Решение б/н Решение по делу №18 о нарушении законодательства Российской ... от 4 января 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №18 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

7 февраля 2013 года

г. Ставрополь

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Тихенький О.Л. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;

Жуков И.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции;

Маскаева Н.В. - член Комиссии, государственный инспектор отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело №18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту, указывающему на наличие в действиях МУП «Редакция городской газеты «Невинномысский рабочий» признаков нарушения статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 №38 - ФЗ «О рекламе»,

в присутствии представителя МУП «Редакция городской газеты «Невинномысский рабочий» гр. <***> (доверенность от 11.11.2011, б/н). О времени и месте рассмотрения дела №18 МУП «Редакция городской газеты «Невинномысский рабочий» извещено надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления №35503888074088),

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного надзора за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов было выявлено нарушение законодательства о рекламе.

В газете «Невинномысский рабочий» №3 от 16 января 2013 года на странице 3 была размещена реклама ОАО «Сбербанк России» следующего содержания:

«СБЕРБАНК всегда рядом. Ставки по онл@йн-вкладам выросли. С 1 декабря 2012 года Сбербанк повысил процентные ставки по вкладам в рублях для физических лиц. По вкладам в рублях, открываемым в системе Сбербанк онл@йн, процентные ставки повысились на 0,5% годовых.

Таким образом, процентные ставки в рублях по онл@йн-вкладам («Сохраняй онл@йн», «Пополняй онл@йн», «Управляй онл@йн») на 1% годовых превысят ставки по аналогичным вкладам базовой линейки («Сохраняй», «Пополняй», «Управляй»), которые можно открыть в отделениях банка. Повышенная ставка по онл@йн-вкладам действует для клиентов, использующих интернет-банк, банкоматы или устройства самообслуживания для проведения банковских операций. Основные преимущества онл@йн-вкладов – доступность, удобство, быстрота совершения операций. Чтобы открыть счет через «Сбербанконл@йн», необходимо зайти в систему интернет-банка, выбрать интересующий вклад и определить нужные параметры (валюту, размер вклада и его срок). И. Николаева

P.S. С более подробной информацией о перечисленных выше изменениях вы можете ознакомиться на официальном сайте банка: http://sberbank.ru/moscow/ru/person/contributions/», без пометки «реклама» или «на правах рекламы».

Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ №10-1115 от 08.02.2000, газета «Невинномысский рабочий» не специализируется на сообщениях и материалах рекламного характера – реклама составляет менее 40% объема газеты.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных статьей 16 Федерального закона «О рекламе», несет рекламораспространитель.

Рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является МУП «Редакция городской газеты «Невинномысский рабочий».

В ходе рассмотрения дела №18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе представитель МУП «Редакция городской газеты «Невинномысский рабочий» гр. <***> заявил, что редакция газеты признаёт допущенное нарушение рекламного законодательства. Указал, что распространение спорной рекламы было единичным случаем.

Согласно письменным объяснениям МУП «Редакция городской газеты «Невинномысский рабочий», Предприятие не признаёт нарушение Федерального закона «О рекламе». Указывает на то, что данная публикация не имела коммерческих целей, не преследовала продвижения каких-либо банковских операций и является справочно-информационной. По мнению редакции газеты «Невинномысский рабочий», размещение на страницах газеты указанных сведений, позволило отдельным категориям граждан, лишённым возможности пользоваться услугами Интернет (инвалидам, ветеранам, пенсионерам и др.) реализовать своё право на получение информации в сфере банковских операций (исх. №39 от 04.02.2013).

С данными доводами Ставропольское УФАС России не согласно по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38 - ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В силу пункта 3 части 2 статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 №38 - ФЗ «О рекламе», настоящий Федеральный закон не распространяет свое действие на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

В статье «Ставки по онл@йн-вкладам выросли» содержится информация только о финансовых услугах, оказываемых ОАО «Сбербанк России».

Сведений о других банках – конкурентах ОАО «Сбербанк России», сравнительных, описательных, ценовых характеристиках, что позволило бы отнести спорный текст к справочно-информационному, в статье не содержится.

Кроме того, статья «Ставки по онл@йн-вкладам выросли» содержит ссылку на официальный сайт ОАО «Сбербанк России», логотип и лозунг (Сбербанк всегда рядом).

Таким образом, при отсутствии сведений о других аналогичных финансовых учреждениях, статья «Ставки по онл@йн-вкладам выросли» привлекает внимание потребителей и формирует их интерес к названному в статье банку и оказываемым им услугах, продвигая их на соответствующем рынке, и безусловно является рекламой.

Более того, как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Информационного письма от 25.12.1998 N 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Ссылка редакции газеты «Невинномысский рабочий» на то, что размещённая на страницах газеты статья «Ставки по онл@йн-вкладам выросли», позволило отдельным категориям граждан, лишённым возможности пользоваться услугами Интернет (инвалидам, ветеранам, пенсионерам и др.) реализовать своё право на получение информации в сфере банковских операций противоречит сама себе, так как указанная рекламная статья направлена на привлечение внимание потребителей, у которых имеется доступ в Интернет («Чтобы открыть счет через «Сбербанконл@йн», необходимо зайти в систему интернет-банка, выбрать интересующий вклад и определить нужные параметры…»).

При таких обстоятельствах ссылки МУП «Редакция городской газеты «Невинномысский рабочий» о том, что статья «Ставки по онл@йн-вкладам выросли» является справочно-информационным материалом, не состоятельны.

Таким образом, МУП «Редакция городской газеты «Невинномысский рабочий» допущено нарушение статьи 16 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе», выразившееся в распространении рекламы без сопровождения пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать ненадлежащей рекламу «Ставки по онл@йн-вкладам выросли. С 1 декабря 2012 года Сбербанк повысил процентные ставки по вкладам в рублях для физических лиц…», распространенную МУП «Редакция городской газеты «Невинномысский рабочий», поскольку в ней нарушены требования статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 №38 – ФЗ «О рекламе».

Не выдавать МУП «Редакция городской газеты «Невинномысский рабочий» предписание о прекращении нарушения статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38 – ФЗ «О рекламе», в связи с тем, что на момент рассмотрения дела нарушение рекламного законодательства устранено.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 07.02.2013. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны