Решение №100-18.1/2018 Р Е Ш Е Н И Е № 100-18.1/2018 от 10 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 100-18.1/2018

по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1

Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

15 августа 2018 года                                                                           г. Ставрополь          

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии – Сапунов Д.Н.– заместитель руководителя Ставропольского УФАС России,

Члены комиссии:

Колесникова Ж.В. – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.

Лазебный А. Ю. – ведущий специалист эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.

В присутствии представителей:

<…> от АО «Курорты Северного Кавказа» по доверенности.

Рассмотрев жалобу ООО «Эврика» на действия АО «Курорты Северного Кавказа» - организатора закупки  № 31806660166 проводимой в рамках Федерального Закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», руководствуясь пунктом 17 и пунктом 20 статьи 18.1 и статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ставропольского УФАС России,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО «Эврика» на действия АО «Курорты Северного Кавказа» - организатора закупки  № 31806660166 проводимой в рамках Федерального Закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Заявитель указывает на нарушения порядка организации и проведения торгов, а именно предъявление требований к участнику закупки не установленных закупочной документацией.

2. Комиссия Ставропольского УФАС России, установила следующее:

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В Определении Верховного Суда РФ от 11.04.2017 года по делу № 304-КГ16-17592, А27-24989/2015 указано, что в силу части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

- неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

- предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

- осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Указанная позиция подтверждена Определением Верховного Суда РФ от 02.10.2017 N 309-КГ17-7502 по делу N А50-9299/2016.

При этом право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг предусмотрено в пункте 9 статьи 3 Закона о закупках и не ограничено какими-либо условиями, как это определено при обращении с жалобой в антимонопольный орган.

Учитывая, что в рамках настоящего спора подлежат применению правовые положения Закона о закупках, у антимонопольного органа имеются полномочия на рассмотрение вышеуказанных доводов жалобы ввиду того, предъявления к участникам закупки требования о представлении документов,  не предусмотренных документацией о закупке является нарушением поименованным в части 10 статьи 3 Закона о закупках.

На основании изложенного, жалоба ООО «Эврика» на действия АО «Курорты Северного Кавказа» - организатора закупки  № 31806660166 проводимой в рамках Федерального Закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» подлежит рассмотрению по существу в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Комиссия Ставропольского УФАС России изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, проведя расследование, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Извещением № 31806660166 АО «Курорты Северного Кавказа» объявило о проведении открытого запроса цен на право заключения договора на поставку картриджей для копировальной техники.

В соответствии с Протоколом заседания закупочной комиссии по допуску заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме № АЭФ-ДМТО-147/1 от 26.07.2018 года на участие в закупочной процедуре было подано 7 заявок, в том числе заявка ООО «Эврика».

По результатам рассмотрения поступивших заявок 2 заявки, в том числе заявка ООО «Эврика» были отклонены, что так же подтверждается Протоколом № АЭФ-ДМТО-147/1 от 26.07.2018 года

Основанием для отклонения заявки ООО «Эврика» послужила служебная записка Департамента безопасности заказчика, согласно которой закупочная комиссия отклонила заявку претендента в связи с признаками неблагонадежности ООО «Эврика» как потенциального поставщика. 

На момент поступления жалобы в адрес Ставропольского УФАС России, а так же направления Уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов № 100-18.1/2018, договор по итогам закупки не заключен, что подтверждается материалами настоящего дела.

Комиссия Ставропольского УФАС России проанализировав материалы настоящего дела, установила следующее.

Закупочной документацией установлены условия допуска участника закупки к аукциону, а именно :

- несоответствие участника закупки квалификационным требованиям, указанным в настоящем извещении;

- несоответствие качественных, функциональных и количественных характеристик товара, указанных в заявке участника закупки, соответствующим характеристикам, указанным в настоящем извещении;

- непредставление одного или более документов, определенных настоящим извещением, и/или представление документов, несоответствующих требованиям настоящего извещения, и/или имеющих недостоверные и/или сфальсифицированные сведения;

- превышение начальной (максимальной) цены договора поставки и/или одной и более стоимости поставки, определенных построчно спецификацией на поставку картриджей (приложение № 2 к настоящему Извещению);

- изменение срока поставки товара/срока действия договора, определенного настоящим извещением;

- несоблюдение требований, указанных в разделе «Подготовка заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме» настоящего извещения.

- выявление сфальсифицированных документов является основанием для отстранения участника закупки от участия в открытом аукционе в электронной форме на любом этапе проведения закупки.

Так же документацией установлены квалификационные требования к участникам закупки:

- соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки.

- непроведение ликвидации участника закупки – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки – юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства.

- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в закупке.

- отсутствие у участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам  и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение  по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие закупке не принято.

- отсутствие участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки, формируемого в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

Комиссия Ставропольского УФАС России отмечает, что извещение о проведении рассматриваемой закупки не содержит каких либо упоминаний о таком понятии как, благонадежность претендента.

Разделом 7 Положения о закупках АО «Курорты Северного Кавказа» установлены квалификационные требования к участникам закупки, которые так же не содержат такого требования или условия участия в закупке как «благонадежность» претендента.

Так же в документации отсутствует информация о необходимости предоставления каких-либо документов в подтверждение благонадежности претендента, критериях благонадежности и каким образом закупочной комиссией делается вывод о благонадежности или неблагонадежности претендента.

На основании изложенного Комиссия Ставропольского УФАС России пришла к выводу о том, что согласно требований закупочной документации по  извещению № 31806660166 неблагонадежность ООО «Эврика» не могла являться основанием для признания заявки несоответствующей требованиям закупочной документации и как следствие повлечь ее отклонение. Указанное в Протоколе заседания закупочной комиссии по допуску заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме № АЭФ-ДМТО-147/1 от 26.07.2018 года основание для отклонения не установлено ни документацией ни Положением о закупках общество и отклонение заявок претендентов по нему является неправомерным.

Таким образом, заказчиком в отношении претендента было предъявлено требование не установленное закупочной документацией о благонадежности претендента.

В соответствии с нормами части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке.

На основании изложенного Комиссия Ставропольского УФАС России пришла к выводу о нарушении заказчиком АО «Курорты Северного Кавказа» требований Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что выразилось в предъявлении требований к заявке претендента не установленных закупочной документации, а именно отклонении заявки претендента по условиям, не установленным в закупочной документации.

Частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установлено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Ввиду того, что заказчиком нарушен порядок организации и проведения торгов при проведении закупки № 31806660166, Комиссия Ставропольского УФАС России считает целесообразным выдать АО «Курорты Северного Кавказа» предписание о совершении действий направленных на устранение нарушений допущенных в ходе процедуры проведения торгов, а именно отменить Протокол заседания закупочной комиссии по допуску заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме № АЭФ-ДМТО-147/1 от 26.07.2018 года и Протокол заседания закупочной комиссии по проведению открытого аукциона в электронной форме № АЭФ-ДМТО-147/2 от 31.07.2018 года.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ставропольского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Эврика» на действия АО «Курорты Северного Кавказа» - организатора закупки  № 31806660166 проводимой в рамках Федерального Закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» - обоснованной.

2. Выдать организатору торгов АО «Курорты Северного Кавказа», обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений допущенных в ходе процедуры проведения торгов, а именно:

1) Отменить Протокол заседания закупочной комиссии по допуску заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме № АЭФ-ДМТО-147/1 от 26.07.2018 года.

2) Отменить Протокол заседания закупочной комиссии по проведению открытого аукциона в электронной форме № АЭФ-ДМТО-147/2 от 31.07.2018 года

3) Провести процедуру допуска и рассмотрения заявок повторно, с учетом замечаний указанных в настоящем Решении.

4) Срок исполнения предписания - 10 дней с момента получения копии Решения и Предписания антимонопольного органа.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                                             Д.Н. Сапунов 

 

Члены комиссии                                                                                Ж.В. Колесникова

 

 

                                                                                                             А.Ю. Лазебный                                                     

Связанные организации

Связанные организации не указаны