Постановление №22 Постановление о наложении штрафа по делу об административном... от 31 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №22

21 марта 2016 года

город Ставрополь

Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Сапунов Д. Н., рассмотрев материалы – решение №72 от 25.12.2015 года о нарушении антимонопольного законодательства, материалы дела об административном правонарушении №22, которыми установлен факт нарушения ПАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» (357500, г. Пятигорск, ул. Университетская, 35, ИНН 2632082033, ОГРН 1062632029778) положений Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» и части 2 статьи 14.31 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение ИП <……> и ООО «Континент плюс» на действия ПАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала «Ставропольэнерго» по необоснованному составлению акта проверки достоверности учета и режима электропотребления от 22.10.2015, согласно которого без указания на причины был сделан вывод о том, что прибор учета электрической энергии не может быть признан расчетным.

В ходе проведения антимонопольного расследования было установлено, что отключение электроэнергии было произведено ПАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго».

По результатам проведенного расследования в действиях ПАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» были установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, Управлением было возбуждено дело №72 в отношении ПАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции», нарушение выразилось в ущемлении интересов ИП <……> и ООО «Континент плюс» путем нарушения процедуры проведения проверки приборов учета электрической энергии.

Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Решением от 25.12.2015 по делу №72 признала ОАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» (357500, г. Пятигорск, ул. Университетская, 35, ИНН 2632082033, ОГРН 1062632029778) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в следующем.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ, пунктом 3.2.4 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 25.07.2012 №345, установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствие с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 08.09.2008 №341-э ОАО «МРСК Северного Кавказа», осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 26.1.47.

Таким образом, филиал ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго», осуществляя деятельность на рынке услуг по передаче электрической энергии – деятельность в сфере естественной монополии, является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение (в силу своего статуса) на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности электрических сетей.

Ставропольским УФАС России было установлено следующее.

Актом 009990 проверки достоверности учета и режима электропотребления от 23.07.2015 года был зафиксирован факт замены прибора учета с заводским номером 14736953 на прибор учета электроэнергии с заводским номером 092551464. Прибор учета был принят в качестве расчетного ООО «Континент плюс».

Актом 009989 проверки достоверности учета и режима электропотребления от 23.07.2015 года был зафиксирован факт замены прибора учета с заводским номером 13554913 на прибор учета электроэнергии с заводским номером 092551478. Прибор учета был принят в качестве расчетного ИП <……>.

22.10.2015 года представители филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» в отношении ООО «Континент плюс» был составлен акт проверки прибора учета и режима потребления электропотребления №011264. Согласно, которого был сделан вывод: факта превышения погрешности измерительного комплекса сверх допустимых значений не выявлено. Целостный покров оттиска пломб госповерителя вызывает сомнения в подлинности, потребителем необходимо произвести трасологическую экспертизу. В срок, до 22.11.2015 года устранить указанные замечания, вызвать представителя ПАО «МРСК Северного Кавказа» для повторной проверки, опломбировки прибора учета. Электросчетчик №092551464 не может использоваться в качестве расчетных приборов учета.

22.10.2015 года представители филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» в отношении ИП <……> был составлен акт проверки прибора учета и режима потребления электропотребления №011265. Согласно, которого был сделан вывод: факта превышения погрешности измерительного комплекса сверх допустимых значений не выявлено. Целостный покров оттиска пломб госповерителя вызывает сомнения в подлинности, потребителем необходимо прибор учета отправить в независимую трасологическую экспертизу. В срок, до 22.11.2015 года устранить указанные замечания, вызвать представителя ПАО «МРСК Северного Кавказа» для повторной проверки, опломбировки прибора учета. Электросчетчик №092551478 не может использоваться в качестве расчетных приборов учета.

ПАО «МРСК Северного Кавказа» является сетевой организацией, оказывающей ПАО «Ставропольэнергосбыт» услуги по передаче электрической энергии на основании договора об оказании услуг по передаче электроэнергии от 01.12.2011№СЭ 04454.

Согласно п. 11 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее - Основные положения №442), ПАО «Ставропольэнергосбыт» в целях обслуживания потребителей обеспечивает снятие и прием показаний приборов учета электроэнергии.

Согласно п. 3.3.4 вышеуказанного договора, а также Регламента снятия показаний приборов учета и применения расчетных способов при определении объемов переданной электроэнергии (приложение №8 к договору), сетевая организация по окончании каждого расчетного периода определяет объемы переданной электроэнергии на основании показаний приборов учета, полученных от потребителей или снятых сетевой организацией самостоятельно.

ПАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала «Ставропольэнерго» по итогам октября 2015 года были составлены и переданы в ПАО «Ставропольэнергосбыт» и потребителям (ИП <……> и ООО «Континент плюс») Акт снятия показаний приборов учета электрической энергии.

В акте снятия показаний приборов учета электрической энергии за октябрь 2015 года, в графе расчет ПАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала «Ставропольэнерго» в графе указания на показания прибора учета электрической энергии было указано, что за октябрь необходимо потребителю применить расчет как 1-й расчетный период п. 166 Постановления 442 для потребителя ООО «Континент плюс».

В акте снятия показаний приборов учета электрической энергии за октябрь 2015 года, в графе расчет по ПАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала «Ставропольэнерго» было указано, что за октябрь необходимо потребителю применить расчет: показания прибора учета для потребителя ИП <……>.

В актах снятия показаний приборов учета электрической энергии за ноябрь 2015 года указано, что за ноябрь необходимо потребителю применить расчет: показания прибора учета для потребителей.

Следовательно, действия сетевой организацией при отсутствии достаточных оснований в осуществлении расчета объема потребления электрической энергии без учета показаний прибора учета по требованиям действующего законодательства в случае признания прибора учета электрической энергии не расчетным, необоснованны, так как пунктом 154 Основных положений функционирования розничных рынков определено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.

По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.

Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией, а в случае если сетевая организация не явилась в согласованные дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), участвующим в процедуре допуска. Установленную гарантирующим поставщиком контрольную пломбу и (или) знаки визуального контроля сетевая организация вправе заменить при проведении первой инструментальной проверки.

То есть при наличии и целостности всех знаков визуального контроля, прибор учета не может быть признан не расчетным, что в акте сетевой организации не указано. Следовательно, не принятие показаний прибора учета за октябрь 2015 года у потребителя ООО «Континент плюс» является необоснованным, в то время как по ИП <……> при аналогичных замечаниях к прибору учета показания прибора учета ИП <……> за октябрь 2015 года были приняты к взаиморасчетам.

В тоже время сам порядок проведения проверок приборов учета потребителей был проведен в нарушение норм действующего законодательства, по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 172 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года №442 определено, что проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.

Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям названного документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки.

Соглашением между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) может быть определено, что проверка расчетных приборов учета осуществляется гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в отношении всех или части точек поставки.

В случае если в отношении каких-либо точек поставки сетевой организацией не были проведены проверки расчетных приборов учета в соответствии с планом-графиком, указанным в пункте 173 названного документа, а также если в отношении каких-либо точек поставки за прошедшие 12 месяцев сетевой организацией не были проведены проверки приборов учета, то проверки приборов учета в отношении соответствующих точек поставки вправе провести гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), который в отношении таких точек поставки осуществляет продажу электрической энергии.

В указанных случаях гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) осуществляет проверки приборов учета в порядке, аналогичном установленному в разделе X порядку для их проведения сетевой организацией.

Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) участвует в проведении проверок приборов учета в соответствии с пунктами 173 -177 названного документа.

В соответствии с пунктом 173 Основных положений проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.

Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного сетевой организацией и согласованного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в порядке, указанном в пункте 174 названного документа.

Основанием для проведения внеплановой проверки приборов учета является: - полученное от гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего точки поставки, расположенные в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, заявление о необходимости проведения внеплановой проверки приборов учета в отношении обслуживаемых им точек поставки, но не более чем 10 процентов точек поставки, планируемых сетевой организацией к проверке в соответствии с указанным планом-графиком в этом же расчетном периоде;

полученное от потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)) которого непосредственно или опосредованно присоединены к сетевой организации, заявление о необходимости проведения внеплановой проверки в отношении его точек поставки;

выявление факта нарушения сохранности пломб и (или) знаков визуального контроля при проведении осмотра состояния расчетного прибора учета перед его демонтажем, осуществляемым в порядке, установленном настоящим разделом.

В соответствии с пунктом 176 Основных положений результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта, в нем указывается причина такого отказа.

Сетевая организация передает гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), в случае если он не участвовал в проведении проверки, копии актов проверки расчетных приборов учета в течение 3 рабочих дней после их составления.

Результатом проверки является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.

В актах проверки прибора учета и режима потребления электропотребления №011264 и 011265 сетевой организацией указано, что ей проведена внеплановая проверка приборов учета электрической энергией.

ПАО «Ставропольэнергосбыт» не обращалось в адрес ПАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» с заявкой о проведении внеплановых проверок в отношении ООО «Континент плюс» и ИП <……> в октябре 2015 года. Иных оснований для проведения внеплановой проверки прибора учета комиссией не установлено.

В соответствии с пунктом 192 Основных положений по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес:

гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление;

лица, осуществившего бездоговорное потребление. Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.

В случае если сетевая организация не присутствовала при проведении гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) проверки состояния приборов учета, в результате которой был выявлен факт безучетного потребления электрической энергии, то акт о неучтенном потреблении электрической энергии составляется гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) и не позднее 3 рабочих дней со дня его составления передается в сетевую организацию.

Исходя из представленных актов не установлено, на каком основании сетевая организация более 1 раза в год совершает проверки приборов учета электрической энергии, так как новый прибор учета, установленный потребителями 23.07.2015 года был принят как расчетный и допущен к взаиморасчетам между сторонами.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что ПАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала «Ставропольэнерго» совершило следующие действия:

Провело проверки приборов учета электрической энергии ИП <……> и ООО «Континент плюс», с нарушением действующего законодательства.

Сделало выводы о невозможности использования приборов учета в качестве расчетных, притом, что по результатам проверки установлено отсутствие погрешности измерительного комплекса сверх допустимых значений, а так же без нарушения установленных пломб.

Произвело расчет объемов потребленной электрической энергии без учета показаний установленного прибора учета электрической энергий у потребителя ООО «Континент плюс».

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что сетевая организация совершив вышеуказанные действия, при отсутствии правовых оснований злоупотребила доминирующим положением на товарном рынке, что привело к ущемлению законных прав и интересов потребителей.

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Копия решения Ставропольского УФАС России от 25.12.2015 года по делу №72 приобщена к материалам административного производства №23.

Время совершения административного правонарушения – 25.12.2015 года вступление в силу решения комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства согласно пункту 6 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункту 10.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства».

Местом совершения административного правонарушения является город Ставрополь, где ОАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» осуществляет деятельность и расположен объект ООО «Континент плюс» и ИП <……>.

Действия ПАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» указывают на наличие события административного правонарушения и содержат признаки нарушения части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает, что за «совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Объектом нарушения являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности.

Объективная сторона: осуществление ОАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» - действий, выразившихся в проведении проверки приборов учета электрической энергии ИП <……> и ООО «Континент плюс», с нарушением действующего законодательства.

Субъект правонарушения: ОАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго».

Субъективная сторона: правонарушение совершено умышленно. Лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своих действий, предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

В соответствии с требованием ст. 4.1 КоАП РФ при вынесении постановления исследованы и учтены все обстоятельства отягчающие и смягчающие ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в соответствии со статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность в соответствии с частью 1 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относятся: добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение (п. 2 ч. 1ст. 4.2 КоАП РФ), оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении (п. 4 ч. 1ст. 4.2 КоАП РФ) и предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения (п. 5 ч. 1ст. 4.2 КоАП РФ); добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль (п. 7 ч. 1ст. 4.2 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ оснований для освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения не установлено. В силу п. 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Категория малозначительности относится к числу оценочных, поэтому определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, при этом применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.

Статья 14.31 КоАП РФ определяет меру публично-правовой ответственности за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. При этом, состав административного правонарушения предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ не содержит в себе обязательных условий причинения материального ущерба и является формальным по своей сути.

Объектом правонарушений, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ, являются публичные правоотношения по обеспечению реализации единой государственной политики в области защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности, недопущения, ограничения, устранения конкуренции, ущемления интересов других лиц.

Объективную сторону правонарушений по статье 14.31 КоАП РФ образуют противоправные деяния (действия или бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение норм права, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и актами органов антимонопольного регулирования.

Отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, признаются государством сферой особого контроля.

То, что правоотношения связанные с зашитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности признается государственной сферой особого контроля следует из Конституции Российской Федерации, а именно из статьи 34 Конституции РФ, которой предусмотрено, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Таким образом, Конституция РФ, вводя принципы рыночной экономики, свободы предпринимательской деятельности устанавливает конституционный запрет на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данная норма Конституции РФ развита в статьях 1, 10 Гражданского кодекса РФ, Федеральном законе от 26.07.2006 года№135-ФЗ «О защите конкуренции», статьях 14.9, 14.31, 14.32, 14.33 КоАП РФ, которыми установлен действующий механизм защиты от злоупотребления доминирующим положением, в том числе виде административных санкций за совершенное нарушение.

При назначении административного наказания в соответствии с санкцией, определенной частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, учтено следующее.

Рынок, на котором совершено правонарушение – рынок оказания услуг по передаче электрической энергии в городе Ставрополе.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ, административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается в сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.

Год, предшествующий дате выявления административного правонарушения – 2014 год.

Данные о сумме выручки, полученной от оказания услуг по передаче электрической энергии в городе Ставрополе в 2014 году, представлены в справке ПАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» от 25.06.2015 года б/н. Согласно указанной справки, выручка за 2014 год составила 1632468520 рублей.

Поскольку административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), размер административного штрафа определяется в пределах от 0,3% до 3% от выручки от реализации товара, на рынке которого совершено административное правонарушение.

Расчет суммы административного штрафа в соответствии с санкцией части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

0,3% от суммы выручки (минимальный размер штрафа) – 4897406 руб.

3% от суммы выручки (максимальный размер штрафа) – 48974056 руб.

Базовый размер штрафа без учета смягчающих и отягчающих обстоятельств 26935730,58 руб.

С учетом установленных по делу четырех смягчающих обстоятельств размер штрафа составляет 4897405,56 руб.

Руководствуясь статьями 2.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3, 14.32, 23.48, 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1) Признать ПАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» (357500, г. Пятигорск, ул. Университетская, 35, ИНН 2632082033, ОГРН 1062632029778) виновным в нарушении части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке, выразившееся в проведении проверки приборов учета электрической энергии ИП <……> и ООО «Континент плюс», с нарушением действующего законодательства.

2) Назначить ПАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго», нарушившему требования части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, административное наказание в виде штрафа в размере 4 897 405,56 рублей (четыре миллиона восемьсот девяносто семь тысяч четыреста пять рублей 56 коп).

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Суммы штрафов, уплаченных за нарушения антимонопольного законодательства, зачисляются по следующим реквизитам:

«Получатель» УФК МФ РФ по СК (Ставропольское УФАС России), ИНН 2634003887, КПП 263501001, ГРЦ ГУ Банка России по Ставропольскому краю г. Ставрополь, р/с 40101810300000010005, БИК 040702001, ОКТМО 07701000, Код доходов бюджета 161 1 16 02010 01 6000 140. В графе «назначение платежа» указать: оплата штрафа по делу №22» УИН 0319883112032100000405316.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течении 3 лет со дня его вынесения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административно правонарушении может быть обжаловано в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны