Решение №16 Решение по делу №16 о нарушении Федерального Закона "о защит... от 10 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №16

Резолютивная часть объявлена - 13 апреля 2018 года

Решение изготовлено в полном объеме – 27 апреля 2018 года

г. Ставрополь

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Сапунов Д.Н. – заместитель руководителя Ставропольского УФАС России;

Члены Комиссии:

Гритчин И.Н. – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Радченко П.И. – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России,

рассмотрев дело №16, возбужденное в отношении государственного казенного учреждения Ставропольского края «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае» (355035, Ставропольский край, город Ставрополь, улица Ленина, дом 242) по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

В присутствии на заседании:

Представителя государственного казенного учреждения Ставропольского края «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае» – <……>;

Представителя от Ставропольского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» - <……>;

<……> лично;

В отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле,

руководствуясь статьями 23, 39, 40, 41, 48.1, 49 Федерального закона Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение ООО «Стандарт-СШ» (вх.:7713 от 11.10.2016) с жалобой на действия уполномоченного органа, который является собственником недвижимого имущества – помещения, находящегося в здании офиса МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Ипатовского муниципального района Ставропольского края» по адресу: Ставропольский край, Ипатовский район, г.Ипатово, ул.Гагарина д.67 А, а именно на оказание платных услуг, осуществляемых ООО «Праобраз», которое помимо возмездной юридической помощи занимается оказанием услуг паспортно-визового направления, в помещениях МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Ипатовского муниципального района Ставропольского края».

Кроме этого, из Прокуратуры Промышленного района г. Ставрополя поступило заявление (вх.№7895 от 18.10.2016г) от <……> по факту недобросовестной конкуренции и получения прибыли от предпринимательской деятельности в помещениях МФЦ города Ставрополя и его Филиалах обществом с ограниченной ответственностью «Праобраз».

В ходе рассмотрения данных обращений было установлено, что ООО «Праобраз» получило право осуществлять данную деятельность в помещениях многофункциональных центров на основании соглашения от 25.01.2016 г., заключенного между Ставропольским региональным отделением Общероссийской организации «Ассоциация юристов России» (далее – Ассоциация) и государственным казенным учреждением Ставропольского края «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае» (далее - ГКУ СК «МФЦ»).

По итогам анализа полученной информации в действиях ГКУ СК «МФЦ» были установлены признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем учреждению было выдано предупреждение об устранении допущенного нарушения. Неисполнение указанного предупреждения явилось основанием для возбуждения настоящего дела.

В ходе рассмотрения дела заявитель - ООО «Стандарт-СШ» поддержало доводы, изложенные в заявлении. В представленных письменных пояснениях общество указало, что возможность размещения непосредственно в помещениях МФЦ подразделений Ассоциации юристов России (или ее агентов) создает таким лицам необоснованные преимущества в осуществлении хозяйственной деятельности и ведет к ограничению конкуренции.

<……> также поддержала доводы заявления, указав, что в результате размещения в помещениях многофункциональных центров агентов Ассоциации она понесла значительные убытки, связанные с резким падением количества клиентов, которые до указанных событий регулярно пользовались ее услугами.

Ответчик - ГКУ СК «МФЦ» в письменных объяснениях факт нарушения не признал, указав на законность заключенного между Ставропольским региональным отделением Общероссийской организации «Ассоциация юристов России» и государственным казенным учреждением Ставропольского края «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае» соглашения. По мнению ответчика, основной целью соглашения является оказание бесплатных услуг населению силами Ассоциации юристов России. Разделы соглашения, касающиеся оказания платных услуг на территории муниципальных МФЦ, носят рекомендательный характер и не препятствуют любому заинтересованному лицу обратиться в соответствующий муниципальный МФЦ для заключения договора аренды. В связи с этим считает, что в его действиях отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

Заинтересованное лицо - Ставропольское региональное отделение Общероссийской организации «Ассоциация юристов России» поддержало позицию ГКУ СК «МФЦ», указав на отсутствие в действиях учреждения нарушения антимонопольного законодательства. По мнению Ассоциации, заключенное соглашение не приводит (и не может привести) к ограничению конкуренции, в связи с чем основания для квалификации действий ГКУ СК «МФЦ» в качестве нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции отсутствовали.

Рассмотрение настоящего дела приостанавливалось в связи с обжалованием ответчиком в арбитражном суде предупреждения, неисполнение которого явилось основанием для возбуждения дела. Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.03.2018 года по делу №А63-7511/2017 в удовлетворении требований ГКУ СК «МФЦ» о признании указанного предупреждения незаконным было отказано, в связи с чем определением от 03.04.2018 года производство по делу было возобновлено.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения сторон, комиссией установлено следующее.

I. Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Указанный анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. №18026 (далее – Порядок проведения анализа).

В соответствии с п. 10.7 Порядка проведения анализа, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции включает:

определение временного интервала исследования товарного рынка;

определение продуктовых границ товарного рынка;

определение географических границ товарного рынка;

оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия и (или) осуществления действий (бездействия).

Согласно п. 2.1 Порядка проведения анализа, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

В связи с тем, что правонарушение носит длящийся характер, временной интервал исследования товарного рынка определен как ретроспективный: с момента заключения Соглашения «О сотрудничестве между Ставропольским региональным отделением Общероссийской организации «Ассоциация юристов России» и государственным казенным учреждением Ставропольского края «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае» (далее - ГКУ СК «МФЦ») от 25.01.2016 года, и, поскольку Соглашение является действующим, по дату проведения настоящего исследования - по май 2017 года.

 Предметом соглашения о сотрудничестве от 25.01.2016 года, заключенного между Ставропольским региональным отделением Общероссийской организации «Ассоциация юристов России» и ГКУ СК «МФЦ», является оказание третьими лицами юридических услуг (как платных, так и бесплатных).

Таким образом, продуктовыми границами товарного рынка будет являться заключение Соглашения «О сотрудничестве между Ставропольским региональным отделением Общероссийской организации «Ассоциация юристов России» и ГКУ СК «МФЦ».

В соответствии с п. 10.7 Порядка проведения анализа, при определении географических границ могут приниматься во внимание, в частности:

– границы территории, на которой осуществляют свои полномочия соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;

– границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействие);

– границы территорий, на которые поставляется товар и с которых поставляется товар.

Предметом Соглашения о сотрудничестве от 25.01.2016 г., заключенного между Общероссийской организация «Ассоциация юристов России» и ГКУ СК «МФЦ», является оказание бесплатной юридической помощи населению, правового просвещения и формирования правовой культуры граждан, правового консультирования, а также в других правовых сферах на базе МФЦ, расположенных в муниципальных образованиях Ставропольского края.

Согласно п. 2 Распоряжения Правительства Ставропольского края от 16.03.2013 года №158-рп основной целью деятельности ГКУ СК «МФЦ» является организация предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна" на территории Ставропольского края в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.

В связи с вышеизложенным, географическими границами рынка будут являться административные границы Ставропольского края.

В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).

Предметом соглашения о сотрудничестве от 25.01.2016 г., заключенного между Общероссийской организация «Ассоциация юристов России» и ГКУ СК «МФЦ», является оказание третьим лицам юридических услуг (как платных, так и бесплатных).

Поскольку возможность предоставления таких услуг непосредственно внутри территории МФЦ не допускается, рассматриваемое Соглашение заключено с нарушением пункта 4 Правил.

Кроме того, любой многофункциональный центр является объектом с высокой проходимостью и рассчитан на посещение большого количества граждан, заинтересованных в получении государственных и муниципальных услуг. При этом получение значительного количества государственных и муниципальных услуг сопряжено с необходимостью юридически грамотного оформления документов, подлежащих представлению в МФЦ.

В связи с этим любой гражданин, обратившийся в МФЦ, является потенциальным клиентом для такой организации, и каждый участник рынка по оказанию юридических услуг населению заинтересован в том, чтобы разместить свой офис, как можно ближе к многофункциональному центру.

Таким образом, согласно указанного Соглашения, «Ассоциация юристов России» получает возможность оказывать платные юридические услуги непосредственно на территории МФЦ, что, безусловно, свидетельствует о получении данным хозяйствующим субъектом (и его агентами) необоснованных преимуществ, выражающихся в создании условий для получения максимально возможного количества потенциальных клиентов.

II. 25.01.2016 г. между Ассоциацией и ГКУ СК «МФЦ» было подписано Соглашение «О сотрудничестве между Ставропольским региональным отделением Общероссийской организации «Ассоциация юристов России» и государственным казенным учреждением Ставропольского края «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае» (далее – Соглашение). Предметом Соглашения является сотрудничество Ассоциации и ГКУ СК «МФЦ» в сфере оказания бесплатной юридической помощи населению, правового просвещения и формирования правовой культуры граждан, правового консультирования, а также в других правовых сферах на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг края, расположенных в муниципальных образованиях Ставропольского края.

Комиссией установлено, что задекларированные в Соглашении обязательства, связанные с оказанием бесплатных услуг, не конкретизированы. Сторонами Соглашения не оговорены ни сроки, ни объем этих услуг и их характеристики, ни круг потенциальных получателей.

Более того, Соглашением предусмотрено оказание бесплатной юридической помощи исключительно в случаях организации Ассоциацией всероссийских акций по оказанию бесплатной юридической помощи. Поскольку всероссийские акции по оказанию бесплатной юридической помощи проводятся по инициативе правления Ассоциации юристов России (а не Ставропольского отделения Ассоциации), Соглашение в этой части не возлагает на Ассоциацию каких-либо самостоятельных обязательств, а лишь указывает на выполнение мероприятий, которые будут проводиться даже при отсутствии Соглашения.

Соответственно, комиссия приходит к выводу о том, что упоминание в соглашении бесплатных услуг направлено на маскировку основной цели, для которой соглашение заключалось, а именно – предоставления Ассоциации и ее агентам права ведения коммерческой деятельности на территории МФЦ.

Указанное право предусмотрено пунктом 3.5 Соглашения, согласно которого Ассоциация оказывает юридические услуги физическим и юридическим лицам за плату в соответствии с примерным перечнем услуг, приведенным в Приложении к настоящему Соглашению, в помещениях МФЦ, расположенных в муниципальных образованиях Ставропольского края. Данным пунктом также предусмотрено, что Ассоциация заключает с МФЦ, указанными в абзаце первом настоящего пункта, договор аренды помещения для оказания платных юридических услуг на условиях, согласованных с учредителем МФЦ. При этом приложением к Соглашению установлен перечень платных юридических услуг, предоставляемых в МФЦ.

Таким образом, сторонами согласована как непосредственно возможность оказания платных услуг, так и конкретные виды услуг, которые будут оказываться в помещениях МФЦ.

В рамках реализации данного Соглашения Ассоциация заключила договоры аренды нежилых помещений на территории муниципальных МФЦ Ставропольского края, расположенных в городах Ставрополе, Михайловске, Изобильном, а также в селе Кочубеевское.

Для дальнейшей реализации Соглашения Ассоциацией (Принципал) были заключены агентские договоры с ООО «Правовое образование и услуги» (Агент) на совершение юридических и иных действий по оказанию гражданам и юридическим лицам правовых и сопутствующих услуг на возмездной основе, оказанию бесплатной юридической помощи населению, правовому просвещению и формированию правовой культуры граждан, правовому консультированию, а также в других правовых сферах в помещениях МФЦ Ставропольского края.

В соответствии с п.п.1.1 вышеуказанных агентских договоров Агент обязуется по поручению Принципала за вознаграждение совершать от имени и за счет Принципала юридические и иные действия по оказанию гражданам и юридическим лицам правовых и сопутствующих услуг на возмездной основе, оказанию бесплатной юридической помощи населению, правовому просвещению и формированию правовой культуры граждан, правовому консультированию, а также в других правовых сферах в помещениях МФЦ.

П.п. 1.3. Агентского договора определяет полномочия Агента действовать от имени Принципала, в соответствии с п.4 ст. 185 ГК РФ. Агент оказывает в арендованных Принципалом помещениях МФЦ гражданам и юридическим лицам от имени Принципала юридические и сопутствующие услуги.

Как следует из материалов дела, Ассоциация самостоятельно не оказывала в помещениях муниципальных МФЦ услуги, предусмотренные Соглашением. Каждый раз после заключения договора аренды помещений с соответствующим МФЦ Ассоциация заключала агентский договор с ООО «Праобраз», которому делегировалось право оказывать соответствующие услуги в данном МФЦ. Причем ООО «Праобраз» получало право (и обязанность) оказывать в данном помещении как платные, так и бесплатные услуги, предусмотренные Соглашением.

Данные о последовательности заключения договоров аренды помещений МФЦ и агентских договоров приведены в таблице.

 

Адрес помещения

Реквизиты договора аренды

Реквизиты агентского договора

г.Михайловск, ул. Гоголя, 26/10

Договор №1 от 29.02.2016

Договор №1 от 01.04.2017

г.Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ, 8а/1-2, площадью 3,5 кв.м.

Договор №2 от 01.04.2016

Договор №2 от 01.04.2017

г.Ставрополь, ул. Голенева, 21, площадью 3,5кв.м.

Договор №3 от 01.04.2016

Договор №3 от 01.04.2017

г.Ставрополь, ул. Мира 282а, площадью 3,5 кв.м.

Договор №4 от 01.04.2016

Договор №4 от 26.04.2017

г.Ставрополь, ул. Васильева, 49, площадью 3,5 кв.м.

Договор №5 от 01.04.2016

Договор №5 от 26.04.2017

г.Ипатово, ул. Гагарина, 67а, площадью 5,0 кв.м.

Договор №5 от 06.05.2016

Договор №6 от 01.06.2017

Кочубеевский район, с. Кочубеевское, ул. Советская, 105А

Договор №49 от 01.06.2016

Договор №7 от 01.06.2017

 

Как следует из приведенных данных, агентские договоры с ООО «Праобраз» заключались либо в день заключения Ассоциацией договора аренды, либо спустя непродолжительное время после заключения такого договора.

Данные обстоятельства расцениваются комиссией в качестве доказательств того, что при заключении Соглашения Ассоциация изначально не планировала оказывать соответствующие услуги самостоятельно, и основной целью заключения соглашения являлось создание условий для предоставления ООО «Праобраз» права осуществления коммерческой деятельности в помещениях муниципальных МФЦ. Что и было впоследствии успешно реализовано.

Согласно ч.2 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» организация деятельности многофункциональных центров осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В целях осуществления организации деятельности многофункциональных центров высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации определяет один многофункциональный центр, расположенный на территории данного субъекта Российской Федерации, уполномоченный на заключение соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также на координацию и взаимодействие с иными многофункциональными центрами, находящимися на территории данного субъекта Российской Федерации, и организациями, указанными в части 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона (далее - уполномоченный многофункциональный центр). Порядок определения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации уполномоченного многофункционального центра, требования к нему и особенности взаимодействия уполномоченного многофункционального центра с иными многофункциональными центрами, находящимися на территории данного субъекта Российской Федерации, и организациями, указанными в части 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, устанавливаются правилами организации деятельности многофункциональных центров, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно части 1.1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусматривается вправо уполномоченным МФЦ привлекать иные организации в целях повышения территориальной доступности государственных и муниципальных услуг, предоставляемых по принципу «одного окна», для реализации функций, установленных настоящей статьей. Случаи и порядок привлечения указанных организаций, порядок их взаимодействия с уполномоченным многофункциональным центром, перечень функций, к реализации которых привлекается организация, а также требования к указанным организациям устанавливаются правилами организации деятельности уполномоченных многофункциональных центров, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В п.1 Постановления Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376 (ред. от 09.10.2015) «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Правила) определено, что Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) организует предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в соответствии с соглашениями о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (далее соответственно - соглашение о взаимодействии; органы, предоставляющие государственные услуги; органы, предоставляющие муниципальные услуги).

В п.25 Правил определено, что помимо функций, предусмотренных статьей 16 Федерального закона, к функциям уполномоченного многофункционального центра относятся:

а) заключение соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, предоставляющими государственные услуги;

б) организация предоставления государственных и муниципальных услуг на территории субъекта Российской Федерации посредством заключения договоров с иными многофункциональными центрами и привлекаемыми организациями, соответствующими требованиям настоящих Правил, а также координация и взаимодействие с иными многофункциональными центрами, находящимися на территории этого субъекта Российской Федерации, и организациями, указанными в части 1(1) статьи 16 Федерального закона;

п.п. а п. 26. Правил определены права уполномоченного многофункционального центра заключать соглашения о взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющими государственные услуги, и с органами местного самоуправления, предоставляющими муниципальные услуги;

п. 30 Правил определено, что уполномоченный многофункциональный центр вправе организовать предоставление государственных и муниципальных услуг в привлекаемых организациях, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Приказом Минэкономразвития России от 27.05.2016 N 322 «Об утверждении Методических рекомендаций по созданию и организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» организация взаимодействия Уполномоченного МФЦ с привлекаемыми организациями описана в разделе 3.4 настоящих Методических рекомендаций. А именно: п.п. 3.4.1. Уполномоченному МФЦ рекомендуется обеспечивать предоставление в МФЦ (в том числе в структурных подразделениях МФЦ) и (или) привлекаемых организациях, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, услуг федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, Корпорации.

3.4.2. Организация взаимодействия Уполномоченного МФЦ с муниципальными МФЦ, действующими на территории субъекта Российской Федерации, и (или) привлекаемыми организациями, рекомендуется осуществлять на основе соответствующего договора между Уполномоченным МФЦ и муниципальным МФЦ и (или) привлекаемой организацией о порядке и условиях взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», в содержании которого рекомендуется предусматривать положения, установленные пунктом 29 Правил организации деятельности МФЦ (далее - договор).

3.4.3. При определении основных функций, прав и обязанностей Уполномоченного МФЦ, иного МФЦ и (или) привлекаемой организации при организации предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ и (или) привлекаемой организации рекомендуется руководствоваться Правилами организации деятельности МФЦ.

 Соглашение о сотрудничестве от 25.01.2016 года не соответствует требованиям, определенным правилами организации деятельности МФЦ по организации предоставления государственных и муниципальных услуг в привлекаемых организациях, соответственно Ассоциация не может являться привлекаемой организацией.

В силу ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» Ассоциация и ООО «Праобраз» являются хозяйствующими субъектами.

Комиссия приходит к выводу, что государственное казенное учреждение Ставропольского края «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае» (Уполномоченный МФЦ по Ставропольскому краю) в рамках действующего законодательства, а именно: ч.2 статьи 15, части 1.1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Постановления Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» и в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 27.05.2016 N 322 «Об утверждении Методических рекомендаций по созданию и организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг», которыми определены права уполномоченного многофункционального центра заключать соглашения о взаимодействии с конкретными органами и организациями, не имел полномочий заключать Соглашение о сотрудничестве со Ставропольским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», которая является хозяйствующим субъектом и не входит в перечень органов и организаций, определенных законодательством.

Кроме того, пунктом 1 Правил определено, что Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг организует предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в соответствии с соглашениями о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

При организации предоставления государственных и муниципальных услуг дополнительная плата за оформление документов и заявлений по формам, установленным законодательством Российской Федерации, многофункциональным центром не взимается (пункт 2 Правил).

Согласно пункта 4 Правил, в многофункциональном центре может быть организовано предоставление ряда сопутствующих услуг, непосредственно связанных с основной деятельностью такого центра.

Подпунктом «в» пункта 4 Правил отдельно оговорена возможность организации предоставления в многофункциональном центре дополнительных (сопутствующих) услуг (нотариальные услуги, услуги банка, копировально-множительные услуги, услуги местной, внутризоновой сети связи общего пользования, а также безвозмездные услуги доступа к справочным правовым системам).

При этом перечень услуг, предоставление которых может быть организовано в многофункциональном центре, является закрытым.

Предметом соглашения о сотрудничестве от 25.01.2016г., заключенного между Ставропольским региональным отделением Общероссийской организации «Ассоциация юристов России» и государственным казенным учреждением Ставропольского края «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае», является оказание третьими лицами юридических услуг (как платных, так и бесплатных).

Поскольку возможность предоставления таких услуг непосредственно внутри территории МФЦ не допускается, рассматриваемое соглашение заключено с нарушением пункта 4 Правил.

Кроме того, любой многофункциональный центр является объектом с высокой проходимостью и рассчитан на посещение большого количества граждан, заинтересованных в получении государственных и муниципальных услуг. При этом получение значительного количества государственных и муниципальных услуг сопряжено с необходимостью юридически грамотного оформления документов, необходимых для получения услуги; проведением правовой экспертизы документов, подлежащих представлению в МФЦ; заполнения различных бланков, заявлений и т.д.

Все указанные операции являются основными видами деятельности для организаций, занимающихся оказанием юридических услуг населению.

В связи с этим любой гражданин, обращающийся в МФЦ, является потенциальным клиентом для такой организации, и каждый участник рынка оказания юридических услуг населению заинтересован в том, чтобы разместить свой офис (или обособленное подразделение) как можно ближе к многофункциональному центру.

В этой связи ключевое значение имеет способ, при помощи которого такая цель достигается.

Участник рынка, на законных основаниях разместивший свой офис по оказанию юридических услуг максимально близко к МФЦ, будет иметь (при прочих равных условиях) объективные преимущества по сравнению с конкурентами, которым достичь такой цели не удастся.

При этом участник, решивший задачу приближения своего офиса к месту осуществления деятельности МФЦ незаконным способом, получит экономически необоснованные преимущества по сравнению с другими участниками рынка, действовавшими добросовестно и законно.

Как установлено ранее, Правила не позволяют организовывать на территории МФЦ предоставление платных юридических услуг, в связи с чем правовые основания для заключения Соглашения от 25.01.2016 года отсутствовали.

Согласно указанного соглашения, Ассоциация получила возможность оказывать платные юридические услуги непосредственно на территории МФЦ, что безусловно свидетельствует о получении данным хозяйствующим субъектом (и его агентами) необоснованных преимуществ, выражающихся в создании условий для получения максимально возможного количества потенциальных клиентов с нарушением правил, установленных для организации деятельности МФЦ.

Другие хозяйствующие субъекты, занимающиеся оказанием аналогичных услуг населению, в результате оказались в заведомо проигрышном положении, поскольку их территориальное размещение ни при каких условиях не позволяло работать с таким количеством потенциальных клиентов, которое было доступно Ассоциации (и ее агенту) ввиду нахождения ее подразделений непосредственно в помещениях МФЦ. Указанные обстоятельства расцениваются комиссией как доказательство того, что заключение и реализация Соглашения привела к ограничению конкуренции на рынке оказания населению юридических услуг и услуг по оформлению документов.

Указанные выводы также подтверждаются объяснениями заявителей по делу (ООО «Стандарт-СШ» и ИП <……>), изложенными в их заявлениях и поддержанными в ходе рассмотрения дела.

Согласно пункта 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Комиссия приходит к выводу, что заключение Соглашения от 25.01.2016 года привело к созданию дискриминационных условий путем предоставления хозяйствующим субъектам – Ассоциации и ООО «Праобраз» права ведения коммерческой деятельности в исключительно привилегированных условиях, недоступных другим участникам рынка оказания юридических услуг и услуг по оформлению документов.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Пунктом 8 части 1 указанной статьи запрещается создание дискриминационных условий.

Учитывая вышеизложенное, комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ГКУ СК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае», выразившихся заключении и исполнении Соглашения от 25.01.2016 года (в части пункта 3.5 Соглашения и приложения к нему), нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с этим 09.08.2017 года было принято заключение об обстоятельствах дела, которое было направлено в адрес всех сторон.

На указанное заключение со стороны ГКУ СК «МФЦ» и Ассоциации поступили возражения, в которых стороны выразили несогласие с выводами комиссии, однако никаких новых доводов (помимо тех, которые были представлены ранее и которым комиссией уже была дана правовая оценка) не представили.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 15, 23, 39, 40, 41, 48.1, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ГКУ СК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае» (355035, Ставропольский край, город Ставрополь, улица Ленина, дом 242) нарушившим пункт 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось заключении и исполнении Соглашения от 25.01.2016 года (в части пункта 3.5 Соглашения и приложения к нему), что привело к ограничению конкуренции, созданию необоснованных преимуществ для ведения хозяйственной деятельности Ассоциацией и ее агентом, а также созданию дискриминационных условий для конкурентов данных организаций.

2. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

- ГКУ СК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае» в течение одного месяца с момента получения предписания принять все исчерпывающие меры (предусмотренные соглашением и действующим законодательством), направленные на исключение пункта 3.5 Соглашения «О сотрудничестве между Ставропольским региональным отделением Общероссийской организации «Ассоциация юристов России» и государственным казенным учреждением Ставропольского края «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае» от 25.01.2016 г., а также исключения приложения к указанному соглашению.

Связанные организации

Связанные организации не указаны