Решение б/н производство по делу 026/01/10-901/2021 в отношении МУП «Лер... от 21 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 07 декабря 2021 года.

Решение изготовлено в полном объеме 21 декабря 2021 года    

 г. Ставрополь

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

Сапунова Д.Н. –  заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

Гритчина И.Н. – начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

Пашковой Н.Н. – заместителя начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

рассмотрев материалы дела № 026/01/10-901/2021, возбужденного в отношении МУП «Лермонтовгоргаз» (Ставропольский край, г. Лермонтов, ул. Нагорная, 10, ИНН 2629005046) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», выраженных в применении тарифа утвержденного приказом ФАС России от 13.12.2018 № 1752/18 для потребителей, годовой объем транспортировки газа которым не превышает 100 млн.куб.м. в год, для расчета стоимости услуг по транспортировке газа при фактическом объеме потребления свыше 100 млн. куб.м. в год, а также в непринятии мер по утверждению в ФАС России тарифа по транспортировке газа для потребителей объем потребления газа которых свыше 100 млн. куб.м. в год,

У С Т А Н О В И Л А:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение ЗАО «Южная Энергетическая Компания» от 26.01.2021 вх. № 331 о проведении проверки обоснованности применения МУП «Лермонтовгоргаз» тарифа за транспортировку газа, утвержденную для потребителей с объемом потребления газа от 10 до 100 млн. куб.м/год, в то время как ЗАО «Южная энергетическая компания» в 2020 году было потреблено более 100 млн. куб.м/год. Кроме того заявитель просит проверить законность бездействия предприятия, выразившегося в не утверждения тарифа на транспортировку газа для потребителей с объемом потребления газа более 100 млн. куб.м/год.

Между ЗАО «ЮЭК» и МУП «Лермонтовгоргаз» 29.01.2016 г. заключен договор от № 18 на транспортировку газа, техническое обслуживание, ремонт газового оборудования, приборов и газопроводов, находящихся в эксплуатации ЗАО «ЮЭК» (далее - Договор).

Согласно п. 1.1 Договора, МУП «Лермонтовгоргаз» обязалось оказывать ЗАО «ЮЭК» услуги по транспортировке газа до места его потребления, а ЗАО «ЮЭК» обязалось оплачивать МУП «Лермонтовгоргаз» оказанные услуги.

В соответствии с пунктом 2.2 указанного договора факт поставки газа в соответствии с утвержденными лимитами подтверждается ежемесячными трехсторонними актами, подписанными сторонами и газоснабжающей организацией.

В соответствии с условиями договоров поставки газа № 29-1-0052/18 и № 29-1-0190/18, заключенных 31.08.2017 г. между ЗАО «ЮЭК» и ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (в редакции дополнительного соглашения от 18.11.2020 г. № 29-1-0190/18-8К/20), договорной объем потребления газа на 2020 г. составил 118,461 млн. куб.м/год. До заключения дополнительного соглашения от 18.11.2020 договорные объемы поставки газа не превышали 100 млн. куб.м/год. Фактически, в соответствии с представленными актами оказания услуг по транспортировке газа, объем в размере100 млн. куб.м/год был превышен в декабре 2020 года.

Статьей 6 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» предусмотрено, что ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня, является методом регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на срок не менее трех и не более пяти лет и определяет порядок их применения.

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 13 декабря 2018 г. № 1752/18 «Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям МУП «Лермонтовгоргаз» на территории Ставропольского края» утверждены тарифы на 2019-2022 г.г. Однако в приказе отсутствуют тарифы для потребителей услуг, имеющих годовой объем потребления газа свыше 100 млн. куб.м/год, как это предусмотрено законодательством.

МУП «Лермонтовгоргаз» в течение всего 2020 г. рассчитывало для ЗАО «ЮЭК» стоимость услуг по транспортировке газа по тарифу, установленному для потребителей, объем потребления газа которых составляет менее 100 млн. куб.м/год. В то же время, на момент начала 2020 года, договорные объемы транспортировки (поставки) газа не превышали 100 млн. куб. м/год, а об увеличении стало известно после заключения дополнительного соглашения от 18.11.2020 г. № 29-1-0190/18-8К/20 к договору поставки газа, фактически указанный объем был превышен уже в декабре 2020 года. В то же время предприятие продолжило применять тариф, утвержденный на оказание услуг транспортировки для потребителей с объемом потребления газ от 10 до 100 млн. куб.м/год и не обратилось в ФАС России за утверждением нового тарифа.

Принципы регулирования и расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также особенности их применения на территории Российской Федерации, определены Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 15.12.2009 № 411-э/7 (далее - Методические указания).

Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям МУП «Лермонтовское городское газовое хозяйство» утверждены приказом ФАС России от 13.12.2018 № 1752/18 для потребителей с объемом потребления до 100 млн.куб.м. в год включительно и населения. Для потребителей с объемом потребления свыше 100 млн.куб.м. в год тариф на услуги по транспортировке газа не утвержден.

В соответствии с пунктом 38 Методических указаний ГРО, к газораспределительным сетям которых подключаются новые конечные потребители (которые увеличивают объемы транспортировки газа для ранее подключенных конечных потребителей или в транзитном потоке), вследствие чего общий договорной объем транспортировки газа по газораспределительным сетям данной ГРО и расчетный размер выручки по регулируемому виду деятельности увеличиваются соответственно более чем на 20% и 10% относительно показателей, учтенных при расчете тарифов, в месячный срок с момента заключения (изменения) договора поставки (транспортировки) газа, либо в случае отсутствия изменения договорных отношений - фактического увеличения объема транспортировки газа информируют об этом ФАС России с указанием причин.

В других случаях обязанность субъекта регулирования обратиться в ФАС России с просьбой о пересмотре действующих тарифов на услуги по транспортировке газа, действующими Методическими указаниями не предусмотрена.

Вместе с тем, с целью предотвращения спорных ситуаций, связанных с применением тарифов на услуги по транспортировке газа, при увеличении объемов транспортировки газа ЗАО «ЮЭК» и отнесении данного потребителя во 2 группу (с объемом потребления свыше 100 млн.куб.м. в год), МУП «Лермонтовское городское газовое хозяйство» после заключения соответствующего дополнительного соглашения необходимо было обратиться в ФАС России с заявлением о пересмотре действующих тарифов.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Федеральный закон «О защите конкуренции») запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе:

нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Учитывая изложенное, применение тарифа, утвержденного приказом ФАС России от 13.12.2018 № 1752/18 для потребителей, годовой объем транспортировки газа которым не превышает 100 млн.куб.м. в год, для расчета стоимости услуг по транспортировке газа при фактическом объеме потребления свыше 100 млн. куб.м. в год, является нарушением действующего порядка ценообразования и носит признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

На основании изложенного издан приказ Ставропольского УФАС России от 14 апреля 2021 года № 604 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства и возбуждено дело № 026/01/10-901/2021 в отношении МУП «Лермонтовгоргаз» (Ставропольский край, г. Лермонтов, ул. Нагорная, 10, ИНН 2629005046) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», выраженных в применении тарифа утвержденного приказом ФАС России от 13.12.2018 № 1752/18 для потребителей, годовой объем транспортировки газа которым не превышает 100 млн.куб.м. в год, для расчета стоимости услуг по транспортировке газа при фактическом объеме потребления свыше 100 млн. куб.м. в год, а также в непринятии мер по утверждению в ФАС России тарифа по транспортировке газа для потребителей объем потребления свыше 100 млн. куб.м. в год.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.

Данные по плановым объемам потребления газа на 2020 год ЗАО «ЮЭК» были получены МУП г. Лермонтова «Лермонтовгоргаз» 09.02.2020 г. от ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в электронной форме. На основании плановых данных, полученных от ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» МУП г. Лермонтова «Лермонтовгоргаз» предложило ЗАО «ЮЭК» предоставить технико - экономический расчет потребности в топливе для согласования увеличенных объемов транспортировки газа, на что ЗАО «ЮЭК» ответило отказом. Так же в адрес ЗАО «ЮЭК» была направлена оферта от 20.04.2020 г. № 01-08/174 о заключении дополнительного соглашения на транспортировку газа, ЗАО «ЮЭК» ответило отказом.

17.06.2020 г. МУП г. Лермонтова «Лермонтовгоргаз» обратилось в ФАС России с просьбой разъяснения по вопросу применения тарифов на услуги по транспортировке газа по ГРС и отнесения конечного потребителя ЗАО «ЮЭК» к группе потребителей для целей применения тарифов, а так же необходимости обращения в ФАС России для установления тарифной ставки для 2 группы потребителей. В ответе на запрос ФАС России рекомендовала МУП г. Лермонтова «Лермонтовгоргаз» обратиться в ФАС России для установления тарифа на услуги по транспортировке газа для 2 группы потребителей в случае, если фактический объем транспортировки газа конечному потребителю по отдельным точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям за текущий календарный год выходит за объемные пределы группы, к которой он был первоначально отнесен.

Исходя из материалов настоящего дела, фактический объем транспортировки газа ЗАО «ЮЭК» вышел за объемные пределы 3 группы в декабре 2020 года. Данные по транспортировке газа за декабрь 2020 г. были получены в январе 2021 г. По рекомендации ФАС России для выполнения корректных расчетов была проведена работа по закрытию годового бухгалтерского баланса за 2020 год, срок сдачи которого до 31.03.2021 г.. Расчет тарифа включает в себя периоды: факт за 2018 - 2020 г.г., план на 2021 - 2025 г.г.

12.05.2021 г. МУП г. Лермонтова «Лермонтовгоргаз» были отправлены на экспертное заключение материалы для установления тарифов на транс­портировку газа по ГРС на 2021 - 2025 г.г. в Региональную тарифную комис­сию СК. Так же 13.02.2021 г. были отправлены материалы в ФАС России для открытия дела по установлению тарифов на транспортировку газа по газо­распределительным сетям на 2021 - 2025 г.г. (с копией письма РТК СК с от­меткой «принято»). Так же шаблон с расчетом тарифа был отправлен в адрес ФАС России посредством модуля ЕИАС Мониторинг 13.05.2021 г.

Приказом ФАС России от 30.07.2021 N 765/21 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям МУП "Лермонтовское городское газовое хозяйство" на территории Ставропольского края" для МУП «Лермонтовгоргаз» был утвержден тариф на транспортировку газа для потребителей, годовой объем транспортировки газа которым превышает 100 млн.куб.м. в год.

Исходя из норм, установленных Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 15.12.2009 № 411-э/7, надлежащим экономическим обоснованием для установления (пересмотра) тарифа на услуги по транспортировке газа являются материалы, указанные в п. 24 раздела 3 Методических указаний, которые могли быть предоставлены только после того, как фактический объем транспортировки, таза конечному потребителю по отдельным точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям за текущий календарный год выходит за объемные пределы группы, к которой он был первоначально отнесен, т. е. по итогам 2020 года, в т.ч. после формирования бухгалтерского баланса (с приложениями) МУП г. Лермонтова «Лермонтовгоргаз» на последнюю отчетную дату.

МУП г. Лермонтова «Лермонтовгоргаз» направило документы, для установления (пересмотра) тарифов на транспортировку газа. Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях МУП «Лермонтовгоргаз» нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Производство по делу 026/01/10-901/2021 в отношении МУП «Лермонтовгоргаз» (Ставропольский край, г. Лермонтов, ул. Нагорная, 10, ИНН 2629005046), возбужденное по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны