Решение б/н Решение по делу №23 о нарушении антимонопольного законодател... от 29 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Дело №23

Резолютивная часть объявлена 05 июня 2015 года

Изготовлено в полном объеме 19 июня 2015 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №23 в составе:

Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Ставропольского УФАС России;

членов Комиссии:

Гритчин И.Н. – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Колесникова Ж.В. – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

рассмотрев материалы дела №23, возбужденного в отношении Правительства Ставропольского края (355035, г. Ставрополь, пл. Ленина, 1) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального Закона РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в принятии постановлений Правительства Ставропольского края по предоставлению субсидий, в которых отсутствуют четкие критерии отказов получателям в предоставлении субсидий, непрозрачность процедур предоставления субсидий в случае превышения расчетной суммы субсидий по всем получателям над лимитами бюджетных ассигнований,

в присутствии представителя Правительства Ставропольского края по доверенности от 17.04.2015 №01-33/4590 <……>, представителей Министерства сельского хозяйства Ставропольского края по доверенности от 23.04.2015 №03-12-08/2167 <……>, от 23.04.2015 №03-18-13/20164 <……>, от 23.04.2015 №03-21-01/2161 <……>,

руководствуясь статьями 10, 23, 39, 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Во исполнение Приказа ФАС России от 08.10.2014 №627/14 «Об утверждении Плана мероприятий ФАС России по совершенствованию существующей системы субсидирования сельхозтоваропроизводителей, направленного на обеспечение условий конкуренции при предоставлении субсидий на период 2014-2015 годы», Ставропольским УФАС России был осуществлен анализ действующих и планируемых к принятию правил предоставления субсидий из средств федерального и регионального бюджетов, разрабатываемых на региональном уровне на предмет соответствия антимонопольному законодательству.

В ходе анализа указанных нормативных правовых актов выявлен ряд противоречий антимонопольному законодательству, зафиксированных в большинстве постановлений Правительства СК, регламентирующих порядок предоставления субсидий сельхозтоваропроизводителям Ставропольского края, в части:

- отсутствие критериев отказа получателю в предоставлении субсидий;

- неясность и непрозрачность в процедуре (порядке) формирования лимитов бюджетных ассигнований, то есть в случаях превышения расчетной суммы субсидий по всем получателям над бюджетными ассигнованиями.

В рассматриваемых постановлениях Правительства Ставропольского края отсутствует единый и четкий подход к процедуре (порядку) формирования лимитов бюджетных ассигнований, то есть в случаях превышения расчетной суммы субсидий по всем получателям над бюджетными ассигнованиями, что создает условия для недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

На основании изложенного, управлением было возбуждено дело №23 в отношении Правительства Ставропольского края (355035, г. Ставрополь, пл. Ленина, 1) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального Закона РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в принятии постановлений Правительства Ставропольского края по предоставлению субсидий, в которых отсутствуют четкие критерии отказов получателям в предоставлении субсидий, непрозрачность процедур предоставления субсидий в случае превышения расчетной суммы субсидий по всем получателям над лимитами бюджетных ассигнований.

Правительством Ставропольского края были представлены письменные пояснения по факту возбужденного дела, в которых нарушение не признало и пояснило следующее.

Порядками предоставления субсидий, утвержденными указанными постановлениями Правительства Ставропольского края определены виды затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей, а именно на содержание местных районированных и редких пород сельскохозяйственных животных, на возмещение части затрат, связанных с производством продукции овощеводства, на возмещение части затрат, связанных с продукцией овощеводства, на возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз, на содержание местных районированных и редких пород рыбы, без указания конкретных объемов компенсации этих затрат за счет субсидий. Указание в данных постановлениях Правительства Ставропольского края на то, что субсидии предоставляются в объемах пропорциональных объемам произведенной продукции сельскохозяйственных производителей в пределах общего объема бюджетных средств, необходимо для определения механизма расчета субсидий главным распорядителем средств бюджета.

В других постановлениях Правительства Ставропольского края, указанных в определении Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю о назначении дела №23 от 27 марта 2015 года, в качестве механизма расчета субсидий определены конкретные объемы компенсаций затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей, а именно на возмещение части стоимости приобретенных технических средств и оборудования для сельскохозяйственного производства в размере 30 процентов их стоимости (постановление Правительства СК от 18 февраля 2009г. №38-п), на возмещение части затрат на строительство (реконструкцию) определенных объектов, их технологическую модернизацию и приобретение технологического оборудования в размере 50% затрат (постановления Правительства СК от 07 июля 2014г. №266-п, от 07 июля 2014г. №265-п, от 07 июля 2014г. №259-п), на возмещение части затрат, связанных с раскорчевкой старовозрастных садов, закладкой и уходными работами за молодыми садами в размере 50% от стоимости выполненных работ (постановление Правительства СК от 18 февраля 2009г. №34-п), на возмещение части затрат на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем в размере 50%) понесенных затрат на указанные цели (постановление Правительства СК от 14 ноября 2012г. №448-п), субсидии за реализованные объемы животноводческой продукции в размере не менее 2,5 млн. штук яиц (постановление Правительства СК от 21 декабря 2011г. №508-п).

Также в качестве механизма расчета постановлениями Правительства СК используются ставки на определенные виды продукции и затрат, устанавливаемые министерством сельского хозяйства Российской Федерации и министерством сельского хозяйства Ставропольского края.

Принцип пропорционального распределения субсидий, указанный в постановлениях Правительства СК (19 октября 2011г. №410-п, от 18 января 2012г. №4-п, от 06 марта 2013г. №72-п, от 29 апреля 2013г. №156-п) является одним из механизмов определения размеров субсидий при их распределении между сельскохозяйственными товаропроизводителями. Этот принцип, наряду с другими принципами распределения субсидий, указанными в остальных постановлениях Правительства СК, устанавливает основу распределения субсидий. Вопрос же порядка и стандарта предоставления получателю государственной услуги по предоставлению субсидии устанавливается соответствующим административным регламентом, утверждаемым министерством сельского хозяйства Ставропольского края.

Таким образом, Правительство СК считает, что установление принципа пропорциональности не влечет создание неравных условий для получателей одних субсидий перед получателями других субсидий.

Контроль за формированием лимитов бюджетных обязательств главными распорядителями бюджетных средств относится к сфере государственного финансового контроля, осуществляемого органами государственного финансового контроля в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Порядком осуществления внутреннего государственного финансового контроля, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 30 декабря 2013г. №529-п, Порядком осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета Ставропольского края, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета Ставропольского края, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета Ставропольского края внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 17 апреля 2015г. №166-п.

В рамках рассматриваемого дела Министерство сельского хозяйства Ставропольского края также представило письменные пояснения, в которых указало на следующие обстоятельства.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон №210-ФЗ) государственной услугой, предоставляемой, в том числе, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, является деятельность по реализации функций исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Административный регламент является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона №210-ФЗ предусмотрен заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Пунктом 14 статьи 13 Федерального закона №210-ФЗ определено, что порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 25 июля 2011 г. №295-п утвержден Порядок разработки и утверждения органами исполнительной власти Ставропольского края административных регламентов предоставления государственных услуг (далее - Порядок разработку административных регламентов), в соответствии с которым утверждаются административные регламенты предоставления государственных услуг министерством (далее - административные регламенты).

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона №210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.

В соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 14 Федерального закона №210-ФЗ и подпунктами «8» и «9» пункта 15 Порядка разработки административных регламентов одним из требований к структуре административных регламентов является стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, предусматривающий наличие в административном регламенте исчерпывающего перечня оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и исчерпывающего перечня оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги.

По всем указанным в определении порядках предоставления субсидий, утвержденных постановлениями Правительства Ставропольского края, министерством утверждены административные регламенты, в которых имеются подразделы, содержащие исчерпывающие перечни оснований для отказа в приеме документов и для отказа в предоставлении государственной услуги.

В порядках предоставления субсидий указано, что порядок и стандарт предоставления получателю государственной услуги по предоставлению субсидии устанавливается соответствующим административным регламентом, утверждаемым министерством.

Таким образом, отсутствие в порядках предоставления субсидий исчерпывающего перечня оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги и исчерпывающего перечня оснований для отказа в предоставлении государственной услуги не является нарушением норм действующего законодательства, в том числе и антимонопольного.

По вопросу непрозрачности процедур предоставления субсидий в случае превышения расчетной суммы субсидий над лимитами бюджетных ассигнований, министерство пояснило следующее.

В соответствии с порядками предоставления субсидий субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям Ставропольского края предоставляются в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных соглашением о порядке предоставления субсидий, заключаемым между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Ставропольского края, и средств краевого бюджета, предусмотренных на указанные цели законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год и плановый период.

В административных регламентах одним из оснований для отказа в предоставлении субсидии является исчерпание в текущем году лимита бюджетных ассигнований по расходному обязательству на предоставление субсидии, предусмотренного законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год и плановый период.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона №210-ФЗ одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг. Таким образом, субсидии предоставляются получателям по мере поступления заявлений от получателей.               

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения сторон, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующие обстоятельства:

Во исполнение Приказа ФАС России от 08.10.2014 №627/14 «Об утверждении Плана мероприятий ФАС России по совершенствованию существующей системы субсидирования сельхозтоваропроизводителей, направленного на обеспечение условий конкуренции при предоставлении субсидий на период 2014-2015 годы», Ставропольским УФАС России был осуществлен анализ действующих и планируемых к принятию правил предоставления субсидий из средств федерального и регионального бюджетов, разрабатываемых на региональном уровне на предмет соответствия антимонопольному законодательству.

В результате проведенного расследования управлением были установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем было возбуждено дело №23 в отношении Правительства Ставропольского края по признакам нарушения ч. 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Комиссия, рассмотрев представленные доводы, заслушав стороны, пришла к выводу о наличии в действиях Правительства Ставропольского края факта нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

Предоставление субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям зафиксировано в статье 78 Бюджетного кодекса РФ.

1. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

2. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Часть 3 вышеуказанной статьи БК РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.

Таким образом, бюджетным кодексом РФ четко определено, что порядок предоставления субсидий определяется нормативно-правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта, то есть Правительством Ставропольского края.

Управлением установлено, что государственная поддержка хозяйствующих субъектов в сельском хозяйстве Ставропольского края осуществляется в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. №717 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» и постановления Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2012 г. №536-п «Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Развитие сельского хозяйства».

Существующие меры государственной поддержки сельского хозяйства в Ставропольском крае:

1.            Постановление Правительства Ставропольского края от 18 февраля 2009 г. №38-п «Порядок предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части стоимости приобретенных технических средств и оборудования для сельскохозяйственного производства Ставропольского края» и распоряжение Правительства Ставропольского края от 20 января 2014 года. №20-рп.

2.            Постановление Правительства Ставропольского края от 18 февраля 2009 г. №43-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части процентных ставок по привлеченным долгосрочным, среднесрочным кредитам (на срок до трех лет) на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, полученным в российских кредитных организациях».

3.            Постановление Правительства Ставропольского края от 18 февраля 2009 г. №44-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части процентных ставок по привлеченным кредитам (на срок до одного года) на пополнение оборотных средств, полученным в российских кредитных организациях».

4.            Постановление Правительства Ставропольского края от 21 марта 2012 г. №100-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования».

5.            Постановление Правительства Ставропольского края от 15.12.2010 г. №450-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах».

6.            Постановление Правительства Ставропольского края от 21 декабря 2011 г. №508-п «Об утверждении порядка финансирования расходов, связанных с предоставлением субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства в части переданных органам местного самоуправления муниципальных образований в Ставропольском крае отдельных государственных полномочий Ставропольского края в области сельского хозяйства».

7.            Постановление Правительства Ставропольского края от 14 ноября 2012 г. №448-п «Об утверждении порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих им на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке».

8.            Постановление Правительства Ставропольского края от 1 октября 2013 г. №368-п «Об утверждении порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат, связанных с приобретением тепличными комплексами природного газа и электрической энергии для выращивания продукции овощеводства в защищенном грунте, с учетом установки приборов учета природного газа и электрической энергии для тепличных комплексов».

9.            Постановление Правительства Ставропольского края от 1 октября 2013 г. №369-п «Об утверждении порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования для тепличных комплексов для выращивания продукции овощеводства в защищенном грунте».

10.          Постановление Правительства Ставропольского края от 1 октября 2013 г. №370-п «Об утверждении порядка предоставления за счет средств бюджета ставропольского края субсидий на возмещение части затрат на строительство энергогенерирующих установок и объектов малой энергетики (котельных) для выращивания продукции овощеводства в защищенном грунте».

11.          Постановление Правительства Ставропольского края от 15 декабря 2010 г. №449-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства».

12.          Постановление Правительства Ставропольского края от 18 февраля 2009 г. №34-п «О некоторых мерах по реализации Закона Ставропольского края «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ставропольском крае» (Субсидии на возмещение части затрат, связанных с раскорчевкой старовозрастных садов, закладкой и уходными работами за молодыми садами до вступления их в плодоношение, с учетом затрат, связанных с изготовлением проектно-сметной документации; Субсидии на возмещение части затрат, связанных с выращиванием посадочного материала плодовых насаждений; Субсидии на возмещение части затрат, связанных с посадкой и уходными работами за ягодными культурами, выращиванием их посадочного материала, с учетом затрат, связанных с изготовлением проектно-сметной документации; Субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования систем мелиоративного орошения сада, ягодных культур, питомника, его шефмонтажом, пусконаладочными работами, с учетом затрат, связанных с изготовлением проектно-сметной документации).

13.          Постановление Правительства Ставропольского края от 18 февраля 2009 г. №35-п «О некоторых мерах по реализации Закона Ставропольского края «О государственной поддержке производства винограда и винодельческой продукции в Ставропольском крае».

14.          Постановление Правительства Ставропольского края от 14 марта 2013 г. №84-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства».

15.          Постановление Правительства Ставропольского края от 06 марта 2013 г. №72-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз».

16.          Постановление Правительства Ставропольского края от 15 декабря 2010 г. №437-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на поддержку племенного животноводства».

17.          Постановление Правительства Ставропольского края от 19 октября 2011 г. №410-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на содержание местных районированных и редких пород сельскохозяйственных животных».

18.          Постановление Правительства Ставропольского края от 29 апреля 2013 г. №156-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на содержание местных районированных и редких пород рыбы».

19.          Постановление Правительства Ставропольского края от 19 октября 2011 г. №409-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий за реализованные объемы семени быков».

20.          Постановление Правительства Ставропольского края от 19 октября 2011 г. №412-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий за реализованные объемы мяса крупного рогатого скота и молодняка крупного рогатого скота».

21.          Постановление Правительства Ставропольского края от 6 марта 2013 г. №69-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока».

22.          Постановление Правительства Ставропольского края от 7 июля 2014 г. №266-п «Об утверждении порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат на строительство откормочных площадок и технологическую модернизацию объектов мясного скотоводства».

23.          Постановление Правительства Ставропольского края от 7 июля 2014 г. №259-п «Об утверждении порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат на приобретение технологического оборудования для молочно-товарных комплексов (ферм) на территории Ставропольского края».

24.          Постановление Правительства Ставропольского края от 7 июля 2014 г. №265-п «Об утверждении порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат на реконструкцию животноводческих помещений, проведение линий электропередачи, водоснабжения и подъездных путей к ним с учетом затрат, связанных с изготовлением проектно-сметной документации».

25.          Постановление Правительства Ставропольского края от 18 июня 2008 г. №97-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края и прекращения государственной поддержки финансово-неустойчивых сельскохозяйственных организаций Ставропольского края».

В ходе анализа указанных нормативных правовых актов выявлен ряд противоречий антимонопольному законодательству, зафиксированных в большинстве постановлений Правительства СК, в части:

- отсутствие четких критериев отказа получателю в предоставлении субсидий;

- неясность и непрозрачность в процедуре (порядке) формирования лимитов бюджетных ассигнований, то есть в случаях превышения расчетной суммы субсидий по всем получателям над бюджетными ассигнованиями.

Комиссия считает необходимым отметить то обстоятельство, что основная масса постановлений Правительства Ставропольского края являются идентичными, за исключением вида государственной поддержки и порядка ее распределения.

Так, например, Постановлением Правительства Ставропольского края от 6 марта 2013 г. №69-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока» утвержден порядок предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока.

Указанным порядком предусмотрены квалификационные критерии, предъявляемые к заявителям

Пункт 4 указанного постановления предусматривает, что субсидии предоставляются получателям при следующих условиях:

1) наличие у получателя поголовья коров и (или) коз на 1-е число месяца его обращения в министерство о предоставлении средств на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока;

2) осуществление производства, реализации и (или) отгрузки на собственную переработку молока;

3) представление периодической и бухгалтерской отчетности в министерство;

4) отсутствие просроченной задолженности по налогам и сборам;

5) отсутствие просроченной задолженности по лизинговым платежам за ранее поставленные на условиях финансовой аренды (лизинга) племенной скот и машиностроительную продукцию, которые были приобретены за счет средств краевого бюджета;

6) наличие заключенного с органом местного самоуправления муниципального района Ставропольского края соглашения о реализации мероприятий государственной программы Ставропольского края "Развитие сельского хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2012 г. N 536-п;

7) наличие согласия получателя на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем условий, цели и порядка предоставления субсидии, за исключением организаций, указанных в пункте 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Далее указаны требования к документам, необходимым для получения государственной услуги:

Пункт 5 указывает, что предоставление субсидии получателю осуществляется на основании следующих документов:

1) заявление на предоставление субсидии, содержащее согласие получателя, предусмотренное подпунктом "7" пункта 4 настоящего Порядка, по форме, утверждаемой министерством (далее - заявление);

2) справка-расчет причитающихся сумм субсидии по форме, утверждаемой министерством;

3) копии счетов-фактур, товарных накладных, квитанций и приемосдаточных документов, подтверждающих реализацию получателем молока собственного производства, и (или) товарно-транспортных накладных, подтверждающих отгрузку на собственную переработку молока в текущем году, заверенные руководителем получателя;

4) сведения о состоянии животноводства по форме федеральной государственной статистической отчетности N 24-СХ или сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота по форме федеральной государственной статистической отчетности N 3-фермер, заверенные руководителем получателя;

5) сведения о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции по форме федеральной государственной статистической отчетности N П-1 (СХ), заверенные руководителем получателя, или информация о производстве крестьянским (фермерским) хозяйством продукции животноводства по форме, утверждаемой министерством;

6) справка налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налогам и сборам.

Также, рассматриваемым постановлением прописана процедура и сроки рассмотрения заявления. Однако Комиссия обращает внимание, на то обстоятельство, что абзацем 3 пункта 8 предусмотрено, что в случае отказа получателю в предоставлении субсидии министерство направляет письменное уведомление об отказе в предоставлении субсидии с указанием причин отказа. Однако ни одно из постановлений не содержит перечень причин (критериев) отказа получателю в предоставлении субсидий.

Таким образом, Комиссия отмечает то обстоятельство, что большинством нормативных правовых актов не предусмотрены условия (порядок) отказа от предоставления субсидий, а содержится условие о том, что в случае отказа получателю в предоставлении субсидии министерство делает соответствующую запись в журнале регистрации. При этом получателю в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока приема документов, министерство направляет письменное уведомление об отказе в предоставлении субсидии с указанием причин отказа. Также отсутствуют какие-либо ссылки на иные руководящие документы, которые бы определяли алгоритм действий при отказе в предоставлении субсидий.

Комиссия Ставропольского УФАС России также отмечает, что если в большинстве Порядков предоставления субсидий, отсутствует критерии отказов в предоставлении субсидий, то в 7-и Постановлениях Правительства Ставропольского края прямо установлены критерии отказов в предоставлении субсидий. А именно:

- постановление Правительства Ставропольского края от 19 октября 2011 г. N 410-п "Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на содержание местных районированных и редких пород сельскохозяйственных животных";

- постановление Правительства Ставропольского края от 18 января 2012 г. N 4-п "Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат, связанных с производством продукции овощеводства",

- постановление Правительства Ставропольского края от 06 марта 2013 г. N 72-п "Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз",

- постановление Правительства Ставропольского края от 29 апреля 2013 г. N 156-п "Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на содержание местных районированных и редких пород рыбы",

- постановление Правительства Ставропольского края от 01.10.2013 N 370-п "Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат на строительство энергогенерирующих установок и объектов малой энергетики (котельных) для выращивания продукции овощеводства в защищенном грунте",

- постановление Правительства Ставропольского края от 1 октября 2013 г. №369-п «Об утверждении порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования для тепличных комплексов для выращивания продукции овощеводства в защищенном грунте»,

- Постановление Правительства Ставропольского края от 14 ноября 2012 г. №448-п «Об утверждении порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих им на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке».

Указанные постановления устанавливают, не только четкие критерии отказов в предоставлении субсидий, которые носят закрытый перечень, но и определяют, что субсидии предоставляются, распределяются между получателями пропорционально понесенных ими затрат.

То есть не зависимо от того, что если будет превышение расчетной суммы субсидий по всем получателям, над бюджетными ассигнованиями предусмотренными бюджетом, субсидии распределяются пропорционально между всеми.

Субсидии выплачиваются получателям, представившим документы в срок, с учетом единого понижающего коэффициента, рассчитанного как отношение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края, на очередной финансовый год и плановый период по виду субсидий, к расчетной сумме субсидий по всем получателям.

Таким образом, такая ситуация с отсутствием единых критериев, применимых ко всем нормативным правовым актам, создают условия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Отсутствие единообразия в нормативно-правовых актах, устанавливающего порядок и стандарт предоставления получателю субсидии, создают условия, которые, в соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции, создают условия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Кроме того, комиссия считает необходимым отметить еще одну группу постановлений Правительства СК – это Постановление Правительства Ставропольского края от 21 декабря 2011 г. №508-п «Об утверждении порядка финансирования расходов, связанных с предоставлением субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства в части переданных органам местного самоуправления муниципальных образований в Ставропольском крае отдельных государственных полномочий Ставропольского края в области сельского хозяйства» и Постановление Правительства Ставропольского края от 14 марта 2013 г. №84-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства».

В соответствии с данными постановлениями часть функций по оказанию государственной поддержки передана органам местного самоуправления Ставропольского края, однако, так же как и в большинстве постановлений, предусмотрено, что в случае отказа получателю в предоставлении субсидии министерство направляет письменное уведомление об отказе в предоставлении субсидии с указанием причин отказа. Однако ни одно из постановлений не содержит перечень причин (критериев) отказа получателю в предоставлении субсидий, хотя данная функция, в соответствии с ч.3 статьи 78 БК РФ, четко возложена на высший орган исполнительной власти субъекта – Правительство Ставропольского края.

Комиссия считает необходимым указать на неясность и непрозрачность в процедуре (порядке) формирования лимитов бюджетных ассигнований, то есть в случаях превышения расчетной суммы субсидий по всем получателям над бюджетными ассигнованиями.

Вышеуказанные нормативные правовые акты имеют условия о содержании и размерах государственной поддержки. Большинство актов имеют прямое указание на размер оказываемой поддержки (в большинстве случаев указывается размер субсидирования в процентном соотношении от общего объема работ (услуг), подлежащих государственной поддержке).

В ряде нормативных правовых актов размеры субсидирования определяются путем определенных расчетов в пределах общего объема средств как федерального, так и регионального бюджетов, предусмотренных на определенные цели.

Необходимо отметить тот факт, что для указанных нормативно-правовых актов предусмотрены регламенты, утверждаемый приказами Министерства сельского хозяйства Ставропольского края, предусматривающие порядок субсидирования отдельных отраслей сельского хозяйства.

Согласно указанным регламентам одним из оснований для отказа в предоставлении субсидии является то обстоятельство, что в текущем году исчерпан лимит бюджетных ассигнований по расходному обязательству на предоставление субсидии, предусмотренный законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год и плановый период.

В тоже время ни в одном акте (ни постановлении, ни регламенте) не указан механизм определения хозяйствующих субъектов, которые не смогут претендовать на получение субсидии в силу того, что исчерпан лимит бюджетных ассигнований. То есть при условии предоставления претендентами необходимых документов непонятен и не определен механизм установления субъектов, которые не будут включены в реестр субъектов государственной поддержки сельскохозяйственного производства Ставропольского края в связи с исчерпанием лимита бюджетных ассигнований по расходному обязательству на предоставление субсидии.

В соответствии с вышеизложенным в рассматриваемых постановлениях правительства Ставропольского края отсутствует единый и четкий подход к процедуре (порядке) формирования лимитов бюджетных ассигнований, то есть в случаях превышения расчетной суммы субсидий по всем получателям над бюджетными ассигнованиями, что создает условия для недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

Ссылка Правительства СК на то обстоятельство, что для каждого вида субсидий Минсельхозом Ставропольского края разработаны и утверждены административные регламенты, в которых предусмотрена процедура выдачи и отказа в выдаче субсидий Комиссией не принимается и отклоняется по следующим основаниям.

Статьей 78 БК РФ четко разграничены полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъекта. Исходя из буквального толкования указанной статьи на Правительство Ставропольского края возложена обязанность по установлению порядка предоставления субсидий, который устанавливается нормативными правовыми актами Правительства высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Принятые Правительством Ставропольского края постановления не содержат условия о порядке отказа в выдаче субсидий, в том числе по причине отсутствия (исчерпания) лимитов бюджетных ассигнований, как одной из стадий составляющей процедуру отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий.

Таким образом, федеральным законодательством четко определено, что должно содержаться в нормативно-правовых актах, предусматривающих выдачу субсидий. То есть доводы ответчика о наличии административных регламентов, в которых определены основания отказа в предоставлении субсидий, отклоняется, так как административные регламенты не являются нормативными правовыми актами и не подпадают под указанную статьей 78 Бюджетного кодекса категорию.

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. В свою очередь нормативный правовой акт должен быть зарегистрирован в установленном законом порядке в Министерстве юстиции.

Таким образом, Комиссия не отрицает право Правительства Ставропольского края определить уполномоченный орган, который, в свою очередь разработал акты, регламентирующие порядок предоставления государственной поддержки, но считает необходимым указать, что акты, разработанные уполномоченным органом (Минсельхозом СК), не должны противоречить, либо устанавливать дополнительные условия, не предусмотренные нормативными правовыми актами – постановлениями Правительства СК

Комиссия Ставропольского УФАС России пришла к законному и обоснованному выводу, что именно Постановления Правительства Ставропольского края должны содержать четкий перечень фактов для отказа в предоставлении субсидий, а также определять порядок предоставления субсидий в случае исчерпания лимитов бюджетных ассигнований.

Кроме того, управлением установлено, что в постановлениях Правительства Ставропольского края от 19 октября 2011 г. N 410-п "Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на содержание местных районированных и редких пород сельскохозяйственных животных, от 18 января 2012 г. N 4-п "Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат, связанных с производством продукции овощеводства", от 06 марта 2013 г. N 72-п "Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз, от 29 апреля 2013 г. N 156-п "Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на содержание местных районированных и редких пород рыбы", от 01.10.2013 N 370-п "Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат на строительство энергогенерирующих установок и объектов малой энергетики (котельных) для выращивания продукции овощеводства в защищенном грунте", от 1 октября 2013 г. №369-п «Об утверждении порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования для тепличных комплексов для выращивания продукции овощеводства в защищенном грунте», от 14 ноября 2012 г. №448-п «Об утверждении порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих им на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке» исключена возможность неполучения субсидий в виду исчерпания лимитов, так как суммы распределяются пропорционально между получателями, но, в то же время, административные регламенты предусматривают условие отказа по причине исчерпания лимитов бюджетных ассигнований. Таким образом, имеются разночтения с утвержденными на их основании административными регламентами.

Данные обстоятельства указывают на отсутствие четко прописанного и утвержденного механизма распределения субсидий для того, чтобы соискатель мог иметь четкое представление о выделенных средствах, тем самым имел бы равные условия со всеми получателями. Таким образом, создаются прямые условия для нарушения конкуренции.

Субсидии, по своей правовой природе, относятся к разряду преференций и на них распространяются нормы статьи 19 Закона о защите конкуренции, в том числе и установленные ей исключения.

3. Государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:

1) на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;

2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу;

4) в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

4. Не является государственной или муниципальной преференцией:

1) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, организованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;

5) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав в равной мере каждому участнику товарного рынка.

И соответственно, если субсидия не подпадает под исключения п. 1 ч. 3 и п. 5 ч. 4 ст. 19 Закона о защите конкуренции, она, как преференция подлежит обязательному предварительному согласованию с антимонопольным органом. Таким образом, исходя из системного толкования п. 1 ч. 3 ст. 19 Закона о защите конкуренции, следует, что не подлежит согласованию преференция субсидия в акте о бюджете, где поименованы не только конкретные получатели, но и определен размер преференции, либо порядок установления категории и (или) критерии отбора получателей субсидий установлены во исполнение акта о бюджете нормативными актами исполнительной власти (федеральной, региональной, в зависимости от уровня бюджета).

Под порядком определения размера государственной преференции понимается совокупность установленных в соответствующих нормативно-правовых актах о бюджете правил, регулирующих содержание и (или) последовательность процедур, позволяющих определить количественные характеристики соответствующей преференции.

Законы субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты муниципальных образований о бюджетах (далее - бюджеты) могут содержать порядок определения размера государственной преференции и ее конкретного получателя.

В бюджетах может присутствовать ссылка на иные нормативные правовые акты, предусматривающие порядок определения размера государственной преференции и ее конкретного получателя.

Поскольку бюджеты устанавливают распределение бюджетных ассигнований на предстоящий финансовый год, конкретные реквизиты нормативных актов, устанавливающих порядок определения размера и конкретных получателей государственной преференции могут, в них отсутствовать, так как такие нормативные правовые акты могут приниматься во исполнение уже утвержденных бюджетов.

По мнению Ставропольского УФАС России принимаемые во исполнение бюджетов нормативные правовые акты должны содержать категории и (или) критерии отбора получателей субсидий в качестве порядка определения размера и конкретных получателей государственной преференции, обеспечивающие предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав в равной мере каждому участнику товарного рынка.

Категории — для любого соответствующего данной субсидии, т.е. реализация заявительного характера предоставления субсидии (п. 5 ч. 4 ст. 19 Закона о защите конкуренции) либо путем проведения торгов (п. 1 ч. 4 ст. 19 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление субсидий является государственной услугой и носит заявительный характер. Отсутствие четких критериев отказа в постановлениях правительства Ставропольского края и в силу того, что субсидии предоставляются по заявкам, не позволяют заявителю четко знать о наличие (или отсутствии) денежных средств. Отсутствие нормативно урегулированного и единого для всех порядка условий отказа, по причине отсутствия лимитов бюджетных ассигнований, позволяет произвольно определять того, кто получит субсидии, а кто будет отклонен, обеспечивая для одних претендентов более выгодные условия участия в отборе, и, наоборот, создавая другим претендентам препятствия для их равноправного участия в данных процедурах.

Претендент, отвечающий всем условиям, предъявляемым регламентом для получения государственной услуги (субсидии на определенный вид деятельности), может быть отклонен по причине отсутствия бюджетных ассигнований на момент подачи заявки. Однако денежные средства могут быть предоставлены в любой момент, а, соответственно, отказ по данному основанию является ущемлением интересов неограниченного количества (потенциальных соискателей на получение субсидии) лиц.

Таким образом, Комиссия считает, что отсутствие в нормативных правовых актах Правительства Ставропольского края четких критериев в отказе от предоставления субсидии либо отсылки на регламент, не позволяет обеспечить равный доступ получателям субсидий при равных квалификационных показателях, что является прямым нарушением Закона о защите конкуренции.

Довод Правительства Ставропольского края о том, что постановления Правительства Ставропольского края, регламентирующие порядок предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий для сельхозтоваропроизводителей полностью соответствуют Постановлениям Правительства Российской Федерации (например Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 №1371"Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования"), управлением отклоняется по следующим основаниям.

Постановления Правительства РФ утверждают правила и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей. Но именно сам механизм распределения субсидий уже непосредственно между конечными получателями не установлен. Данная функция, в соответствии с БК РФ возложена именно на Правительство Ставропольского края.

На основании изложенного, Комиссия пришла к следующим выводам:

Отсутствие в нормативных правовых актах Правительства Ставропольского края четких критериев в отказе от предоставления субсидии либо отсылки на регламент, не позволяет обеспечить равный доступ получателям субсидий при равных квалификационных показателях, что является прямым нарушением Закона о защите конкуренции.

Ни в одном акте (ни постановлении, ни регламенте) не указан механизм определения хозяйствующих субъектов, которые не смогут претендовать на получение субсидии в силу того, что исчерпан лимит бюджетных ассигнований. То есть при условии предоставления претендентами необходимых документов непонятен и не определен механизм установления субъектов, которые не будут включены в реестр субъектов государственной поддержки сельскохозяйственного производства Ставропольского края в связи с исчерпанием лимита бюджетных ассигнований по расходному обязательству на предоставление субсидии.

В соответствии с вышеизложенным в рассматриваемых постановлениях правительства Ставропольского края отсутствует единый и четкий подход к процедуре (порядке) формирования лимитов бюджетных ассигнований, то есть в случаях превышения расчетной суммы субсидий по всем получателям над бюджетными ассигнованиями, что создает условия для недопущения, ограничения, устранения конкуренции, а также созданию дискриминационных условий для заявителей.

Частью 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О защите конкуренции" Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, вышеуказанными постановлениями Правительства Ставропольского края, которыми утвержден порядок предоставления субсидий, нарушают требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

руководствуясь статьями 10, 23, 39, 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать Правительство Ставропольского края (355035, г. Ставрополь, пл. Ленина, 1) нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в принятии:

1)            Постановление Правительства Ставропольского края от 18 февраля 2009 г. №38-п «Порядок предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части стоимости приобретенных технических средств и оборудования для сельскохозяйственного производства Ставропольского края» и распоряжение Правительства Ставропольского края от 20 января 2014 года. №20-рп.

2)            Постановление Правительства Ставропольского края от 18 февраля 2009 г. №43-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части процентных ставок по привлеченным долгосрочным, среднесрочным кредитам (на срок до трех лет) на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, полученным в российских кредитных организациях».

3)            Постановление Правительства Ставропольского края от 18 февраля 2009 г. №44-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части процентных ставок по привлеченным кредитам (на срок до одного года) на пополнение оборотных средств, полученным в российских кредитных организациях».

4)            Постановление Правительства Ставропольского края от 21 марта 2012 г. №100-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования».

5)            Постановление Правительства Ставропольского края от 15.12.2010 г. №450-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах».

6)            Постановление Правительства Ставропольского края от 21 декабря 2011 г. №508-п «Об утверждении порядка финансирования расходов, связанных с предоставлением субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства в части переданных органам местного самоуправления муниципальных образований в Ставропольском крае отдельных государственных полномочий Ставропольского края в области сельского хозяйства».

7)            Постановление Правительства Ставропольского края от 14 ноября 2012 г. №448-п «Об утверждении порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих им на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке».

8)            Постановление Правительства Ставропольского края от 1 октября 2013 г. №368-п «Об утверждении порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат, связанных с приобретением тепличными комплексами природного газа и электрической энергии для выращивания продукции овощеводства в защищенном грунте, с учетом установки приборов учета природного газа и электрической энергии для тепличных комплексов».

9)            Постановление Правительства Ставропольского края от 1 октября 2013 г. №369-п «Об утверждении порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования для тепличных комплексов для выращивания продукции овощеводства в защищенном грунте».

10)          Постановление Правительства Ставропольского края от 1 октября 2013 г. №370-п «Об утверждении порядка предоставления за счет средств бюджета ставропольского края субсидий на возмещение части затрат на строительство энергогенерирующих установок и объектов малой энергетики (котельных) для выращивания продукции овощеводства в защищенном грунте».

11)          Постановление Правительства Ставропольского края от 15 декабря 2010 г. №449-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства».

12)          Постановление Правительства Ставропольского края от 18 февраля 2009 г. №34-п «О некоторых мерах по реализации Закона Ставропольского края «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ставропольском крае» (Субсидии на возмещение части затрат, связанных с раскорчевкой старовозрастных садов, закладкой и уходными работами за молодыми садами до вступления их в плодоношение, с учетом затрат, связанных с изготовлением проектно-сметной документации; Субсидии на возмещение части затрат, связанных с выращиванием посадочного материала плодовых насаждений; Субсидии на возмещение части затрат, связанных с посадкой и уходными работами за ягодными культурами, выращиванием их посадочного материала, с учетом затрат, связанных с изготовлением проектно-сметной документации; Субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования систем мелиоративного орошения сада, ягодных культур, питомника, его шефмонтажом, пусконаладочными работами, с учетом затрат, связанных с изготовлением проектно-сметной документации).

13)          Постановление Правительства Ставропольского края от 18 февраля 2009 г. №35-п «О некоторых мерах по реализации Закона Ставропольского края «О государственной поддержке производства винограда и винодельческой продукции в Ставропольском крае».

14)          Постановление Правительства Ставропольского края от 14 марта 2013 г. №84-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства».

15)          Постановление Правительства Ставропольского края от 06 марта 2013 г. №72-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз».

16)          Постановление Правительства Ставропольского края от 15 декабря 2010 г. №437-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на поддержку племенного животноводства».

17)          Постановление Правительства Ставропольского края от 19 октября 2011 г. №410-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на содержание местных районированных и редких пород сельскохозяйственных животных».

18)          Постановление Правительства Ставропольского края от 29 апреля 2013 г. №156-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на содержание местных районированных и редких пород рыбы».

19)          Постановление Правительства Ставропольского края от 19 октября 2011 г. №409-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий за реализованные объемы семени быков».

20)          Постановление Правительства Ставропольского края от 19 октября 2011 г. №412-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий за реализованные объемы мяса крупного рогатого скота и молодняка крупного рогатого скота».

21)          Постановление Правительства Ставропольского края от 6 марта 2013 г. №69-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока».

22)          Постановление Правительства Ставропольского края от 7 июля 2014 г. №266-п «Об утверждении порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат на строительство откормочных площадок и технологическую модернизацию объектов мясного скотоводства».

23)          Постановление Правительства Ставропольского края от 7 июля 2014 г. №259-п «Об утверждении порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат на приобретение технологического оборудования для молочно-товарных комплексов (ферм) на территории Ставропольского края».

24)          Постановление Правительства Ставропольского края от 7 июля 2014 г. №265-п «Об утверждении порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат на реконструкцию животноводческих помещений, проведение линий электропередачи, водоснабжения и подъездных путей к ним с учетом затрат, связанных с изготовлением проектно-сметной документации».

28.          Постановление Правительства Ставропольского края от 18 июня 2008 г. №97-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края и прекращения государственной поддержки финансово-неустойчивых сельскохозяйственных организаций Ставропольского края», в которых отсутствуют четкие критерии отказов получателям в предоставлении субсидий, непрозрачность процедур предоставления субсидий в случае превышения расчетной суммы субсидий по всем получателям над лимитами бюджетных ассигнований.

2. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

2.1 В течение 2-х месяцев внести изменения в указанные постановления Правительства Ставропольского края, регламентирующие порядок предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий для сельхозтоваропроизводителей, предусматривающие распределение субсидий между субъектами, включенными в реестр получателей субсидий, обеспечивающие недискриминационное распределение между всеми претендентами на их получение, включенными в реестр.

2.2 Разработать и утвердить критерии отказа в предоставлении субсидий за счет средств бюджета.

Связанные организации

Связанные организации не указаны