Решение б/н Решение по делу №103 о нарушении антимонопольного законодате... от 4 января 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Дело №103

12.12.2014 года

город Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д. Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Ставропольского УФАС России.

Члены Комиссии:

Гритчин И. Н. – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения и антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Томиленко С. Ю. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения и антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.

При участии:

- представителя ГУП СК «Буденновское МДРСУ» – <……> (доверенность №24 от 29.10.2014 года);

- представителя ГУП СК «Минераловодское ДРСУ» – <……> (доверенность №128 от 10.04.2014 года),

Рассмотрев дело №103, возбужденное по признакам нарушения ГУП СК «Буденновское МДРСУ» (356800, г. Буденновск, ул. Толстого, 7, ИНН-2624000647, ОГРН-1022603223961) и ГУП СК «Минераловодское ДРСУ» (357200, г. Минеральные Воды, с. Левокумка, ул. Мостовая, 187, ИНН-2630019131, ОГРН-1022601457295) требований пунктов 2, 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок на 2014 год и на основании приказа руководителя управления Федеральной антимонопольной службы Ставропольского края от 10.05.2014 года №935 была проведена проверка в отношении Министерства дорожного хозяйства Ставропольского края (355029, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 26, ИНН-2636055305; ОГРН-1082635013450). По результатам проверки 29.08.2014 года был составлен Акт №1115. В ходе проверки было установлено, что при проведении торгов №482-ЭА РТС (0121200002812001023) и 333-ЭА РТС (0121200002812000902) в действиях ГУП СК «Буденновское МДРСУ» и ГУП СК «Минераловодское ДРСУ» имеются обстоятельства, которые указывают признаки антиконкурентного соглашения, которое привело к поддержанию цен на торгах и к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков).

В соответствии с пунктом 17 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» согласование хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке является одним из признаков ограничения конкуренции.

Согласно пунктов 2, 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах и к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков).

Следовательно, в действиях ГУП СК «Буденновское МДРСУ» и ГУП СК «Минераловодское ДРСУ» имеются признаки нарушения пунктов 2, 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции». В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», указанные основания послужили поводом для возбуждения дела №103 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Представитель ГУП СК «Буденновское МДРСУ» пояснил, что после опубликования извещений №0121200002812001023 на выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги Александровское-Новоселицкое-Буденновск, км 44+700 - км 73+590 и №0121200002812000902 на выполнение работ по капитальному ремонту участка автомобильной дороги Ессентуки-Юца-Этока км 0+000 - км 4+000, в связи дефицитом объемов работ в 2012 году ГУП СК «Буденновское МДРСУ» приняло решение о принятии участия в указанных аукционах. В открытом аукционе в электронной форме №0121200002812001023 на выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги Александровское-Новоселицкое-Буденновск, км 44+700 - км 73+590 один из участников подал предложение о снижении цены на 0,5%, ГУП СК «Буденновское МДРСУ» также было сделано предложение о снижении цены ещё на 0,5%, больше предложений о снижении цены контракта от участников не поступало. В связи, с чем ГУП СК «Буденновское МДРСУ» было признано победителем аукциона и между Участником и Заказчиком был заключен Государственный контракт №МДХ/12/рд-25 от 28.04.2012 года. По данному контракту в соответствии с требованиями Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических услуг» от 18.07.2011 года был заключен Договор субподряда. При проведении открытого аукциона в электронной форме №0121200002812000902 на выполнение работ по капитальному ремонту участка автомобильной дороги Ессентуки-Юца-Этока км 0+000 - км 4+000 ГУП СК «Буденновское МДРСУ» было подано предложение о понижении начальной максимальной цены контракта на 0,5%, другим участником аукциона было подано предложение о снижении цены ещё на 0,5%, следующий предполагаемый ГУП СК «Буденновское МДРСУ» шаг понизил бы начальную максимальную цену контракта на 1,5%. Для предприятия падение цены контракта на такую сумму по данному объекту было бы убыточным, поэтому учитывая, что предприятие являемся коммерческой организацией, основной целью которой является получение прибыли и сохранения социальной стабильности на предприятии, было принято решение отказаться от дальнейшей конкурентной борьбы. Выводы о том, что ГУП СК «Буденновское МДРСУ» и ГУП СК «Минераловодское ДРСУ» заранее согласовали свои действия при проведении указанных аукционов являются необоснованными, так как в соответствии с требованиями Федерального закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при проведении аукциона в электронной форме предприятие не может знать, сколько конкурентов и кто участвует в процедуре торгов. На основании выше изложенного считает, что при проведении данных аукционов были соблюдены принципы открытости и прозрачности информации, в результате чего была обеспечена конкуренция среди участников аукциона. Поэтому признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Представитель ГУП СК «Минераловодское ДРСУ» пояснил, что ГУП СК «Минераловодское ДРСУ» являлось участником двух аукционов №482-ЭА РТС (0121200002812001023) и №333-ЭА РТС (0121200002812000902). По аукциону №482-ЭА РТС (0121200002812001023) предприятием было подано предложение о снижении цены контракта на 0,5%, вторым претендентом также было подано предложение о снижении цены контракта на 0,5% (а это уже 1%), дальнейшее снижение цены контракта было для предприятия экономически не выгодным из-за территориальной удаленности объекта и предприятие отказалось от дальнейшей борьбы. По аукциону №333-ЭА РТС (0121200002812000902) конкурент подал предложение о снижении цены контракта на 0,5%, мы также подали предложение о снижении цепы контракта на 0,5%, в дальнейшем наш конкурент отказался от снижения ставки в результате чего ГУП СК «Минераловодское ДРСУ» оказалось победителем в данном аукционе. По результатам аукциона был заключен госконтракт №МДХ/12/кр-14 от 09.04.12 года. В момент проведения электронного аукциона ни аукционная комиссия, ни другие участники аукциона не могли знать о том, кто является участником процедуры. Предприятие не знало о том, кто является его конкурентом в электронном аукционе. В сговор с ГУП СК «Буденовское ДРСУ» не вступали и никакие аукционы «между собой не делили». Субподрядчиками по госконтракту №МДХ/12/кр-14 от 09.04.12 года (аукцион №333-ЭА РТС (0121200002812000902) были ООО «Март» (договоры субподряда от 04.07.12 года и от 02.07.12 года) и ГУП СК «Ставрополькрайавтодорсервис» (договор субподряда от 25.09.12 года).

Изучив имеющиеся материалы дела, проанализировав доводы сторон, Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок на 2014 год и на основании приказа руководителя управления Федеральной антимонопольной службы Ставропольского края от 10.05.2014 года №935 была проведена проверка в отношении Министерства дорожного хозяйства Ставропольского края (355029, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 26, ИНН-2636055305; ОГРН-1082635013450). По результатам проверки 29.08.2014 года был составлен Акт №1115. В ходе проверки было установлено следующее.

Министерство является исполнителем следующих государственных программ:

1) Краевая целевая программа «Развитие транспортной системы Ставропольского края на 2011-2015 годы»;

2) Государственная программа Ставропольского края «Развитие транспортной системы и безопасности дорожного движения»:

- Подпрограмма «Дорожное хозяйство и обеспечение дорожного движения»;

- Подпрограмма «Развитие транспортной системы»;

- Подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы Ставропольского края «Развитие транспортной системы и безопасности дорожного движения» и общепрограммные мероприятия»;

3) Государственная программа Ставропольского края «Развитие транспортного комплекса»:

- Подпрограмма «Развитие рынка железнодорожных услуг»;

- Подпрограмма «Развитие автотранспортного комплекса»;

- Подпрограмма «Развитие рынка авиационных услуг»;

- Подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы Ставропольского края «Развитие транспортного комплекса» и общепрограммные мероприятия».

Отбор исполнителей указанных программ в части, касающейся выполнения работ для государственных нужд, осуществляется в соответствии с законодательством о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

Порядок отбора объектов, на которых должны проводиться ремонтно-восстановительные работы, также разработан и утвержден Министерством.

При анализе документации, связанной с отбором исполнителей на проведение дорожно-строительных и ремонтных работ в действиях участников отдельных торговых процедур установлено следующее.

1) Аукцион №482-ЭА РТС (0121200002812001023), начальная цена – 221 265 683 руб.

Для участия в аукционе поданы две заявки – от ГУП СК «Буденновское МДРСУ» (ценовое предложение – 217 966 397,74 руб., победитель) и от ГУП СК «Минераловодское ДРСУ» (ценовое предложение – 219 072 826,16 руб.).

2) Аукцион №333-ЭА РТС (0121200002812000902), начальная цена – 58 458 794 руб.

Для участия в аукционе поданы две заявки – от ГУП СК «Минераловодское ДРСУ» (ценовое предложение – 57 874 26,06 руб., победитель) и от ГУП СК «Буденновское МДРСУ» (ценовое предложение – 58 166 500,03 руб.).

Как следует из представленной информации, в указанных аукционах (состоявшихся 29 марта 2012 года и 09 апреля 2012 года) участвовали одни и те же лица - ГУП СК «Буденновское МДРСУ» и ГУП СК «Минераловодское ДРСУ». При этом в первом аукционе при отсутствии ценовой борьбы победило предприятие ГУП СК «Буденновское МДРСУ», а во втором - ГУП СК «Минераловодское ДРСУ».

Процедура проведения каждого аукциона идентична:

- Один претендент подает предложение о снижение цены контракта на 0,5%;

- Далее второй претендент подает предложение о снижение цены контракта еще на 0,5%;

- Первый претендент отказывается от дальнейшей борьбы;

- Победителем аукциона признается второй претендент с текущим снижением начальной (максимальной) цены контракта на 1%.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ГУП СК «Буденновское МДРСУ» и ГУП СК «Минераловодское ДРСУ», которые являются конкурентами на товарном рынке ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, заранее согласовали свои действия при проведении указанных аукционов, что в свою очередь позволило каждому выиграть «свой» аукцион с текущим снижением начальной (максимальной) цены контракта на 1%. То есть разделили аукционы между собой.

Такое поведение свидетельствует о заключении участниками торгов соглашения, направленного на устранение конкурентной борьбы и обеспечение победы в торгах заранее определенным участникам, что является нарушением требований пунктов 2, 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Действия, продемонстрированные предприятиями, были направлены на заключение государственных контрактов с минимальным понижением цены. Подобная синхронность возможна только в случае, если действия каждого предприятия заранее известны другому. На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что предприятия заранее распределили открытые аукционы в электронной форме №0121200002812001023 и №0121200002812000902 между собой, чтобы каждое предприятие получило государственный контракт в своем регионе.

В соответствии с пунктом 17 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» согласование хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке является одним из признаков ограничения конкуренции.

Согласно пунктов 2, 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах и к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков).

Такие действия привели к нарушению антимонопольного законодательства, прямо прописанного в пунктах 2, 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Следовательно, совершив указанные ГУП СК «Буденновское МДРСУ» и ГУП СК «Минераловодское ДРСУ» действовали умышленно, создав видимость конкурентной борьбы, что подтверждает факт совершения вменяемого предприятиям антиконкурентного соглашения.

Наличие информационных контактов подтверждается тем, что указанные предприятия являются государственными унитарными предприятиями, которые находятся в ведомственном подчинении Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, которой является организатором открытых аукционов в электронной форме №0121200002812001023 и №0121200002812000902. Данное обстоятельство могло облегчить указанным предприятиям возможность достижения антиконкурентного соглашения по заключению государственных контрактов с незначительным понижением цены.

Согласно пункта 2 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 года №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.

Кроме того, согласованные действия хозяйствующих субъектов предполагают предсказуемое индивидуальное поведение формально независимых субъектов, определяющее цель их действий и причину выбора каждым из них модели поведения на товарном рынке. Антиконкурентное соглашение, не имеющие какого-либо оформления в виде соглашений или достижения каких-либо иных формальных договоренностей, предполагают скоординированные и направленные действия хозяйствующих субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка.

Анализ торгов, в которых участвовали ГУП СК «Буденновское МДРСУ» и ГУП СК «Минераловодское ДРСУ» за период с 01.01.2012 года по настоящее время показал, что в случае участия в торгах двух из указанных предприятий торги также проходят идентично, а именно снижение цены на 1% (Например: №0121200002812001938 и др.).

В случае же, если в торгах принимало участие какое-либо другое предприятие, то цена снижалась существенно (Например: №№0121300024812000004 на 46%, 012113000326120000001 на 28,5%, 0121300024812000002 на 21%, 0121300009912000004 на 29%, 0121300006312000004 на 28%, 0121300039412000103 на 8%, 0121300009912000003 на 34%, 0121300024812000003 на 17%, 0121300012713000016 на 17,5%, 0121300039512000002 на 10,5%, 0121300039412000055 на 30,5% и др.).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ГУП СК «Буденновское МДРСУ» и ГУП СК «Минераловодское ДРСУ», которые являются конкурентами на товарном рынке ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, заранее согласовали свои действия при проведении указанных аукционов, что в свою очередь позволило каждому выиграть «свой» аукцион в своем регионе с текущим снижением начальной (максимальной) цены контракта на 1%. То есть разделили аукционы между собой.

В связи с окончанием процедуры торгов, и подписанием государственных контрактов по результатам открытых аукционов в электронной форме 0121200002812001023 и №0121200002812000902 и началом выполнения работ, выдача предписания нецелесообразна.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ставропольского УФАС России,

РЕШИЛА:

1) Признать в действиях ГУП СК «Буденновское МДРСУ» (356800, г. Буденновск, ул. Толстого, 7, ИНН-2624000647, ОГРН-1022603223961) и ГУП СК «Минераловодское ДРСУ» (357200, г. Минеральные Воды, с. Левокумка, ул. Мостовая, 187, ИНН-2630019131, ОГРН-1022601457295) факт нарушения требований пунктов 2, 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в осуществлении картельного соглашения при проведении открытых аукционов в электронной форме №0121200002812001023 и №0121200002812000902, которое привело к поддержанию цен на торгах и к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков),

2) В связи с заключением контрактов и началом выполнения работ, выдача предписания нецелесообразна.

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны