Постановление б/н Решение по делу №18 о нарушения антимонопольного законодател... от 10 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №18 о нарушения антимонопольного законодательства

01.04.2015 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Сапунов Д. Н. – заместитель руководителя Ставропольского УФАС России;

Члены комиссии:

Волошина О. В. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Табулова Д. А. – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Рассмотрев дело №18 возбужденное по признакам нарушения администрацией Шпаковского муниципального района Ставропольского края (356240, г. Михайловск, ул. Ленина, 113) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

На основании приказа Руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 24.10.2014 года №2493 проведена проверка в отношении администрации и Совета Шпаковского муниципального района Ставропольского края (Ставропольский край, г. Михайловск, ул. Ленина, 113).

Предметом проводимой проверки являлось соблюдение администрацией и Советом Шпаковского муниципального района Ставропольского края требований Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

По результатам проверки установлено следующее.

В ходе проверки инспекции представлены договоры на осуществление пассажирских перевозок на автобусных маршрутах Шпаковского района договоры №61 от 22.12.2006, №62 от 22.12.2006, №63 от 22.12.2006, №69 от 10.04.2007, №70 от 10.04.2007, №74 от 10.04.2007, №75 от 10.04.2007, №93 от 30.10.2007 и др.).

Из содержания данных договоров следует, что они заключены в соответствии с Законом Ставропольского края №69-кз от 30.11.2001 года «Об организации пассажирских перевозок автомобильным и городским электрическим транспортом в Ставропольском крае» (далее – Закон СК №69-кз).

При этом договоры не содержат сведений о том, что они заключены по итогам конкурса. Кроме того, данные договоры заключены на неопределенный срок (срок действия договоров не указан).

Таким образом, заключение администрацией Шпаковского муниципального района договоров транспортного обслуживания населения без проведения конкурса свидетельствует о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, заключение договоров транспортного обслуживания населения без указания срока их действия позволяет лицу, заключившему такой договор, осуществлять пассажирские перевозки в течение неограниченного времени. Данное обстоятельство свидетельствует о фактическом «закрытии» рынка пассажирских перевозок и отсутствии возможности доступа на него другим участникам.

В связи с чем, в отношении администрации Шпаковского муниципального района было возбуждено дело №18, по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Определением от 06 февраля 2015 г. рассмотрение дела №18 было назначено на 19 февраля 2015 г. на 15 ч. 30 мин.

К указанному времени на рассмотрение дела прибыл представитель администрации Шпаковского муниципального района по доверенности, который пояснил, что после вступления в силу Федерального закона от 06.11.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», конкурсы на право осуществления перевозки пассажиров и багажа не проводились, договора с перевозчиками заключались по итогам заседания межведомственной комиссии по регулированию рынка транспортных услуг Шпаковского муниципального района Ставропольского края.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях администрации Шпаковского муниципального района нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

При этом Комиссия исходила из следующего:

На основании приказа Руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 24.10.2014 года №2493 проведена проверка в отношении администрации и Совета Шпаковского муниципального района Ставропольского края (Ставропольский край, г. Михайловск, ул. Ленина, 113).

Предметом проводимой проверки являлось соблюдение администрацией и Советом Шпаковского муниципального района Ставропольского края требований Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

По результатам проверки установлено следующее.

В ходе проверки инспекции представлены договоры на осуществление пассажирских перевозок на автобусных маршрутах Шпаковского района договоры №61 от 22.12.2006, №62 от 22.12.2006, №63 от 22.12.2006, №69 от 10.04.2007, №70 от 10.04.2007, №74 от 10.04.2007, №75 от 10.04.2007, №93 от 30.10.2007 и др.).

Из содержания данных договоров следует, что они заключены в соответствии с Законом Ставропольского края №69-кз от 30.11.2001 года «Об организации пассажирских перевозок автомобильным и городским электрическим транспортом в Ставропольском крае» (далее – Закон СК №69-кз).

При этом договоры не содержат сведений о том, что они заключены по итогам конкурса. Кроме того, данные договоры заключены на неопределенный срок (срок действия договоров не указан).

В настоящее время Закон СК №69-кз утратил силу в связи с принятием Закона Ставропольского края от 08.02.2010 №5-кз.

Тем не менее, комиссией была проведена проверка на предмет соответствия данных договоров законодательству, действовавшему в момент их заключения.

Так, статьей 4 Закона СК №69-кз было установлено, что договор на выполнение заказа на осуществление пассажирских перевозок заключается между перевозчиком и заказчиком по итогам проведения открытого конкурса на получение заказа на осуществление пассажирских перевозок (далее - конкурс) на основе типового договора, разрабатываемого краевым органом исполнительной власти Ставропольского края.

Положение о проведении конкурса на получение заказов на осуществление пассажирских перевозок подготавливается на основе типового положения, разрабатываемого краевым органом исполнительной власти Ставропольского края.

Приказом министерства промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края от 08.06.2007 №69-о/д было утверждено Положение о проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по междугородным и пригородным межрайонным автобусным маршрутам Ставропольского края и типового договора на осуществление пассажирских перевозок.

Пунктом 3.2 данного Положения было определено, что извещение о проведении конкурса должно содержать информацию о сроке, на который заключается договор на обслуживание маршрута.

Соответственно, действовавшие в период заключения рассматриваемых договоров нормативные акты устанавливали обязанность заключения таких договоров по итогам конкурса (то есть публичной процедуры, обеспечивающей равенство претендентов на выполнение соответствующих работ). Кроме того, договор, заключенный с победителем торгов, должен иметь срок его действия (в целях исключения монополизации рынка услуг пассажирских перевозок и развития на этом рынке конкуренции).

В настоящее время порядок организации транспортного обслуживания населения в Ставропольском крае определен Законом Ставропольского края от 08.02.2010 №5-кз «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Ставропольском крае» (далее – Закон №5-кз) и Постановлением Правительства Ставропольского края от 04.08.2010 №256-п «О мерах по реализации Закона Ставропольского края «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Ставропольском крае».

Статьей 6 Закона №5-кз определено, что предоставление перевозчику права выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения осуществляется по результатам открытого конкурса, проводимого уполномоченным органом.

По результатам конкурса между уполномоченным органом и перевозчиком - победителем конкурса заключается договор сроком на 7 лет.

Решением Совета Шпаковского муниципального района Ставропольского края первого созыва от 30.06.2005 года №103 были утверждены «Правила организации коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным внутрирайонным маршрутам Шпаковского муниципального района». В соответствии с пунктом 2.3, вышеуказанных правил, привлечение Перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок осуществляется путем проведения открытых конкурсов на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на пригородным внутрирайонных маршрутах Шпаковского муниципального района Ставропольского края.

Следовательно, действующая в настоящее время нормативная база также устанавливает обязанности органов местного самоуправления заключать договоры транспортного обслуживания населения только по итогам конкурсов, при этом в договоре должен быть определен срок его действия – 7 лет.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуг и, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Таким образом, заключение администрацией Шпаковского муниципального района договоров транспортного обслуживания населения без проведения конкурса свидетельствует о нарушении упомянутого положения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, заключение договоров транспортного обслуживания населения без указания срока их действия позволяет лицу, заключившему такой договор, осуществлять пассажирские перевозки в течение неограниченного времени. Данное обстоятельство свидетельствует о фактическом «закрытии» рынка пассажирских перевозок и отсутствии возможности доступа на него другим участникам.

Межу тем, Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

Помимо того, что администрация Шпаковского муниципального района заключила договоры транспортного обслуживания населения без проведения конкурса, администрация также не принимала никаких мер, направленных на проведение конкурса по выбору перевозчиков на территории Шпаковского муниципального района. Установив, что условия заключения с перевозчиками договоров не соответствуют требованиям действующего законодательства, администрация Шпаковского муниципального района должна была принять необходимые меры, направленные на устранение допущенного нарушения, а именно – организовать конкурс на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам №№126Б, 131, 123, 123А и др.

Не обеспечив проведение такого конкурса, администрация Шпаковского муниципального района фактически поддерживала ситуацию, при которой незаконно заключенные договоры продолжали исполняться, конкуренция на рынке осуществления пассажирских перевозок отсутствовала, а доступ на данный рынок был закрыт в течении продолжительного периода времени (более 8 лет).

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров.

Исходя из вышесказанного комиссия приходит к выводу о том что, данное правонарушение вызвано бездействием администрации города Шпаковского муниципального района, были нарушены нормы антимонопольного законодательства, а именно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившиеся в заключении администрацией Шпаковского муниципального района договоров транспортного обслуживания населения без проведения конкурса (№61 от 22.12.2006, №62 от 22.12.2006, №63 от 22.12.2006, №69 от 10.04.2007, №70 от 10.04.2007, №74 от 10.04.2007, №75 от 10.04.2007, №93 от 30.10.2007 и др).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию Шпаковского муниципального района Ставропольского края нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Нарушение выразилось в заключении администрацией Шпаковского муниципального района договоров транспортного обслуживания населения без проведения конкурса (№61 от 22.12.2006, №62 от 22.12.2006, №63 от 22.12.2006, №69 от 10.04.2007, №70 от 10.04.2007, №74 от 10.04.2007, №75 от 10.04.2007, №93 от 30.10.2007 и др.) и непринятии мер, направленных на проведение конкурсов по выбору перевозчиков на территории Шпаковского муниципального района.

2. Выдать администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения и принятии мер для организации и проведения конкурсных процедур по выбору перевозчиков на территории Шпаковского муниципального района до 01.08.2015 года.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны