Решение б/н Решение по жалобе ООО "Дом Эталон" от 5 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 067/10/18.1-495/2023

по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном

статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ

 «О защите конкуренции»

 

05 сентября 2023 года                                                                                                    г. Смоленск

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия), в составе:

<…>

<…>

<…>

при личном участии представителей:

- организатора конкурса: <…> (паспорт, доверенность),

- участника конкурса ООО «Г»  - <…>

 (паспорт, доверенность),

при участии в дистанционном режиме представителя заявителя ООО «Д» - <…>  (паспорт, доверенность),

в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров по правилам, предусмотренным статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», полномочий по контролю за проведением торгов и порядком заключения договоров, рассмотрев жалобу ООО «Д» (далее также Заявитель, Общество)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Смоленское УФАС России 21.08.2023 из ФАС России поступила жалоба ООО «Д» на действия конкурсной комиссии организатора конкурса – <…> при проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Смоленск, <…>; г. Смоленск, <…> (лот № 2) (извещение № <…> опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru).

По мнению заявителя конкурсной комиссией допущены следующие нарушения:

1) протоколы вскрытия конвертов, рассмотрения заявок на участие в конкурсе, проведения конкурса несвоевременно размещены на официальном сайте;

2) к участию в конкурсе неправомерно допущен участник - ООО «Г» , поскольку им в составе заявки не представлены: бухгалтерский баланс; документ, подтверждающий отсутствие у данного претендента задолженности перед ресурсоснабжающими организациями; оригинал выписки из ЕГРЮЛ на бумажном носителе (представлена копия электронной выписки из ЕГРЮЛ, сформированная с использованием сервиса «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа»); участником подана одна заявка по двум лотам – по лоту № 1 и лоту № 2.

Уведомлением от 22.08.2023 рассмотрение указанной жалобы было назначено на 28.08.2023.

К участию в рассмотрению данной жалобы привлечен участник конкурса - ООО «Г».

28.08.2023 в ходе рассмотрения жалобы по существу Комиссией Смоленского УФАС России на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срок принятия решения по жалобе заявителя был продлен до 05.09.2023 в связи с необходимостью получения Комиссией дополнительной информации.

Организатор конкурса представил письменные возражения по существу жалобы, с доводами заявителя не согласился.

 

В ходе рассмотрения жалобы заявителя по существу Комиссией установлено следующее.

05.07.2023 организатором конкурса на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://torgi.gov.ru размещено извещение № <…> о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам:

- г. Смоленск, <…>; г. Смоленск, <…>; г. Смоленск, <…>; г. Смоленск, <…> (лот № 1);

- г. Смоленск, <…>; г. Смоленск, <…> (лот № 2).

Согласно сведениям, опубликованным на официальном сайте, 17.07.2023 организатором конкурса в извещение были внесены изменения.

Данный конкурс проводился в соответствии с Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 (далее – Правила).

Согласно извещению № <…>по лоту № 2:

размер платы за содержание и ремонт жилого помещения:

- г. Смоленск <…> – 16,26 руб. за 1 кв.м;

- г. Смоленск, <…> – 16,26 руб. за 1 кв.м;

дата и время начала подачи заявок: 05.07.2023, 17:00 (МСК);

дата и время окончания подачи заявок: 04.08.2023, 09:00 (МСК);

дата и время вскрытия конвертов: 07.08.2023 11:00 (МСК);

дата рассмотрения заявок: 08.08.2023 11:00 (МСК);

дата проведения конкурса и подведения итогов: 08.08.2023 12:00 (МСК).

Согласно Протоколу № 1 от 07.08.2023 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе заявки поданы следующими претендентами: ООО «Г», ООО «Д», ООО «ГУ».

В соответствии с Протоколом № 2 от 08.08.2023 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе конкурсной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе претенденту ООО «ГУ» поскольку в составе заявки представлена копия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданная Государственной жилищной инспекцией Московской области.

Другие претенденты (ООО «Г» и ООО «Д») допущены к участию в конкурсе.

Согласно Протоколу № 3 от 08.08.2023 конкурс по лоту № 2 признан несостоявшимся, поскольку предложенный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме снижен более, чем на 10 процентов.

 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе, на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно пункту 2 Правил в целях данных Правил используемые понятия означают следующее:

- конкурс - форма торгов, победителем которых признается участник конкурса, предложивший выполнить указанный в конкурсной документации перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, на право управления которым проводится конкурс, за наименьший размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в течение установленного срока;

- предмет конкурса - право заключения договоров управления многоквартирным домом в отношении объекта конкурса.

В соответствии с пунктом 52 Правил для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе по установленной Правилами форме.

Пунктом 15 Правил определено, что при проведении конкурса устанавливаются следующие требования к претендентам:

1) соответствие претендентов установленным федеральными законами требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом;

2) в отношении претендента не проводится процедура банкротства либо в отношении претендента - юридического лица не проводится процедура ликвидации;

3) деятельность претендента не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

4) отсутствие у претендента задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний завершенный отчетный период в размере свыше 25 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Претендент считается соответствующим установленному требованию, если он обжаловал наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе не вступило в силу;

5) отсутствие у претендента кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. При этом под кредиторской задолженностью в целях применения настоящего подпункта понимается совокупность обязательств претендента (краткосрочных и долгосрочных), предполагающих существующие в текущее время (неисполненные) ее обязательства в пользу другого лица (кредитора), включая обязательства по кредитам и займам, которые приводят к уменьшению балансовой стоимости активов претендента;

6) внесение претендентом на счет, указанный в конкурсной документации, средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе. При этом претендент считается соответствующим данному требованию, если непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе средства поступили на счет, указанный в конкурсной документации;

7) отсутствие у претендента задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за 2 и более расчетных периода, подтвержденное актами сверки либо решением суда, вступившим в законную силу;

8) отсутствие у претендента задолженности по уплате административных штрафов за совершение правонарушений в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно подпункту 1 пункта 53 Правил заявка на участие в конкурсе включает в себя:

1) сведения и документы о претенденте:

наименование, организационно-правовую форму, место нахождения, почтовый адрес - для юридического лица; фамилию, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, место жительства - для индивидуального предпринимателя; номер телефона; выписку из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица; выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя; документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя, подавшего заявку на участие в конкурсе; реквизиты банковского счета для возврата средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе;

2) документы, подтверждающие соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе, или заверенные в установленном порядке копии таких документов:

документы, подтверждающие внесение средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе; копию документов, подтверждающих соответствие претендента требованию, установленному подпунктом 1 пункта 15 Правил, если федеральными законами установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом; копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период;

3) реквизиты банковского счета для внесения собственниками помещений в многоквартирном доме, лицами, принявшими помещения, и нанимателями жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги;

Согласно пункту 54 Правил требовать от претендента представления документов, не предусмотренных пунктом 53 Правил, не допускается.

В силу пункта 55 Правил заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе в письменной форме. Одно лицо вправе подать в отношении одного лота только одну заявку.

В соответствии с пунктом 17 Правил проверка соответствия претендентов требованиям, указанным в подпунктах 2 - 8 пункта 15 Правил, осуществляется конкурсной комиссией. При этом конкурсная комиссия не вправе возлагать на претендента обязанность подтверждать соответствие данным требованиям.

В силу пункта 18 Правил основаниями для отказа допуска к участию в конкурсе являются:

1) непредставление определенных пунктом 53 Правил документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений;

2) несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 Правил;

3) несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52 - 53 Правил.

На основании пункта 65 Правил протокол вскрытия конвертов ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия всех конвертов. Протокол размещается на официальном сайте организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией в день его подписания.

В соответствии с пунктом 70 Правил на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия принимает решение о признании претендента участником конкурса или об отказе в допуске претендента к участию в конкурсе по основаниям, предусмотренным пунктом 18 Правил. Конкурсная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе по форме согласно приложению № 7, который подписывается присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе. Текст указанного протокола в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе размещается на официальном сайте организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией.

