Решение б/н Решение по делу №126 о нарушении антимонопольного законодате... от 25 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

17 февраля 2015 года

г. Ставрополь

17 февраля 2015 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Пашкова Н.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Хаджебиеков Р.Ш. – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

рассмотрев дело №126 возбужденное в отношении ОАО «Шпаковскрайгаз» (ул. Трактовая, 14, г. Михайловск, 356240) по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <……> (<……>) на действия ОАО «Шпаковскрайгаз» по факту отказа в выдачи ТУ на подключение строящегося (реконструируемого) объекта к газораспределительной системе.

Ставропольским УФАС России проведено антимонопольное расследование, по результатам которого было установлено, что в действиях ОАО «Шпаковскрайгаз» усматриваются признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного и руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» 10.12.2014 года в адрес ОАО «Шпаковскрайгаз» направлено два предупреждения об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

ОАО «Шпаковскрайгаз» письмом от 16.12.2014 года за исходящим номером 2491/01-14 сообщило, что предупреждение выполнять не будет, так как не считает свои действия в рамках действующего законодательства нарушением.

На основании изложенного было возбуждено дело в отношении ОАО «Шпаковскрайгаз» по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

При рассмотрении дела <……> поддержал свои доводы изложенные в заявлении, пояснив, что ОАО «Шпаковскрайгаз» необоснованно уклоняется от выдачи технических условий, содержание которых определено п. 37 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 №1314 (далее Правила 1314). Просит принять меры антимонопольного реагирования.

При рассмотрении дела представитель ОАО «Шпаковскрайгаз» пояснил следующее. Отказом в выполнении требований, прописанных в предупреждениях, согласно которых предлагалось направить в адрес <……> (по объекту: х. Вязники, ул. Новая 18) и <……> (по объекту: с. Петропавловка, ул. Шевченко 36-а) технические условия, содержащие информацию, указанную в п. 28 и п.37 Правил и направить проект договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, послужило отсутствие, по обоим адресам, заявки о подключении оформленной в соответствии с требованиями п.65-71 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2013г. №1314.

В вынесенных предупреждениях был процитирован п. 38 Правил, в котором определено, что при получении исполнителем заявки о подключении, без предварительной выдачи технических условий, исполнителем выдаются технические условия, содержащие информацию п. 28 и п. 37 Правил и предоставляется проект договора о подключении.

Соответственно, ОАО «Шпаковскрайгаз» пришло к выводу, что УФАС по СК, не удостоверившись в обстоятельствах, а именно в наличии заявок о подключении по объекту: х. Вязники, ул. Новая 18 и по объекту: с.Петропавловка, ул. Шевченко 36-а, поспешило квалифицировать действия ОАО «Шпаковскрайгаз», как правонарушение, обязав нашу организацию осуществить выдачу технических условий содержащих информацию п. 37 Правил и предоставить для заключения <……> и <……> договоры о подключении объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

Ввиду того, что <……> и <……> были поданы лишь заявления о выдаче технических условий, оформленные в соответствии с требованиями п.п. 7 и 8 Правил, но отсутствовало заявление о подключении согласно п.п. 65-71 Правил, ОАО «Шпаковскрайгаз», на законном основании, были выданы технические условия <……> и <……>, содержащие информацию предусмотренную и. 28 Правил. Также в своих ответах на предупреждения мы указывали, что <……>, который возмутился краткости технических условий, разъяснялось, что в соответствии со вступившими с 1 марта 2014г. Правилами, для получения технических условий с содержанием информации о подключаемом газопроводе, необходимо подавать заявление о подключении объекта капитального строительства к газораспределительной сети, и предлагалось сотрудниками ОАО «Шпаковскрайгаз» оформить данное заявление, на что <……> в грубой форме пояснил нашим сотрудникам, что никакого заявления о подключении он писать не намерен, поскольку он уже писал заявление о выдаче технических условий, а с действиями ОАО «Шпаковскрайгаз» разберется антимонопольная служба.

В 2014г. с момента вступления в силу Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства РФ №1314 от 30.12.2014г. общее количество выданных ТУ, согласно Правил, составляет-1581 ТУ, из них выполнено в 2014г. - 58 ТУ.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения сторон, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

ОАО «Шпаковскрайгаз» осуществляет услуги по техническому обслуживанию и ремонту: газовых сетей, газопроводов и газового оборудования предприятий и организаций, внутридомовых газопроводов и внутридомового газового оборудования в жилых домах и общественных зданиях в пределах границ балансовой принадлежности сетей инженерно-технического обеспечения предприятия в Шпаковском районе. Других организаций на рынке нет. Услуги не могут быть заменены в потреблении другими товарами (услугами). Так же ОАО «Шпаковскрайгаз» осуществляет услуги по транспортировке и распределению природного газа по сетям газоснабжения до конечного потребителя.

ОАО «Шпаковскрайгаз» является единственным в Шпаковском районе поставщиком вышеуказанных услуг, занимает доминирующее положение и включено в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 50 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов» по позиции «услуги по техническому обслуживанию и ремонту: газовых сетей, газопроводов и газового оборудования предприятий и организаций, внутридомовых газопроводов и внутридомового газового оборудования в жилых домах и общественных зданий» с долей на рынке более 50 % в географических границах Шпаковского района и «услуги по транспортировке и распределению природного газа по сетям газоснабжения до конечного потребителя» с долей на рынке более 50 % в пределах границ балансовой принадлежности сетей инженерно-технического обеспечения предприятия.

В силу статьи 2 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа;

система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа;

газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.

В соответствии с частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков, если иное не предусмотрено законодательством о газоснабжении в Российской Федерации. Срок действия предоставленных технических условий и срок внесения платы за такое подключение (технологическое присоединение) устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на три года или при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее чем на пять лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Правообладатель земельного участка в течение одного года или при комплексном освоении земельного участка в целях жилищного строительства в течение трех лет с момента предоставления технических условий и информации о плате за такое подключение (технологическое присоединение) должен определить необходимую ему для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения нагрузку в пределах предоставленных ему технических условий. Обязательства организации, предоставившей технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, прекращаются в случае, если в течение одного года или при комплексном освоении земельного участка в целях жилищного строительства в течение трех лет с момента предоставления правообладателю земельного участка указанных технических условий он не определит необходимую ему для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения нагрузку в пределах предоставленных ему технических условий и не подаст заявку о таком подключении (технологическом присоединении).

Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 №1314 определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства).

Согласно п. 2 указанных правил "исполнитель" – это газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.

В силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по транспортировке газа отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ОАО «Шпаковскрайгаз» является собственником сетей газопровода в пределах границ балансовой принадлежности сетей инженерно-технического обеспечения предприятия, имеет лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и осуществляет транспортировку газа по принадлежащим ему сетям газопровода до присоединенных объектов потребителей.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Следовательно, ОАО «Шпаковскрайгаз» занимает доминирующее положение на товарном рынке по предоставлению услуг по технологическому присоединению к газораспределительной сети в границах сетей, эксплуатируемых обществом.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что, исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Как следует из материалов дела о нарушения антимонопольного законодательства, Общество занимает доминирующее положение на рынке услуг по транспортированию и распределению газообразного топлива по распределительным сетям газоснабжения среди потребителей с долей более 50 процентов в географических границах Шпаковского района, охваченного присоединенными распределительными сетями газоснабжения.

Пунктом 38 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 №1314 определено, что при получении исполнителем заявки о подключении (технологическом присоединении) без предварительной выдачи технических условий от заявителя с максимальным часовым расходом газа, не превышающим 300 куб. метров, которым ранее не выдавались технические условия, исполнителем в порядке, установленном разделом II настоящих Правил, выдаются технические условия, содержащие информацию, указанную в пунктах 28 и 37 настоящих Правил, и направляется в порядке, установленном разделом VI настоящих Правил, проект договора о подключении.

Пунктами 28,37 указанных правил, определено содержание технических условий, которые должны содержать следующие данные:

а) максимальная нагрузка (часовой расход газа);

б) сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к газораспределительным сетям;

в) срок действия технических условий.

Технические условия, направляемые заявителю исполнителем в 30-дневный срок со дня получения от заявителя заявки о подключении (технологическом присоединении), дополняются следующей информацией:

а) о газопроводе, к которому осуществляется подключение (технологическое присоединение);

б) о максимальном часовом расходе газа (в случае его изменения) и пределах изменения давления газа в присоединяемом газопроводе;

в) о диаметре и материале труб;

г) об обязательствах заявителя по оборудованию подключаемого объекта капитального строительства приборами учета газа;

д) о других условиях подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, учитывающих конкретные особенности проектов газоснабжения, включая точку подключения.

<……> и <……> по истечению 14 дней с момента направления заявлений о подключении к строящегося (реконструируемого) объекта к газораспределительной системе, по почте были получены ТУ содержащие требования пункта 27, без содержания пункта 37 указанных Правил.

При этом, заявления содержат в себе заявку о подключении к системе до 3 м3/ч, что гораздо меньше 300 куб. метров, следовательно ОАО «Шпаковскрайгаз» должно была разработать и выдать заявителям ТУ, содержащие в себе условия обоих пунктов, и вести работу по подготовке проекта договора о подключении, что ГРО не выполнило.

Проведя правовой анализ оспариваемых норм, установлено, что в отличие от общего порядка подключения объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусмотренного пунктом 3 Правил, пункты 4, 38 Правил, регламентируя вопросы технологического присоединения заявителей с максимальным часовым расходом газа, не превышающим 300 куб. метров, предоставляют право направить обращение к исполнителю о заключении договора о подключении без предварительной выдачи технических условий. Такое правовое регулирование осуществлено в интересах правообладателей земельных участков - юридических или физических лиц, имеющих намерение подключить объект капитального строительства с максимальной нагрузкой 300 куб. метров к сети газораспределения и желающих направить исполнителю заявку о подключении (технологическом присоединении) без предварительной выдачи технических условий.

Так <……> 29.10.2014 года за входящим номером 2423 был сдан в ОАО «Шпаковскрайгаз» запрос (заявление) о предоставлении технических условий, где указано, что в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства - (далее объект) расположенного по адресу: с. Петропавловка, ул. Шевченко 36 а, прошу предоставить технические условия на подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения объекта.

Технические условия на подключение строящегося (реконструируемого) объекта к газораспределительной системе №451 от 13.11.2014 года, адресованы <……>.

Заявление <……> от 04.08.2014 года поступило в ОАО «Шпаковскрайгаз» на выдачу технических условий на газификацию.

Технические условия на подключение строящегося (реконструируемого) объекта к газораспределительной системе №249 от 20.08.2014 года, адресованы <……>.

Технические условия по заявлению <……>, так и заявлению <……> ОАО «Шпаковскрайгаз» были оформлены в последний день выдачи ТУ. При этом, ОАО «Шпаковскрайгаз» не учтено, что согласно содержания заявлений <……> и <……>, они определены как заявки о подключении (технологическом присоединении) без предварительной выдачи технических условий.

В тоже время, изучив практику выдачи ТУ в обществе, Комиссией было установлено, что заявления на выдачу ТУ иных заявителей рассматриваются гораздо быстрее, и составляют не более 15 календарных дней. Так же рассмотрение заявок, осуществляется в день обращения, так заявка Тимохиной О.В. была зарегистрирован в ОАО «Шпаковскрайгаз» 09.12.2014 года за входящим 2734, ТУ на подключение строящегося (реконструируемого) объекта к газораспределительной системе были датированы 09.12.2014 и дополнения к ним были датирован 11.12.2014 года, без написания иных документов.

Так, например заявление Радоед В.В. поступило в ОАО «Шпаковскрайгаз» 18.12.2014 года за входящим номером 2841, первые ТУ были выданы 22.12.2014, а дополнение к ним 29.12.2014 года, что не превышает 15 календарных дней.

Аналогичная ситуация, отражена во всех копиях, представленных в материалы дела. При этом, строительно-монтажные работы осуществляются ИП Четвериковым В.А., ОАО «Шпаковскрайгаз» (ЗАО «Надежда»).

При анализе материалов дела Комиссией было установлено, что все заявки на выдачу ТУ подаются по одной форме разработанной ОАО «Шпаковскрайгаз», однако Комиссия отмечает следующее, что <……> является директором ООО «Квант-2», организация выполняет строительно-монтажные работы по газификации и является прямым конкурентом ОАО «Шпаковскрайгаз», ООО «Развитие», ЗАО «Альфа» и ЗАО «Надежда». В заявлении <……> прямо было указано, что строительно-монтажные работы будут выполняться ООО «Квант-2», в тоже время анализ иных пакетов документов на выдачу ТУ, выявил, что заявления подаются лично либо через доверенности, выданные физическими лицами, организациям которые будут выполнять строительно-монтажные работы. При этом в доверенностях (заполняемых по типовой форме подготовленной ОАО «Шпаковскрайгаз») прямо указано, что строительно-монтажные работы будут выполняться ОАО «Шпаковскрайгаз», ООО «Развитие», ЗАО «Альфа» и ЗАО «Надежда».

При указании в заявке, что строительно-монтажные работы будут выполняться ОАО «Шпаковскрайгаз», ООО «Развитие», ЗАО «Альфа» и ЗАО «Надежда» выдача ТУ осуществлялась в оперативном порядке. При этом, ТУ получались на руки, а не отправлялись по почте.

Заявление <……> было принято ОАО «Шпаковскрайгаз», и не было замечаний по фактическому содержанию и прилагаемому пакету документов, в соответствии с действующими Правилами 1314.

Следовательно, работа ОАО «Шпаковскрайгаз» построена таким образом, что в зависимости от выполнения строительно-монтажных работ и определяется сроки и порядок выдачи ТУ, и направлена на фактическое устранение конкурирующих организаций с рынка.

Таким образом, в действиях ОАО «Шпаковскрайгаз» уклонению выдачи ТУ, а именно содержащих п. 37 Правил 1314 <……> и <……>, усматриваются признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать ОАО «Шпаковскрайгаз» нарушившей пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» по факту уклонения от выдачи ТУ.

Выдать обязательное к исполнению ОАО «Шпаковскрайгаз» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно направить в адрес заявителей технические условия содержащие информацию, указанную в пункте 37 Правил 1314.

Срок исполнения предписания в течении 10 дней с момента получения решения и предписания.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Примечание:

За невыполнения в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны