Решение №13 Заключение об обстоятельствах дела №13 от 15 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об обстоятельствах дела №13

30 июня 2016 года

город Ставрополь

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии – Золина Г. В. – заместитель руководителя Ставропольского УФАС России;

Члены Комиссии:

Гритчин И. Н. – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Томиленко С. Ю. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России,

Рассмотрев дело №13, возбужденное в отношении:

- ООО «СТМ-Сервис» (355008, г. Ставрополь, ул. Гражданская, 9, офис 101, ИНН-2636805420),

- ООО «КТМ» (355008, г. Ставрополь, ул. Гражданская, 2, корпус Б, офис 22, ИНН-2631802930),

- ООО «Медицинская техника и оборудование» (357100, г. Невинномысск, ул. Ф. Энгельса, 134, ИНН-2631802930),

по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»»,

В присутствии на заседании:

Представителя ООО «СТМ-Сервис» – <……> (доверенность №18/05 от 18.05.2016 года),

Представителя ООО «КТМ» – <……> (доверенность №16-05 от 16.05.2016 года),

Представителя ООО «Медицинская техника и оборудование» – <……> (доверенность от 18.05.2016 года),

Представителя ООО «Евромедсервис» – <……> (доверенность от 17.05.2016 года),

Руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Ставропольское УФАС России поступило обращение ООО «Евромедсервис» на действия участников при проведении открытого электронного аукциона №0321200015416000125 на право заключения контракта на оказание услуг на техническое обслуживание текущего ремонта медицинского ремонта для нужд ГБУЗ СК «Краевой центр специализированных видов медицинской помощи №1» с начальной (максимальной) ценой контракта – 865 243,88 рублей, проводимого в порядке Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

По мнению заявителя, ООО «СТМ-Сервис», ООО «КТМ» и ООО «Медицинская техника и оборудование» осуществили антиконкурентный сговор, а именно примени так называемый «таран», направленный на ограничение конкуренции.

Указанные обстоятельства, согласно пункта 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», послужили основанием для возбуждения дела о признаках нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с тем, что согласно пункту 3 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции Федеральный антимонопольный орган утверждает порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, объем анализа состояния конкуренции будет определен соответствующим приказом ФАС России.

Согласно письму ФАС России от 24.12.2015 года №ИА/74666/15, до вступления в силу соответствующего приказа следует руководствоваться положениями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 года №220. В отношении дел, при рассмотрении которых действующая редакция Порядка устанавливает, что анализ состояния конкуренции на товарном рынке не проводится, после вступления в силу изменений, внесенных Законом №275-ФЗ и до вступления в силу соответствующего приказа ФАС России об определении порядка проведения анализа состояния конкуренции при рассмотрении таких дел следует определять географические и продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка, а также, в случае необходимости, состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей.

Анализ состояния конкурентной среды осуществлен в соответствии со следующими нормативными актами:

- Федеральный закон от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- Федеральный закон от 05.10.2015 года №275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 05.04.2013 года №44-ФЗ (ред. от 30.12.2015 года) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010 года №220 (ред. от 30.01.2015 года);

- Разъяснения о применении «четвертого антимонопольного пакета» №ИА/74666/15 от 24.12.2015 года.

В целях анализа состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации использованы материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства №13.

Географические границы.

Специфика изучаемого рынка позволяет определить географические границы товарного рынка, руководствуясь законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, а именно в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», участник закупки – любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 года №220 «Об утверждении «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», географические границы товарного рынка определяются как границы территории, на которой приобретатель (покупатель) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар (услугу) и не имеет такой возможности за её пределами.

В рамках исследования конкурентной среды при государственных закупках, географические границы товарного рынка определяются, исходя из предмета торгов.

Согласно документации электронного аукциона, место нахождение организации, осуществляющей закупку – г. Буденновск, ул. Калинина, 2.

Таким образом, географическими границами исследуемого товарного рынка является вышеуказанное место нахождение организации.

Продуктовые границы.

В соответствии с документацией проведенного электронного аукциона №0321200015416000125, по результатам которого был заключен государственный контракт от 14.03.2016 года №0321200015416000125-0028027-01, объектом закупки являлось техническое обслуживание и текущий ремонт медицинского оборудования.

В Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014) – ОКПД2 имеется позиция с кодом 33.12.19.000 – услуги по ремонту и техническому обслуживанию прочего оборудования общего назначения, не включенного в другие группировки.

Следовательно, продуктовыми границами анализа будет являться техническое обслуживание и текущий ремонт медицинского оборудования (в соответствии с документацией аукциона №0321200015416000125, по результатам которого был заключен государственный контракт от 14.03.2016 года №0321200015416000125-0028027-01).

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей.

В соответствии с документацией проведенного электронного аукциона №0321200015416000125, по результатам которого был заключен государственный контракт от 14.03.2016 года №0321200015416000125-0028027-01, заказчиком является ГБУЗ СК «Краевой центр специализированных видов медицинской помощи №1».

Соответственно, единственным покупателем на исследуемом рынке является ГБУЗ СК «Краевой центр специализированных видов медицинской помощи №1».

Продавцами на первом этапе аукциона могут быть любые хозяйствующие субъекты, кроме зарегистрированных в офшорных зонах.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе №0321200015416000125, было подано 4 заявки на участие в аукционе.

На втором этапе аукциона к участникам установлены единые требования в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ. Кроме того, в закупке могут принять участие только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации и хозяйствующие субъекты, не включенные в реестр недобросовестных поставщиков, а также хозяйствующие субъекты, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе которых соответствует части 5 статьи 66 Федерального закона №44-ФЗ.

В соответствии с протоколом от 26.02.2016 года №0321200015416000125-3 подведения итогов электронного аукциона, комиссия, рассмотрев вторые части заявок участников, явившихся на аукцион, приняла решение, что ООО «КТМ» и ООО «Медицинская техника и оборудование» не соответствует требованием документации об электронном аукционе и законодательства. ООО «СТМ-Сервис, ООО «Евромедсервис» соответствуют требованием документации. Контракт был заключен с ООО «СТМ-Сервис».

Согласно данным с официального сайта государственных закупок www.zakupki.gov.ru следует:

Протоколом №84 от 12.02.2016 года подведения итогов аукциона в электронной форме №0321200015416000084 на право заключения контракта с государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ставропольского края «Краевой центр специализированных видов медицинской помощи №1» на поставку изделий медицинских для обеспечения государственных нужд Ставропольского края установлено:

 

Номер заявки

Наименование участника

Предложение о цене контракта

Вид аукциона

Процент снижения

IP адрес

Дата и время подачи предложения

Решение комиссии о соответствии или несоответствии

Причина отклонения

4

ООО "КТМ"

10265.85

понижение

98,81

62.122.245.78

25.02.2016 12:38:04

не соответствует

fz44_st69_ch6_p1

3

ООО "Медицинская техника и оборудование"

14592.07

понижение

98,31

62.122.245.78

25.02.2016 12:37:52

не соответствует

fz44_st69_ch6_p1

2

ООО "СТМ-сервис"

705000.99

понижение

18,52

62.122.245.78

25.02.2016 12:57:41

соответствует

 

1

ООО «Евромедсервис»

705524.66

понижение

18,46

91.143.145.181

25.02.2016 12:58:04

соответствует

 

 

Ставропольским УФАС России в целях проверки доводов заявителя был проведен анализ документов и информации, направлен запрос на электронную торговую площадку (далее - ЭТП).

Анализ электронного аукциона показал, что две компании (ООО «КТМ» и ООО «Медицинская техника и оборудование») начали подавать ценовые предложения и течении 10 минут снижение достигло 98,81% от начальной цены. Другие участники аукциона, видя, что предложенные цены гораздо ниже точки рентабельности, начинают уходить с указанного аукциона. За несколько минут до окончания срока ООО «СТМ-Сервис» подает предложение немного ниже последнего предложения добропорядочного участника. Соответственно предложению ООО «СТМ-Сервис» присваивается третий порядковый номер.

При рассмотрении вторых частей заявок ООО «КТМ» и ООО «Медицинская техника и оборудование» они признаны несоответствующими пункту 1 части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», а именно отсутствуют одни и те же необходимые документы. Победителем признан участник, сделавший третье по предпочтительности предложение – ООО «СТМ-Сервис».

Согласно информации от ЭТП ЗАО «Сбербанк-АСТ» (вх. №2937 от 11.04.2016 года) следует, что заявки и предложения ООО «СТМ-Сервис», ООО «КТМ» и ООО «Медицинская техника и оборудование» на электронную площадку подавались с одноного IP-адреса – 62.122.245.78.

С учетом того, что действия ООО «КТМ» и ООО «Медицинская техника и оборудование» не отвечают принципам рациональности и рентабельности, указанные обстоятельства указывают на антиконкурентный сговор.

Комиссией Ставропольского УФАС России неоднократно (Определения от 27.04.2016 года, от 18.05.2016 года, от 08.06.2016 года) у ООО «КТМ» и ООО «Медицинская техника и оборудование» запрашивался расчет нижней границы снижения цен от начальной (максимальной) цены контракта и расчет необходимого уровня рентабельности. Это было вызвано в том числе и тем, что Федеральный закон от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» содержит ряд антидемпинговых положений, которые направлена на поддержание конкуренции, а экономически нецелесообразное снижение начальной цены контракта на 98% является более чем существенным.

ООО «КТМ» и ООО «Медицинская техника и оборудование» не предоставили какого-либо экономического обоснования своих действий по снижению цен. Организации пояснили, что снижали цену не обращая внимания на рентабельность, так как хотели заключить контракт по любой цене.

Во вторых частях заявок отсутствовали одни и те же документы, что подтверждается протоколами аукционных комиссией.

Анализ торгов, в которых участвовали ООО «КТМ» и ООО «Медицинская техника и оборудование» показал, что хозяйствующие субъекты ранее действий по существенному снижению цены не выявлено.

Следовательно, ООО «СТМ-Сервис», ООО «КТМ» и ООО «Медицинская техника и оборудование» действовали умышленно, создав видимость конкурентной борьбы, что подтверждает факт совершения вменяемого предприятиям антиконкурентного соглашения.

То обстоятельство, что организации арендуют помещения в одном и том же здании, могло облегчить указанным предприятиям возможность достижения антиконкурентного соглашения по заключению государственных контрактов с конкретным участником – ООО «СТМ-Сервис».

Согласно пункта 2 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 года №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.

Кроме того, соглашение хозяйствующих субъектов предполагает предсказуемое индивидуальное поведение формально независимых субъектов, определяющее цель их действий и причину выбора каждым из них модели поведения на товарном рынке. Антиконкурентное соглашение, не имеющие какого-либо оформления в виде соглашений или достижения каких-либо иных формальных договоренностей, предполагает скоординированные и направленные действия хозяйствующих субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «СТМ-Сервис», ООО «КТМ» и ООО «Медицинская техника и оборудование», которые являются конкурентами при проведении электронного аукциона №0321200015416000084, заранее согласовали свои действия при проведении указанного аукциона.

Согласно пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Таким образом, в действиях ООО «СТМ-Сервис», ООО «КТМ» и ООО «Медицинская техника и оборудование» имеет место нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Довод ООО «СТМ-Сервис», ООО «КТМ» и ООО «Медицинская техника и оборудование» о том, что заявки подавались с компьютеров, находящихся в одном здании, в котором установлен бесплатный Wi-Fi, при подключении к которому подключались хозяйствующие субъекты и осуществляли выход в сеть Интернет для участия в торгах и как следствие имели один IP-адрес – 62.122.245.78., Комиссией также отклоняется, так как свидетельствует о том, что данные хозяйствующие субъекты знакомы с деятельностью друг друга, что облегчило взаимную информированность друг друга. Данное обстоятельство могло облегчить указанным предприятиям возможность достижения антиконкурентного соглашения по заключению государственных контрактов с конкретным участником – ООО «СТМ-Сервис». Это подтверждает, что участники находились в одном помещении, могли переговариваться, координировать свои действия и т.д.

Указанная позиция подтверждается имеющейся судебной практикой, в частности по делам №А54-7940/2012, А53-24753/2012 и А40-22931/2014.

На основании вышеизложенного, комиссия Ставропольского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 39, 40, 41, 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», приходит к выводу, что в действиях ООО «СТМ-Сервис», ООО «КТМ» и ООО «Медицинская техника и оборудование» имеет место нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции. Основания для выдачи предписания отсутствуют.

Связанные организации

Связанные организации не указаны