Решение б/н Решение по делу №2 о нарушении антимонопольного законодатель... от 3 мая 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Дело №2

г. Ставрополь

12 августа 2011 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н.. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Пашкова Н.Н. - и.о. главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

Колесникова Ж.В. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю.

В присутствии заявителя <***> и законного представителя ответчика – ОАО «Ставропольгоргаз» - <***> по доверенности от 11.01.2011 №216 ,

рассмотрев дело №2, возбужденное в отношении ОАО «Ставропольгоргаз» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»;

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <***> на действия ОАО «Ставропольгоргаз» о разъяснении законности и обоснованности применения индекса 6,45 при проведении расчетов стоимости по предоставлению ОАО «Ставропольгоргаз» услуг по газификации и врезке и пуску газа в жилой дом.

ОАО «Ставропольгоргаз» были проведены следующие мероприятия: 12.09.2009 <***> был проведен инструктаж по правилам безопасности пользования газом в работе с газоиспользующим оборудованием бытового назначения (договор №06-9-0169/09), 12.09.2009 был заключен договор №02-04-2164/09 на проведение работ по подготовке системы газоснабжения к подключению вновь создаваемого объекта. Согласно договору №03-07-0021/10 от 21.11.2009 ОАО «Ставропольгоргаз» приступило к выполнению проектных работ.

При выезде представителя ОАО «Ставропольгоргаз», 03.04.2010, по адресу ул. Криничная, 12, были определены объемы газификации жилого дома. Был составлен локально-сметный расчет на прокладку газопровода и установку газоиспользующего оборудования в указанном домовладении. Данный расчет составлен на основании территориальных единичных расценок (ТЕР) на строительные работы и предназначенных для определения прямых затрат в сметной стоимости строительных работ по устройству сетей газоснабжения, а также для расчета за выполненные работы. Для определения конечной стоимости работ ОАО «Ставропольгоргаз» был применен индекс изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, предусмотренный для Ставропольского края – 6,45.

Индекс 6,45 предназначен для укрупненных расчетов стоимости строительства базисно-индексным методом, формирования начальной цены при подготовке конкурсной документации и общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета. Указанный индекс предназначен для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением бюджетных средств.

Для определения текущей стоимости услуг ОАО «Ставропольгоргаз», предоставляемых гражданам за счет личных средств, следует использовать прейскурант на услуги газового хозяйства (УГХ), утвержденный и введенный в действие приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 №35.

Таким образом, применение указанного индекса является неправомерным. Так как указанный вид услуг не относится к строительно-монтажным работам, предусмотренным Письмом Министерства регионального развития РФ от 20.01.2010 №1289-СК/08 и позволяющим применять при расчете стоимости услуг по врезке и пуску газа индекс 6,45.

На основании изложенного Управлением было возбуждено дело №2 в отношении ОАО «Ставропольгоргаз» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном применении индекса 6,45, утвержденного Письмом Министерства регионального развития РФ от 20.01.2010 №1289-СК/08 «О рекомендуемых к применению в I квартале 2010 года индексах изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексах изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ, индексах изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, а также индексах изменения сметной стоимости оборудования» для Ставропольского края, при расчете стоимости услуг по врезке и пуску газа.

В рассмотрении дела приняли участие представитель по доверенности от ОАО «Ставропольгоргаз» и заявитель <***>.

Заявитель, по существу рассматриваемого дела, пояснил, что является собственником незавершенного объекта строительства (жилой дом) по адресу: г. Ставрополь, ул. Криничная, 12. Для ввода в эксплуатацию необходимо газифицировать указанный объект недвижимости, в связи с этим он обратился в абонентский отдел ОАО «Ставропольгоргаз» по ул. Маяковского, 9 и поинтересовался о конечной стоимости услуг по подключению и оформлению данной коммуникации, однако сумму не указали.

Впоследствии были оплачены справки, а также произведена оплата за выезды специалистов в вышеуказанный объект, услуги по подготовке системы газоснабжения к подключению к системе газоснабжения, затем был разработан план газификации и после всего этого была рассчитана смета по прокладке, монтированию и врезке газопровода, итого которой составил огромную сумму (69 095, 83 рублей – строительно-монтажные работы и 24 796,96 рублей - стоимость услуг по врезке и пуску газа), при этом были на заявителя были возложены мероприятия по установке и бетонированию стоек для воздушной прокладки газопровода, пробивание стены и устройство дымоходов и отверстия для притока воздуха.

В ОАО «Ставропольгоргаз» пояснили, что расценки берутся 2001 года и умножаются на индекс 6,45. Поэтому в адрес Ставропольского УФАС России было направлено обращение о разъяснении законности и обоснованности применения индекса 6,45 при проведении расчетов стоимости по предоставлению ОАО «Ставропольгоргаз» услуг по газификации и врезке и пуску газа в жилой дом

В процессе рассмотрения дела №2 законный представитель ОАО «Ставропольгоргаз» по существу рассматриваемого дела пояснил следующее.

Согласно определению Ставропольского УФАС России от 16.02.2011 ОАО «Ставропольгоргаз» неправомерно применяет индекс 6,45, установленный Письмом Министерства регионального развития РФ от 20.01.2010 №1289-СК/08 «О рекомендуемых к применению в I квартале 2010 года индексах изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексах изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ, индексах изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, а также индексах изменения сметной стоимости оборудования» для Ставропольского края при расчете стоимости услуг по врезке и пуску газа.

При расчете стоимости ОАО «Ставропольгоргаз» не может согласится с позицией управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю в данном вопросе. ОАО «Ставропольгоргаз» действительно осуществляет услуги населению по врезке в газораспределительную сеть и пуску газа в газоиспользующее оборудование, установленное у абонента.

При расчете стоимости ОАО «Ставропольгоргаз» в I квартале 2010 года применяло коэффициент изменения сметной стоимости 6,45, утвержденный Письмом Министерства регионального развития РФ от 20.01.2010 №1289-СК/08 «О рекомендуемых к применению в I квартале 2010 года индексах изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексах изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ, индексах изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, а также индексах изменения сметной стоимости оборудования».

Указанный индекс является единым для всех видов строительно-монтажных работ, к которым, в соответствии с Методическими рекомендациями Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу «по использованию федеральных единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные, ремонтно-строительные и пусконаладочные работы (ФЕР-2001)…», относятся и пуско-наладочные работы.

В Письме Министерства регионального развития РФ от 20.01.2010 №1289-СК/08, видно, что указанные индексы предназначены для:

- укрупненных расчетов стоимости строительства базисно-индексным методом;

- формирования начальной цены при подготовке конкурсной документации;

- в том числе и для общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета.

ОАО «Ставропольгоргаз» сослалось на аналогичные разъяснения, которые даются в Методических рекомендациях Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу «по использованию федеральных единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные, ремонтно-строительные и пусконаладочные работы (ФЕР-2001» где указано, в каких случаях применяются Федеральные единичные расценки). Таким образом, ОАО «Ставропольгоргаз» считает, что правомерно применяло индекс 6,45 при расчете стоимости услуг по врезке и пуску газа в жилой дом, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Криничная, 12.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения сторон, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

В целях определения доминирующего положения ОАО «Ставропольгоргаз» на рынке услуг по врезке вновь построенного газопровода в магистральную газовую сеть и выполнению пусконаладочных работ газового оборудования жилых домов, управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю был проведен анализ состояния конкурентной среды на указанном рынке.

Установление доли ОАО «Ставропольгоргаз» на рынке услуг по врезке вновь построенного газопровода в магистральную газовую сеть и выполнению пусконаладочных работ газового оборудования жилого дома проведено Ставропольским УФАС России в соответствии с регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утверждённым приказом ФАС России от 17.01.2007 №5 (далее – Регламент).

Согласно п. 3.4. Регламента анализ состояния конкуренции проводится в соответствии с порядком проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта.

При проведении анализа рынка услуг по врезке вновь построенного газопровода в магистральную газовую сеть и выполнению пусконаладочных работ газового оборудования жилого дома руководствовались Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. N 18026 (далее – Порядок проведения анализа).

В соответствии с п.п. 6.2.1, 10.1.1, 10.1.2 стандарта отрасли «Техническая эксплуатация газораспределительных систем» ОСТ 153-39.3-051-2003 (утвержден приказом Министерства энергетики РФ от 24.07.2003 №259) работы по врезке газопровода и пуску газа выполняются персоналом эксплуатационной организации. Эксплуатационная организация – специализированная организация, осуществляющая техническую эксплуатацию объектов газораспределительных сетей, объектов СУГ, резервуарных и групповых баллонных установок СУГ, газового оборудования зданий.

Согласно пункту 3 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утверждены постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 №83, в ред. постановления Правительства РФ от 27.11.22010 №940) физическое или юридическое лицо, осуществляющее на принадлежащем ему на праве собственности или ином законном основании земельном участке строительство (реконструкцию) объекта, связанное с увеличением потребляемой нагрузки либо с изменением иных определяющих для данного вида ресурса параметров, для его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения обращается с соответствующим заявлением о подключении в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и предоставившую технические условия подключения.

На территории города Ставрополя такой организацией является специализированная организация – ОАО «Ставропольгоргаз».

В результате проведенного анализа было установлено, что доля ОАО «Ставропольгоргаз» на исследуемом рынке составляет 100%, ОАО «Ставропольгоргаз» занимает доминирующее положение на рынке услуг по врезке вновь построенного газопровода в магистральную газовую сеть и выполнению пусконаладочных работ газового оборудования жилых домов на территории г. Ставрополя.

В ОАО «Ставропольгоргаз» обратился <***> с заявлением о газификации незавершенного объекта строительства (жилого дома), расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Криничная, 12 от газопровода среднего давления Д-76 мм.

ОАО «Ставропольгоргаз» были проведены следующие мероприятия: 12.09.2009 <***> был проведен инструктаж по правилам безопасности пользования газом в работе с газоиспользующим оборудованием бытового назначения (договор №06-9-0169/09), 12.09.2009 был заключен договор №02-04-2164/09 на проведение работ по подготовке системы газоснабжения к подключению вновь создаваемого объекта. Согласно договору №03-07-0021/10 от 21.11.2009 ОАО «Ставропольгоргаз» приступило к выполнению проектных работ.

При выезде представителя ОАО «Ставропольгоргаз», 03.04.2010, по адресу ул. Криничная, 12, были определены объемы газификации жилого дома. Был составлен локально-сметный расчет на прокладку газопровода и установку газоиспользующего оборудования в указанном домовладении. Данный расчет составлен на основании территориальных единичных расценок (ТЕР) на строительные работы и предназначенных для определения прямых затрат в сметной стоимости строительных работ по устройству сетей газоснабжения, а также для расчета за выполненные работы. Для определения конечной стоимости работ ОАО «Ставропольгоргаз» был применен индекс изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, предусмотренный для Ставропольского края – 6,45.

Указанный индекс утвержден Письмом Министерства регионального развития РФ от 20.01.2010 №1289-СК/08 «О рекомендуемых к применению в I квартале 2010 года индексах изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексах изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ, индексах изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, а также индексах изменения сметной стоимости оборудования».

Согласно пояснениям, представленным в адрес Ставропольского УФАС России Государственным учреждением архитектуры и градостроительства Ставропольского края, индекс 6,45 предназначен для укрупненных расчетов стоимости строительства базисно-индексным методом, формирования начальной цены при подготовке конкурсной документации и общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета. Указанный индекс предназначен для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением бюджетных средств.

При применении территориальных единичных расценок Ставропольского края (ТЕР СК) для определения ориентировочной, текущей стоимости строительно-монтажных работ, возможно использовать индекс изменения сметной стоимости. Для определения текущей стоимости услуг в газовом хозяйстве необходимо использовать прейскурант на услуги газового хозяйства (УГХ), утвержденный и введенный в действие приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 №35.

Указанный прейскурант составлен на базе ранее действующего «Примерного прейскуранта цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту систем газоснабжения». Корректировка выполнена с учетом современных технико-экономических показателей деятельности ГРО (уровень оплаты труда, процент отчислений на социальные нужды, размер накладных расходов, норматив прибыли, НДС), а также изменений перечня работ и состава исполнителей, связанных с введением в действие ПБ 12-38-00 «Правила безопасности в газовом хозяйстве».

Для определения текущей стоимости услуг ОАО «Ставропольгоргаз», предоставляемых гражданам за счет личных средств, следует использовать выше названный прейскурант на услуги газового хозяйства (УГХ), утвержденный и введенный в действие приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 №35.

Что касается вопроса обоснованности расчета стоимости услуг по врезке и пуску газа и применения, при данном расчете, индекса 6,45, то применение указанного индекса является неправомерным. Так как указанный вид услуг не относится к строительно-монтажным работам, предусмотренным Письмом Министерства регионального развития РФ от 20.01.2010 №1289-СК/08 и позволяющим применять при расчете стоимости услуг по врезке и пуску газа индекс 6,45.

ОАО «Ставропольгоргаз» занимает доминирующее положение на рынке услуг по врезке вновь построенного газопровода в магистральную газовую сеть и выполнению пусконаладочных работ газового оборудования жилых домов на территории г. Ставрополя.

В рамках реализации полномочий Министерства регионального развития Российской Федерации в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности Минрегионом России разработаны и установлены Письмом от 20.01.2010 №1289-СК/08 рекомендуемые к применению в I квартале 2010 года индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ, индексы изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, а также индексы изменения сметной стоимости оборудования.

Указанным Письмом указаны исчерпывающие обстоятельства, при которых применяются индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ, индексы изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, а также индексы изменения сметной стоимости оборудования.

Индексы предназначены для укрупненных расчетов стоимости строительства базисно-индексным методом, формирования начальной цены при подготовке конкурсной документации и общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что объект незавершенного строительства (жилой дом, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Криничная, 12) был построен гражданином <***> без привлечения средств федерального бюджета, за счет личных денежных средств, без подготовки конкурсной документации.

В соответствии с п.п. 6.2.1, 10.1.1, 10.1.2 стандарта отрасли «Техническая эксплуатация газораспределительных систем» ОСТ 153-39.3-051-2003 (утвержден приказом Министерства энергетики РФ от 24.07.2003 №259) работы по врезке газопровода и пуску газа выполняются персоналом эксплуатационной организации. Эксплуатационная организация – специализированная организация, осуществляющая техническую эксплуатацию объектов газораспределительных сетей, объектов СУГ, резервуарных и групповых баллонных установок СУГ, газового оборудования зданий.

Согласно пункту 3 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утверждены постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 №83, в ред. постановления Правительства РФ от 27.11.22010 №940) физическое или юридическое лицо, осуществляющее на принадлежащем ему на праве собственности или ином законном основании земельном участке строительство (реконструкцию) объекта, связанное с увеличением потребляемой нагрузки либо с изменением иных определяющих для данного вида ресурса параметров, для его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения обращается с соответствующим заявлением о подключении в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и предоставившую технические условия подключения.

На основании изложенного, работы по врезке газопровода и пуску газа относятся к работам по технической эксплуатации объектов газораспределительных систем, предназначенных для обеспечения потребителей природными и сжиженными углеводородными газами и использования этих газов в качестве топлива и не являются одним из видов строительно-монтажных работ. Факт разделения строительно-монтажных работ и работ по пуску и врезке газа подтверждается локально-сметными расчетами, произведенными ОАО «Ставропольгоргаз», приобщенными к материалам дела №2 о нарушении антимонопольного законодательства.

Таким образом, действия ОАО «Ставропольгоргаз» по применению индекса 6,45, утвержденного Письмом Министерства регионального развития РФ от 20.01.2010 №1289-СК/08 «О рекомендуемых к применению в I квартале 2010 года индексах изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексах изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ, индексах изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, а также индексах изменения сметной стоимости оборудования» для Ставропольского края, при расчете стоимости услуг по врезке и пуску газа нарушают пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»

Пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции» «запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования)» Факт нарушения, в действиях ОАО «Ставропольгоргаз», пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции» подтверждается материалами дела.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, а также пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Ставропольгоргаз» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО «Ставропольгоргаз» (г. Ставрополь, ул. Маяковского, 9. 355009) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: не применять индекс 6,45, установленный Письмом Министерства регионального развития РФ от 20.01.2010 №1289-СК/08 «О рекомендуемых к применению в I квартале 2010 года индексах изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексах изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ, индексах изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, а также индексах изменения сметной стоимости оборудования» для Ставропольского края при расчете стоимости услуг по врезке и пуску газа для <***>. Об исполнении предписания сообщить в течении 1 месяца с момента получения предписания.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.

 

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны