Определение №026/01/10-1359/2020 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции от 15 июня 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 026/01/10-1359/2020 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

К РАССМОТРЕНИЮ

15 июня 2020 года                                                                                г. Ставрополь

 

 

Председатель Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее Комиссия)

УСТАНОВИЛ:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю во исполнение поручения ФАС России от 21.05.2020 № ПЗ/42746/20 о проведении проверки действий элеваторов, расположенных на территории Ставропольского края, на предмет соблюдения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части установления монопольно высокой цены предоставляемых услуг по хранению и отгрузке зерна, а также навязывания условий договора, невыгодных для контрагента либо не относящихся к предмету договора; необоснованного установления различных тарифов; создания дискриминационных условий и т.д., при заключении договоров хранения зерна с хозяйствующими субъектами  - покупателями зерна из интервенционного фонда.

В ходе изучения документов, полученных в отношении СПК «Владимировский», установлено следующее.

  Производственным кооперативом в соответствии с приказом от 20.06.2019 № 30 утверждено и введено в действие положение о маркетинговой политике (далее – положение).

В соответствии с пунктом 3.1. положения тарифы СПК «Владимировский» формируются до начала следующего зернового года на основании экономических расчетов. Тарифы СПК «Владимировский» на предоставляемые клиентам услуги устанавливаются исходя из калькуляций себестоимости, выполненных на основе затратного метода ценообразования с учетом установленного уровня рентабельности.

При формировании тарифов по отдельным видам услуг допускается применение ставок ниже себестоимости в случае, если обеспечивается установленный уровень рентабельности всего комплекса услуг (допускается перераспределение доходности между тарифами).

Базовые тарифы по всем видам элеваторных услуг, а также базовые значения всех видов скидок и условия их применения (категории клиентов, объем завоза и пр.) на каждый зерновой год утверждаются общим собранием не позднее, чем за 10 дней до начала зернового года и вводятся приказом Председателя. Действие приказа распространяется в равной степени на всех клиентов СПК «Владимировский». Таким образом, производственным кооперативом утвержден единый подход к порядку ценообразования.

В то же время в соответствии с предоставленными сведениями о хозяйствующих субъектах, купивших зерно в рамках товарных интервенций, СПК «Владимировский» оказывает услуги по отгрузке разным контрагентам по разным тарифам. Так для ООО «КФХ Агат», ООО «Компания «Март» стоимость данной услуги составила 650,0 руб/тонна, в то время как для ООО «Ставропольский бройлер» и АО «Макфа» - 950,0 руб/тонна.

Следовательно, в действиях СПК «Владимировский» усматриваются признаки установления различных цен на один и тот же товар (что запрещено пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

При этом согласно данных мониторинга цен на отгрузку 1 тонны зерна, применяемых на территории края наиболее крупными элеваторами, стоимость данной услуги находится в пределах от 214 до 386 рублей за 1 тонну (средняя цена по краю составляет 320 рублей за 1 тонну).

Таким образом, как максимальная (950 рублей), так и минимальная (650 рублей) цена за услугу по отгрузке зерна, применяемая СПК «Владимировский», имеют признаки монопольно высокой цены, поскольку значительно превышают расценки на аналогичные услуги, сформировавшиеся в условиях конкуренции на сопоставимых товарных рынках, что свидетельствует о признаках нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (установление и поддержание монопольно высокой цены на товар).

В связи с этим квалификация действий СПК «Владимировский» в качестве установления различных цен на один и тот же товар (пункт 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции) не приведет к устранению нарушения, поскольку даже в случае устранения нарушения и установления единых расценок на минимальном уровне (650 рублей) такая цена будет иметь все признаки монопольно высокой цены, что также является нарушением антимонопольного законодательства.

         Частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции установлено, что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

         1)   путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

         а)      расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

         б)      состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

         в)      условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

         В соответствии с пунктом 3.1 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, был проведен анализ состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке с целью выявления хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение. В данном случае был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по хранения и отгрузке зерна, приобретенного из федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции в рамках товарных инвестиций.

         В ходе анализа было установлено, что СПК «Владимировский»  занимает доминирующее положение на рынке услуг по хранения и отгрузке зерна, приобретенного из федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции в рамках товарных инвестиций в рассматриваемом периоде, установленных продуктовых и географических границах.

         В связи с вышеуказанным действия СПК «Владимировский» указывают на признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

         В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

          установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

         На основании изложенного издан приказ Ставропольского УФАС России от 11 июня 2020 года № 1064 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении СПК «Владимировский» (357970, Ставропольский край, с. Владимировка, ул. Ив. Лыхова, 12, ИНН 2613009359) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», выраженного в установлении монопольно высокой цены на услуги по хранению и отгрузке зерна, приобретенного из федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции в рамках товарных инвестиций, частью 6 статьи 44 частью 6 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

         1. Назначить дело № 026/01/10-1359/2020 к рассмотрению на 25 июня 2020 года на 14 часов 00 минут по адресу: 355003, г. Ставрополь, ул. Ленина, 384, каб. 315 (здание ЦНТИ).

         2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 026/01/10-1359/2020 в качестве:

ответчика (ответчиков):

         СПК «Владимировский» (357970, Ставропольский край, с. Владимировка, ул. Ив. Лыхова, 12, ИНН 2613009359)

         3. СПК «Владимировский» (357970, Ставропольский край, с. Владимировка, ул. Ив. Лыхова, 12, ИНН 2613009359) представить в срок до 23 июня 2020 года следующие документы и материалы:

  • письменные объяснения по факту возбужденного дела № 026/01/10-1357/2020;
  • расчет (калькуляция), экономическое обоснование затрат на оказание комплексной услуги;
  • письменные пояснения о том, что представляет собой комплексная услуга и какие услуги в нее включены;
  • письменные пояснения о том, являются ли обязательными для исполнения все услуги, включенные в комплексную услугу, или возможно оказание только их части;
  • пояснения о том если оказание всех поименованных в комплексной услуге услуг является обязательным, то указать в силу каких актов (нормативно-правовых, бухгалтерских, отраслевых и т.д) это обязательно;
  • пояснения о том оказывались ли элеватором в течение последних 3 лет услуга по отгрузке как самостоятельный вид услуги или предоставлялась только комплексная услуга;
  • указать период, с которого была введена в действие комплексная услуга;
  • письменные пояснения о том, возможно ли получить услугу по отгрузке зерна, приобретенного из федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции в рамках товарных инвестиций, без оказания комплексной услуги;
  • письменные пояснения, со ссылкой на нормативные акты, о том, что представляет собой услуга по переоформлению зерна из интервенционного фонда в обычную продукцию и почему оплата производится не на партию продукции, а за 1 тонну;
  • письменные пояснения, со ссылкой на нормативные, отраслевые акты, о причинах включения в комплексную услугу и необходимости проведения работ по активному вентилированию (сушке) расконсервированного зерна, в то время как условиями договора хранения с ОАО «ОЗК» на элеватор возложена обязанность по обеспечению и поддержанию количественно-качественной сохранности зерна на весь период хранения;
  • копии всех договоров хранения с приложениями, дополнительными соглашениями, протоколами разногласий, заключенных с коммерческими организациями, в период 2019-2020 годов;
    • копии свидетельства ИНН, ЕГРИП, коды предпринимательской деятельности согласно ОКВЭД;
    • иную информацию, касающуюся рассматриваемого вопроса.

 

Явка лиц, в отношении которых возбуждено дело, или его представителя (доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна с соблюдением требований «масочного режима» установленного пунктом 2 прим. 4 Постановления Губернатора Ставропольского края от 26.03.2020 N 119 (ред. от 10.05.2020) "О комплексе ограничительных и иных мероприятий по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019 на территории Ставропольского края" (вместе с "Перечнем непродовольственных товаров первой необходимости", "Перечнем заболеваний, требующих соблюдения режима самоизоляции на дому").

 

Председатель комиссии                                                                     Д.Н. Сапунов

Связанные организации

Связанные организации не указаны