Определение №14 Определение о назначении дела №14 о нарушении антимонопольно... от 11 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела №14 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

24 апреля 2017 года

г. Ставрополь

Председатель Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее Комиссия)

УСТАНОВИЛ:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение ООО «Топливозаправочный сервис аэропортов - М» (ООО «ТСАэро — М») с жалобой на действия ООО «Кредитинвест», выразившихся в направлении уведомления о расторжении договора от 19.01.2012 №1-ХТ/12 хранения нефтепродуктов в одностороннем порядке.

Между ООО «Кредитинвест» и ООО «ТСА-М» 19.01.2012 года был заключен договор хранения нефтепродуктов (авиационного топлива) №1-ХТ/12, в соответствии с условиями которого Хранитель (Общество) обязалось за вознаграждение оказывать Поклажедателю (ООО «ТСА-М») услуги по приему, хранению с обезличиванием, учету, подготовке к выдаче и выдачу нефтепродуктов в средства заправки, а также другие связанные с этим услуги на складе ООО «Кредитинвест».

Письмом исх. №1182 от 21.11.2016 года ООО «Кредитинвест» уведомило ООО «Топливозаправочный сервис аэропортов - М» о расторжении в одностороннем порядке Договора хранения нефтепродуктов и прекращении дальнейшего хранения топлива ООО «Топливозаправочный сервис аэропортов - М» в резервуарах, находящихся в аэропорту Минеральные Воды, руководствуясь п. 3 ст. 450 Гражданского кодекса РФ.

В ответ на вышеуказанное письмо Заявитель, в письме от 09.12.2016 №2/2016 г., не согласился с расторжением договора хранения и указал на нарушение со стороны ООО «Кредитинвест» порядка расторжения договора, предусмотренного законодательством.

Право оказания аэропортовых услуг ООО «Кредитинвест» подтверждается Сертификатом соответствия №ФАВТ А.04.03422 на авиатопливообеспечение, в части приема, хранения, подготовки к выдаче и выдачи на заправку в ВС, а также Сертификатом соответствия №ФАВТ А.05.03499 на осуществление контроля качества авиа ГСМ, заправляемых в ВС.

В период с 2012 по 2016 годы ООО «Кредитинвест», наряду с ООО «Топливозаправочный сервис аэропортов — М», было заключено еще 5 договоров хранения нефтепродуктов (авиационного топлива) с ООО «РН-Аэро», ООО «Авиаэйшн Лоджистик Сервисес», ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО», ФКУ «ЦУКС СКРЦ МЧС России», ФГБУ «АСЦ (СКРЦ МЧС России).

В адреса с ООО «РН-Аэро», ООО «Авиаэйшн Лоджистик Сервисес», ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО» 21.11.2016 были направлены аналогичные уведомления о расторжении договоров хранения с 01.01.2017 со ссылкой на пункт 8.1 договора, в соответствии с которым договор вступает в силу с момента его подписания и действует в течение года, если ни одна из сторон за тридцать календарных дней до истечения срока действия договора не заявит о намерении его прекратить, договор считается пролонгированным на следующий календарный год.

ООО «Кредитинвест» указало на то, что расторжение договорных отношений обусловлено технологическими причинами: необходимостью в 2017 году проведения регламентных и ремонтных работ в отношении объектов инфраструктуры Склада ГСМ, что не позволяет в полном (и заявленном объеме) обеспечивать исполнение договоров хранения в заявленных объемах в течение 2017 года (ограниченным ресурсом склада ГСМ).

ООО «Кредитинвест» владеет и пользуется объектами склада ГСМ на основании договора аренды от 20.04.2004 №260 с дополнительным соглашением от 30.12.2014, несет бремя содержания данного имущества. В соответствии с положениями гражданского законодательства вправе использовать принадлежащее имущество с целью извлечения прибыли.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.07.2009 N 599 (ред. от 31.01.2012) "О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах" (вместе с "Правилами обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах") определены следующие понятия:

"оператор" - хозяйствующий субъект, имеющий сертификаты на осуществление аэропортовой деятельности, имеющий и (или) использующий на любом законном основании комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, и (или) аэровокзал, и (или) другие объекты инфраструктуры аэропорта, предназначенные для оказания комплекса или части услуг в аэропортах;

"потребители" - авиаперевозчики, осуществляющие регулярные и нерегулярные авиаперевозки, эксплуатанты воздушных судов (эксплуатанты), а также иные лица, за исключением пассажиров, пользующиеся услугами в аэропортах или подавшие заявку на оказание услуг в аэропортах;

Пунктом 33 постановления Правительства РФ от 22.07.2009 N599 (ред. от 31.01.2012) "О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах" (вместе с "Правилами обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах") предусмотрено, что операторы при наличии заявок от потребителей, которые являются авиаперевозчиками, и (или) эксплуатантами, и (или) поставщиками авиационного топлива (заключившими договоры на поставку авиационного топлива авиаперевозчиками или эксплуатантами), и при наличии технической возможности аэропорта (в части объектов инфраструктуры топливного обеспечения воздушных судов) заключают договоры на оказание комплекса услуг или отдельной услуги (в соответствии с заявкой) по авиатопливообеспечению, включая хранение авиационного топлива в объемах, необходимых для осуществления перевозочной деятельности в соответствии с подтвержденными потребителям слотами, с учетом протяженности маршрутов, объема хранения неснижаемого остатка авиационного топлива в аэропорту, а также заправку воздушных судов с использованием инфраструктуры топливного обеспечения воздушных судов в аэропорту (технологическое оборудование и технические средства, используемые в технологическом процессе приема, хранения, контроля качества, подготовки и выдачи на заправку, заправки авиационного топлива в воздушные суда).

Пунктом 34 указанных Правил установлено, что при несогласии потребителя с отказом в оказании услуг по авиатопливообеспечению и (или) в доступе на рынок таких услуг других хозяйствующих субъектов по причине отсутствия технической возможности аэропорта стороны действуют в порядке, предусмотренном пунктами 29 и 30 настоящих Правил.

Пунктом 29 Правил установлено, что в случае несогласия потребителя с решением главного оператора (оператора) он вправе направить заявление, содержащее требование о представлении главным оператором (оператором) исходных данных и порядка расчета технической возможности аэропорта. Главный оператор (оператор) в течение 3 рабочих дней со дня получения такого заявления представляет в письменной форме ответ с указанием необходимых данных.

Таким образом, субъект естественной монополии по запросу (заявлению) потребителя обязан направить последнему исходные данные и порядок расчета пропускной способности аэродрома, аэровокзального комплекса, технической возможности топливно-заправочного комплекса в условиях временных ограничений по доступу к услугам субъектов естественных монополий в аэропорту в соответствии с пунктом 29 Правил обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 599.

Пунктом 30 Правил установлено, что в случае если отсутствует техническая возможность в полной мере удовлетворять все заявки (по объему и (или) времени оказания услуг), главный оператор (оператор) в течение 30 дней со дня направления отказа от удовлетворения заявки на основании отсутствия технической возможности аэропорта обязан разработать план мероприятий, направленных на обеспечение такой технической возможности. Указанный план мероприятий размещается на официальном сайте аэропорта в сети Интернет и направляется в Федеральное агентство воздушного транспорта.

В соответствии с имеющейся информацией указанный план мероприятий отсутствует, информации о размещении плана на официальном сайте аэропорта в сети Интернет и направлении его в Федеральное агентство воздушного транспорта у антимонопольного органа отсутствует.

В тоже время, в соответствии с информацией представленной ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» и ООО «Кредитинвест», с 01.01.2017 года ООО «Кредитинвест» самостоятельно осуществляет поставку авиатоплива по действующим договорам поставки с авиаперевозчиками в соответствии с поступающими заявками. Фактов отказов от заправки воздушных судов по причине отсутствия авиатоплива не было. Кроме того, в рамках проводимого расследования Ставропольским УФАС России установлено, что в период направления уведомлений о расторжении договоров хранения с ООО «ТСА-М», ООО «РН-Аэро», ООО «Авиаэйшн Лоджистик Сервисес», ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО», ФКУ «ЦУКС СКРЦ МЧС России», ФГБУ «АСЦ (СКРЦ МЧС России) (подтверждение факта расторжения договоров хранения размещено на официальном сайте ООО «Кредитинвест» http://airportkmv.ru/index.php?content=Partner_Documents) осуществляло рассылку в адреса авиакомпаний (эксплуатантов) (АО «Авиакомпания SCAT», ЦДПУ ГА «Аэротранс») предложений о сотрудничестве по поставке авиатоплива в аэропорту Минеральные Воды в связи с самостоятельной организацией поставок авиационного топлива.

Исходя из изложенного, в виду отсутствия фактов отказов в заправке ВС, у ООО «Кредитинвест», как у оператора, определенного Правилами N 599, существует техническая возможность осуществлять заправку воздушных судов в прежнем режиме. Таким образом действия ООО «Кредитинвест» как оператора, по направлению уведомлений о расторжении договора хранения в адреса поставщиков авиатоплива, заключившими и имеющими, на момент направления уведомлений, действующие договоры на поставку авиационного топлива с авиаперевозчиками и (или) эксплуатантами, носят признаки нарушения пунктов 4, 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которым запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться:

экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Следовательно, в действиях ООО «Кредитинвест» имеются признаки нарушения пунктов 4, 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного издан приказ Ставропольского УФАС России от 24 апреля 2017 года №819 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Кредитинвест» (357205, Ставропольский край, г. Минеральные Воды, территория Аэропорта, ИНН 2722035038, ОГРН 1022701128405) пунктов 4, 9 части 1 статьи 10 Федерального Закона РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в экономически и технологически необоснованном прекращении производства товара, которое прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, а также в создании препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам, в части необоснованного препятствования ООО «Топливозаправочный сервис аэропортов — М» в осуществлении деятельности по заправке воздушных судов на территории аэропорта Минеральные Воды, путем направления письма исх. №1182 от 21.11.2016 года об уведомлении ООО «Топливозаправочный сервис аэропортов - М» о расторжении в одностороннем порядке Договора хранения нефтепродуктов и прекращении дальнейшего хранения топлива в резервуарах, находящихся в аэропорту Минеральные Воды, руководствуясь, частью 6 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело №14 к рассмотрению на 16 мая 2017 года на 09 часов 30 минут по адресу: 355003, г. Ставрополь, ул. Ленина, 384, каб. 315 (здание ЦНТИ).

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела №14 в качестве:

ответчика (ответчиков):

ООО «Кредитинвест» (357205, Ставропольский край, г. Минеральные Воды, территория Аэропорта, ИНН 2722035038, ОГРН 1022701128405).

заявителя (заявителей):

ООО «Топливозаправочный сервис аэропортов — М» (141435, Россия, Московская область, г. Химки, кр. Новогорск, ул. Заречная, владение 11, дом 105).

иного лица (иных лиц):

ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» (357205, Россия, Ставропольский край, г. Минеральные Воды, Территория Аэропорт, ИНН 2630800970, ОГРН 1122651001725).

3. ООО «Кредитинвест» (357205, Ставропольский край, г. Минеральные Воды, территория Аэропорта, ИНН 2722035038, ОГРН 1022701128405) представить в срок до 12 мая 2017 года следующие документы и материалы:

- письменные объяснения по факту возбужденного дела №14, в том числе пояснения по вопросу отсутствия информации о размещении плана на официальном сайте аэропорта в сети Интернет и направлении его в Федеральное агентство воздушного транспорта;

- информацию об объемах отгруженного (поставленного) авиаГСМ авиакомпаниям (эксплуатантам ВС), помесячно, за 2015, 2016, текущий период 2017 года,

- копии свидетельства ИНН, ЕГРИП, коды предпринимательской деятельности согласно ОКВЭД;

- иную информацию, касающуюся рассматриваемого вопроса.

4. ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» (357205, Россия, Ставропольский край, г. Минеральные Воды, Территория Аэропорт, ИНН 2630800970, ОГРН 1122651001725) представить в срок до 12 мая 2017 года следующие документы и материалы:

- письменные объяснения по факту возбужденного дела №14;

- информацию о общем количестве заявок на заправку ВС помесячно,  за 2015, 2016, текущий период 2017 года,

- иную информацию, касающуюся рассматриваемого вопроса.

Явка лиц, в отношении которых возбуждено дело, или его представителя (доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

Связанные организации

Связанные организации не указаны