперативы обязаны вступать в члены саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы. Согласно пункту 5 статьи 35 указанного закона до вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).

На основании части 14 статьи 28 Закона о рекламе, если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Таким образом, размещаемая реклама финансовых услуг, оказываемых «…» не являющимся членом соответствующей саморегулируемой организации, не допускается, что является нарушением части 14 статьи 28 Закона о рекламе.

Учитывая изложенное выше, в наружной рекламе финансовых услуг Кредитного потребительского кооператива «...», размещаемой на фасаде многоквартирного дома по адресу: г. Смоленск, ул. Николаева, д. 34, содержатся нарушения требований пунктов 4 и 20 части 3 статьи 5 и части 14 статьи 28 Закона о рекламе.

На основании пункта 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Ответственность за нарушение требований, установленных статьями 5 и 28 Закона о рекламе, на основании части 6 статьи 38 указанного Закона, несёт рекламодатель. Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Таким образом, рекламодателем ненадлежащей рекламы является Кредитный потребительский кооператив «…»

 

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей размещаемую на фасаде многоквартирного дома по адресу: г. Смоленск, ул. Николаева, д. 34, рекламу финансовых услуг Кредитного потребительского кооператива «….», в тексте которой содержатся недостоверная информация: «Принимаем сбережения, доходность до 13,05% годовых, сбережения застрахованы» и «КПК «…» является членом СРО «…», так как не соответствует действительности об условиях доходности и страхования сбережений и членстве в саморегулируемой организации, и которая не допускается в связи с тем, что КПК «…» не является членом соответствующей саморегулируемой организации, что тем самым вводит в заблуждение потребителей рекламы, поскольку в ней нарушены требования пунктов 4 и 20 части 3 статьи 5 и части 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать Кредитному потребительскому кооперативу «…» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Связанные организации

Связанные организации не указаны