Постановление №5079/04 дело по статье 9.21 КоАП РФ от 29 августа 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «Россети Центр»

Малая Ордынка ул., д.15,

Москва, 119017

Филиал ПАО «Россети Центр» -

«Смоленскэнерго»

Тенишевой ул., д. 33, Смоленск, 214019

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу № 067/04/9.21-336/2022

о назначении административного наказания

Резолютивная часть постановления оглашена 26 августа 2022 г. г. Смоленск

Мотивированное постановление изготовлено 29 августа 2022 г.

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области Фомин В.М., рассмотрев протокол № 067/04/9.21-336/2022 об административном правонарушении от 12.08.2022, составленный в отношении Публичного акционерного общества «Россети Центр» (119017, г. Москва, ул. Ордынка М., д.15; ОГРН 1046900099498, ИНН/КПП 6901067107/770501001, дата государственной регистрации 17.12.2004, далее – ПАО «Россети Центр», Общество) по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и приложенные к нему материалы дела об административном правонарушении № 067/04/9.21-336/2022,

в присутствии защитника ПАО «Россети Центр» Агельярова А.В. – начальника отдела претензионно-исковой работы Управления правового обеспечения филиала ПАО «Россети Центр» - «Смоленскэнерго» (паспорт, доверенность),

У с т а н о в и л:

 

Настоящее дело об административном правонарушении возбуждено протоколом № 067/04/9.21-336/2022, составленным 12.08.2022 главным специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области Шкредовой Е.А., согласно которому ПАО «Россети Центр» инкриминируется административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, то есть, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи (прим.: нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям), влекущее наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно протоколу об административном правонарушении, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее – Смоленское УФАС России) поступило заявление физического лица (далее – Заявитель) о нарушении ПАО «Россети Центр» установленного Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), порядка подключения (технологического присоединения) энергопринимающего устройства, расположенного по адресу: Смоленская обл., Починковский район, с/п Васьковское, западная часть кадастрового квартала 67:14:0040104, восточнее деревни Семиново 200 метров.

Из заявления следует, что 17.05.2022 Заявитель посредством портала электросетевых услуг (Портал - ТП.РФ) обратился в ПАО «Россети Центр» с заявкой (№ заявки 17229521) на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по вышеуказанному адресу, максимальной мощностью 15 кВт при напряжении 0,4 кВ, категория надёжности – III (по одному источнику электроснабжения).

ПАО «Россети Цент» письмом от 18.05.2022 № МР1-СМ/Р23-33/187 сообщило Заявителю о необходимости предоставления перечня и мощности энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики.

20.05.2022 заявка в личном кабинете на Портале – ТП.РФ была возобновлена по итогам предоставления недостающих сведений.

Вместе с тем, Общество письмом от 23.05.2022 № МР1-СМ/Р23-33/192 вновь указало на недостающие сведения, а именно: 1) наименование энергопринимающих устройств в заявке не соответствует виду разрешенного использования, указанному в свидетельстве о государственной регистрации права; 2) в заявке указать характер нагрузки в соответствии с Приказом Министерства энергетики РФ от 06.05.2014 № 250.

Заявителем такие данные представлены не были, вследствие чего данная заявка была аннулирована 17.06.2022.

ПАО «Россети Центр» письмом от 30.06.2022 № МР1-СМ/31-1/3613 в адрес Управления представил аналогичную информацию.

В соответствии со статьёй 3, частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ПАО «Россети Центр» является субъектом естественной монополии, оказывающим услуги по передаче электрической энергии по принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно пункту 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им указанных Правил наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Согласно пункту 8 Правил для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил.

В соответствии с пунктом 10 (г) Правил к заявке на технологическое присоединение должна быть приложена копия документа, подтверждающая право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) энергопринимающие устройства заявителя.

Согласно пункту 11 Правил сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами.

Раздел X Правил предусматривает особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил, в случае если Договор между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил, заключается с использованием личного кабинета заявителя.

Так, в соответствии с пунктом 105 Правил в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или едином портале (в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием единого портала) в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

- условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с Правилами для соответствующей категории заявителей;

- счет, предусмотренный пунктом 103 Правил;

- технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию).

Заявитель относится к потребителям, указанным в пункте 14 Правил: заявитель - физическое лицо, технологическое присоединения энергопринимающего устройства которого, максимальной мощностью до 15 кВт включительно, будет использоваться для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

Как указано выше, Заявитель для целей технологического присоединения своего земельного участка для бытовых нужд (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения) направила в адрес ПАО «Россети Центр» заявку, приложив все необходимые, предусмотренные пунктом 10 Правил, документы.

Требование Обществом от Заявителя указания характера нагрузки в соответствии с Приказом Министерства энергетики РФ от 06.05.2014 № 250 излишне, так как Заявитель подал заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, которые будут использоваться не в промышленных целях для сельхозназначения, а для бытовых нужд, как физическое лицо, и указал все необходимые параметры, необходимые для рассмотрения данной заявки.

При этом Правила не содержат указание на наличие ограничений права заявителя на присоединение принадлежащих ему энергопринимающих устройств в зависимости от целевого назначения земельного участка, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя.

Таким образом, данная заявка должна была быть рассмотрена в течение 10 рабочих дней с даты возобновления рассмотрения заявки, то есть, с 20.05.2022 по 03.06.2022 (включительно). По итогам рассмотрения заявки в личном кабинете Заявителя сетевой организацией должны быть размещены условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с Правилами для соответствующей категории заявителей; счет, предусмотренный пунктом 103 Правил; технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика.

Учитывая изложенное, при рассмотрении данной заявки ПАО «Россети Центр» были нарушены пункты 3 и 105 Правил.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Услуга по передаче электрической энергии в границах Починковского района Смоленской области предоставляется ПАО «Россети Центр» посредством владения им, как сетевой организацией, объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям.

ПАО «Россети Центр», предоставляя услуги по передаче электрической энергии, является, согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии.

ПАО «Россети Центр» состоит в Реестре естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в разделе 1 «Услуги по передаче электрической энергии и (или) тепловой энергии» с регистрационным номером № 77.1.25 (включено приказом ФСТ России от 31.03.2008 № 86-э).

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Постановлением Смоленского УФАС России от 26.08.2021 по делу № 067/04/9.21-299/2021 ПАО «Россети Центр» было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Обществу было назначено административно наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб. Указанное постановление вступило в законную силу 24.02.2022 (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2022 по делу № А62-7897/2021). Административный штраф был оплачен ПАО «Россети Центр» 20.04.2022.

Указанное свидетельствует, что ПАО «Россети Центр» ранее уже совершало административное правонарушение, связанное с нарушением установленного правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ.

На основании изложенного, ПАО «Россети Центр» инкриминируется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

При составлении протокола об административном правонарушении от 12.08.2022 № 067/04/9.21-336/2022, представитель ПАО «Россети Центр», начальник отдела претензионно-исковой работы Управления правового обеспечения филиала ПАО «Россети Центр» - «Смоленскэнерго» Агельяров А.В., указал, что с протоколом не согласен, так как дело возбуждено без проведения контрольно-надзорного мероприятия и подлежит прекращению.

Довод Общества о том, что в связи с ограничениями, предусмотренными Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление № 336) у Смоленского УФАС России отсутствовали правовые основания для возбуждения дела № 067/04/9.21-336/2022 об административном правонарушении является несостоятельным ввиду следующего.

Согласно статье 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

КоАП РФ основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах, нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

Статьей 23.48 КоАП РФ установлено, что к полномочиям Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов относится контроль за действиями хозяйствующих субъектов, являющихся субъектами естественных монополий и связанных с нарушением правил подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, с последующим принятием решения о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии, в частности, хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения (пункт 1); отсутствие состава административного правонарушения (пункт 2); признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность (пункт 5); истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (пункт 6); иные предусмотренные КоАП РФ обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности (пункт 9).

Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (пункт 1); сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 КоАП РФ) (пункт 3).

Согласно части 3 статьи 28.1 КоАП РФ (прим.: в редакции КоАП РФ, действующей с 25.07.2022, то есть, вступившей в силу до даты возбуждения настоящего дела) дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 11 и 1.3 статьи 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ.

Согласно части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ (прим.: в редакции КоАП РФ, действующей с 25.07.2022, то есть, вступившей в силу до даты возбуждения настоящего дела, часть 3.1 введена ФЗ от 14.07.2022 № 290-ФЗ) дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 – 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 – 3.4 статьи 28.1 и статьей 28.6 КоАП РФ.

Согласно части 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ (прим.: в редакции КоАП РФ, действующей с 25.07.2022, то есть, вступившей в силу до даты возбуждения настоящего дела, часть 3.3 введена ФЗ от 14.07.2022 № 290-ФЗ) дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Согласно части 5 статьи 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Таким образом, в случае поступления в административный орган заявления о совершении административного правонарушения уполномоченное должностное лицо обязано принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении либо об отказе в возбуждении дела.

Как указано выше, основания для отказа в возбуждении дела установлены КоАП РФ, при этом в случае, если должностное лицо административного органа установило факт совершения административного правонарушения, такое должностное лицо обязано возбудить дело об административном правонарушении.

Иное законы Российской Федерации не содержат.

Постановлением № 336 предусмотрены существенные ограничения в 2022 г. на проведение плановых и внеплановых проверок и иных контрольных мероприятий при осуществлении видов государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В то же время, введение указанными актами ограничений государственного и муниципального контроля в 2022 г. не имеет правового значения для обстоятельств настоящего дела; в отношении Общества не проводились контрольные (надзорные) мероприятия, проверки и оформления актов по результатам таких мероприятия со взаимодействием с контролируемым лицом, регулируемые вышеуказанными Законами.

При этом в настоящее время КоАП РФ (часть 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ) прямо оговаривают исключение о том, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

По результатам рассмотрения заявления физического лица должностным лицом Смоленского УФАС России были обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, в связи с чем 12.08.2022 в отношении ПАО «Россети Центр» составлен протокол № 067/04/9.21-332/2022 об административном правонарушении.

26.08.2022 присутствующий при рассмотрении дела представитель ПАО «Россети Центр» Агельяров А.В. поддержал доводы, изложенные в протоколе.

Рассмотрев материалы настоящего дела об административном правонарушении, прихожу к выводу о том, что в действиях ПАО «Россети Центр» содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер; технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным; технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти; такой порядок, в том числе, процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения) и ее особенности в случаях присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам; правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора; ответственность сетевых организаций за несоблюдение сроков осуществления технологического присоединения.

Как указано выше, при рассмотрении заявки № 17229521, Общество требовало от Заявителя предоставление дополнительных документов, сверх тех, которые уже были предоставлены и являлись достаточными для рассмотрения настоящей заявки. При этом требование дополнительных документов запрещено пунктом 11 Правил. В свою очередь, такое требование привело к нарушению предусмотренных пунктом 105 Правил сроков рассмотрения заявки с последующим её аннулированием.

Таким образом, нерассмотрение заявки Заявителя, по причине непредставления им запрошенных Обществом, не относящихся к случаю Заявителя, документов, является нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения), установленного Правилами.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

В соответствии с частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ, рассматривают Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы.

В действиях ПАО «Россети Центр» административным органом установлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Время совершения административного правонарушения – 04.06.2022.

Место совершения административного правонарушения: Смоленская область.

Факт совершения административного правонарушения и виновность юридического лица – ПАО «Россети Центр» в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом № 067/04/9.21-336/2022 об административном правонарушении от 12.08.2022, а также материалами дела об административном правонарушении № 067/04/9.21-336/2022.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административных правонарушениях является всестороннее, полное и объективное выяснению обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно части 1 статьи 2.10 КоАП РФ юридические лица несут административную ответственность за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП РФ.

При рассмотрении дела учитываются положения пункта 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, при этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Административное правонарушение со стороны ПАО «Россети Центр» совершено виновно, так как в силу требований Закона об электроэнергетике и Правил оно обязано было обеспечить рассмотрение заявки в установленный срок, однако, не предприняло исчерпывающих мер и нарушило этот срок.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, с учетом характера, степени общественной опасности, наличия или угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.

Нарушение ПАО «Россети Центр» установленного порядка технологического присоединения (в части сроков рассмотрения заявки), как следует из заявления, ущемляет интересы заявителя. Вышеуказанное рассматривается как обстоятельство, свидетельствующее об общественной опасности действий ПАО «Россети Центр» и о пренебрежительном отношении юридического лица к требованиям законодательства об электроэнергетике. Учитывая положения пункта 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5, согласно которому квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния, отсутствуют основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ.

Согласно пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Применение такого правового института, как малозначительность, не должно порождать правовой нигилизм, ощущение безнаказанности, приводить к утрате эффективности общей и частной превенции административных правонарушений, нарушению прав и свобод граждан, защищаемых действующим законодательством (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.04.2019 № 307-АД18-24091).

Административный орган при решении вопроса о признании действий малозначительными также учитывает, что данная заявка была аннулирована Обществом, по причине непредставления Заявителем запрошенных Обществом сведений. Такие сведения не могли быть предоставлены Заявителем, так как Заявка была подана для технологического подключения энергопринимающих устройств, использование которых предусмотрено для бытовых, а не для сельскохозяйственных или промышленных нужд.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что совершенное ПАО «Россети Центр» административное правонарушение не может быть признано малозначительным.

При принятии решения о назначении наказания учитывается следующее.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, содержать публично-правовую ответственность лишь за виновное деяние и дифференциацию санкции в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении санкции (постановление от 11.03.1998, постановление от 12.05.1998, постановление от 15.07.1999).

ПАО «Россети Центр» ранее уже привлекалось Смоленским УФАС России к административной ответственностью по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ за несоблюдение порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям; в рассматриваемом случае нарушение порядка подключение не устранено и на дату рассмотрения настоящего дела.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность (статья 4.2 КоАП РФ), не установлены.

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность Общества, признается предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельство – факт повторного (неоднократного) совершения однородного административного правонарушения.

Вместе с тем, считаю возможным применить административный штраф в размере минимального размера, установленного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ – 600 000 рублей.

Руководствуясь статьями 4.1, 9.21, 23.48, 29.9 и 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать юридическое лицо - Публичное акционерное общество «Россети Центр» (119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д.15; ОГРН 1046900099498, ИНН/КПП 6901067107/770501001, дата государственной регистрации 17.12.2004) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Наложить на Публичное акционерное общество «Россети Центр» (ОГРН 1046900099498, ИНН/КПП 6901067107/770501001) административный штраф в размере 600 000 (шестисот тысяч) рублей.

Сумму штрафа надлежит перечислить по следующим реквизитам: Получатель: УФК по Смоленской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области л/с 04631485530), ИНН 6730031796, КПП 673001001, р/сч 03100643000000016300, Банк получателя: Отделение Смоленск Банка России//УФК по Смоленской области г. Смоленск, БИК 016614901, кор/счет 40102810445370000055, КБК 16111601091010021140, код ОКТМО 66701000, УИН 16100500000001489056 (квитанция к постановлению приложена).

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.2, 13.-1 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

Документы, подтверждающие уплату штрафа необходимо направить по электронной почте to67@fas.gov.ru. В назначении платежа необходимо указывать номер оплачиваемого постановления о наложении штрафа. В случае невозможности идентификации платежа или при отсутствии сведений у ФАС России о своевременной оплате штрафа, ФАС России будет обязан передать постановление о наложении штрафа для принудительного исполнения в ФССП России.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суде либо вышестоящему должностному лицу ФАС России в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Порядок применения отсрочки или рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания установлен статьей 31.5 КоАП РФ.

Руководитель

Смоленского УФАС России

В.М. Фомин

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны