Постановление №126 Постановление о наложении штрафа по делу об административном... от 10 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №126

03 июня 2014 года

г. Ставрополь

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Сапунов Д.Н.,

рассмотрев материалы административного дела №126, возбужденного 21.03.2014 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю в отношении ООО МФО «Народная Казна» /117588, г. Москва, ул. Тарусская, д. 10, ИНН 7705944339, КПП 772801001, зарегистрирован в качестве юридического лица в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве 17.032011 за ОГРН 1117746196501/ по факту нарушения части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. №38 – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии представителя ООО МФО «Народная Казна» гр. <……> (доверенность от 30.04.2014 б/н).

УСТАНОВИЛ:

26 января 2014 года, в городе Ставрополе, на пересечении улиц Тухачевского – 50 лет ВЛКСМ, был выявлен факт распространения наружной рекламы (щит-призматрон 3м. на 6м.) «Народная казна» с использованием образа Дени́са Ильи́ча Клявера (российский певец и композитор, бывший участник группы «Чай вдвоём»), следующего содержания: Заем «Сезон подарков» от 11 000 до 90 000 рублей на срок до 300 дней. Ставка от 0,6 до 0,3% в день и т.д.».

Данный факт был зафиксирован с помощью съемки на цифровой фотоаппарат. Информация о том, что досрочное погашение возможно без штрафов и переплат после 2-х недель пользования денежными средствами по договору займа, а также проценты начисляются в соответствии с договором и штраф - 10% от суммы займа за каждый период просрочки (при просрочке последнего платежа, штраф начисляется каждые 7 календарных дней до момента погашения займа) находится в нижней части рекламной конструкции, указана гораздо меньшим шрифтом и нераспознаваема без специальных приспособлений, поэтому не воспринимается частью потребителей рекламы.

Из вышесказанного следует вывод о фактическом отсутствии информации, указанной мелким шрифтом в нижней части рекламы, поскольку потребители рекламы просто не могут прочитать её.

Только из письменного ответа ООО МФО «Народная Казна» (вх. №05/680э от 28.02.2014) Ставропольским УФАС России было установлено содержание микро текста в нижней части рекламной конструкции. Из данного ответа следует, что: «Свидетельство МИНФИН России №2110177000035 ООО МФО «Народная Казна» на основании Закона 151 ФЗ от 02.07.2010. ОГРН 1117746196501. указанная информация не является публичной офертой ООО МФО «Народная Казна» о заключении договора займа. Заем «Сезон подарков». Ставка от 0,6% до 0,3% в день. Сумма займа от 11 000 до 90 000 рублей на срок от 30 до 3300 дней. Выплаты по займу 1 раз в 30 дней. Досрочное погашение без штрафов и переплат возможно после 2-х недель пользования денежными средствами по договору займа. Проценты начисляются в соответствии с договором. Штраф – 10% от суммы займа за каждый период просрочки (при просрочке последнего платежа, штраф начисляется каждые 7 календарных дней до момента погашения займа). Требования к заемщикам: возраст – от 21 года до 55 лет для женщин и до 60 лет для мужчин. Гражданство РФ, регистрация (постоянная, временная) в регионе выдачи займа, наличие постоянной официальной работы в регионе не менее 3 месяцев или неофициальной – не менее 6 месяцев. Срок действия предложения с 1.12.2013 по 28.02.2014. подробная информация по тел.: 8(800)700 88 44 и на сайте www.nkazna.ru».

Исходя из рекламного макета, представленного ООО МФО «Народная Казна», общая его площадь на бумажном носителе формата А4 составляет 383,64 кв. см.; общая площадь сноски, в которой приводится вся обязательная в соответствии с рекламным законодательством информация составляет 44,37 кв. см. Площадь сноски составляет 11,5% от общей площади указанного рекламного макета. Высота шрифта на рекламном макете, которым указана привлекательная информация составляет 0,7 см. и занимает 1/19 от общей высоты рекламного макета в то время, как высота шрифта в сноске составляет 2 мм. и занимает 1/69 от общей высоты рекламного макета. Таким образом, текст сноски указан несоизмеримо мелким шрифтом по отношению к привлекательному тексту рекламы.

Следовательно, в рекламе указаны не все условия, влияющие на фактическую стоимость займа для заемщика.

Информация об условиях, влияющих на фактическую стоимость рекламируемой услуги (займ), является существенной, так как может определить выбор потребителя при сравнении предлагаемых услуг. Любой заемщик денежных средств (потребитель) ищет наиболее выгодные условия кредита и возврата денежных средств. Только при условии его полной осведомленности обо всех условиях, влияющих на конечную стоимость рекламируемой услуги, потребитель рекламы может сделать обоснованно правильный конечный выбор.

Отсутствие в рекламе существенной информации вводит потребителя в заблуждение относительно реальной суммы расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица.

Кроме того, вышеуказанная реклама размещается на специальных рекламных конструкциях (щит-призматрон 3*6)‚ технические характеристики которых создают возможность демонстрировать объект на значительном визуальном расстоянии. Таким образом, объект рекламирования доступен для потребителя на значительном визуальном расстоянии.

Следует еще учитывать тот факт, что реклама ООО МФО «Народная Казна» размещается вдоль дороги. Выполнена белыми буквами на цветном фоне макета. Реклама представлена на обозрение 24 часа в сутки, то есть освещенность в разное время суток различная. Потребители, проезжающие на автотранспорте, рекламную информацию воспринимают сбоку (справа). Следовательно, потребитель не может воспринять данную рекламную информацию, указанную мелким шрифтом. Более того, на рекламных щитах «призматрон» часть букв указанного мелкого текста вообще отсутствует, так как попадает на разрезы движущихся элементов рекламной конструкции. Поэтому потребители рекламы не были проинформированы о предоставлении финансовой услуги (займ).

Следовательно, информация, доведённая до потребителя на щитах наружной рекламы форматом 3*6 м (призматрон) мелким‚ сложно читаемым для потребителя шрифтом‚ в виде сноски‚ становится недоступной.

В содержании данной рекламы отсутствует часть существенной информации о предоставлении финансовой услуги (заем «Сезон подарков», ставка от 0,6% до 0,3% в день), что является в свою очередь существенной информацией и имеет решающее значение при выборе рекламируемой услуги, а значит должна быть должным образом доведена до потребителей рекламы.

Таким образом, реклама ООО МФО «Народная Казна» является ненадлежащей, так как наиболее привлекательная для потребителя информация указана крупным шрифтом, а менее привлекательная — способом, затрудняющим её восприятие (с учетом размера рекламной конструкции и шрифта текста, а так же его местоположения).

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе», реклама − информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается, хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

Согласно информации, представленной исполнительным директором ООО МФО «Народная Казна» на запрос Ставропольского УФАС России, данная реклама была размещена на основании Договора №ССТ-54/12/13 от 16.12.2013 года, заключенного между ООО «Гэллэри Сервис» /121087, г. Москва, Багратионовский пр., д. 7, стр. 20А/ в лице филиала ООО «Гэллэри Сервис» в г. Ставрополь /355042, ул. Тельмана, 244, оф. 302/, с одной стороны, и ООО МФО «Народная Казна» /117588, г. Москва, ул. Тарусская, д. 10, ИНН 7705944339, КПП 772801001, зарегистрирован в качестве юридического лица в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве 17.032011 за ОГРН 1117746196501/, с другой стороны.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе», рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО МФО «Народная Казна» /117588, г. Москва, ул. Тарусская, д. 10, ИНН 7705944339, КПП 772801001, зарегистрирован в качестве юридического лица в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве 17.032011 за ОГРН 1117746196501/.

 

В соответствии с письменными объяснениями ООО МФО «Народная Казна», приобщенными к материалам дела №314(вх. №05/1043э от 27.03.2014, №05/1564э от 06.04.2014, №4152 от 17.04.2014), Общество не признает вменяемое им нарушение рекламного законодательства, так как считает, что ФЗ «О рекламе» не содержит требований к размеру шрифта, используемого в рекламе, а значит Ставропольское УФАС России не может судить о том, насколько весь текст рекламы недоступен для потребителя, поскольку в Определении не приложен акт осмотра рекламной конструкции.

Следовательно, информация, указанная в нижней части наружной рекламы, доступна всем потенциальным потребителям.

На рассмотрении дела представитель Общества <……> вышеуказанные доводы поддержал.

Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, изучив письменные объяснения ООО МФО «Народная Казна», а также материалы административного дела №126 приходит к следующим выводам.

Ставропольское УФАС России считает, что при таком рассуждении теряется смысл самого Федерального закона от 13.03.2006 №38 - ФЗ «О рекламе». Получается, что информация, которую необходимо указывать в соответствии с данным законом, должна присутствовать в рекламе не для того, чтобы ее потребители были осведомлены о ней, а только во избежание наказания за ее отсутствие.

При рассмотрении дела об административном правонарушении №126 и проведении административного расследования, возбужденного в отношении ООО МФО «Народная Казна» отсутствовала объективная необходимость для проведения осмотра рекламной конструкции, поскольку наружная реклама (щит призматрон 3м. на 6м.) имеет ряд особенностей, позволяющих говорить о невозможности прочтения потенциальными потребителями текста рекламы, размещенной в нижней части рекламного пространства.

Совокупность таких особенностей вышеуказанной рекламы, как: месторасположение вдоль дороги (реклама ООО МФО «Народная Казна» размещена на пересечении улиц Тухачевского – 50 лет ВЛКСМ на высоте более 4,5 метров (ГОСТ Р 52044-2003); ограниченное время считывания информации, размер шрифта, которым написана существенная информация о предоставлении финансовой услуги (вклад), а также высота расположения рекламной информации на щите лишает возможности потребителей получить полный текст (информацию) рекламы, делая доступным только основной текст: «Заем «Сезон Подарков» от 11000 до 90000 рублей на срок до 300 дней. Ставка от 0,6% до 0,3% в день». Потребители, проезжающие на личном или общественном транспорте способны импульсно воспринять часть информации, указанную крупным шрифтом («Заем «Сезон Подарков» от 11000 до 90000 рублей на срок до 300 дней. Ставка от 0,6% до 0,3% в день). Такая информация, указанная мелким шрифтом в нижней части рекламы является недоступной для данных потребителей.

Также, нужно учитывать тот факт, что на щите – призматрон размещается три рекламных материала одновременно, смена картинки происходит через определенный промежуток времени, поэтому восприятие рекламного материала потребителем осуществляется в ограниченном промежутке времени.

Из вышесказанного следует вывод о фактическом отсутствии информации, указанной мелким шрифтом в нижней части рекламы, поскольку потребители рекламы просто не могут прочитать ее.

Информация, указанная мелким шрифтом в нижней части рекламы, является существенной, так как ее отсутствие вводит в заблуждение потребителей, умышленно создает об объекте рекламирования впечатление, которое на самом деле не соответствует действительности.

В соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ, в том числе требования гражданского законодательства.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

То обстоятельство, что в законе не прописаны условия о размере шрифта, не свидетельствует о том, что они могут быть любыми, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителя.

Согласно Протоколу №16 совместного заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе и секции по рынку банковских услуг Экспертного совета по защите конкуренции на рынке финансовых услуг от 4 октября 2007 г., размер и способ доведения до потребителей сведений об условиях предоставления финансовой услуги в рекламе должен быть таким, чтобы условия воспринимались обычным человеком обычным образом (т.е. без использования вспомогательных технических средств и в течение времени, в которое возможно восприятие информации), если одно из условий, влияющих на его стоимость, воспринимается потребителями указанным образом.

Позицию Ставропольского УФАС РФ, также подтверждает и часть 28 Постановления Пленума ВАС РФ №58 от 08 октября 2012г., согласно которой следует, что рассматривая дела о привлечении лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ, за размещение рекламы, в которой отсутствует часть необходимой информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, судам надлежит учитывать следующее.

Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Таким образом‚ способ доведения необходимой в соответствии с рекламным законодательством информации в виде сноски мелким шрифтом‚ является ненадлежащим.

Что касается довода о том, что Ставропольское УФАС России не может судить о том, насколько весь текст рекламы недоступен для потребителя, поскольку в Определении не приложен акт осмотра рекламной конструкции, то он также не состоятелен по следующим основаниям.

Факт распространения наружной рекламы был зафиксирован с помощью съемки на цифровой фотоаппарат. В связи с тем, что данная реклама являлась наружной, необходимости в осмотре рекламной конструкции не было.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации не предусматривает тот факт, что фотосъемка может проводиться лишь в рамках конкретного процессуального действия, а именно осмотра.

Фотография рекламы, представленная наряду с материалами дела №126, в соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ относится к числу фактических данных, на основании которых должностное лицо управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю установило событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 26.2 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации, эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ все собранные антимонопольным органом фактические данные были отражены в протоколе №123 об административном правонарушении от 19.05.2014.

Следует учесть, что факт распространения наружной рекламы ООО МФО «Народная Казна» доказывает не только фотография рекламы, но и Договор №ССТ-54/12/13 от 16.12.2013; макет рекламы; Приложение №1, №2 и Приложение №3 от 16.01.2014; Счет №ССТ00415 от 27.12.2013; от 16.12.2013 г., Счет №ССТ00017 от 31.01.2014; Акт №ССТ0000027 от 31.01.2014 и Счет-фактура 1-0000027/22 от 31.01.2014.

В материалах дела имеются все необходимые доказательства, оценив которые по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств по делу в их совокупности, должностное лицо пришло к выводу о наличии в действиях ООО МФО «Народная Казна» состава вменяемого ему административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, был сделан вывод о фактическом отсутствии информации, указанной мелким шрифтом в нижней части рекламы, поскольку потребители рекламы просто не могут прочитать её.

Таким образом, ООО МФО «Народная Казна» /117588, г. Москва, ул. Тарусская, д. 10, ИНН 7705944339, КПП 772801001, зарегистрирован в качестве юридического лица в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве 17.032011 за ОГРН 1117746196501/ допущены нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе», выразившиеся в распространении наружной рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, а именно указаны не все условия предоставления финансовой услуги (займ), влияющие на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами микрофинансовой организации лица, при этом вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

 Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятьсот рублей; на должностных лиц – от четырёх до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 У ООО МФО «Народная Казна» имелась возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, но Обществом не было принято всех зависящих от него мер по их соблюдению, что и является основанием в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ для признания Общества виновным в совершении административного правонарушения.

ООО МФО «Народная Казна» Ставропольским УФАС России ранее к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ не привлекалось.

 На основании статьи 4.2 КоАП РФ вышеуказанное обстоятельство признается как обстоятельство, смягчающее административную ответственность.

 Обстоятельства, отягчающие административную ответственность Общества, установлены не были.

Руководствуясь частью 7 статьи 5 и пунктом 2 частью 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», а так же статьями 2.1, 4.1, 4.2, 4.3, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1) Признать ООО МФО «Народная Казна» /117588, г. Москва, ул. Тарусская, д. 10, ИНН 7705944339, КПП 772801001, зарегистрирован в качестве юридического лица в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве 17.032011 за ОГРН 1117746196501/ нарушившим часть 7 статьи 5 и пункт 2 часть 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

2) Назначить ООО МФО «Народная Казна» /117588, г. Москва, ул. Тарусская, д. 10, ИНН 7705944339, КПП 772801001, зарегистрирован в качестве юридического лица в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве 17.032011 за ОГРН 1117746196501/, наказание в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере ста одной тысячи рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о рекламе, зачисляются по следующим реквизитам:

«Получатель» - УФК МФ РФ по СК (Ставропольское УФАС России), ИНН 2634003887, КПП 263401001, ГРКЦ ГУ Банка России по Ставропольскому краю г. Ставрополь, р/с 40101810300000010005, БИК 040702001, ОКТМО 07701000. Код доходов бюджета 161 1 16 26000 01 6000 140. Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства о рекламе.

В трехдневный срок со дня уплаты ООО МФО «Народная Казна» надлежит представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю надлежащим образом заверенные копии платежных документов об уплате штрафа.

В случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, примет решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности по статье 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Связанные организации

Связанные организации не указаны