Решение №102 Решение по делу №102 о нарушении антимонопольного законодате... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №102 о нарушении антимонопольного законодательства

г. Ставрополь

31 октября 2011 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

Тихенький О.Л. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;

Жуков И.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции;

Рябенко Е.В. - член Комиссии, ведущий специалист - эксперт отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело №102 по признакам нарушения ОАО «Вита» пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии:

представителя ОАО «Вита» <***> по доверенности от 14.10.2011 №643.

УСТАНОВИЛА:

Рассмотрение возобновлено после объявленного 19.10.2011 перерыва.

В адрес Ставропольского УФАС России из Федеральной антимонопольной службы поступило заявление Региональной общественной организации потребителей «Общество защиты прав потребителей «Равноправие» о недобросовестной конкуренции со стороны ОАО «Вита», выраженной во введение в заблуждение в отношении качества товара, производимого и реализуемого данным хозяйствующим субъектом на территории Ставропольского края.

В магазине ООО «Фирма «Опт-Торг» по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Тольятти, 178 (согласно кассовому чеку №00011584 от 30.10.10) была куплена «Сметана 15 %» производителя ОАО «Вита».

После проведения лабораторных испытаний в АНО «Союзэкспертиза» ТПП РФ РООП «Равноправие» получило протокол испытаний №5733 от 11 ноября 2010.

В адрес Ставропольского УФАС России было представлено решение Мирового судьи 228-го судебного участка района Чертаново Центральное г. Москвы <***> от 25.04.2011 (далее – Суд) по гражданскому делу №2-64/11 по иску Региональной общественной организации потребителей «Общество защиты прав потребителей «Равноправие», действующей в защиту прав <***> к ООО «Фирма «Опт – Торг» и ОАО «Вита».

Как было установлено Судом, в соответствии с протоколом испытаний №5733 от 11 ноября 2010 приобретенная упаковка сметаны по жирнокислотному составу не соответствует заявленному на этикетке ГОСТ Р 52092-2003, следовательно, потребителю была предоставлена недостоверная информация.

На основании изложенного Заявитель считает, что продукты с содержанием растительных жиров не относятся к сметане, а затраты на производство подобных продуктов ниже затрат на производство сметаны из коровьего молока. Таким образом, действия ОАО «Вита», связанные с введением в оборот «Сметаны 15%», не являющейся сметаной являются актом недобросовестной конкуренции, так как направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности перед конкурентами путем снижения затрат на производство продукции.

Представитель ОАО «Вита» не согласился с приведенными доводами.

В адрес Ставропольского УФАС России представил следующие объяснения.

ОАО «Вита» производит молочную продукцию, в том числе сметану 15%, соответствующую требованиям Федерального закона №88-ФЗ от 12 июня 2008 г. "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", ГОСТ Р 52092-2003 «Сметана. Технические условия», Федерального закона №29-ФЗ от 02.012000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и иных правовых актов, поэтому жирнокислотный состав сметаны не может не соответствовать молочному жиру и содержать жиры растительного происхождения или заменители молочного жира.

На этикетке сметаны жирностью 15% указано: массовая доля жира 15%, ГОСТР Р 52092-2003, масса нетто 400 г.

состав: изготовлена из нормализованных, пастеризованных сливок с использованием закваски термофильных, молочнокислых стрептококков и мезофильных молочнокислых лактококков.

пищевая ценность: жир - 15%, белок - 2.6 г, углеводы- 3 г., энергетическая ценность - 157 ккал.

С результатом экспертизы, проведенной Испытательным центром главного экспертно-аналитического центра «СОЭКС» автономной некоммерческой организации «Союзэкспертиза» Торгово-промышленной палаты Российской Федерации., который даёт заключение о не соответствии сметаны 15% требованиям ФЗ №88-ФЗ и ГОСТ Р 52092-2003, не согласны.

Физико-химические показатели сметаны 15 % жирности, приведенные в Протоколе испытаний №5733 от 11.11.2010 г, соответствуют фактическим данным состава молочного жира (жирно-кислотный состав молочного жира), изложенным в Справочнике технолога молочного производства под редакцией <***> (спецредактор профессор <***>) и Методическим указаниям МУ 4.1/4.2.2484-09 «Методы контроля. Химические и микробиологические факторы. Оценка подлинности и выявление фальсификации молочной продукции» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ Г.Г. Онищенко 11.02.2009 г.).

В Приложении 3 вышеуказанных Методических указаний определены отличительные особенности состава жирных кислот натурального молочного жира, ими являются: наличие масляной кислоты; содержание пальмитиновой кислоты не более 33%.

По данным Протокола испытаний №5733 содержание масляной кислоты и пальмитиновой кислоты в сметане 15% в пределах нормы, содержание миристиновой кислоты 9% от общего количества жирных кислот в сметане, что соответствует фактическим показателям: 7.6-15.2%

По сравнению с жирами животного и растительного происхождения молочный жир характеризуется высоким содержанием миристиновой кислоты и низкомолекулярных летучих насыщенных жирных кислот — масляной, каприловой и каприновой, составляющих в сумме 7.4-9.5 %% общего количества жирных кислот.

Таким образом, содержание всех перечисленных в Протоколе испытаний №5733 жирных кислот соответствует фактическим данным состава молочного жира, что говорит о натуральности данного образца сметаны 15% и его соответствии по жирнокислотному составу заявленному на этикетке ГОСТР Р 52092-2003 и Федеральному закону №88-ФЗ.

Полагаем, что орган, проводивший экспертизу, дал сфальсифицированное заключение. Таким образом, ОАО «Вита» не совершало недобросовестную конкуренцию при реализации сметаны 15 %, в том числе и путем введение в заблуждение потребителей относительно потребительских свойств и качества «Сметаны 15%» и в действиях ОАО «Вита» отсутствуют признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г №135-ФЗ « О защите конкуренции».

С решением мирового судьи судебного участка №228 района Чертаново Центральное г. Москва <***> от 25.04.2011 г., дело №2-64/11 не согласны, решение суда не обжаловали из-за малозначительности взысканной суммы – 224 руб.80 коп.

С учетом представленных документов и вышеизложенного, считаем, что в действиях ОАО «Вита» отсутствует факт нарушения антимонопольного законодательства и просим прекратить производство по делу №102 о нарушении антимонопольного законодательства.

Комиссия Ставропольского УФАС России, рассмотрев все приложенные к материалам дела №102 о нарушении антимонопольного законодательства доказательства, выслушав представителя ОАО «Вита», установила следующие обстоятельства.

ОАО «Вита» осуществляет хозяйственную деятельность на товарном рынке молока и молочной продукции Российской Федерации.

Продукт «Сметана 15 %», производства ОАО «Вита», был приобретен <***> 30.10.2010 в магазине ООО «Фирма «Опт-Торг» по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Тольятти, 178.

ОАО «Вита» на упаковке продукта «Сметана 15%» применяет термин «сметана» с указанием жирности продукта 15 %.

Одним из выводов заключения АНО «Союзэкспертиза» ТПП РФ (протокол испытаний №5733 от 11.11.2010) следует, что жирно-кислотный состав не соответствует молочному жиру. Содержание жиров растительного происхождения или заменителей молочного жира в образце не менее 20 % от общего количества жира. По идентификационным признакам образец не соответствует требованиям Федерального закона 12 июня 2008 года N 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и ГОСТ Р 52092-2003 «Сметана. Технические условия» - жирнокислотный состав не соответствует молочному жиру.

 В соответствии с пунктом 36 статьи 4 Закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» сметана - кисломолочный продукт, который произведен путем сквашивания сливок с добавлением молочных продуктов или без их добавления с использованием заквасочных микроорганизмов - лактококков или смеси лактококков и термофильных молочнокислых стрептококков и массовая доля жира в котором составляет не менее чем 9 процентов

В соответствии с пунктом 19 части 25 статьи 36 Закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» информация об использовании немолочных жиров при производстве молокосодержащих продуктов в соответствии с технологией, которой предусматривается замена молочного жира жирами немолочного происхождения (за исключением сливочно-растительных спредов), размещается вместе с полным наименованием соответствующего вида молокосодержащих продуктов (например, "сметанный продукт с растительным жиром") на передней стороне потребительской тары.

На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что продукт «Сметана 15%» производства ОАО «Вита» относится к молокосодержащим продуктам.

Однако, ОАО «Вита» на упаковке продукта «Сметана 15%» применяет термин «сметана» с указанием жирности продукта 15%.

Кроме того, Суд, по гражданскому делу №2-64/11, признал обоснованными выводы экспертизы согласно протоколу испытаний №5733 от 11 ноября 2010, о несоответствии сметаны по жирнокислотному составу заявленному на этикетке ГОСТ Р 52092-2003.

Пункт 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» определяет недобросовестную конкуренцию, как любые, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с введением в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

Таким образом, действия ОАО «Вита», связанные с введением в гражданский оборот продукта «Сметана 15%», являющегося «сметанным продуктом», в качестве молочного продукта - «сметаны», являются актом недобросовестной конкуренции, так как направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности перед конкурентами путем снижения затрат на производство своей продукции, противоречат Закону «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и способны нанести убытки хозяйствующим субъектам – конкурентам путем перераспределения спроса на товарном рынке молочной продукции Ставропольского края.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона «О защите конкуренции» основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в том числе, заявление юридического или физического лица.

ОАО «Вита» осуществляет хозяйственную деятельность на товарном рынке молока и молочной продукции Ставропольского края и находится в конкурентных отношениях с иными хозяйствующими субъектами, которые также осуществляют деятельность на товарном рынке молока и молочной продукции Ставропольского края.

Принимая во внимание упомянутые обстоятельства, и руководствуясь пунктом 9 статьи 4, пунктом 2 части 1 статьи 14, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1, 2, 3 и 4 статьи 41 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия ОАО «Вита» нарушившими пункт 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. На основании пункта 1 настоящего решения выдать ОАО «Вита» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Решение изготовлено в полном объеме 31.10.2011 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

Примечание.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны