Решение б/н Решение по делу №19 о нарушении антимонопольного законодател... от 9 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Дело №19

03.04.2015 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Пашкова Н.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Томиленко С.Ю. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

рассмотрев дело №19 возбужденное в отношении ОАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» (357500, г. Пятигорск, ул. Университетская, 35) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <……>  на действия ОАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала «Ставропольэнерго» по необоснованному составлению акта о безучетном потреблении от 21.10.2014 года, и произведенного перерасчета на его основании, в размере 482 745,36 рублей.

Ставропольским УФАС России проведено антимонопольное расследование, по результатам которого было установлено, что в действиях ОАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» имеются признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи, с чем было возбуждено дело №19 о нарушении антимонопольного законодательства.

При рассмотрении дела представитель <……> пояснила следующее.

Между <……> и ОАО «Ставропольэнергосбыт», в лице Ставропольского отделения «Горэлектросети» заключен договор энергоснабжения №615071 от 28.11.2012 года. Объектом энергоснабжения является гараж, расположенный по адресу ГСК «Рубеж», 385В. Расчетный прибор учета установлен в принадлежащем мне КТП и расположен в запирающихся щитовых.

21.10.2014 года сетевой организацией - ОАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала «Ставропольэнерго», в отсутствие <……> была произведена проверка прибора учета, на основании которой сетевой организацией был составлен акт о безучетном потреблении электроэнергии. О наличии данного акта я узнал 27.11.2014 года при получении счета на сумму 482 745,36 рублей по акту безучетного потребления.

В соответствии с пунктом 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ №442 от 12.05.2012 года определено, что при составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление, обслуживающий его гарантирующий поставщик энергосбытовая, энергоснабжающая организация. В акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).

Пункт 192 вышеуказанного постановления устанавливает, что по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес:

- гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление;

- лица, осуществившего бездоговорное потребление.        

До получения счета от Ставропольского отделения «Горэлектросети» <……> и не догадывался о проведении в отношении расчетного прибора учета проверки и о составлении акта о безучетном потреблении.

Таким образом, сотрудниками филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» также нарушены требования пункта 177 Постановления Правительства РФ №442, обязывающего сетевую организацию за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомить потребителя о дате и времени ее проведения.

На основании заявления <……> от 11.12.2014 года была получена копия акта о безучентом потреблении от 21.10.2014 года №000342 от гарантирующего поставщика, а не от сетевой организации, как того требует законодательство.

Из полученной копии акта <……> узнал, что 21.10.2014 года ведущим инженером ОТЭэ СЭС филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» <……> и гл. специалистом ОЭ ОАО «МРСК Северного Кавказа» <……> в отсутствие <……> проведена проверка узла учета, находящегося в моей границе балансовой принадлежности сетей. При этом, в акте было указано, что проверка производилась в присутствии Потребителя (представителя Потребителя) <……>, который от подписи в акте отказался, что подтверждают своими подписями свидетели <……> и <……>. Кто такой <……>, каким образом он мог быть моим представителем, мне не известно.

Получив вышеуказанную копию акта, <……> направил заявление гарантирующему поставщику о комиссионном обследовании прибора учета с присутствием представителей сетевой организации, так как самостоятельный доступ к моему прибору учета у меня ограничен пломбами сетевой организации, расположенными на двери щитовой, в которой расположен счетчик.

25.12.2014 года состоялось комиссионное обследование узла учета с участием представителей Ставропольского отделения «Горэлектросети» ОАО «Ставропольэнергосбыт» и СЭС; филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго». В результате обследования узла учета электроэнергии по принадлежащему мне объекту (Гараж), проведенного с участием представителя ГП и представителя сетевой организации, было обнаружено следующее: расчетный прибор учета и трансформатор расположены в КТП Потребителя, в запирающихся щитовых, опломбированных пломбами сетевой организации. Данные пломбы до совместной проверки не нарушены. Представителем сетевой организации в нашем присутствии данные пломбы были вскрыты с целью обеспечения доступа к расчетному прибору учета и трансформатору тока. При осмотре прибора учета обнаружено отсутствие ранее установленной пломбы на клемной крышке электросчетчика и отсутствие одной из пяти пломб на трансформаторе тока.

В связи с тем, что доступ к расчетному прибору учета ограничен пломбой на двери щитовых, установленной сетевой организацией, <……> не имел возможности ни снимать самостоятельно показания прибора учета, ни обнаружить какие-либо повреждения пломбировочного материала. По этой же причине (отсутствие доступа) я не имел возможности осуществить какие-либо действия по срыву пломбы или иному вмешательству в работу прибора учета.

В связи с тем, что сотрудники сетевой организации самостоятельно в октябре 2014 года в мое отсутствие проникали в принадлежащее мне КТП, что подтверждается копией акта безучетного потребления, составленного в отсутствие <……>, имеется возможность предположить о намеренном вмешательстве в работу расчетного прибору учета, путем срыва пломбы самими сотрудниками МРСК.

При проведении 25.12.2014 года внеплановой проверки, инициированной <……>, в нарушение пункта 176 Постановления Правительства РФ №442, представителем сетевой организации не оформлялся акт внеплановой проверки. Все результаты визуального осмотра были отражены в составленном акте. После обнаружения факта отсутствия пломбы на клемной крышке электросчетчика, представитель сетевой организации не опломбировал прибор учета, не выставил мне каких-либо предписаний и не установил сроков для устранения нарушений.

На основании вышеизложенного, просит принять меры к филиалу ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго», допустившего нарушения, выразившиеся в самовольном проникновении в принадлежащий <……> КТП; нарушении порядка проведения проверок, выразившимся в не уведомлении меня о дате и времени проведения внеплановой проверки, одностороннем составлении акта о безучетном потреблении в отсутствие <……> с указанием в акте неизвестных <……> лиц, а также, предположительно, в намеренном вмешательстве в работу расчетного прибору учета, путем срыва пломбы самими сотрудниками МРСК.

При рассмотрении дела представитель ОАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» пояснил следующее.

21 октября 2014 года сотрудниками сетевой организации - ОАО «МРСК Северного Кавказа» был зафиксирован факт безучетного потребления электроэнергии на объекте энергоснабжения (гараж, мойка, пекарня) - договор энергоснабжения №5071, потребитель - <……>, расчетный прибор учета ЦЭ 6803 №009072046003167. Составлен акт о безучетном потреблении №000328 от 21.10.2014. Настоящий Акт содержал сведения о факте безучетного потребления электроэнергии, выразившиеся в повреждении нанесенных на прибор учета контрольной пломбы на клемной крышке прибора учета, пломбы госповерителя, а так же голограммы завода-изготовителя, что свидетельствует о факте вмешательства в работу прибора учета с целью искажения данных об объеме потребляемой электроэнергии.

Акт №000328 от 21.10.2014 был подписан представителем потребителя <……> - <……>, который обеспечил допуск сотрудников сетевой организации к прибору учета, открыв здание трансформаторной подстанции имеющимся у него ключом. В силу статьи 182 ГК РФ полномочия на представительство интересов потребителя явствовали из обстановки.

Настоящий акт был передан в ОАО «Ставропольэнергосбыт» на рассмотрение. Письмом от 30.10.2014 исх. №0174/6024 Акт №000328 от 21.10.2014 возвращен в адрес сетевой организации для доработки с указанием на неверно произведенный расчет объема безучетного потребления.

Так как бланки актов безучетного потребления имеют идентификационный номер <...> произвести исправление по произведенному ошибочному расчету объема безучетного потребления в настоящем акте, не представлялось возможным. Акт №000328 от 21.10.2014 впоследствии был списан, а сведения имеющиеся в нем были переписаны в новый бланк, имеющий свой порядковый идентификационный номер <...> . Акт №000342 датирован той же датой, что списанный, так как в силу п. 192 Постановления правительства РФ от 04.05.2012 №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее - Правила) акт безучетного потребления составляется по факту выявления безучетного потребления электроэнергии.

Исх. от 12.11.2014 №15/3151 Акт №000342 от 21.10.2014 был направлен сетевой организацией и принят к расчету ОАО «Ставропольэнергосбыт», включен в реализацию услуг по передаче электрической энергии в октябре 2014, что подтверждается письмом от 25.11.2014 №017-3/6556.

Согласно п. 166 Основных положений, непредставление потребителем показаний расчетного прибора учета более 2 расчетных периодов подряд является основанием для проведения внеплановой проверки такого прибора учета.

В силу того, что трансформаторная подстанция, в которой расположен прибор учета электроэнергии, принадлежит потребителю <……> на праве собственности и является объектом с запирающимися дверями, только потребителем или его представителем мог быть обеспечен доступ в ТП. Данное имущество не относится к электросетевому оборудованию, находящемуся в эксплуатации, пользовании и распоряжении сетевой организации, ключи от данного объекта у сетевой организации отсутствуют.

В связи с необходимостью произведения допуска к энергопринимающим устройствам, Потребитель (представитель потребителя <……>) был предварительно уведомлен 13.10.2014 о намерениях сетевой организации провести внеплановую проверку приборов учета электрической энергии - сотрудником Ставропольских электрических сетей <……>. При этом <……> пояснил что, контролирует осуществляемую на проверяемом объекте деятельность и является представителем потребителя <……>, сообщив <……> номер своего сотового телефона.

21.10.2014 г. <……> обеспечил допуск сотрудников сетевой организации к прибору учета электроэнергии, открыв дверь трансформаторной подстанции имеющимся у него ключом, присутствовал при проведении проверки, давал пояснения по ходу ее проведения.

Из вышеизложенного следует, что уведомление потребителя было произведено сетевой организацией.

По факту предоставления документа, удостоверяющего выход сотрудников сетевой организации на объект <……> 21.10.2014, наряд, распоряжение, Правилами, а также иными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность сетевых организаций, не предусмотрено издание сетевой организацией распорядительных документов (приказов, распоряжений и т.п.) о проведении внеплановых проверок, в связи с чем, распорядительных документов о проведении в отношении <……> внеплановой проверки не издавалось.

Должностным лицом, принявшим решение об осуществлении внеплановой проверки прибора учета <……>, является начальник электрических сетей филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго», <……>.

Проверка производилась на основании задания на выполнения работ в порядке текущей эксплуатации по снятию показаний расчетных электросчетчиков в электроустановках потребителя от 21.10.2014г.

В соответствии с п. 173 Правил график проверок приборов учета потребителей составляется только на плановые проверки. Так как настоящая проверка в отношении прибора учета электрической энергии потребителя <……> была внеплановой, то информация о ее проведении в графике проверок приборов учета отсутствует.

Из вышеизложенного следует, что действия ОАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» при проведении внеплановой процедуры проверки прибора учета потребителя и составлении акта безучетного потребления электроэнергии совершены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в связи с чем, ОАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» не совершено действий, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

При рассмотрении дела представитель ОАО «Ставропольэнергосбыт» пояснил следующее.

27 октября 2014 года в адрес Общества от ОАО «МРСК Северного Кавказа»-«Ставропольэнерго» (далее сетевая организация) поступил акт о безучетном потреблении электроэнергии №000328 от 21.10.2014 года и расчет объема безучетного потребления к нему, составленный в отношении <……>.

Письмом №017-4/6024 от 30.10.2014 года акт о безучетном потреблении №000328 был возвращен в адрес сетевой организации в связи с неправильным определением объема безучетно потребленной электроэнергии и отсутствием подтверждения полномочий представителя, потребителя, присутствовавшего при его составлении.

12 ноября 2014 года в адрес ОАО «Ставропольэнергосбыт» поступил акт о безучетном потреблении электроэнергии №000342 от 21.10.2014 года и расчет объема безучетного потребления к нему, составленный в отношении <……>

На основании полученного от сетевой организации акта, на оплату стоимости безучетного потребленной электроэнергии в объеме 96960 кВт*ч был выставлен счет №61/38235 и сопроводительным письмом №017-П/6643 от 27.11.2014г. направлен в адрес потребителя.

Согласно абз.10 п.84 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных постановлением Правительства РФ №442 от 04.05.2012 (далее - Основные положения) стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного безучетного потребления электрической энергии рассчитывается и взыскивается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) с потребителя по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X Основных положений.

Также, сетевой организацией был определен объем потребленой электроэнергии <……> с даты составления акта о безучетном потреблении до конца расчетного периода, т.е. с 22.10.2014г. по 31.10.2015г. в соответствии с п.195 Основных положений (40 кВт х 24ч. х10 дней = 9600 кВт*час). Данный объем был предъявлен к оплате потребителю при выставлении расчетных документов за октябрь 2014 г.

24.12.2014 г. Общество направило в адрес сетевой организации письмо №017-3/7646 с просьбой направить 25.12.2014 г. в 14 ч. 00 мин. уполномоченного представителя для участия в комиссионной проверке прибора учета принадлежащего <……>. В указанную выше дату было произведено комиссионное обследование узла учета электроэнергии, о чем был составлен акт от 25.12.2014 г.

В связи с тем, что в ходе обследования узла учета 25.12.2014 г. сетевой организацией действия по опломбированию прибора учета не осуществлялись, а также в связи с поступившим в адрес Общества заявлением <……> от 26.12.2014 г., прибор учета был принят в эксплуатацию гарантирующим поставщиком 29.12.2014 г., о чем был составлен акт за подписью потребителя.

Акт приема прибора учета в эксплуатацию был направлен в адрес сетевой организации письмом от 29.12.2014 г. №017-3/7799.

После чего в адрес гарантирующего поставщика поступил акт снятия показаний приборов учета от 31.12.2014 года, содержащий расчет объема потребления электроэнергии за весь период действия договора энергоснабжения, т.е. с 28.11.2012 года по 31.12.2014 года по показаниям прибора учета №009072046003167.

На основании полученного от сетевой организации акта, Обществом был выставлен счет на оплату №61/41759 от 31.12.2014г. исходя из следующего:

показания прибора учета на дату его приема в эксплуатацию (12.07.2012 года) - 000000

Показания прибора учета на 31.12.2014 года-001776

- Объем электроэнергии поставленный за период с 12.07.2012г. по 31.12.2014 года - составил: 1776 х 20 (коэффициент трансформации тока) + 2,64% (потери в линии) = 36 451 кВт*ч.

Из указанного объема 36 451 кВт*ч был вычтен предъявленный в октябре 2014 объем электроэнергии в количестве 9600 кВт*ч.

Таким образом, в декабре 2014 года был выставлен счет на оплату потребленной электроэнергии в количестве 26 851 кВт*ч на сумму 134 257,27 руб.

Рассмотрев материалы дела, и выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ, пунктом 3.2.4 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 25.07.2012 №345, установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствие с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 08.09.2008 №341-э ОАО «МРСК Северного Кавказа», осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 26.1.47.

Таким образом, филиал ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго», осуществляя деятельность на рынке услуг по передаче электрической энергии – деятельность в сфере естественной монополии, является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение (в силу своего статуса) на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности электрических сетей.

Между <……> и ОАО «Ставропольэнергосбыт», в лице Ставропольского отделения «Горэлектросети» заключен договор энергоснабжения №615071 от 28.11.2012 года. Объектом энергоснабжения является гараж, расположенный по адресу ГСК «Рубеж», 385В.

ОАО "МРСК Северного Кавказа" в лице филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» является сетевой организацией, обеспечивающей передачу электрической энергии абонентам гарантирующего поставщика (ОАО «Ставропольэнергосбы»).

Правила учета электрической энергии регулируются Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее - Основные положения).

Пунктом 173 Основных положений установлено, что проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.

Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного сетевой организацией и согласованного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией).

Результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта, в нем указывается причина такого отказа.

Сетевая организация передает гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), в случае если он не участвовал в проведении проверки, копии актов проверки расчетных приборов учета в течение 3 рабочих дней после их составления.

Результатом проверки является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.

В соответствии с пунктом 193 Основных положений в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные:

- о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии;

- о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии;

- о приборах учета на момент составления акта;

- о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления;

- объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта;

- замечания к составленному акту (при их наличии).

При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.

Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц.

При рассмотрении антимонопольного дела ОАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» указало, что в силу того, что трансформаторная подстанция, в которой расположен прибор учета электроэнергии, принадлежит потребителю <……> на праве собственности и является объектом с запирающимися дверями, только потребителем или его представителем мог быть обеспечен доступ в ТП. Данное имущество не относится к электросетевому оборудованию, находящемуся в эксплуатации, пользовании и распоряжении сетевой организации, ключи от данного объекта у сетевой организации отсутствуют.

В связи с необходимостью произведения допуска к энергопринимающим устройствам, Потребитель (представитель потребителя <……>) был предварительно уведомлен 13.10.2014 о намерениях сетевой организации провести внеплановую проверку приборов учета электрической энергии - сотрудником Ставропольских электрических сетей <……>. При этом <……> пояснил что, контролирует осуществляемую на проверяемом объекте деятельность и является представителем потребителя <……>, сообщив <……> номер своего сотового телефона.

21.10.2014 г. <……> обеспечил допуск сотрудников сетевой организации к прибору учета электроэнергии, открыв дверь трансформаторной подстанции имеющимся у него ключом, присутствовал при проведении проверки, давал пояснения по ходу ее проведения.

В соответствии с пунктом 177 Основных положений в случае если для проведения проверки приборов учета сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности), то сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях ее недопуска к расчетным приборам учета.

При несогласии потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) с предложенными датой и (или) временем проведения проверки этот потребитель (производитель электрической энергии (мощности) на розничном рынке) направляет сетевой организации предложение об иных дате и (или) времени, после чего стороны обязаны согласовать иные дату и (или) время.

В случае недопуска потребителем (производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке) сетевой организации к расчетным приборам учета в согласованные дату и время сетевая организация повторно направляет потребителю (производителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке) уведомление с указанием даты и времени проведения проверки расчетных приборов учета, а также информацию о последствиях ее недопуска к таким приборам учета.

Однако, надлежащих доказательств уведомления потребителя – <……> за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки, о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях ее недопуска к расчетным приборам учета ОАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» не представила.

Само по себе присутствие работника проверяемого объекта не свидетельствует о надлежащем и заблаговременном уведомлении потребителя о предстоящей проверке и не доказывает соблюдение процедуры уведомления о предстоящей проверке.

Таким образом, инструментальная проверка прибора учета на объекте <……> 21.10.2014 года произведена с нарушением пункта 177 Основных положений.

По заявке потребителя 24.12.2014 г. ОАО «Ставропольэнергосбыт» направило в адрес сетевой организации письмо №017-3/7646 о проведении инструментальной внеплановой проверкой расчетных приборов учета <……>, с просьбой направить 25.12.2014 г. в 14 ч. 00 мин. уполномоченного представителя для участия в комиссионной проверке прибора учета принадлежащего <……>. В указанную выше дату было произведено комиссионное обследование узла учета электроэнергии, о чем был составлен акт от 25.12.2014 г.

В связи с тем, что в ходе обследования узла учета 25.12.2014 г. сетевой организацией действия по опломбированию прибора учета не осуществлялись, а также в связи с поступившим в адрес ОАО «Ставропольэнергосбыт» заявлением <……> от 26.12.2014 г., прибор учета был принят в эксплуатацию гарантирующим поставщиком 29.12.2014 г., о чем был составлен акт за подписью потребителя.

Акт приема прибора учета в эксплуатацию был направлен в адрес сетевой организации письмом от 29.12.2014 г. №017-3/7799.

Согласно пункту 2 Основных положений безучетное потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

Следовательно, безучетное потребление является результатом виновных действий потребителя электрической энергии, направленных на искажение данных об объеме потребления электрической энергии (мощности), что должно повлечь снижение расходов потребителя на оплату стоимости потребленной электроэнергии.

Следовательно, осуществление контрольных проверок приборов учета потребителей и порядок оформления выявленных нарушений, в том числе безучетное потребление электроэнергии, строго регламентировано.

Сетевая организация совершила действия, направленные на ущемление интересов <……>, поскольку составила акт о безучетном потреблении электроэнергии от 21.10.2014 №000318 и 000342 с нарушением процедуры проведения такой проверки хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение - ОАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго».

В материалы дела от представителя <……> поступило заявление об отсутствии претензий к ОАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго», в связи с отзывом акта безучетного потребления №000342 от 21.10.2014 года. Данный факт подтвержден ОАО «Ставропольэнергосбыт» и ОАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго», что служит доказательством устранения нарушения до принятия решения комиссии по данному делу.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, 48 частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать ОАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» (357500, г. Пятигорск, ул. Университетская, 35) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» выразившемся в составлении акта безучетного потребления электрической энергии на объекте, принадлежащего <……>, с нарушением процедуры, предусмотренной действующим законодательством.

В виду добровольного устранения нарушения производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны