Решение б/н Решение №067/01/16-307/2020 от 14 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

 

Ответчики:

1. Администрация г. Смоленска

<………..>

2. МУ ТТП г. Смоленска

<………..>

3. МУП «Автоколонна 1308»

<………..>

4. ООО «Инновационные платежные системы»

 <………..>

 

 

Заявитель:

ООО «БЕНТОК-СМОЛЕНСК»

<………..>

 

Заинтересованное  лицо:

ООО «Центр юридического сопровождения «Авега»

<………..>

 

 

 Решение

по делу № 067/01/16-307/2020

о нарушении антимонопольного законодательства

                                                                                                                                 

Резолютивная часть решения оглашена 22 апреля 2021 года                           г. Смоленск

Полный текст решения изготовлен 14 мая 2021 года

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела № 067/01/16-307/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<………..>

в отсутствие представителей Муниципального унитарного предприятия «Автоколонна-1308», ООО «Центр юридического сопровождения «Авега», извещенных в установленном порядке о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 рассмотрев материалы дела № 067/01/16-307/2020, возбужденного по признакам нарушения Администрацией  г. Смоленска <………..>, Муниципальным унитарным трамвайно-троллейбусным предприятием города Смоленска (<………..>

Муниципальным унитарным предприятием «Автоколонна-1308» <………..>

, Обществом с ограниченной ответственностью «Инновационные платежные системы» <………..>

 пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

12.02.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее - Смоленское УФАС России) поступило обращение ООО «БЕНТОК-СМОЛЕНСК» (далее по тексту – Заявитель) о допущенных Администрацией г. Смоленска (далее – Администрация) нарушениях антимонопольного законодательства при введении на территории города Смоленска автоматизированной системы учета и оплаты проезда (далее – АСУОП) на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Смоленска по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

По мнению Заявителя, нарушения антимонопольного законодательства выразились в следующем:

1) в непроведении открытых торгов на право заключения договора на выполнение работ по внедрению, эксплуатации и сопровождению автоматизированной системы учета и оплаты проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Смоленска по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

2) в наделении хозяйствующего субъекта - ООО «Инновационные платежные системы» (далее – ООО «ИПС»), функциями органа власти, делегировании ему полномочий по решению вопросов местного значения, к которым относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа (Правила транспортной системы города Смоленска, утвержденные директором ООО ИПС, описывают процесс взаимодействия между всеми участниками системы: перевозчиками, оператором, пользователями, банком);

3) в возможном наличии соглашения между Администрацией и ООО ИПС, направленного на ограничение конкуренции.

Кроме того, по мнению Заявителя, факт внедрения и эксплуатации указанной выше системы без торгов подтверждается действиями Муниципального унитарного предприятия «Автоколонна-1308» (далее – МУП «Автоколонна – 1308») и Муниципального унитарного трамвайно - троллейбусного предприятия г. Смоленска (далее - МУ ТТП), осуществившими закупки на оказание услуг по переводу денежных средств у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – ООО «ИПС».

Аналогичное обращение Заявителя поступило в Смоленское УФАС России 12.03.2020 из прокуратуры Промышленного района.

По результатам рассмотрения вышеуказанных обращений в связи с выявлением в рассматриваемых действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства Смоленским УФАС России 20.07.2020 был издан приказ № 45 о возбуждении дела № 067/01/16-307/2020 в отношении Администрации, МУП «Автоколонна-1308», МУ ТТП и ООО «ИПС») по признакам нарушения требований пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, 07.07.2021 (вх. № 1733/03) в адрес Смоленского УФАС России поступила жалоба ООО «Центр Юридического сопровождения «Авега» (далее по тексту ООО «Авега») на действия МУП «Автоколонна - 1308» при проведении закупки у единственного исполнителя  на право заключения договора оказания услуг по осуществлению переводов денежных средств по распоряжению физических лиц (пользователей) в оплату услуг при регистрации пользователями проезда с использованием транспортных карт, а также бесконтактных банковских карт MasterCardPayPass, VISA PayWave и МИР на территории муниципального образования «Город Смоленск» (извещение № 32009282682).

Письмом от 10.07.2020, исх. № 2524/03, Смоленское УФАС России оставило жалобу ООО «Авега» от 07.07.2021 в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции без рассмотрения, а также уведомило о рассмотрении информации, изложенной в жалобе, в порядке статьи 44 Закона о защите конкуренции.

Определением от 04.08.2020 рассмотрение дела № 067/01/16-307/2020 назначено на 27.08.2020.

Определением об отложении рассмотрения дела от 27.08.2020 рассмотрение дела № 067/01/16-307/2020 отложено и назначено на 27.10.2020, ООО «Авега» привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица; определением о продлении срока рассмотрения дела от 27.08.2020 срок рассмотрения дела продлен до 20.04.2021.   

26.10.2020 в адрес Смоленского УФАС России дополнительно поступило заявление ООО «Авега» (вх. № 2729/03) о нарушениях со стороны Администрации, МУП «Автоколонна-1308», МУ ТТП, ООО «ИПС» и ООО Небанковская кредитная организация «Расчетные Решения» статьи 17 Закона о защите конкуренции, а также ходатайство (вх. № 2729/03) об объединении данного заявления с рассматриваемым делом № 067/01/16-307/2020.

Учитывая, что в заявлениях ООО «Авега» обжаловались те же действия, что и в заявлении ООО «БЕНТОК-Смоленск, а также факт наличия в производстве Смоленского УФАС России настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства, то обстоятельство, что действующее законодательство позволяет привлекать к участию в рассмотрении иных лиц, менять их статус в ходе рассмотрения дела, Управлением принято решение о рассмотрении заявлений ООО «Авега» в рамках настоящего дела.

Определением об отложении рассмотрения дела от 27.10.2020 рассмотрение дела № 067/01/16-307/2020 отложено и назначено на 23.12.2020; определением от 27.10.2020 в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, было привлечено к участию в настоящем деле ПАО Сбербанк России «Среднерусский банк» в лице Смоленского отделения № 8609 Сбербанка России.

Определением об отложении рассмотрения дела от 27.10.2020 рассмотрение дела № 067/01/16-307/2020 отложено и назначено на 23.12.2020; определением от 23.12.2020 в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, было привлечено к участию в настоящем деле ООО НКО «Расчетные решения».

Определением об отложении рассмотрения дела от 23.12.2020 рассмотрение дела № 067/01/16-307/2020 отложено и назначено на 16.02.2021.

Приказом Управления от 15.02.2021 № 14 в вышеуказанный приказ были внесены изменения в части утверждения состава Комиссии по рассмотрению дела № 067/01/16-307/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в новом составе.

Определением о продлении срока и об отложении рассмотрения дела от 16.02.2021 срок рассмотрения дела продлен до 04.05.2021,  рассмотрение дела № 067/01/16-307/2020 отложено и назначено на 18.03.2021; определениями от 16.02.2021 в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, были привлечены к участию в настоящем деле ООО «Страна карт» и ООО «Карты и системы».

18.03.2021 Комиссией было принято заключение об обстоятельствах дела № 067/01/16-307/2020.  Определением от 18.03.2021 в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела, в соответствии с частью 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции рассмотрение настоящего дела было отложено на 22.04.2021.

Приказом Управления от 15.02.2021 № 14 в вышеуказанный приказ № 45 от 20.07.2020 были внесены изменения в части утверждения состава Комиссии по рассмотрению дела № 067/01/16-307/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в новом составе.

В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией установлены следующие значимые обстоятельства.

17.04.2019 Администрацией издано распоряжение № 75-р/адм «О внедрении автоматизированной системы учета и оплаты проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Смоленска», согласно пункту 4 которого МУП «Автоколонна – 1308» и МУ ТТП надлежало:

- организовать работу по внедрению в эксплуатацию АСУОП на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных  перевозок на территории города Смоленска в срок до 01.07.2019;

- организовать сеть пунктов продажи и пополнения транспортных карт на территории города Смоленска;

- разместить в транспортных средствах на безвозмездной основе необходимую пользователям информацию об АСУОП в срок до 01.07.2019.

25.04.2019 МУ ТТП на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zаkuрki.gоv.гu опубликовало извещение № 31907819933 о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по внедрению и эксплуатации автоматизированной системы учета и оплаты проезда (АСУОП) на городском наземном электрическом транспорте по маршрутам регулярных перевозок города Смоленска; начальная (максимальная) цена договора составила 64 750 000 руб.

26.04.2019 МУП «Автоколонна - 1308» на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zаkuрki.gоv.гu опубликовало извещение № 31907821062 о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по внедрению и эксплуатации автоматизированной системы учета и оплаты проезда (АСУОП) на муниципальном автомобильном транспорте (автобусы), обслуживающем городские и пригородные маршруты города Смоленска; начальная (максимальная) цена договора составила 38 700 000 руб.

30.04.2019 МУП «Автоколонна-1308» и МУ ТТП принято решение внести изменения в документацию о вышеуказанных закупках.

 На основании письма Администрации (исх. № 1/18/003-исх от 08.05.2019) МУП «Автоколонна-1308» приняло решение отказаться от проведения конкурса, в связи с чем 08.05.2019 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zаkuрki.gоv.гu разместило извещение об отказе от проведения закупки.

 На основании письма Администрации (исх. № 1/18/004-исх от 08.05.2019) МУ ТТП также приняло решение отказаться от проведения конкурса, в связи с чем 08.05.2019 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zаkuрki.gоv.гu разместило извещение об отказе от проведения закупки.

Распоряжением Администрации от 27.05.2019 №11-р/адм вышеуказанное распоряжение Администрации от 17.04.2019 № 75-р/адм «О внедрении автоматизированной системы учета и оплаты проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Смоленска» признано утратившим силу.

Постановлением Администрации от 20.09.2019 № 2620-адм «О введении на территории города Смоленска автоматизированной системы учета и оплаты проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Смоленска по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации», и об утверждении Положения о ней» Администрация приняла решение о внедрении АСУОП и утвердила Положение о данной системе.

 В соответствии с пунктом 3 указанного постановления (в первоначальной редакции данного постановления) Комитету по транспорту и связи Администрации города Смоленска поручено организовать проведение открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по внедрению, эксплуатации и сопровождению АСУОП на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным  маршрутам регулярных перевозок на территории города Смоленска по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в срок до 31.12.2019.

Пунктом 4 данного постановления рекомендовано привлеченным перевозчикам, осуществляющим перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Смоленска, подключаться к автоматизированной системе учета и оплаты проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Смоленска по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, с учетом требований и условий, установленных данной системой.

Постановлением Администрации от 26.12.2019 № 3607-адм «О внесении изменения в постановление Администрации города Смоленска от 20.09.2019 № 2620-адм «О введении на территории города Смоленска автоматизированной системы учета и оплаты проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Смоленска по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и об утверждении Положения о ней» в пункт 3 постановления внесены изменения, цифры «31.12.2019» заменены на цифры «10.04.2020», тем самым обязанность проведения открытого конкурса на право заключения соответствующего договора  продлена до 10.04.2020.

Постановлением Администрации от 28.02.2020 № 379-адм «О внесении изменения в постановление Администрации города Смоленска от 20.09.2019 № 2620-адм «О введении на территории города Смоленска автоматизированной системы учета и оплаты проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Смоленска по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и об утверждении Положения о ней» в пункт 3 постановления повторно внесены изменения, цифры «10.04.2020» заменены на цифры «10.05.2020», тем самым обязанность проведения открытого конкурса на право заключения соответствующего договора  продлена до 10.05.2020.

Постановлением Администрации от 13.03.2020 № 494-адм «О внесении изменения в постановление Администрации города Смоленска от 20.09.2019 № 2620-адм «О введении на территории города Смоленска автоматизированной системы учета и оплаты проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Смоленска по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и об утверждении Положения о ней» в пункт 3 постановления вновь внесены изменения, цифры «10.05.2020» заменены на цифры «10.06.2020», тем самым обязанность проведения открытого конкурса на право заключения соответствующего договора  продлена до 10.06.2020.

Постановлением Администрации от 17.02.2020 № 275-адм «Об утверждении Конкурсной документации к открытому конкурсу на право заключения договора на выполнение работ по внедрению, эксплуатации и сопровождению автоматизированной системы учета и оплаты проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Смоленска по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации» утверждена конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по внедрению, эксплуатации и сопровождению автоматизированной системы учета и оплаты проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Смоленска по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

18.02.2020 Администрация (Организатор конкурса) на официальном сайте Администрации города Смоленска в сети «Интернет» (адрес сайта: https://www.smoladmin.ru/press-centr/doska-obyavlenij/izveschenie-o-provedenii-otkrytogo-konkursa) опубликовала Извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по внедрению, эксплуатации и сопровождению автоматизированной системы учета и оплаты проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Смоленска по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и конкурсную документацию. «Исполнитель открытого конкурса», согласно извещению, является Комитет по транспорту и связи Администрации г. Смоленска (далее – Конкурс).

Согласно извещению о проведении открытого конкурса предметом открытого конкурса являлось обязательство Оператора обеспечить внедрение, эксплуатацию и сопровождение автоматизированной системы учета и оплаты проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Смоленска по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Обжалуемые торги проводились в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ). Организация и порядок проведения (правил) торгов установлен статьей 448 ГК РФ.

Согласно части 1 статьи 448 ГК РФ аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо.

Критерии оценки заявки участников данного конкурса, а также порядок присвоения баллов  были предусмотрены пунктом 10.5.12 конкурсной документации.

Заявки, поданные участниками,  подлежали оценке по следующим критериям:

№ п/п

Критерий оценки

Предложение Заявителя

Бал-лы

1

2

3

4

1. Предложение Заявителя по работе в рамках предлагаемой Системы:

1.1.

Размер Тарифа Системы от суммы каждой Транзакции, сформированной    в   Системе   в   результате      совершения

0,2% и менее

8

1

2

3

4

 

Пользователем операции регистрации проезда в транспортных средствах Перевозчика с применением Транспортного терминала и с использованием Дежурной карты кондуктора (учет наличных денежных средств).

Указывается Заявителем в Заявке

0,3%-0,8%

6

0,9%-1,4%

4

1,5%-2,0%

2

2,1%

1

1.2.

Размер Тарифа Системы от суммы каждой Транзакции, сформированной в Системе в результате совершения Пользователем операции регистрации проезда в транспортных средствах Перевозчика с применением Транспортного терминала и с использованием Льготной транспортной карты.

Указывается Заявителем в Заявке

1,6% и менее

10

1,7%-2,2%

8

2,3%-2,8%

6

2,9%-3,4%

4

3,5%-4,0%

2

4,1%

1

1.3.

Размер Тарифа Системы от суммы каждой Транзакции, сформированной в Системе в результате совершения Пользователем операции регистрации проезда в транспортных средствах Перевозчика с применением Транспортного терминала и с использованием Транспортной карты.

Указывается Заявителем в Заявке

1,6% и менее

10

1,7%-2,2%

8

2,3%-2,8%

6

2,9%-3,4%

4

3,5%-4,0%

2

4,1%

1

1.4.

Размер тарифа Системы от суммы каждой Транзакции, сформированной в Системе в результате совершения Пользователем операции регистрации проезда в транспортных средствах Перевозчика с применением Транспортного терминала и с использованием Банковской карты.

Указывается Заявителем в Заявке

1,6% и менее

10

1,7%-2,2%

8

2,3%-2,8%

6

2,9%-3,4%

4

3,5%-4,0%

2

4,1%

1

2. Характеристики предлагаемой Системы

2.1.

 

 

 

 

Количество внедренных на территории Российской Федерации систем одного правообладателя Системы, предлагаемой к внедрению Заявителем на территории города Смоленска, из  расчета 1 (один) регион Российской Федерации равен 1 (одной) Системе.              

Подтверждается гарантийным письмом правообладателя либо контрагента правобладателя Системы, выданным на имя Заявителя с указанием  региона Российской Федерации  и наименованием юридического лица, выполняющего функции Оператора по обслуживанию данной Системы

 

30 и более систем

24

от 25 до 29 систем

20

от 20 до 24 систем

6

от 15 до 19 систем

12

от 10 до 14 систем

8

от 5 до 9 систем

4

менее 5 систем

0

1

2

3

4

2.2.

Возможность привлечения кредитной организации для эквайринга Банковских карт в рамках Системы на территории города Смоленска и/или подтверждение возможности такого обеспечения, а также подтверждение технической возможности использования для этих целей Транспортных терминалов, технические характеристики которых указаны в Технических требованиях к Конкурсной документации (приложение № 3 к Конкурсной документации).

Подтверждается копией договора/соглашения с кредитной организацией и (или) гарантийным письмом от кредитной организации

да

8

нет

0

2.3.

Наличие договора/соглашения на осуществление взаиморасчетов с использованием электронных денежных средств с кредитной организацией, имеющей техническую и юридическую возможность выступать в качестве оператора электронных денежных средств, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации,  Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» для подтверждения возможности осуществления взаиморасчетов между участниками Системы.

Подтверждается соответствующим гарантийным письмом от кредитной организации

да

8

нет

0

2.4.

Наличие у Заявителя Пунктов пополнения Транспортных карт на территории города Смоленска либо договоров/соглашений  об организации Пунктов пополнения Транспортных карт. Оценивается количество Пунктов пополнения на территории

города Смоленска, подтвержденное договорами/соглашениями с организацией, имеющей в собственности Пункты пополнения, с указанием адресов расположения и описанием механизма пополнения (банкомат, устройство самообслуживания и т.д.).

Подтверждается гарантийным письмом и/или соответствующей копией договора/соглашения с юридическим лицом, осуществляющим деятельность по приему платежей от физических лиц и кассовое обслуживание без открытия счета

50 и более

20

от 41 до 50

15

от 31 до 40

10

от 21 до 30

5

менее 20

1

нет

0

2.5.

Наличие проекта Правил Системы, разработанных Заявителем в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ   «О национальной платежной системе», которые должны определять условия и порядок расчетов в Системе и функционирования Системы, обеспечивающие наличное и безналичное пополнение Транспортных карт, в том числе возможность обслуживания банковских карт международных платежных систем с технологией PayPass, PayWave.

да

8

 

Подтверждается наличием приложенного к Заявке проекта Правил Системы с проектами Договоров присоединения с участниками Системы

нет

0

2.6.

Наличие у Заявителя возможности предоставлять пассажирам сервис онлайн-пополнения Транспортных карт и отслеживания остатка на Транспортной карте с помощью мобильного приложения, поддерживаемого на мобильных платформах.

Подтверждается приложенным к Заявке пошаговым описанием процедуры пополнения и отслеживания остатка Транспортной карты со снимками отображаемой на экране мобильного устройства информации

да

8

нет

0

2.7.

Наличие возможности в рамках Системы реализации нескольких форм расчетов с использованием Транспортной и Банковской карт и оборудования для расчетов (кондукторная схема расчётов и бескондукторная схема расчетов).

Подтверждается декларацией или гарантийным письмом Заявителя либо контрагента Заявителя

совмещенный

(с возможностью кондукторного и

бескондукторного

обслуживания)

 

 

8

кондукторный

4

бескондукторный

1

2.8.

Наличие возможности поддержки Системой сервиса «облачной» фискализации согласно требованиям Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Подтверждается гарантийным письмом Заявителя либо контрагента Заявителя

фискализация через «облачную» кассу

8

фискализация на борту транспортного средства

0

2.9.

Наличие регистрации Заявителя либо контрагента Заявителя в реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных согласно требованиям Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Подтверждается гарантийным письмом Заявителя либо контрагента Заявителя

да

8

нет

0

2.10.

Наличие непрерывного положительного опыта работы Заявителя либо контрагента Заявителя по предоставлению услуг Системы в других регионах Российской Федерации. К учету принимаются регионы с населением более 300 тыс. человек.

Подтверждается копиями соответствующих договоров, заключенных Заявителем либо контрагентом Заявителя  с юридическим лицом, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров, либо органом местного самоуправления соответствующего региона

6 и более регионов

10

от 4 до 5 регионов

7

от 2 до 3 регионов

4

 

 

1 и менее регионов

0

Согласно пункту 10.6.1 конкурсной документации конкурсные предложения сравниваются конкурсной комиссией по величине итогового балла, определяемого путем суммирования баллов по каждому из установленных критериев, описанных в разделе 10 конкурсной документации, для каждого конкурсного предложения.

Пунктом 10.6.2 конкурсной документации определено, что победителем открытого конкурса признается лицо, чье конкурсное предложение имеет наивысший итоговый балл.

В соответствии с пунктом 10.6.3 конкурсной документации конкурсные предложения ранжируются конкурсной комиссией по величине итогового балла, и конкурсная комиссия определяет участника открытого конкурса, конкурсное предложение которого содержит лучшие условия, следующие после условий, предложенных победителем открытого конкурса, и который получает второе место.

Согласно протоколу № 1 вскрытия конвертов от 30.03.2020 на участие в конкурсе поступило 2 заявки: ООО «Авега» и ООО «ИПС».

Согласно итоговому протоколу рассмотрения и оценки заявок от 15.04.2020 ООО «Авега» было отказано в допуске к участию в открытом конкурсе по причине несоответствия конкурсного предложения требованиям конкурсной документации, а именно: данным Обществом не были представлены документы (их копии), которые были указаны в конкурсной документации, и предоставление таких документов в составе заявки на участие в конкурсе являлось условием допуска к участию в конкурсе; победителем конкурса признано ООО «ИПС», как единственный допущенный к участию в конкурсе  участник торгов.

В качестве документов, подтверждающих непрерывный положительный опыт по предоставлению услуг Системы ООО «ИПС» в соответствии с пунктом 2.10 Критериев оценки конкурсной документации представило копии договоров заключенных контрагентом АО «Расчетные решения» с юридическими лицами, осуществляющими деятельность по перевозке пассажиров на территории 6 субъектов Российской Федерации (прим.: договоры с муниципальными унитарными предприятиями г. Смоленска, заключенные в рамках закупок с единственным поставщиком (исполнителем), в качестве  подтверждения положительного опыта по предоставлению услуг системы ООО «ИПС» не представлялись).

По результатам открытого конкурса 24.04.2020 между Администрацией и ООО «ИПС» заключен договор  № 26 на выполнение работ по внедрению, эксплуатации и сопровождению автоматизированной системы учета и оплаты проезда автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Смоленска по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (далее – Договор).

Согласно пункту 1.1 Договора автоматизированная система учета и оплаты проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Смоленска по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации – программно-аппаратный комплекс, предназначенный для обеспечения информационного и технологического взаимодействия при оказании услуг по перевозке пассажиров на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Смоленска по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, с использованием банковских карт, транспортных карт и наличных денежных средств, регистрации и оплаты проезда граждан, с формированием отчетности о количестве поездок каждой категории пассажиров.

Согласно пункту 1.2 Договора Правила Системы, определяющие права и обязанности Участников Системы, условия и порядок расчетов в Системе и функционирования Системы, разрабатываются Оператором после заключения Договора в соответствии с действующим законодательством  Российской Федерации, Федеральным законом от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе». Взаимодействие Оператора и Участников Системы определяется Правилами и Договорами присоединения.

Правила разрабатываются Оператором в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня заключения Договора (единый договор, заключенный участниками путем присоединения к Системе на основании Договоров присоединения) и должны включать правила пользования транспортной картой, которые являются неотъемлемой частью Правил.

15.05.2020 директором ООО «ИПС» <………..> и заместителем Главы города Смоленска по инвестициям и комплексному развитию Лосевым Е.Г. утверждены Правила транспортной системы города Смоленска и правила пользования транспортной картой» (далее – Правила Системы).

Согласно пункту 1.1 Правил Системы присоединение к Системе (Правилам Системы) Участников Системы осуществляется путем заключения с Оператором договоров присоединения в соответствии со статьей 428 ГК РФ с перевозчиками, расчетным центром (прим.: в рассматриваемом случае - НКО «Расчетные решения»), процессинговым центром (прим.: в рассматриваемом случае - АО «Расчетные решения»), банком, банком-эквайером (прим.: в рассматриваемом случае - ПАО «Сбербанк России»).

Из положений Договора от 24.04.2020 № 26, Правил Системы следует, что Система (АСУОП)  позволяет решать, в том числе, следующие задачи:

- обеспечение возможности использования в качестве проездного документа Транспортных Карт Системы;

-  обеспечение возможности приема к оплате за проезд бесконтактных EMV-карт платежной системы MasterCardPayPassTM, VISA PayWaveTM, МИР;

-  формирование отчетности, в том числе, о количестве поездок каждой категории пассажиров.

Согласно приложению № 3 к Договору в рамках Системы представляются следующие ежемесячные формы отчетов:

- отчет № 1 по авторизованным транзакциям по банковским картам МПС;

- отчет № 2 по совершенным поездкам за отчетный месяц;

- отчет № 3 ежемесячный отчет в разрезе кондукторов.

В соответствии с пунктом 7 приложения № 1 к Договору программное обеспечение Системы должно быть совместимо с оборудованием Заказчика и удовлетворять следующие функциональные требования, в том числе, обмен данными с автоматизированным рабочим местом Системы, установленным у Перевозчика, посредством выгрузки данных Транспортного терминала удаленно, через GPRS или выгрузки данных в Процессинговый центр Системы по настраиваемому графику.  

Согласно письменным пояснениям МУ ТТП г. Смоленска от 11.03.2021 № 220 в рамках исполнения Договора, заключенного Администрацией с ООО «ИПС», был предоставлен доступ к личному кабинету – «Золотая Корона – Транспортная карта».

Согласно письменным пояснениям МУП «Автоколонна-1308» от 11.03.2021 № 175/13 в рамках исполнения вышеуказанного договора МУП «Автоколонна-1308» был предоставлен доступ к личному кабинету – «Золотая корона – Транспортная карта».

МУП «Автоколонна-1308» и МУ ТТП относятся к хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее – Закон о закупках), а также принятыми в соответствии с данным Законом и в установленном им порядке Положениями о закупках.

Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд Муниципального унитарного предприятия «Автоколонна-1308» утверждено директором МУП «Автоколонна-1308» 01.11.2019 (далее - Положение о закупках МУП «Автоколонна-1308»).

Положение о закупке товаров, работ, услуг Муниципального унитарного трамвайно-троллейбусного предприятия города Смоленска утверждено  приказом директора МУ ТТП г. Смоленска от 24.09.2018 № 1890 (далее - Положение о закупках МУ ТТП).

Приказом директора МУ ТТП от 21.06.2019 № 1122 «О внесении изменений в Положение о закупках товаров, работ, услуг» пункт 7.1 раздела 7 «Закупка у единственного поставщика» вышеназванного Положения дополнен следующим подпунктом:

«41) заключение договора на оказание услуг на осуществление переводов денежных средств по распоряжению физических лиц (пользователей) в оплату услуг Заказчика при регистрации пользователями проезда с использованием Транспортных карт, специального вида Транспортных карт, в том числе бесконтактных Банковских карт MasterCardPayPassTM, VISA PayWaveTM, МИР на территории муниципального образования «Город Смоленск».

При этом МУ ТТП фактически сразу после внесения изменений в Положение о закупке, позволяющих осуществлять закупки у единственного поставщика по спорному виду услуг, заключило с ООО «ИПС» договор присоединения перевозчика к системе № 001/19 от 28.06.2019 (извещение № 31908047734), с ценой договора 1 845 000 руб., со сроком его действия – до 31.12.2019, или до достижения суммы договора; затем последовательно заключило с ООО ИПС договор присоединения перевозчика к системе № 001/19 от 01.10.2019 (извещение № 31908357067) с ценой договора 2 500 000 руб.; договор присоединения перевозчика к системе № 003/19 от 25.12.2019 (извещение № 31908705629) с ценой договора 2 500 000 руб.; договор присоединения перевозчика к системе № 004/20 от 01.04.2020 (извещение № 32009048919) с ценой договора 2 500 000  руб. Предметом вышеперечисленных договоров является присоединение Перевозчика в порядке статьи 428 ГК РФ к Системе на условиях Правил и оказания услуг  на осуществление переводов денежных средств по распоряжению физических лиц (пользователей) в оплату услуг Заказчика при регистрации пользователями проезда с использованием Транспортных карт, специального вида Транспортных карт, в том числе бесконтактных Банковских карт MasterCardPayPass™, VISA PayWave™, МИР на территории муниципального образования «Город Смоленск».

Согласно письменным пояснениям МУ ТТП г. Смоленска от 18.03.2020 исх. № 224 и от 11.03.2021 № 220 проведение вышеуказанных закупок обусловлено, в том числе, необходимостью внедрения и поддержания автоматизированной системы учета и оплаты проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории г. Смоленска.

Аналогичное поведение выявлено и в действиях МУП «Автоколонна-1308»; так, согласно размещенной на официальном сайте единой информационной системы данное Предприятие последовательно заключило с ООО «ИПС» как с единственным поставщиком договор присоединения перевозчика к системе № 001/19 от 27.06.2019 (извещение № 31908050110) с ценой договора 990 000 руб.; договор присоединения перевозчика к системе № 002/19 от 13.09.2019 (извещение № 31908314142) с ценой договора 980 000 руб.; договор присоединения перевозчика к системе № 003/19 от 06.12.2019 (извещение № 31908629234) с ценой договора 980 000 руб., предмет перечисленных договоров аналогичен вышеперечисленным договорам.

Согласно подпункту 3 статьи 23 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

В связи с чем, Администрация города Смоленска, являясь собственником имущества данных предприятий в соответствии  с постановлением Администрации города Смоленска от 07.02.2011 № 184-адм «Об утверждении Порядка согласования крупных сделок, осуществления заимствований, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителей, и иных сделок, осуществляемых муниципальными унитарными предприятиями города Смоленска с движимым имуществом» согласовала  крупные сделки МУ ТТП г. Смоленска и МУП «Автоколонна-1308» с ООО «ИПС»  на вышеуказанные закупки (письма Управления имущественных, земельных и жилищных отношений Администрации г. Смоленска в адрес МУП «Автоколонна-1308» от 27.06.2019 исх. № 24/9108-исх, от 13.09.2019 исх. № 24/13062-исх, от 06.12.2019 исх. № 24/17453-исх., и в адрес МУ ТТП г. Смоленска - от 28.06.2019 № 24/09/60-исх., от 27.09.2019 № 24/13690-исх.,  от 20.12.2019 исх.№ 24/18214-исх.).

Одновременно, ООО «ИПС» на своем сайте  https://t-karta67.ru/o-proekte/ разместило информацию о том, что весной 2019 г. компания ввела на территории г. Смоленска автоматизированную систему учета и оплаты проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по маршрутам регулярных перевозок муниципального образования г. Смоленск, организованного администрацией г. Смоленска; кроме того, ООО «ИПС» на указанном сайте также разместило Правила транспортной системы города Смоленска, утверждённые директором ООО «Инновационные платежные системы» от 28.06.2019.

Также 01.07.2019 на официальном сайте Администрации (страница сайта в сети «Интернет» https://www.smoladmin.ru/press-centr/novosti/v-smolenskom-obschestvennom-transporte-vnedrili-beskontaktnuyu-oplatu-proezda/) размещена информация о том, что с 1 июля (прим.: 2019 г.) жители и гости г. Смоленска могут оплачивать проезд в общественном транспорте с помощью бесконтактной банковской карты, и что удобный способ оплаты появился благодаря запуску совместного транспортного проекта Администрации города Смоленска, муниципальных предприятий МУ ТТП и МУП «Автоколонна 1308», Смоленского отделения ПАО Сбербанк и технологических партнеров ЗАО «Золотая корона» и ООО «Инновационные платежные системы».

 28.06.2019 директором ООО «ИПС» <………..>были утверждены Правила Транспортной системы г. Смоленска, которые впоследствии – 15.05.2020, с небольшими изменениями, были им утверждены совместно с заместителем Главы г. Смоленска по инвестициям и комплексному развитию  <………..>

В рамках исполнения договоров, заключенных с ООО «ИПС» как с единственным исполнителем на оказание услуг по осуществлению переводов денежных средств по распоряжению физических лиц (пользователей) в оплату услуг Заказчика при регистрации пользователями проезда с использованием Транспортных карт, специального вида Транспортных карт, в том числе бесконтактных Банковских карт MasterCardPayPassTM, VISA PayWaveTM, МИР на территории муниципального образования «Город Смоленск» (извещения №№ 31908314142 от 18.09.2019, 31908314142 от 18.09.2019, 31908629234 от 06.12.2019, 32008967328 от 10.03.2020, 32009282682 от 30.06.2020) МУП «Автоколонна-1308» и МУ ТТП г. Смоленска в материалы дела, были представлены отчеты по авторизированным  транзакциям и банковским картам МПС; отчеты по совершенным поездкам; ежемесячные отчеты в разрезе кондукторов.

Из материалов дела следует, что в рамках исполнения договора от 24.04.2020 № 26 и договоров, заключенных по результатам закупок с ООО «ИПС» как единственным исполнителем, речь идет о внедрении, эксплуатации и сопровождении АСУОП (схожие участники Системы, задачи, реализуемые в рамках Системы, в том числе, по формированию отчетности и представляемые отчеты, возможность бесконтактной оплаты проезда, а также установленное на автоматизированное рабочее место муниципальных перевозчиков программное обеспечение (доступ к личному кабинету – «Золотая корона – Транспортная карта»), одни и те же сотрудники муниципальных предприятий, ответственные за работу с личным кабинетом в период с 2019 г. по настоящее время).

Изложенное свидетельствует о том, что в г. Смоленске до даты объявления конкурса, то есть, до 18.02.2020, фактически была внедрена и введена в эксплуатацию автоматизированная система учета и оплаты проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Смоленска по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (муниципальные автобусы, трамваи, троллейбусы).

Указанные выше обстоятельства и послужили поводом к возбуждению настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела - 18.03.2021 г., Комиссией было принято заключение об обстоятельствах дела № 067/01/16-307/2020 в связи с усмотрением в действиях ответчиков нарушения требований пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Ответчики не согласились  с указанным в заключении об обстоятельствах дела и вменяемым им нарушениям.

Так, Администрация в своих пояснениях указала следующее.

1. Распоряжением Администрации г. Смоленска от 17.04.2019 № 75-р/адм определены поручения профильным структурным подразделениям в целях исполнения Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», в том числе пунктом 2 вышеуказанного распоряжения комитету по транспорту поручено осуществить разработку порядка внедрения автоматизированной системы учета и оплаты проезда, а также осуществлять контроль за внедрением и эксплуатацией системы.

Поскольку с 01.07.2019 МУ ТТП и МУП «Автоколонна 1308» при осуществлении расчетов обязаны были начать применение контрольно-кассовой техники, возникла необходимость проведения конкурса на оказание услуг по внедрению и эксплуатации автоматизированной системы учета и оплаты проезда и составления соответствующей конкурсной документации. Однако, как указано в пояснениях, стало известно о неоднократных встречах директора ООО «Бенток-Смоленск» <………..>, председателя комитета по транспорту и связи Администрации г. Смоленска  <………..>и  общественного активиста  <………..>с целью составления конкурсной документации для закупок, проводимых МУ ТТП и МУП «Автоколонна 1308»; <………..>были подготовлены положения извещений №№ 31907819933 и 31907821062 об объявленных закупках, в связи с чем Администрацией было принято решение вмешаться в действия МУ ТТП г. Смоленска и МУП «Автоколонна 1308» по осуществлению закупки, подготовленной потенциальным поставщиком услуг, что подтверждается письмами от 08.05.2019 №№ 1/18/003-исх, 1/18/004-исх.

С целью недопущения лоббирования интересов и нарушения законодательства распоряжением Администрации от 27.05.2019 № 11-р/адм распоряжение Администрации г. Смоленска от 17.04.2021 № 75-р/адм признано утратившим силу.

В свою очередь, постановление Администрации от 20.09.2019 № 2620-адм «О введении на территории города Смоленска автоматизированной системы учета и оплаты проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Смоленска по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и об утверждении Положения о ней» принято с целью централизованно организовать внедрение системы путем проведения открытых конкурсных процедур и работы перевозчиков в единой платформе системы и не допустить нарушения действующего законодательства, в том числе законодательства о защите конкуренции.

То обстоятельство, что сроки по организации и проведению отрытого конкурса комитетом по транспорту и связи Администрации г. Смоленска неоднократно переносились, свидетельствует лишь о том, что подход к проработке критериев конкурсного отбора был тщательным, и, по мнению Администрации, перенос сроков конкурса не ограничивал конкуренцию и не способствовал ограничению конкуренции.

Таким образом, совокупность данных обстоятельств не может расцениваться как направленная на ограничение конкуренции

2. Пункт 4 постановления Администрации от 20.09.2019 № 2620-адм носит рекомендательный характер и относится только к коммерческим (частным) перевозчикам: «Рекомендовать привлеченным перевозчикам, осуществляющим перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Смоленска, подключаться к автоматизированной системе учета и оплаты проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Смоленска по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, с учетом требований и условий, установленных данной системой».

3. Администрация не имеет отношения к содержанию и достоверности информации, размещенной на сторонних интернет - ресурсах, в том числе к информации, размещенной на сайте ООО «ИПС».

4. Публикация на официальном сайте Администрации о запуске совместного проекта была размещена с целью информирования жителей, привлечения внимания к новым возможностям оплаты в общественном транспорте и популяризации использования общественного транспорта.

5. Открытый конкурс был проведен в соответствии с действующим законодательством, был обеспечен равный доступ к участию в конкурсном отборе. ООО «Авега» итоги конкурса в судебном порядке не обжаловало, отказ в допуске к участию в конкурсе был вызван недостатками заявки на участие в конкурсе – не все требуемые документы были представлены данным Обществом, а ООО «Бенток-Смоленск», являющийся заявителем по рассматриваемому делу, в открытом конкурсе участие не принимало.

6. Федеральным законом от 03.07.2018 № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена обязанность по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов для организации и индивидуальных предпринимателей в сфере транспорта.

Администрация г. Смоленска и Комитет по транспорту и связи, как отраслевое структурное подразделение, уполномоченное на осуществление деятельности по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления на территории Российской Федерации», осуществляли действия в рамках действующего законодательства, как и МУ ТТП и МУП «Автоколонна 1308», действующие на основании положений Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Другой ответчик - ООО «ИПС», в своих пояснениях  указал следующее.

1. Согласно статье 3.6 Закона о закупках порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке, в связи с чем, заключение ООО «ИПС» договоров с муниципальными унитарными предприятиями г. Смоленска в рамках проведения закупок у единственного поставщика осуществлено в соответствии с Положениями о закупках МУ ТТП и МУП «Автоколонна-1308», действующими на момент заключения договоров.

2. Постановлением Администрации от 07.02.20211 № 184-адм «Об утверждении Порядка согласования крупных сделок, осуществления заимствований, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителей, и иных сделок, осуществляемых муниципальными унитарными предприятиями города Смоленска с движимым имуществом» утвержден порядок согласования крупных сделок, заключаемых муниципальными предприятиями города Смоленска, в связи с чем Администрацией были даны согласия на заключение МУ ТТП и МУП «Автоколонна-1308» рассматриваемых договоров.

На основании изложенного следует, что МУ ТТП и МУП «Автоколонна-1308» заключили договоры с ООО «ИПС» в соответствии с требованиями действующих на момент заключения таких договоров положений о закупках и с соблюдением установленных для заключения указанных договоров процедур.

3. Постановлением Администрации от 17.02.2020 № 275-адм «Об утверждении Конкурсной документации к открытому конкурсу на право заключения договора на выполнение работ по внедрению, эксплуатации и сопровождению автоматизированной системы учета и оплаты проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Смоленска по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации» (далее - Постановление № 275-адм) утвержден порядок и критерии отбора оператора.

В целях реализации Постановления № 275-адм в открытом доступе на официальном сайте Администрации 18.02.2020 было размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по внедрению, эксплуатации и сопровождению автоматизированной системы учета и оплаты проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Смоленска по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в котором содержались сведения о способе определения победителя (включая порядок оценки заявок и порядок заключения договора), об особенностях исполнения обязательств по договору, требования к участникам отбора.

Администрацией был обеспечен открытый и полный доступ к информации о проводимом конкурсе по отбору оператора, о предъявляемых требованиях к победителю конкурса, в котором имели возможность принять участие все желающие хозяйствующие субъекты.

Все договоры, заключенные ООО «ИПС» соответственно с МУП «Автоколонна-1308» и МУ ТТП, соответствовали требованиям как действующего законодательства, так и действующих на момент заключения таких договоров положений о закупках; деятельность, осуществляемая Ответчиком в период с июня 2019 г. по апрель 2020 г. на территории г. Смоленска, не противоречит законодательству Российской Федерации. Ответчик был отобран для осуществления функций по внедрению автоматизированной системы учета и оплаты проезда на территории города Смоленск по результатам открытого конкурса, проведенного с соблюдением положений действующего законодательства Российской Федерации и г. Смоленск.

Иные лица пояснений относительно указанного выше заключения не представили.

В материалах настоящего дела также имеются пояснения ООО НКО «Расчетные решения», ООО «Страна карт», ПАО Сбербанк России «Среднерусский банк», в лице Смоленского отделения № 8609 Сбербанка России, которые отрицают наличие соглашения в действиях Ответчиков.

Так, ООО НКО «Расчетные решения» в своих пояснениях по делу от 11.03.2021 (исх.№ 38) сообщило, что данное Общество в рамках организованных транспортных систем осуществляет функции расчетного центра на основании договора присоединения к Правилам системы в соответствии со статьей 428 ГК РФ. Правила являются многосторонним договором, где определены функции каждой присоединяющейся стороны; Общество в качестве расчетного центра осуществляет переводы денежных средств по распоряжению плательщиков - физических лиц в адрес получателей, принимающих к оплате электронные средства платежа.

На территории г. Смоленска информационные и технологические услуги по сбору, обработке и передаче информации о переводах между участниками расчетов в раках транспортной системы оказывает АО «Расчетные решения»; Общество не использует программные продукты, принадлежащие третьим лицам, в том числе и АСОП; в рамках транспортных систем принимает участие в части обсуждения форматов и логики организации расчетов.  Сотрудники Общества не принимают и не принимали участия в разработке конкурсной документации, подготовленной администрацией г. Смоленска и другими организациями г. Смоленска.

ООО «Страна карт» в своих пояснениях от 15.03.2021 № 5 указало, что в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 не заключало договор поставки на выпуск транспортных карт в г. Смоленск.

ПАО Сбербанк России «Среднерусский банк» (в лице Смоленского отделения № 8609 Сбербанка России) в своих пояснениях от 21.12.2020 № 8609-исх./216 указало, что ООО «ИПС» было предоставлено Гарантийное письмо от 20.03.2020 № 8609/201 об обеспечении эквайринга банковских карт в соответствии с предлагаемой к внедрению ООО «ИПС» на территории Смоленской области Транспортной системы, в рамках  проводимого конкурса. При этом в системах учета входящей корреспонденции переписки, касающейся вопросов внедрения, эксплуатации и сопровождения автоматизированной системы учета и оплаты проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории г. Смоленска, системы безналичной оплаты, не обнаружено.

 

При принятии решения по рассматриваемому делу Комиссия Смоленского УФАС России исходила из следующего.

В соответствии со статьей 1 Закона о защите конкуренции данный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно пункту 1 статьи 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Согласно пунктам 4, 5, 7, 17 и 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции в данном Законе используются следующие основные понятия:

- товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;

- хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;

- конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

- признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- соглашение - договоренность в письменной форме, содержащая в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к: 1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; 3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); 4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

По смыслу указанных норм закона, для выявления нарушения антимонопольного законодательства в действиях органов и (или) организаций, осуществляющих властные функции, или хозяйствующих субъектов, необходимо установить, что такие действия (бездействие) не основаны на нормах действующего законодательства Российской Федерации и приводят либо могут привести к тому, что хозяйствующие субъекты оказываются поставленными в неравное положение по сравнению с друг с другом, результатом чего стало либо могло стать ограничение, устранение, недопущение конкуренции на соответствующем товарном рынке в определенных географических границах.

Исходя из смысла закона, в качестве соглашения рассматривается любая договоренность, которая в отдельных случаях может иметь форму договора, однако всегда предполагает намеренный и целенаправленный двусторонний (многосторонний) обмен информацией, характеризующей поведение лиц, достигших договоренности, в отношении товарного рынка, а также в отношении иных лиц. В части согласованных действий определяется, что такие действия должны быть заранее известны каждой из сторон, результаты которых соответствовали бы интересу этих сторон - ограничить конкуренцию.

Для целей квалификации действий субъектов в качестве соглашения либо согласованных действий по статье 16 Закона о защите конкуренции необходимо установить одновременно наличие следующих обстоятельств:

- наличие соглашения либо согласованных действий двух или более (их) участников, в частности (между): органами власти (всех уровней, в том числе органами местного самоуправления); органами и организациями, осуществляющими функции органов власти; внебюджетными фондами; Центральным банком Российской Федерации и всеми перечисленными органами, организациями и внебюджетными фондами; либо всеми перечисленными субъектами между собой; всеми перечисленными субъектами и хозяйствующим(-и) субъектам(-и);

- имеют ли место реальные либо возможные негативные последствия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции;

- имеется ли причинно-следственная связь между заключением соглашения либо осуществлением согласованных действий и наступлением (либо возможностью наступления) отрицательных последствий для конкуренции.

При отсутствии одного из элементов состава, соглашение (согласованные действия) субъектов нельзя квалифицировать как нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Исследовав материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что в указанных выше и рассматриваемых в рамках настоящего дела действиях Администрации, МУ ТТП, МУП «Автоколонна 1308» и ООО «ИПС» отсутствуют квалифицирующие признаки предусмотренного статьей 16 Закона о защите конкуренции соглашения; оснований считать описанные действия целенаправленным достижением антиконкурентного соглашения или отвечающих критериям согласованности в целях причинения ущерба конкурентным отношениям на соответствующем товарном рынке не имеется.

Комиссией не установлено наличие у ответчиков согласованных действий, которые привели либо могли привести к нарушению охраняемого законом баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном и том же рынке в соответствующих географических границах.

Так, действующим законодательством не установлена обязанность органов исполнительной власти, органов местного самоуправления осуществлять отбор исполнителей по оказанию услуг по разработке и внедрению автоматизированной системы учета и оплаты проезда, в том числе, на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; путем проведения торгов; в отличие, к примеру, от случаев, когда обязательность проведения торгов установлена, в частности, законодательством о контрактной системе для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством о банкротстве, земельным законодательством, иным законодательством.

Также Комиссия считает заслуживающими внимание доводы Администрации о необходимости соблюдения подведомственными ему предприятиями законодательства, предусматривающего обязательность применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации.

В этой связи принятие решения о проведении конкурса и предусмотрение в отношении МУ ТТП и МУП «Автоколонна - 1308» до проведения конкурса возможности заключения предприятиями прямых договоров – с единственным исполнителем, на оказание требуемой услуги, не может рассматриваться как нарушение антимонопольного законодательства.

При этом отсутствуют основания для вывода о том, что условия проведения конкурса создавали преимущества какому-либо из участников конкурса; при этом признание конкурса несостоявшимся в рассматриваемом случае явилось не следствием установления организатором торгов каких-либо специфичных или неизмеряемых требований к составу и  содержанию подаваемых  на участие в конкурсе  заявок, заинтересованное лицо – ООО «Авега» не было допущено к участию в конкурсе в связи с недостатками такой заявки – предоставлением не всех документов, обязательность предоставления которых было установлено в конкурсной документации.

Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела Заявитель не представил доказательства в отношении того, что критерии конкурсного отбора на внедрение АСОУП, установленные постановлением №275-адм, создавали преимущества отдельному хозяйствующему субъекту, в данном случае - ООО «ИПС», препятствовали Заявителю принять участие в таком конкурсе.

Также Комиссия при принятии решения, в том числе и в части заявления заинтересованного лица – ООО «Авега», учитывает следующее.

Так, согласно пункту 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами или заказчиками процедур определения поставщика деятельности их участников, создание участнику (участникам) преимущественных условий участия, нарушение порядка определения победителя, участие организаторов и (или) заказчиков, их работников в процедурах определения поставщика.

По смыслу взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, частей 1 и 4 статьи 17, части 5 статьи 18 Закона о защите конкуренции антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования, например конкурентных процедур определения поставщика в соответствии со статьей 24 Закона о контрактной системе.

Равным образом, исходя из требований части 5 статьи 17 Закона, частей 2 - 3.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в их взаимосвязи правила статьи 17 Закона применяются к конкурентным закупкам товаров, работ, услуг, осуществляемым в соответствии с Законом о закупках. Действия хозяйствующих субъектов при осуществлении закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика согласно положению о закупке, принятому в соответствии с Законом о закупках, не могут быть рассмотрены на предмет нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Иные торги, проведенные с нарушением положений, установленных законом, к сфере антимонопольного контроля по правилам статьи 17 Закона о защите конкуренции не относятся, что не исключает предъявление заинтересованными лицами исков о признании таких торгов и сделок, заключенных по их результатам, недействительными и о применении последствий недействительности (например, на основании пункта 1 статьи 449 ГК РФ,  статей 61.8, 139 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Применительно к рассматриваемому случаю, Верховный Суд Российской Федерации фактически указал, что ни действия Администрации по организации и проведению рассматриваемого конкурса, ни действия подведомственных ему предприятий, в том числе, и в части заключения договоров с единственным исполнителем, в рамках и в порядке, установленном соответствующим Положением о закупке, не могут являться предметом антимонопольного контроля.

При таких обстоятельствах, отсутствуют какие-либо основания и для вывода о том, что в действиях ООО «ИПС» содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Следовательно, рассматриваемые действия не образуют нарушение статьи 17 Закона о защите конкуренции – о нарушении требований данной нормы указывало ООО «Авега».

Согласно части 7 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции в случае, если представленные лицами, участвующими в деле, пояснения, доказательства и доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) нарушения антимонопольного законодательства, комиссия на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

С учетом вышеизложенного рассматриваемое дело на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции подлежит прекращению.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № 067/01/16-307/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации г. Смоленска, Муниципального унитарного предприятия «Автоколонна - 1308», Муниципального унитарного трамвайно - троллейбусного предприятия г. Смоленска и ООО «Инновационные платежные системы» в связи с отсутствием в их действиях нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

Председатель Комиссии

<………..>

 

Члены Комиссии                                                                                               <………..>

<………..><………..>                                                                                           

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны