Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предус... от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Дело №26-18.1
14 июня 2013г.
г. Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии – Яковлев Дмитрий Владимирович, начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.
Члены Комиссии:
Томиленко Сергей Юрьевич – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;
Радченко Прасковья Ивановна – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.
При участии представителей Администрации города Пятигорска Ставропольского края – <***> (доверенность №3558/01 от 02.10.2012 года) и <***> (служебное удостоверение №323).
При участии представителей Министерства транспорта Ставропольского края – <***> (доверенность от 10.01.2013 года), <***> (доверенность от 10.01.2013 года) и <***> (доверенность от 10.01.2013 года).
Рассмотрев жалобу Администрации города Пятигорска Ставропольского края на действия организатора открытого конкурса на право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения в Ставропольском крае, проводимого Министерством транспорта Ставропольского края, объявленном в соответствии с приказом Министерства транспорта Ставропольского края от 22.05.2013 года №93-од, руководствуясь пунктами 16, 20, 23 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Ставропольского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба Администрации города Пятигорска Ставропольского края (вх. №5889 от 07.06.2013 года). Из содержания жалобы следует, что в газете «Ставропольская правда» от 25.05.2013 года №144-145 (26006-26007) опубликовано Извещение Министерства транспорта Ставропольского края от 22.05.2013 года №93-од, согласно которого объявлен конкурс на право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения в Ставропольском крае.
По мнению заявителя, конкурс объявлен с нарушениями, а именно:
1) В нарушение статьи 4 Закона Ставропольского края от 08.02.2010 года №5-кз не проведены мероприятия по обязательному предварительному изучению пассажиропотоков и материалов транспортно-социологических опросов, прогнозирования ожидаемых объемов перевозок пассажиров и багажа, а также обязательного предварительного обследования дорожных условий и предполагаемых остановочных пунктов на предмет их соответствия требованиям безопасности дорожного движения и требованиям, предъявляемым к объектам транспортной инфраструктуры.
2) В нарушение пунктов 10, 17 Постановления Правительства Ставропольского края от 13.07.2010 года №212-п отсутствует согласованное с органами местного самоуправления муниципального образования город-курорт Пятигорск Ставропольского края, в которых предполагаются начальный, промежуточные и конечные остановочные пункты.
3) Ряд маршрутов, в которых предполагаются начальный, промежуточные и конечный остановочные пункты муниципальное образование город-курорт Пятигорск (лоты 21-22, 33-34, 52-53, 62-63, 69-70 и 77-78) разбиты на два лота, что является нарушением.
4) В извещении отсутствуют перечень документов, представляемых вместе с письменной заявкой на участие в конкурсе и требования к их оформлению, дата, время и место начало и окончания приема заявок, критерии определения победителя конкурса.
5) Не выполняется поручение Губернатора Ставропольского края на постоянном действующем координационном совещании по обеспечению правопорядка в Ставропольском крае от 05.06.2012 года с целью снижения количества аварийно-опасных ситуаций реализовать меры, направленные на замену существующего парка маршрутных микроавтобусов типа «Газель» современными автобусами большей вместимости, с изменением, при необходимости, условий проведения конкурсов.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить торги и проверить законность проводимого конкурса.
Данная жалоба в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» принята к рассмотрению, информация о поступлении жалобы размещена на сайте www.stavropol.fas.gov.ru.
Рассмотрение жалобы было назначено на 14.06.2013 года на 10 часов 00 минут.
На рассмотрении жалобы представители Администрации города Пятигорска Ставропольского края поддержали доводы, изложенные в жалобе.
Представители Министерства транспорта Ставропольского края пояснили, что в статье 4 Закона Ставропольского края от 08.02.2010 года №5-кз «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Ставропольском крае» изложены общие положения организации маршрутов межмуниципального сообщения, а именно по открытию новых маршрутов межмуниципального сообщения, изменению и закрытию действующих маршрутов межмуниципального сообщения, открытию новых рейсов по действующим маршрутам межмуниципального сообщения, изменению и закрытию действующих рейсов, а также изменению расписаний движения по действующим маршрутам межмуниципального сообщения.
В пунктах 10 и 17 Правил организации регулярных перевозок пассажиров и багажа, осуществляемых на маршрутах межмуниципального сообщения в Ставропольском крае, утвержденных постановлением Правительства Ставропольского края от 13.07.2010 года №212-п «Об утверждении Правил организации регулярных перевозок пассажиров и багажа, осуществляемых на маршрутах межмуниципального сообщения в Ставропольском крае» указан перечень необходимых документов, которые заинтересованное лицо должно предоставить в уполномоченный орган для открытия нового маршрута межмуниципального сообщения или рейса по действующему маршруту межмуниципального сообщения, изменения или закрытия действующего маршрута межмуниципального сообщения или рейса по действующему маршруту межмуниципального сообщения. Нормы, указанные в пунктах 1 и 2 содержат требования о согласовании необходимых документов с органами местного самоуправления в случае открытия нового маршрута межмуниципального сообщения или рейса по действующему маршруту межмуниципального сообщения, изменения или закрытия действующего маршрута межмуниципального сообщения или рейса по действующему маршруту межмуниципального сообщения. В маршрутную документацию маршрутов межмуниципального сообщения выставленных на открытый конкурс в соответствии с приказом министерства от 22.05.2013 года №93-од с изменениями в соответствии с приказом от 30.05.2013 года №104-од при подготовке к проведению конкурса изменения не вносились соответственно согласование лотов с органами местного самоуправления не проводилось.
В соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края от 04.08.2010 года №256-п «О мерах по реализации Закона Ставропольского края «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Ставропольском крае», лот – это маршрут межмуниципального сообщения или отдельный рейс (группа рейсов) на действующем маршруте межмуниципального сообщения, для обслуживания которых необходимо соответствующее количество автобусов определенной категории и водителей. В связи с тем, что рейсы по маршруту межмуниципального сообщения зачастую имеют разные начальные и конечные пункты отправления и прибытия автобусов, а перевозчики, как правило, имеют производственную базу для проведения технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, а также квалифицированный персонал на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей и по контролю технического состояния подвижного состава или соответствующий договор с такой организацией только в одном из пунктов отправления маршрута, то маршруты межмуниципального сообщения, выставляемые на конкурс, разделяются на лоты в зависимости от начального пункта отправления автобусов по маршруту межмуниципального сообщения, учитывая данные пассажиропотока. На основании вышеизложенного маршруты межмуниципального сообщения указанные в лотах были разделены на группы рейсов в зависимости от начального и конечного пункта отправления и прибытия автобусов. Таким образом, доводы администрации г. Пятигорска о незаконном разделении маршрутов не соответствуют действительности.
В соответствии с извещением об объявлении открытого конкурса на право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам
межмуниципального сообщения в Ставропольском крае, утвержденном приказом Министерства от 22.05.2013 года №93-од с изменениями в соответствии
с приказом от 30.05.2013 года №104-од. Перечень документов, предоставляемых вместе с письменной заявкой на участие в конкурсе и требования к их оформлению определены Положением о проведении открытого конкурса на право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения в Ставропольском крае, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 04.08.2010 года №256-п «О мерах по реализации Закона Ставропольского края «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Ставропольском крае».
В соответствии с подпунктом 12.5. пункта 12 Решения постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Ставропольском крае при Губернаторе Ставропольского края главам администраций муниципальных районов и городских округов Ставропольского края с целью снижения количества аварийно-опасных ситуаций реализовать меры, направленные на замену существующего парка маршрутных микроавтобусов типа «Газель» современными автобусами большей вместимости, с изменением, при необходимости, условий проведения конкурс. Данное поручение, прежде всего, направлено на замену маршрутных микроавтобусов типа «Газель», осуществляющих перевозки по городским и внутримуниципальным маршрутам Ставропольского края, имеющим высокую плотность маршрутной сети, большой коэффициент наполнения автобусов и небольшой интервал движения автобусов. При замене автобусов малой вместимости на автобусы большей вместимости существенно снижается коэффициент наполнения автобусов, что негативно сказывается на рентабельности маршрута и как следствие снижается качество предоставляемых услуг. Так согласно данных обследования пассажиропотока коэффициент наполнения автобусов обслуживающих маршруты межмуниципального сообщения выставленных на конкурс в среднем составляет около 0,4 - 0,5. При замене автобусов категории М2 на категорию МЗ коэффициент наполнения автобусов станет менее 0,2. Сокращение количества рейсов в целях повышения рентабельности маршрутов при замене автобусов малой вместимости на автобусы большей вместимости приведет к увеличению интервала движения автобусов на маршруте, что существенно скажется на ожидании прибытия пассажиром автобуса. При формировании лотов выставляемых на открытый конкурс учитывались вышеуказанные доводы, в целях предоставления пассажирам необходимых удобств, и одновременно обеспечить наиболее эффективное использование вместимости автобуса.
Комиссия Ставропольского УФАС России, изучив имеющиеся материалы дела, проведя расследование, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.
Отношения в области организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Ставропольского края и обеспечение удовлетворения потребностей населения в транспортных услугах, отвечающих требованиям безопасности дорожного движения, повышение культуры и качества транспортных услуг, обеспечение добросовестной конкуренции между перевозчиками, регламентируются Законом Ставропольского края от 08.02.2010 года №5-кз «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Ставропольском крае».
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Ставропольского края от 08.02.2010 года №5-кз предоставление перевозчику права выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения осуществляется по результатам открытого конкурса, проводимого уполномоченным органом. Положение о проведении конкурса, состав конкурсной комиссии и положение о деятельности конкурсной комиссии утверждаются Правительством Ставропольского края (часть 8 статьи 6 Закона Ставропольского края от 08.02.2010 года №5-кз).
Порядок проведения данных конкурсов утвержден Постановлением Правительства Ставропольского края от 04.08.2010 года №256-п «О мерах по реализации Закона Ставропольского края «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Ставропольском крае» (вместе с «Положением о проведении открытого конкурса на право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения в Ставропольском крае», «Положением о деятельности конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса на право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения в Ставропольском крае») (далее Положение).
Министерством транспорта Ставропольского края (далее Министерство) в соответствии с приказом Министерства от 22.05.2013 года №93-од объявлен конкурс на право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения в Ставропольском крае (далее Конкурс). На конкурс выставлено 80 лотов. Конкурс проводится с 27.05.2013 года по 29.08.2013 года:
- Заявки принимаются с 27.05.2013 года по 28.06.2013 года;
- Вскрытие конвертов 01.07.2013 года;
- Заседание конкурсной комиссии по допуску по допуску претендентов к осмотру автобусов, заявленных ими для участия в конкурсе, по результатам рассмотрения заявок состоится 25.07.2013 года;
- Заседание конкурсной комиссии по определению участников конкурса (допуск претендентов к участию в конкурсе), подведению итогов и определению победителей конкурса состоится 29.08.2013 года.
Приказом Министерства от 30.05.2013 года №104-од, в извещение о проведении Конкурса внесены изменения, в том числе:
- Срок приема заявок продлен до 05.07.2013 года;
- Дата вскрытия конвертов перенесена на 08.07.2013 года;
- Количество лотов увеличено до 88.
Усмотрев в проводимом конкурсе признаки нарушения действующего законодательства, Администрация города Пятигорска Ставропольского края обратилась в Ставропольское УФАС России. В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Таким образом, жалоба принята и подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В данном случае жалоба не содержит информации о подаче заявителем заявки на участие в указанном конкурсе, в том числе заявителем не обжалуются какие либо нормативные правовые акты, которые являлись основанием для организации (подготовки, размещения и проведения) указанных торгов. Также не указаны сведения о лице (лицах) права или законные интересы, которого ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Доводы Администрации о нарушениях статьи 4 Закона Ставропольского края от 08.02.2010 года №5-кз Комиссией, пунктов 10, 17 Постановления Правительства Ставропольского края от 13.07.2010 года №212-п, действий по разбитию ряда маршрутов на два лота, а также на невыполнение поручения Губернатора Ставропольского края на постоянном действующем координационном совещании по обеспечению правопорядка в Ставропольском крае от 05.06.2012 года, Комиссией отклоняются, так как не относятся к нарушению порядка размещения информации о проведении торгов и порядка подачи заявок на участие в торгах.
Согласно части 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено несоответствие извещения о проведении открытого конкурса на право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения в Ставропольском крае, требованиям Постановление Правительства Ставропольского края от 04.08.2010 года №256-п «О мерах по реализации Закона Ставропольского края «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Ставропольском крае» (вместе с «Положением о проведении открытого конкурса на право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения в Ставропольском крае», «Положением о деятельности конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса на право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения в Ставропольском крае»), которое выражается в следующем.
Согласно части 7 Постановления Правительства Ставропольского края от 04.08.2010 года №256-п в целях проведения конкурса организатор конкурса не позднее чем за 30 дней до даты проведения конкурса публикует в средствах массовой информации и размещает на официальном сайте организатора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» извещение о проведении конкурса.
Извещение о проведении конкурса должно, в том числе содержать перечень документов, представляемых вместе с письменной заявкой на участие в конкурсе, и требования к их оформлению, а также критерии определения победителя конкурса (часть 8 Постановления Правительства Ставропольского края от 04.08.2010 года №256-п).
Перечень документов, представляемых вместе с письменной заявкой на участие в конкурсе, указан в части 11 постановления Правительства Ставропольского края от 04.08.2010 года №256-п, требования к их оформлению определены частями 10, 12, 13 постановления Правительства Ставропольского края от 04.08.2010 года №256-п, а критерии определения победителя конкурса прописаны в частях 25, 25.1, 25.2, 25.3, 25.4 и 25.5 постановления Правительства Ставропольского края от 04.08.2010 года №256-п.
В извещении Министерства, опубликованном в газете «Ставропольская правда» от 25.05.2013 года №144-145 (26006-26007), указано, что перечень документов, представляемых вместе с письменной заявкой на участие в конкурсе, и требования к их оформлению определены положением о проведении открытого конкурса на право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения в Ставропольском крае, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 04.08.2010 года №256-п «О мерах по реализации Закона Ставропольского края «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Ставропольском крае» (изменениями, внесенными Постановлением Правительства Ставропольского края от 13.11.2010 года №375-п, постановлением Правительства Ставропольского края от 05.05.2011 года №170-п и постановлением Правительства Ставропольского края от 11.01.2013 года №1-п).
Таким образом, извещение о проведении конкурса не содержит всей необходимой информации, предусмотренной частью 8 Постановления Правительства Ставропольского края от 04.08.2010 года №256-п, что может привести к ограничению круга потенциальных участников конкурса.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к созданию участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Следовательно, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Министерства транспорта Ставропольского края имеет место факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в проведении открытого конкурса на право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения в Ставропольском крае, объявленном в соответствии с приказом Министерства транспорта Ставропольского края от 22.05.2013 года №93-од, с нарушением требований постановления Правительства Ставропольского края от 04.08.2010 года №256-п «О мерах по реализации Закона Ставропольского края «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Ставропольском крае».
Таким образом, жалоба Администрации города Пятигорска Ставропольского края частично обоснованна.
В связи с тем, что прием заявок в настоящее время не окончен, Комиссия приходит к выводу, что в извещение о проведении открытого конкурса на право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения в Ставропольском крае, проводимого Министерством транспорта Ставропольского края, объявленном в соответствии с приказом Министерства транспорта Ставропольского края от 22.05.2013 года №93-од, подлежат внесению изменения, путем добавления всех необходимой информации, предусмотренной частью 8 постановления Правительства Ставропольского края от 04.08.2010 года №256-п.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 17, частями 18, 20, 23 статьи 18.1 и статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Ставропольского УФАС России,
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу Администрации города Пятигорска Ставропольского края на действия Министерства транспорта Ставропольского края, в части нарушения порядка проведения конкурса – частично обоснованной.
2) Признать в действиях Министерства транспорта Ставропольского края по организации и проведению открытого конкурса на право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения в Ставропольском крае, объявленном в соответствии с приказом Министерства транспорта Ставропольского края от 22.05.2013 года №93-од, факт нарушения требований Постановления Правительства Ставропольского края от 04.08.2010 года №256-п «О мерах по реализации Закона Ставропольского края «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Ставропольском крае».
3) Выдать обязательное для исполнения предписание:
- Внести изменения в извещение о проведении открытого конкурса на право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения в Ставропольском крае, проводимого Министерством транспорта Ставропольского края, объявленном в соответствии с приказом Министерства транспорта Ставропольского края от 22.05.2013 года №93-од, подлежат внесению изменения, путем добавления всех необходимой информации, предусмотренной частью 8 постановления Правительства Ставропольского края от 04.08.2010 года №256-п;
- Установить срок окончания приема заявок в течении 30 дней с момента размещения извещения о проведении конкурса в средствах массовой информации и на официальном сайте Министерства транспорта Ставропольского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- Разместить извещение о проведении конкурса в средствах массовой информации и на официальном сайте Министерства транспорта Ставропольского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с пунктом 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.