В силу пункта 82 Правил конкурсная комиссия ведет протокол конкурса по форме согласно приложению № 8, который подписывается в день проведения конкурса. Указанный протокол составляется в трех экземплярах, один экземпляр остается у организатора конкурса.

Согласно пункту 84 Правил текст протокола конкурса размещается на официальном сайте организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией в течение одного рабочего дня с даты его утверждения.

 

Как указано выше, в ходе проведения рассматриваемого конкурса организатором торгов были сформированы следующие протоколы: Протокол № 1 от 07.08.2023 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, Протокол № 2 от 08.08.2023 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе и Протокол № 3 от 08.08.2023 конкурса по отбору управляющей организации.

Комиссией Управления установлено, что согласно сведениям, опубликованным на сайте www.torgi.gov.ru, данные протоколы были размещены организатором конкурса на официальном сайте 24.08.2023.

Изложенное свидетельствует о нарушении конкурсной комиссией организатора торгов требований пунктов 65, 70 и 84 Правил.

Жалоба заявителя в данной части является обоснованной.

 

В соответствии с подпунктом 2 пункта 53 Правил заявка на участие в конкурсе включает в себя, в том числе, копию утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период.

Из буквального содержания абзаца 4 подпункта 2 пункта 53 Правил следует, что установленное данным абзацем требование является безальтернативным, что в составе конкурсной заявки претендент обязан представить именно утвержденный бухгалтерский баланс за последний отчетный период, а не какой-либо иной документ в подтверждение финансовой состоятельности отчитывающегося лица. Отсутствие указанного документа в приложении к заявке согласно подпункту 1 пункта 18, пункту 70 Правил является основанием для отказа в допуске претендента к участию в конкурсе.

Условие о предоставлении копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период обусловлено необходимостью соблюдения подпункта 5 пункта 15 Правил, предусматривающего в качестве одного из требований к претендентам при проведении конкурса отсутствие кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Отсутствие у лица утвержденного бухгалтерского баланса не может быть восполнено за счет представления иных документов, составленных в произвольной форме по усмотрению участника конкурса (бухгалтерских справок, регистров учета и т.п.), поскольку такая возможность не предусмотрена законодательством. Бухгалтерский баланс как одна из форм бухгалтерской отчетности составляется на основании положений по ведению бухгалтерского учета с соблюдением установленных правил оценки соответствующих статей бухгалтерской отчетности. При этом достоверность сведений о размере кредиторской задолженности обеспечивается не только правильным указанием в балансе соответствующих данных о размере задолженности, но и взаимной согласованностью различных показателей баланса между собой, в результате чего должно обеспечиваться равенство итогов актива и пассива баланса.

По смыслу взаимосвязанных положений статьи 3, части 4 статьи 13, части 1 и 4 статьи 15 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первым отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с даты регистрации экономического субъекта по отчетную дату периода, за который составляется данная отчетность, а Правила предусматривают необходимость предоставления копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период, не ограничивая данное требование периодом годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Указанная позиция была изложена Верховным Судом Российской Федерации в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.05.2022 № 304-ЭС21-28737 по делу № А81-341/2021.

Комиссией Смоленского УФАС России установлено, что в составе заявки претендента - ООО «Г» копия утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период отсутствует. К заявке была приложена справка, в соответствии с которой данное общество в 2022 году не осуществляло финансово-хозяйственную деятельность, в связи с чем бухгалтерская отчётность за 2022 года не предоставляется.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Г» зарегистрирована в качестве юридического лица 12.05.2023.

Комиссия считает, что ООО «Г» обладало реальной возможностью представить в составе заявки промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность с момента образования и постановки на учет по дату подачи заявки на участие в конкурсе. Однако данный документ в составе заявки представлен не был (приложенная справка не заменяет данный документ).

Следовательно, заявка данного участника по указанному основанию подлежала отклонению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об «электронной подписи» (далее - Закон об электронной подписи) электронная подпись представляет собой информацию в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

На основании пункта 11.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под электронным документом понимается документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

Согласно пункту 92 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.01.2015 № 5н (далее - Административный регламент), возможно предоставление сведений из ЕГРЮЛ или ЕГРИП на бумажном носителе и в виде электронного документа. Если выписка предоставляется на бумажном носителе, то она должна быть подписана должностным лицом налогового органа и скреплена гербовой печатью налогового органа (пункты 70 - 77 Административного регламента), если же она в оформлена виде электронного документа, то должна содержать электронную подпись налогового органа (пункты 103 - 109 Административного регламента).

Таким образом, выписки из ЕГРЮЛ в электронной форме, подписанные электронной подписью налогового органа, равнозначны выпискам из ЕГРЮЛ на бумажном носителе с печатью и подписью должностного лица налогового органа. Вместе с тем выписка из ЕГРЮЛ в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью налогового органа, может быть представлена в составе заявки на участие в открытом конкурсе в случае представления такой заявки также в электронной форме.

Таким образом, выписка из ЕГРЮЛ в электронной форме равнозначна выписке на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью, если она подписана квалифицированной электронной подписью налогового органа.

Важнейшим признаком, придающим юридическую силу электронному документу, является электронная подпись, без которой информация не может признаваться электронным документом равнозначным документу на бумажном носителе.

При подаче заявки в письменной форме в составе заявки должна представляться выписка (прим. не копия такой выписки), оформленная в соответствии с пунктами 70 - 77 Административного регламента.

То обстоятельство, что оформленные указанными способами выписки признаются равнозначными в силу Закона об электронной подписи, не свидетельствует об их безусловной взаимозаменяемости при подаче заявок на участие в торгах, порядок проведения которых урегулирован нормативными правовыми актами.

Комиссией установлено, что в составе документов, прилагаемых к заявке претендента - ООО «Г» на участие в конкурсе, приложена распечатка выписки из ЕГРЮЛ от 06.07.2023 №ЮЭ9965-23-94400536, содержащая сведения в отношении данного претендента, сформированная посредством функционала сайта ФНС России с отметкой «Документ подписан усиленной квалифицированной электронной подписью». Оригинал такой выписки или нотариально заверенная её копия представлена не была.

Таким образом, заявка данного претендента не содержит документ, обязательный для представления в составе заявки на участие в конкурсе и по данному основанию конкурсная комиссия также должна была отклонить данного претендента от участия в конкурсе.

Конкурсная комиссия, допустив ООО «Г» к участию в конкурсе, тем самым нарушила требования пункта 18 Положения.

В данной части жалоба заявителя является обоснованной.

Ввиду того, что положениями Правил запрещается возлагать на претендента обязанность подтверждать его соответствие требованиям, указанным в подпунктах 2 - 8 пункта 15 Правил (включая отсутствие у претендента задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам …, задолженности перед ресурсоснабжающей организацией …), отсутствие в составе заявок претендентов соответствующих документов не противоречит Правилам.

При таких обстоятельствах, довод заявителя о том, что ООО «Г» должно было быть отказано в допуске к участию в конкурсе связи с непредставлением таких сведений, является необоснованным.

Как было указано выше, пунктом 55 Правил установлено, что заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе в письменной форме. Одно лицо вправе подать в отношении одного лота только одну заявку.

Установлено, что претендент - ООО «Г» на участие в конкурсе подал одну (единую) заявку на два лота (лот №1 и лот №2), с одним комплектом документов и сведений, что противоречит требованиям пункта 55 Правил.

Таким образом, жалоба заявителя в данной части является обоснованной.

Поскольку допущенные конкурсной комиссией организатора торгов нарушения повлияли на результаты конкурса, договор заключен не был, новая конкурсная процедура организатором торгов не объявлена, у Комиссии Управления имеются правовые основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Д» на действия конкурсной комиссии организатора торгов - <…> при проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Смоленск, <…>; г. Смоленск, <…> (лот № 2) (извещение № <…> опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru) обоснованной в части.

2. Признать в действиях конкурсной комиссии организатора торгов <…> нарушения пунктов 18, 55, 65, 70, 84 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75.

3. Выдать конкурсной комиссии, организатору торгов предписание об устранении допущенных нарушений.

4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны