Предупреждение №ДС/3026/23 Предупреждение от 31 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 6

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

В Ставропольское УФАС России поступили заявления индивидуальных предпринимателей, оказывающих ритуальные услуги на территории города Невинномысска, о нарушении антимонопольного законодательства.

В результате анализа представленных материалов администрации города Невинномысска было установлено следующее.

1. Постановлением администрации города Невинномысска Ставропольского края от 28.05.2019 № 777 утвержден Порядок содержания и деятельности муниципальных общественных кладбищ на территории муниципального образования города Невинномысска Ставропольского края.

Согласно п. 1.2 Порядка уполномоченный орган администрации города Невинномысска в сфере погребения и похоронного дела (далее - уполномоченный орган) предоставляет места захоронений, выдает удостоверения о захоронении.

В то же время из представленных администрацией документов видно, что заявления о предоставлении места для захоронения подаются в МБУ по благоустройству города Невинномысска и рассматриваются данным учреждением.

Так же согласно представленных копий вышеуказанных заявлений, решения о предоставлении места для захоронения принимаются МБУ по благоустройству города Невинномысска.

Аналогичная ситуация с подачей заявлений о выдаче удостоверений о захоронении и с выдачей таких удостоверений.

Федеральным законом от 10.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения муниципального образования.

В силу статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.

Системный анализ норм Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" свидетельствует о том, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, закон не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями.

Так, согласно статье 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок.

В силу статьи 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".

Согласно имеющимся документам МБУ по благоустройству города Невинномысска оказывает платные ритуальные услуги.

Таким образом МБУ по благоустройству города Невинномысска является хозяйствующим субъектом.

Поскольку деятельность по погребению умерших может осуществляться не только специализированной службой, но и иной коммерческой организацией, предоставление специализированной службе права осуществлять контрольно-распорядительные полномочия в отношении мест захоронений фактически обеспечивает специализированной службе преимущественные условия деятельности и создает реальную угрозу ограничения конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

2. Согласно представленных документов земли общественных кладбищ на территории города Невинномысска предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование для целей ритуальной деятельности МБУ по благоустройсству города Невинномысска.

В статье 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления.

Согласно Письма ФАС России от 30.09.2009 № АК/34001 «О разъяснении применения антимонопольного законодательства» для реализации функций, закрепленных за органами местного самоуправления в сфере похоронного дела, органами местного самоуправления могут быть созданы муниципальные бюджетные учреждения, которые не будут осуществлять деятельность, приносящую им доход, т.е. не будут являться хозяйствующими субъектами в понимании пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, которые на безвозмездной основе будут осуществлять в том числе выделение земельных участков для захоронений, инвентаризацию захоронений и обновление книг захоронений, регистрацию захоронений умерших в регистрационной книге, контроль за соблюдением порядка захоронений, установления режима работы на муниципальных кладбищах. При этом органы местного самоуправления будут координировать деятельность муниципальных бюджетных учреждений. Данный механизм работы позволит передать в соответствии с действующим законодательством земельные участки муниципальных кладбищ в ведение муниципальным бюджетным учреждениям. При отсутствии возможности создания муниципальных бюджетных учреждений органами местного самоуправления функции в сфере похоронного дела должны осуществляться самостоятельно.

Таким образом предоставление общественных кладбищ возможно только в ведении муниципальных бюджетных учреждений, которые не будут осуществлять деятельность, приносящую им доход, то есть не будут являться хозяйствующим субъектом, осуществляющим коммерческую деятельность по предоставлению платных ритуальных услуг.

Согласно пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующим субъектом является коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно пункта 2.4. Устава МБУ по благоустройству города Невинномысска учреждение вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и иную доходную деятельность для достижения целей, ради которых оно создано.

В силу пункта 2.9 вышеуказанного Устава доходы, полученные от деятельности учреждения поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.

МБУ по благоустройству города Невинномысска оказывает платные ритуальные услуги, что подтверждается предоставленным учреждением прейскуратнтом цен на ритуальные услуги.

Таким образом МБУ по благоустройству города Невинномысска является хозяйствующим субъектом.

Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, законодательством не предусмотрена.

Нахождение общественного кладбища в ведении какого-либо хозяйствующего субъекта и осуществление последним функций выделения земельных участков под захоронение противоречит законодательству.

Земли общественных кладбищ не могут относится к землям коммерческого использования, иначе это нивелирует государственные гарантии о бесплатном предоставлении места для погребения каждому гражданину.

Таким образом предоставив в постоянное (бессрочное) пользование для целей ритуальной деятельности земли общественных кладбищ хозяйствующему субъекту МБУ по благоустройству города Невинномысска, осуществляющему коммерческую деятельность на товарном рынке оказания ритуальных услуг, администрация города Невинномысска предоставляет преимуществые условия деятельности МБУ по благоустройству города Невинномысска, которое находится в конкурентных отношениях с другими организациями оказывающими ритуальные услуги на территории города Невинномысска.

Часть 3 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает запрет на передачу хозяйствующим субъектам любых функций органов местного самоуправления.

Таким образом, в действиях администрации города Невинномысска содержатся признаки нарушения части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в создании необоснованных преимуществ в деятельности МБУ по благоустройству города Невинномысска в сфере организации ритуальных услуг и содержании мест захоронений.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предупреждает о необходимости совершения действий, направленных на обеспечение (восстановление) конкуренции на товарном рынке оказания услуг по погребению и иных связанных с ним услуг (ритуальных услуг) в границах г. Невинномысска, в течении 2 месяцев с момента получения настоящего предупреждения, путем принятия мер по прекращению осуществления хозяйствующим субъектом МБУ по благоустройству города Невинномысска функций (полномочий) органа местного самоуправления по ведению дел на общественных кладбищах, то есть по выполнению учреждением властных организационно-распорядительных и контрольных полномочий, включающих прием заявлений о предоставлении места для захоронения, предоставление мест (участков) для захоронения, прием заявлений о выдаче удостоверений о захоронении и выдаче таких удостоверений, и осуществлению указанных функций (полномочий) органом местного самоуправления, в том числе муниципальным бюджетным учреждением, которое не будет осуществлять деятельность, приносящую им доход, то есть не будет являться хозяйствующим субъектом.

Связанные организации

Связанные организации не указаны