Заключение №39 статьей 48.1 Федерального закона Федерального закона от 26.0... от 13 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 39

 

13 мая 2019 года                                                                                             город Ставрополь

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Сапунов Д.Н. – заместитель руководителя Ставропольского УФАС России;

Члены Комиссии:

Гритчин И.Н. – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Колесникова Ж.В. – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России,

рассмотрев материалы дела № 39, возбужденного в отношении ООО «Терминал» (Юридический адрес: 140130, Московская обл, Раменский р-н, дп. Кратово, ул. Баумана, д.3А, Почтовый адрес: 140180, Московская обл, г. Жуковский, ул. Наб. Циолковского, 16, кв. 80, ИНН 5040129730, ОГРН 1155040004657) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», выраженных в нарушении порядка ценообразования в виде неутверждения тарифа на оказание услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, подлежащего обязательному государственному регулированию,

В присутствии на заседании: представителей ООО «Терминал» и АО «Международный аэропорт Ставрополь» им. А.В. Суворова, в отсутствии представителя заявителя ООО «АСТЭХ-Сервис», заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю из Ставропольской транспортной прокуратуры поступила жалоба ООО «Астэх-Сервис» (далее — заявитель) на действия АО «Международный аэропорт Ставрополь» (далее — аэропорт, МАС), выразившиеся в передаче полномочий по терминальной обработке грузов в пользу ООО «Терминал», а также необоснованному выставлению ООО «Терминал» счетов за оказанные услуги.

  По доводам обращения было проведено антимонопольное расследование, в результате которого установлено следующее.

  ООО «АСТЭХ-Сервис» осуществляет организацию отправки грузов по заявкам клиентов в рамках договорных отношений. Для этих целей ООО «АСТЭХ-Сервис» заключаются договоры на терминальное обслуживание грузов с региональными Аэропортами и Агентами, в том числе в аэропорту г. Ставрополя.

  Исходя из пояснений, представленных АО «Международный аэропорт Ставрополь», сам аэропорт не оказывает услуги по терминальной обработке грузов. Данную услугу оказывает ООО «Терминал» на основании договора аренды нежилого здания от 01.09.2017 г. №203-2017. В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора здание передано в аренду для организации деятельности, связанной с приемкой и оформлением груза и почты, складской обработкой, хранением и комплектацией на рейс.

  В соответствии с указанным договором аренды Приказом от 01.04.2018 № 5 генерального директора ООО «Терминал» была утверждена стандартная (типовая) форма договора на оказание услуг «грузовым терминалом грузоотправителю/грузополучателю и услуг транспортной экспедиции» с 7 приложениями. Приложением № 2 к договору утверждены тарифы на авиаперевозку грузов из аэропорта г. Ставрополь и терминальную обработку отправляемых/получаемых грузов.

  Между ООО «Терминал» и ООО «АСТЭХ-Сервис» был заключен договор на оказание услуг «грузовым терминалом грузоотправителю/грузополучателю и услуг транспортной экспедиции» на территории аэропорта Ставрополь № 03-01-18 от 01.01.2018 г.

  Пунктом 1.1 указанного договора предусмотрено, что Исполнитель (ООО «Терминал») обязуется по заявке Заказчика (ООО «АСТЭХ-Сервис») оказать следующие услуги:

по продаже перевозки грузов из аэропорта «Ставрополь» на основании заключенных договоров Перевозчиками или Уполномоченными агентам перевозчиков;

по обработке груза при его отправлении из аэропорта «Ставрополь», выдаче груза, агентскому обслуживанию, хранению (временному) и дополнительные услуги, а Заказчик обязуется оплатить эти услуги на условиях договора.

Приложением № 3 к договору утверждены тарифы на дополнительные услуги, к которым отнесены (пункт 7) хранение груза в холодильном отсеке на грузовом терминале с температурным режимом +1 - +8 (после прилета борта свыше трех часов) — 300 руб/место, а также (пункт 8) хранение груза на грузовом терминале (свыше трех суток после прибытия груза) — 150 руб/место.

  Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 N 293 (ред. от 29.06.2018) «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством. К ним отнесены:

  1. Погрузка и выгрузка грузов (за исключением услуг по погрузке и выгрузке нефти и нефтепродуктов, осуществляемых в едином технологическом процессе транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам).

  2. Хранение грузов.

  В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О естественных монополиях" услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к естественно монопольному виду деятельности. Принимая во внимание императивное указание закона "О естественных монополиях" о ценовом регулировании деятельности субъектов естественных монополий, на субъект естественной монополии накладывается обязанность вести хозяйственную деятельность по ценам (тарифам) определенным в результате государственного регулирования или по свободным ценам (тарифам) в случае отказа органа регулирования от регулирования тарифов.

  Исходя из представленной информации, тариф за услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах, взимаемый ООО «Терминал» в рамках заключенного договора с ООО «АСТЭХ-Сервис», к которому отнесены (пункт 7) хранение груза в холодильном отсеке на грузовом терминале с температурным режимом +1 - +8 (после прилета борта свыше трех часов) — 300 руб/место, а также (пункт 8) хранение груза на грузовом терминале (свыше трех суток после прибытия груза) — 150 руб/место, и применяемый на территории аэропорта «Ставрополь», не утвержден уполномоченным органом исполнительной власти и не зарегистрирован в установленном порядке.

  В соответствии со статьей 4 Закона РФ от 19.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах признаны сферой деятельности субъектов естественной монополии.

  В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

  нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

  На основании изложенного, в действиях ООО «Терминал» были установлены признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О защите конкуренции".

  На основании изложенного был издан приказ Ставропольского УФАС России от 14 декабря 2018 года № 2497 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Терминал» (Юридический адрес: 140130, Московская обл, Раменский р-н, дп. Кратово, ул. Баумана, д.3А, Почтовый адрес: 140180, Московская обл, г. Жуковский, ул. Наб. Циолковского, 16, кв. 80, ИНН 5040129730, ОГРН 1155040004657) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», выраженных в нарушении порядка ценообразования в виде неутверждения тарифа на оказание услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, подлежащего обязательному государственному регулированию.

В рамках рассматриваемого дела сторонами были представлены письменные пояснения по существу рассматриваемого дела, которые были приобщены к материалам дела № 39.

Заявитель (ООО «АСТЭХ-Сервис») в своем обращении указывает на наличие в действиях ответчика (ООО «Терминал») нарушений законодательства в части оказания услуг транспортного терминала, подлежащих государственному регулированию как естественно монопольной деятельности, и самостоятельно установленных тарифов, не прошедших утверждения в уполномоченном органе государственной власти.

Ответчиком (ООО «Терминал») также были представлены письменные пояснения, в которых он нарушение не признает, обосновывая свою позицию следующими доводами.

ООО «ТЕРМИНАЛ» арендует склад у АО «Международный аэропорт Ставрополь» для организации деятельности, связанной с приемкой и оформлением груза и почты, складской обработкой и комплектованием на рейс. Аналогичные договоры аренды могли заключить, помимо ООО «ТЕРМИНАЛ, с аэропортом и другие юридические лица. Если аэропорт не сдавал в аренду свои помещения другим арендаторам, то это не свидетельствует о том, что аналогичные услуги (по обработке и подготовке к перевозке груза) не оказывались другими компаниями, так как арендовать склад можно не только на территории аэропорта, но и за его пределами, при этом препятствий по доставке груза в аэропорт и передаче его перевозчику не возникает.

В период с 2017 года по 01.11.2018 ООО «ТЕРМИНАЛ» на арендуемой
территории в а/п Ставрополь;

- осуществляло   прием   грузов   (включая   почтовые   отправления)   от грузоотправителей;

- осуществляло обработку (сортировку) грузов;

- осуществляло подготовку грузов к отправке;

- осуществляло хранение груза (временное);

- не осуществляло отгрузку груза в воздушные суда;

- не  осуществляло  прием  груза из  воздушных  судов,  доставленных воздушным транспортом в аэропорт Ставрополь;

- осуществляло выдачу грузов грузополучателям.

ООО «ТЕРМИНАЛ» заключало договоры транспортной экспедиции исключительно с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которых за период с января 2017 по ноябрь 2018 (почти 2 года) было 42 шт.

Постановление Правительства №293 от 23.04.08 не подлежит применению в рассматриваемом случае потому, что оно утверждено «В целях государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах, определению основ ценообразования на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах...». Услуги, оказываемые ООО «ТЕРМИНАЛ» не относятся к услугам ни транспортного терминала, ни аэропорта.

Также, по мнению ответчика, для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц. По смыслу нормативных положений квалифицирующими признаками нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции выступают доминирующее положение хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке и злоупотребление таким положением, то есть совершение этим субъектом действий (бездействия), негативно влияющих (способных повлиять) на определенную конкурентную среду и (или) законные интересы других лиц.

Частью 1 статьи 4 Закона N 147-ФЗ определено, что настоящим Законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе, в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах. Вместе с тем, само по себе упоминание в статье 4 Закона N 147-ФЗ той или иной услуги, как относящейся к сферам деятельности субъектов естественных монополий, не исключает соблюдения требований Порядка и оценки состояния значимой рыночной среды на предмет наличия либо отсутствия конкуренции и (или) естественной монополии.

ООО «ТЕРМИНАЛ» не осуществляет деятельность, относящуюся к деятельности естественных монополий, и не занимает доминирующего положения на рынке.    Исходя из изложенного, по мнению ответчика, действия ООО «ТЕРМИНАЛ» не подпадают под пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07,2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В письменных пояснениях заинтересованное лицо (АО «Международный аэропорт Ставрополь» им. А.В. Суворова) указало на следующие обстоятельства. Перечень услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, цены (тарифы и сборы) на которые регулируются государством, определённый Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 г. №293 (ред. от 29.06.2018г.) включает в себя: погрузку и выгрузку грузов (за исключением услуг по погрузке и выгрузке нефти и нефтепродуктов), а также хранение грузов. Перечисленные услуги оказывает ООО «Терминал» на основании договоров с грузоотправителями и грузополучателями. Стоимость оказания услуг содержится в прейскуранте ООО «Терминал».

Аэропорт, исходя из экономической целесообразности и рационального распределения трудовых ресурсов, в рассматриваемом периоде заключил договор аренды с ООО «Терминал», который выполнял весь комплекс услуг: прием груза от грузоотправителя на территории аэропорта, взвешивание и обмер груза, проверка соответствия фактического состояния груза сведениям, указанным в заявке грузоотправителя, проверка груза на безопасность, оформление документации по приему-передаче груза, обеспечение финансовых расчетов с грузоотправителем за выполнение перевозки груза, оформление грузовой накладной, передача груза на хранение до его отправки, хранение груза, установление объема груза, подлежащего загрузке в конкретное воздушное судно, формирование партий груза для загрузки в конкретное воздушное судно, выгрузка грузов из прибывших ВС и их доставка на склад временного хранения, сортировка доставленных грузов, извещение получателей и выдача грузов получателям, хранение грузов до их вручения получателям.

 На момент заключения договора аренды у аэропорта не было договорных отношений с авиакомпаниями (агентских договоров) на доставку груза ВС, что не позволяло осуществлять вышеуказанные работы. У ООО «Терминал» такие договоры были. Данное обстоятельство также послужило причиной заключения договора аренды помещения склада.

Других организаций в период 2016-2018 г., занимающихся оказанием услуг, аналогичных тем, которые оказывались ООО «Терминал», на территории аэропорта не было.

Комиссия Ставропольского УФАС России, рассмотрев материалы дела и доводы сторон, отмечает следующие обстоятельства по рассматриваемому делу.

    1. Между АО «Международный аэропорт Ставрополь» им. А.В. Суворова и ООО «Терминал» первоначально был заключен доверительного управления недвижимым имуществом от 16.08.2016 № 130-2016.

В дальнейшем между указанными сторонами был заключен договор аренды нежилого здания от 01.09.2017 г. №203-2017, содержащий аналогичные договору доверительного управления недвижимым имуществом от 16.08.2016 № 130-2016, условия. В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора арендодатель (АО «Международный аэропорт Ставрополь» им. А.В. Суворова) передал в аренду арендатору (ООО «Терминал») ангар коммерческого склада, расположенный г. Ставрополь, территория Аэропорт, для организации деятельности, связанной с приемкой и оформлением груза и почты, складской обработкой, хранением и комплектацией на рейс.

В соответствии с пунктом 3.2.1 указанного договора арендатор обязан использовать имущество исключительно по прямому назначению, указанному в пункте 1.1.

Исходя из материалов настоящего дела, письменных и устных пояснений  АО «Международный аэропорт Ставрополь» им. А.В. Суворова, на территории аэропорта имеется только один ангар коммерческого склада, имеющий целевое назначение -  приемка и оформление груза и почты, складская обработка, хранением и комплектация на рейс, который был сдан в аренду ООО «Терминал». Материалами дела также подтверждается, что услуги, аналогичные услугам, оказываемым ООО «Терминал», на территории аэропорта Ставрополь никто не оказывал. В связи с чем конкурентная среда на рынке услуг транспортного терминала отсутствуют и ООО «Терминал» являлся единственным хозяйствующим субъектом, осуществлявшим указанный вид деятельности.

  В соответствии с указанным договором аренды Приказом от 01.04.2018 № 5 генерального директора ООО «Терминал» была утверждена стандартная (типовая) форма договора на оказание услуг «грузовым терминалом грузоотправителю/грузополучателю и услуг транспортной экспедиции» с 7 приложениями. Приложением № 2 к договору утверждены тарифы на авиаперевозку грузов из аэропорта г. Ставрополь и терминальную обработку отправляемых/получаемых грузов. В соответствии с условиями данного договора ООО «Терминал» является как исполнителем услуг, так и экспедитором — лицом, выполняющим и организующим выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг.

  Пунктом 1.1 указанного типового договора предусмотрено, что Исполнитель  обязуется по заявке Заказчика оказать следующие услуги:

по продаже перевозки грузов из аэропорта «Ставрополь» на основании заключенных договоров Перевозчиками или Уполномоченными агентам перевозчиков;

по обработке груза при его отправлении из аэропорта «Ставрополь», выдаче груза, агентскому обслуживанию, хранению (временному) и дополнительные услуги, а Заказчик обязуется оплатить эти услуги на условиях договора.

Пунктом 2.1.1.8 предусмотрена обязанность исполнителя оказывать услуги по терминальной обработке , агентскому обслуживанию, хранению в соответствии с действующим прейскурантом.

Приложением № 3 к договору утверждены тарифы на дополнительные услуги, к которым отнесены (пункт 7) хранение груза в холодильном отсеке на грузовом терминале с температурным режимом +1 - +8 (после прилета борта свыше трех часов) — 300 руб/место, а также (пункт 8) хранение груза на грузовом терминале (свыше трех суток после прибытия груза) — 150 руб/место.

ООО «Терминал» были представлены копии договоров на оказание услуг «грузовым терминалом грузоотправителю/грузополучателю и услуг транспортной экспедиции», заключенных с ООО «ЮТА», ГБУЗ СК «Ставропольская краевая клиническая больница», АО «Межрегиональный специализированный почтовый центр», ООО «Экспресс-Сервис-Курьер», ООО «Мира-М», ООО «Промышленное решение»,  ООО «Гросс», ФГУП «НПО «Микроген» Минздрав России, ООО «ПК ПромРешение».

Кроме того, в материалы дела были представлены копии квитанций на оказание услуг по обработке грузов с хранением по договорам с ООО «НТЦ» (квитанции 0012690 от 13.03.18, 0015902 от 12.07.18, 0017003 от 22.08.18, 0017150 от 28.08.18), с ФКП «Ставропольская биофабрика» (квитанция 0011592 от 19.02.18), с ООО «Фарм-Трейд» (квитанция 0014803 от 03.05.18), с ООО «Эспресс-Сервис-Курьер» (0014081 от 03.05.18, 0007004 от 17.08.17), с ООО «Новол Карго» (0010328 от 06.12.17, 0003822 от 10.05.17), с ООО «Эстетик» (0017128 от 27.08.18), ООО «Юнайтед Парсел Сервис» (0014079 от 03.05.18), с ООО «Автоспутник» (0014923 от 04.06.18), с ООО «Альтаир СМ» (0012665 от 12.03.18), с ООО «Компания Азанта» (0008064 от 19.09.17), ИП Поминов В.Н. (0008613 от 05.10.17). Данные обстоятельства свидетельствуют об оказании ответчиком услуг по хранению.

Также, в рамках целевого использования имущества, переданного ООО «Терминал» на основании договора аренды нежилого здания от 01.09.2017 г. №203-2017, ответчиком был получен Сертификат соответствия № AS RU.АФ01.М00020 (срок действия с 18.07.2017 по 18.07.2020) на оказание услуг по обслуживанию почты и груза, в том числе опасного, при внутренних и международных воздушных перевозках в аэропорту Ставрополь.

В соответствии с приложением к указанному Сертификату в обслуживание почты и груза, в том числе опасного, при внутренних и международных воздушных перевозках в аэропорту Ставрополь включены следующие услуги (работы):

  • прием груза и почты от грузоотправителей;
  • временное хранение груза, в том числе опасного следующих классов и категорий: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9, его комплектование для последующей воздушной перевозки;
  • оформление перевозочной документации на воздушную перевозку груза и почты;
  • доставку груза и почты к месту стоянки воздушного судна (ВС);
  • погрузку груза и почты, их швартовку на борту ВС;
  • выгрузку груза и почты из ВС, доставку груза и почты на территорию грузового комплекса;
  • раскомплектование груза по прилету, временное хранение груза, в том числе опасного следующих классов и категорий: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9;
  • выдачу груза и почты грузополучателям;
  • информационное обеспечение авиаперевозок груза и почты.

         Центром  по  сертификации  фирмы «Авиатранспроцесс», выдавшей сертификат, в период с 29 мая по 01 июня 2017 года была проведена проверка деятельности Общества с ограниченной ответственностью «ТЕРМИНАЛ» (далее - ООО «ТЕРМИНАЛ») на выполнение работ (услуг) в аэропорту Ставрополь: по обеспечению обслуживания почты и груза, в том числе опасного груза, при внутренних и международных воздушных перевозках, результату которой были зафиксированы в акте № 20.

         В соответствии с указанным актом аэропортовую деятельность ООО «ТЕРМИНАЛ» в аэропорту Ставрополь по  обслуживанию  почты  и  груза,  в  том  числе  опасного,  при  внутренних  и международных воздушных перевозках, выполняет Грузовой терминал (далее - ГТ). ГТ является обособленным  подразделением ООО  «ТЕРМИНАЛ».

         В пункте 2.1. указанного акта работа по обслуживанию грузоотправителей и обработки почты и груза, отправляемых при внутренних и международных воздушных перевозках (организация оформления груза; комплектация груза для воздушной перевозки; доставка груза к ВС) проводилась  согласно «Комплексной  технологии обработки  и  отправки  грузов и  почты на грузовом терминале  ООО «ТЕРМИНАЛ», утв. генеральным директором ООО «ТЕРМИНАЛ» 01 июня 2017.

         Также в акте отмечено, что для выполнения деятельности в аэропорту Ставрополь ООО «ТЕРМИНАЛ» располагает грузовым терминалом. Здание грузового терминала ООО «ТЕРМИНАЛ» является собственностью АО «Международный аэропорт Ставрополь» и находится  в доверительном управлении по договору  доверительного управления с АО «Международный аэропорт Ставрополь» от 16.08.2016 № 130-2016 Ангар 1 коммерческого  склада, общей площадью 545 кв.м., с оборудованием, необходимым для осуществления заявленной аэропортовой деятельности.3.2. Грузовой комплекс (общей площадью 545 кв.м.) включает:

    • зону досмотра и выдачи груза - 105 кв.м.,
    • площадку для упаковки груза - 4 кв.м,
    • зону стеллажного хранения груза - 358 кв.м.,
    • зону досмотра и выдачи грузов - 105 кв.м.;
    • помещение для хранения грузов с температурным режимом 10-20°С -15 кв.м.,
    • холодильная камера для хранения скоропортящегося груза-10,54 кв.м.,
    • помещение для хранения опасных грузов - 29 кв.м.,
    • служебные помещения, площадью 23 кв.м., с расположенными в них:
      • помещение отдела приема и учета груза - 12 кв.м.;
      • помещение САБ - 7 кв.м.;
      • санитарно - бытовое помещение - 4 кв.м.

         В пункте 4.1 акта № 20 указано, что для осуществления заявленной деятельности по выполнению работ (услуг) по обеспечению обслуживания почты и груза, в том числе опасного, при внутренних и международных воздушных перевозках, ООО  «ТЕРМИНАЛ» располагает необходимыми средствами механизации и автоматизации (в том числе компьютерами), имеется весоизмерительная техника, средства досмотра и контроля груза, средства складирования груза. Доставка почты и груза к (от) ВС осуществляется на автомобиле марки АПК-10 гаражный номер <...> , принадлежащий АО «Международный аэропорт Ставрополь». Данный автомобиль эксплуатируется ГТ ООО «ТЕРМИНАЛ» на правах аренды, по договору аренды от 01.03.2017 № 53-2017. Для осуществления заявленной  деятельности в ГТ ООО «ТЕРМИНАЛ» используется 1 тип наземной авиационной техники, а также багажные тележки в количестве 4-х единиц.

         В результате проведенной Центром  по  сертификации  фирмы «Авиатранспроцесс» инспекционной проверки установлено, что ООО «ТЕРМИНАЛ» располагает производственными помещениями, оборудованием, документацией и персоналом, необходимыми для выполнения работ (услуг) по обслуживанию  почты  и  груза,  в  том  числе  опасного,  при  внутренних  и международных  воздушных  перевозках  в  аэропорту  Ставрополь.

         В ходе рассмотрения дела ООО «Терминал» и МАС поясняли, как письменно, так и устно, что услуги по отгрузке/выгрузке груза в/из воздушных судов осуществлялись силами аэропорта, однако Комиссии доказательства, подтверждающие данный факт или опровергающие оказание данной услуги ООО «Терминал», представлены не были и в материалах дела отсутствуют.

         В соответствии с информацией, размещенной в сети интернет (https://allrefrs.ru/), транспортные терминалы – специальные комплексы инженерно-технических сооружений, предназначенных для взаимодействия разных видов транспорта и выполнения таких логистических операций, как прием, накопление, погрузка, разгрузка, временное хранение, сортировка грузов, комплектация и разукрупнение отправок. На терминалах, помимо складских операций и грузопереработки, выполняется коммерческое и информационное обслуживание грузополучателей, экспедиторов, перевозчиков и других логистических посредников.

         Задачи терминалов состоят в обеспечении единства транспортного процесса, грузопереработки и временного складирования товаров при передаче грузов с магистрального транспорта на развозочный транспорт. На грузовом терминале могут предоставляться следующие виды услуг:

• организация перевозок и транспортно-экспедиторское обслуживание внешнеторговых и транзитных грузов;

• организация доставки грузов по принципу «от двери до двери»;

• разработка рациональных схем транспортировки груза с учетом его спецификации;

• полный комплекс услуг по подготовке и обработке перевозочных документов;

• обработка грузов, перевозимых на особых условиях (скоропортящихся, опасных, тяжеловесных, крупногабаритных и др.);

• калькуляция стоимости перевозок, оформление и оплата расходов, связанных с транспортировкой грузов;

• перевалка груза с одного вида транспорта на другой;

• осуществление расчетов между участниками процесса доставки, информационно-справочное обслуживание и др.

         Исходя из материалов дела, объяснений, представленных сторонами, на территории аэропорта Ставрополь расположен грузовой терминал, на котором ООО «Терминал» осуществляется оказание следующих видов услуг:

  • прием груза и почты от грузоотправителей;
  • временное хранение груза, в том числе опасного следующих классов и категорий: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9, его комплектование для последующей воздушной перевозки;
  • оформление перевозочной документации на воздушную перевозку груза и почты;
  • доставку груза и почты к месту стоянки воздушного судна (ВС);
  • погрузку груза и почты, их швартовку на борту ВС;
  • выгрузку груза и почты из ВС, доставку груза и почты на территорию грузового комплекса;
  • раскомплектование груза по прилету, временное хранение груза, в том числе опасного следующих классов и категорий: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9;
  • выдачу груза и почты грузополучателям;
  • информационное обеспечение авиаперевозок груза и почты.

         Кроме того, в соответствии с условиями типовых договоров, общество оказывает экспедиционные услуги, включая доставку груза от двери до двери — условие экспедирования груза, при котором экспедитор принимает груз у грузоотправителя с обязательством передать его грузополучателю под расписку в пункте, указанном заказчиком. Таким образом, в условиях терминала, расположенного на территории аэропорта Ставрополь, осуществляется взаимодействие возможности воздушной и автомобильной транспортировки грузов и почты.

         В соответствии с пунктом 3.1 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, был проведен анализ состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке с целью выявления хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение.

Анализ был проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. №18026 (далее – Порядок проведения анализа).

  В соответствии со статьей 4 Закона РФ от 19.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах признаны сферой деятельности субъектов естественной монополии.

  В соответствии с п. 1.3 Порядка проведения анализа, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, анализ состояния конкуренции на товарном рынке должен включать следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях";

в) определение географических границ товарного рынка.

  Для анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке в качестве исходной информации антимонопольным управлением были использованы данные, представленные: хозяйствующим субъектом-заявителем; АО «Международный аэропорт Ставрополь»; ООО «Терминал», а также нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность в сфере аэропортового обслуживания, в области гражданской авиации и иные нормативные акты.

1. Временной интервал исследования товарного рынка.

За временной интервал исследования был принят период с 16.08.2016  по 31.10.2018 - срок существования товарного рынка.

2. Продуктовые границы товарного рынка.

В соответствии с п. 1.3 Порядка проведения анализа, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, определение продуктовых границ товарного рынка производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях". Продуктовыми границами рассматриваемого товарного рынка являются услуги, оказываемые в транспортных терминалах.

 3. Определение географических границ товарного рынка.

Географическими границами товарного рынка приняты границы  международного аэропорта Ставрополь.

Таким образом, деятельность ООО «Терминал» осуществляется в условиях естественной монополии.

         Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 (ред. от 29.06.2018) "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей"  утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством:

         1. Погрузка и выгрузка грузов (за исключением услуг по погрузке и выгрузке нефти и нефтепродуктов, осуществляемых в едином технологическом процессе транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам)

  2. Хранение грузов.

Комиссией Ставропольского УФАС России и материалами настоящего дела установлено, что ООО «Терминал» в условиях естественной монополии осуществлял деятельность в транспортных терминалах: по погрузке и выгрузке грузов и их хранению, в нарушение действующего законодательства, а именно Постановления Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 (ред. от 29.06.2018) "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей", без утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти соответствующих тарифов.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

  - нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

На основании вышеизложенного, комиссия Ставропольского УФАС России, руководствуясь статьями 10, 23, 39, 40, 41, 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», приходит к выводу, что в действиях ООО «Терминал» (Юридический адрес: 140130, Московская обл, Раменский р-н, дп. Кратово, ул. Баумана, д.3А, Почтовый адрес: 140180, Московская обл, г. Жуковский, ул. Наб. Циолковского, 16, кв. 80, ИНН 5040129730, ОГРН 1155040004657), выраженных в нарушении порядка ценообразования в виде неутверждения тарифа на оказание услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, подлежащего обязательному государственному регулированию имеет место нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Председатель Комиссии:                                                                               Д.Н. Сапунов

Члены комиссии:                                                                                     И.Н. Гритчин

Связанные организации

Связанные организации не указаны