Решение б/н Решение по делу №28 о нарушении антимонопольного законодател... от 6 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 РЕШЕНИЕ

Дело №28

г. Ставрополь

Резолютивная часть решения объявлена – 09 июля 2015 года

Решение изготовлено в полном объеме – 23 июля 2015 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №28 в составе:

Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Ставропольского УФАС России;

членов Комиссии:

Пашкова Н.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Акинина И.Б. – главный специалист информационно-аналитического отдела Ставропольского УФАС России;

Колесникова Ж.В. – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России, в присутствии представителя ООО «Пятигорский молочный комбинат» по доверенности №4 от 30.06.2015 <……>;

рассмотрев материалы дела №28, возбужденного в отношении ООО «Пятигорский молочный комбинат» (357500, г. Пятигорск, ул. Ермолова, 38, ИНН 2632099051) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального Закона РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении монопольно высокой цены на молоко пастеризованное 1 л. 2,5% жирности, кефир 2,5% 1 кг, сметану фас. 20% 0,2 кг, сметану фас. 15% 0,4 кг,

УСТАНОВИЛА:

Ставропольским УФАС России, совместно с Прокуратурой Ставропольского края, была проведена проверка в отношении ООО «Пятигорский молочный комбинат» (далее – ООО «ПМК»), по итогам которой установлено следующее.

ООО «Пятигорский молочный комбинат» (далее по тексту – ООО «ПМК») является хозяйствующим субъектом, осуществляющим производство и оптовую реализацию произведенной им молочной (иной) продукции.

В ходе проверки была изучена информация касательно молока пастеризованного 1000 л. 2,5% жирности, кефира 2,5% 1 кг, сметаны фас. 20% 0,2 кг, сметаны фас. 15% 0,4 кг

Отпускные цены на социально значимые продукты: молоко, кисломолочную продукцию, сметану в 2014 году повышались пять раз: 20.01.2014, 01.04.2014, 20.10.2014, 01.12.2014 и 20.12.2014.

В соответствии с прайс-листом с 20.01.2014 стоимость молока пастеризованного 1000 л. 2,5% жирности составляла 30,2 руб., кефира 2,5% 1 кг – 31,7 руб., сметаны фас. 20% 0,2 кг – 24,5 руб., сметаны фас. 15% 0,4 кг – 39,9 руб.

С 01.04.2014 стоимость молока пастеризованного 1000 л. 2,5% жирности составляла 31,7 руб. (рост 4,9%), кефира 2,5% 1 кг – 33,3 руб. (рост 5%), сметаны фас. 20% 0,2 кг – 25,7 руб. (рост 4,9%), сметаны фас. 15% 0,4 кг – 41,9 руб. (рост 5%).

С 20.10.2014 стоимость молока пастеризованного 1000 л. 2,5% жирности составляла 33,1 руб. (рост 4,4%), кефира 2,5% 1 кг – 34,8 руб. (рост 4,5%), сметаны фас. 20% 0,2 кг – 27,1 руб. (рост 5,4%), сметаны фас. 15% 0,4 кг – 44,2 руб. (рост 5,5%).

С 01.12.2014 стоимость молока пастеризованного 1000 л. 2,5% жирности составляла 33,6 руб. (рост 1,5%), кефира 2,5% 1 кг – 35,3 руб. (рост 1,5%), сметаны фас. 20% 0,2 кг – 27,5 руб. (рост 1,4%), сметаны фас. 15% 0,4 кг – 44,9 руб. (рост 1,5%).

С 20.12.2014 стоимость молока пастеризованного 1000 л. 2,5% жирности составляла 38,8 руб. (рост 15%), кефира 2,5% 1 кг – 40,8 руб. (рост 15,5%), сметаны фас. 20% 0,2 кг – 33,3 руб. (рост 21%), сметаны фас. 15% 0,4 кг – 54,3 руб. (рост 20,9%).

Таким образом, общий процент роста на указанную продукцию составил: на молоко 28,5%, на кефир 28,7%, на сметану фас. 20% 0,2 кг – 35,9%, на сметану фас. 15% 0,4 кг – 36%.

Для проведения сравнительного анализа цен на сопоставимых рынках, были рассмотрены отпускные цены на продукцию у других участников мониторинга заводов-производителей: ОАО "Сыродел", ОАО "Буденновскмолпродукт", ИП <……> и ОАО «МКС». Анализ средних отпускных цен на молоко пастеризованное указывает, что максимальная средняя отпускная цена установлена у ООО "Пятигорский молочный комбинат", минимальная у ОАО "Буденновскмолпродукт". Аналогичная ситуация сложилась и со средней отпускной ценой на молоко стерилизованное.

Кроме того в 2013 году, в соответствии с информацией по указанному мониторингу, ООО «Пятигорский молочный комбинат» также производил повышение на собственную продукцию, в частности на молоко пастеризованное и стерилизованное. Относительное отклонение с января 2013 года по декабрь 2013 года составило 21,6% и 30% соответственно.

При значительном и стабильном снижении материальных затрат на производство продукции в 2014 году был установлен значительный рост косвенных, непрямых затрат (управленческие расходы, коммерческие расходы). Общий процент роста в 2014 – начало 2015 года на рассматриваемую продукцию составил: на молоко 28,5%, на кефир 28,7%, на сметану фас. 20% 0,2 кг – 35,9%, на сметану фас. 15% 0,4 кг – 36%. Значительный процент роста наблюдается именно к концу 2014 года.

В результате анализа представленной информации было установлено, что в действиях ООО «Пятигорский молочный комбинат» усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного было возбуждено дело №28 в отношении ООО «Пятигорский молочный комбинат» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

ООО «Пятигорский молочный комбинат» нарушение не признало, указав, что основными факторами повышения цен являются повышение цен поставщиков сырья, упаковочных материалов, энергоносителей, расходных материалов, стоимости технического обслуживания оборудования, а также увеличение долговой нагрузки.

Большая часть поставщиков упаковки и упаковочных материалов установили цены в иностранной валюте, что соответственно привело к росту затрат на упаковку соответствующему повышению курса валют. Так же номинированы в иностранной валюте цены на комплектующие, запасные части, техническое обслуживание производственного оборудования.

В прошедшем году предприятием была начата реализация инвестиционной программы реконструкции и модернизации, в целях увеличения производства продукции, улучшения качества и расширения продуктового ряда. Резкий рост курса привел к увеличению руб.левой стоимости задолженности.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения сторон, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующие обстоятельства:

ООО «Пятигорский молочный комбинат» приказом управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 19.12.2008 №437 (изм. от 14.10.2010 №678/26) включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по позициям: «оптовая реализация молоко пастеризованное ОКП 92 2211», код по ОКВЭД – 15.51.11 с долей на рынке >50% в географических границах г. Железноводск, г. Ессентуки, г. Кисловодск Ставропольского края, с долей на рынке >35% в географических границах г. Лермонтов, г. Пятигорск, «оптовая реализация кисломолочные напитки ОКП 92 2230», код по ОКВЭД – 15.51.13 с долей на рынке >50% в географических границах г. Железноводск, г. Ессентуки, г. Кисловодск, Александровский район, с долей на рынке >35% в географических границах г. Лермонтов, г. Пятигорск, «оптовая реализация сметана ОКП 92 2250», код по ОКВЭД – 15.51.12 с долей на рынке >50% в географических границах г. Железноводск, г. Ессентуки, г. Кисловодск, Александровский район, с долей на рынке >35% в географических границах г. Лермонтов, «оптовая реализация творог ОКП 92 2290», код по ОКВЭД – 15.51.14 с долей на рынке >50% в географических границах г. Железноводск, г. Ессентуки, г. Кисловодск, Александровский район, г. Лермонтов, г. Пятигорск.

В действиях ООО «Пятигорский молочный комбинат» (357500, г. Пятигорск, ул. Ермолова, 38, ИНН 2632099051) были установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»

В силу пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

- установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

На основании изложенного было возбуждено дело №28 в отношении ООО «Пятигорский молочный комбинат» (357500, г. Пятигорск, ул. Ермолова, 38, ИНН 2632099051) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (для его обозначения введено юридико-техническое сокращение "сопоставимый товарный рынок"), при наличии такого рынка на территории России или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов, или покупателей товара является незначительным; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Следуя положениям статьи 6 Закона о защите конкуренции Комиссией были изучены калькуляции отпускных цен на указанную продукцию, динамика закупочных цен на молоко, как основного сырья, необходимого для производства продукции, иные затраты, наличие государственной поддержки, то есть расходы, необходимые для производства вышеуказанной продукции. В результате анализа представленной и приобщенной к материалам дела информации установлено следующее.

ООО «Пятигорский молочный комбинат» (далее по тексту – ООО «ПМК») является хозяйствующим субъектом, осуществляющим производство и оптовую реализацию произведенной им молочной (иной) продукции.

В рамках проводимой проверки была представлена информация об основных поставщиках и объемах поставленного молока:

1.СП ООО Чапаевское.

2.ООО Агрофирма «Село Ворошилова».

3.ГФКХ ИП <……>

4. ИП <……>

5. ИП <……>

6. ИП <……>

7. ООО «Кавказ – Агро».

8. СПК к-з им. Ленина

9. ОПХ ПЗ «Ленинский путь».

10. ИП <……>

11. ИП <……>

12. ИП <……>

В соответствии с представленной информацией из указанного списка крупнейших поставщиков основными поставщиками общества являются ООО Агрофирма «Село Ворошилова», ИП <……> и ИП <……>. В соответствии с представленной динамикой объема закупок, ООО «ПМК» в 2013 году было приобретено 31 123 412 кг молока, в 2014 году – 49 250 428 кг и за январь 2015 года – 1 454 640 кг Исходя из представленной информации, наблюдается увеличение объемов закупки молока при росте закупочной цены.

Закупочная цена на сырое молоко формируется в зависимости от сложившейся рыночной ситуации на рынке молока-сырья в данном регионе, районе.

Цена на молоко никогда не была постоянной и обладает ценовой волатильностью, то есть летом сырье дешевеет, а осенью и зимой дорожает. Появление зеленой травы означает для молочного рынка сезонный всплеск производства сырья, достигающий 10-30%. На рынке появляется избыточное молоко. В то же время потребление его с мая по сентябрь снижается. При этом закупочные цены, по которым переработчики - молзоводы приобретают молоко-сырье у сельхозпроизводителей, традиционно падают. Кроме того, возрастающая конкуренция на рынке вынуждает многих переработчиков существенно снижать закупочную цену с целью минимизации затрат. На формирование цены также влияет ряд факторов, в основном массовая доля жира (%), массовая доля белка (%).

Покупатели (переработчики) сырого молока заключают договоры, в которых одним из обязательных условий является ежемесячное согласование цены реализации молока, путем подписания поставщиком и покупателем протокола согласования цен, либо дополнительного соглашения. Каждый месяц цена реализации изменяется.

На крупных комплексах, таких как ООО Агрофирма «Село Ворошилова», СП ООО Чапаевское, ОПХ ПЗ «Ленинский путь» себестоимость молока выше, чем на мелких или средних предприятиях, так как закупается современное оборудование, нанимаются консультанты по кормлению и содержанию животных, приобретается дорогостоящий скот.

Поэтому, важную роль при формировании закупочной (базисной) цены играет качество, объём поставляемого сырья, а также транспортные расходы, связанные с удаленностью поставщика и сроки оплаты.

Со всеми поставщиками молока-сырья заключаются договорные отношения. Проверяются ветеринарные свидетельства, справки. Согласно требованиям ГОСТ Р52054, в соответствии с требованиями Федерального закона №88-ФЗ от 12.06.2008 года и №163-Ф3 от 27.07.2010, принимается сырье, определяется количество и качество». В договоре указывается базисная цена за одну тонну молока, оплата производится за зачетный вес по жиру и белку с учетом базисной жирности молока — 3,4% и базисного белка — 3,0%, (если показатели молока имеют значения выше базисной нормы, то и стоимость молока соответственно увеличивается, а если ниже, то стоимость молока соответственно уменьшается). Важное значение в оплате молока-сырья, играет сортность молока. Сортность поставляемого молока может меняться с каждой поставкой (поставка молока осуществляется ежедневно) и в расчете применяются повышающие или понижающие коэффициенты за сортность, что является дополнительным стимулом для поставщиков в поставке более качественного молока.

Исходя из представленного анализа изменения закупочных цен, на молоко-сырье средняя закупочная цена базисной жирности — 3,4% и базисного белка — 3,0% составила:

 

январь 2013 года – 16,13 руб./кг

февраль 2013 года – 15,98 руб./кг

март 2013 года – 16,67 руб./кг

апрель 2013 года – 16,58 руб./кг

май 2013 года – 16,91 руб./кг

июнь 2013 года – 16,81 руб./кг,

июль 2013 года – 16,93 руб./кг

август 2013 года – 18,65 руб./кг

сентябрь 2013 года – 19,89 руб./кг

октябрь 2013 года – 22,51 руб./кг

ноябрь 2013 года – 23,52 руб./кг

декабрь 2013 года – 24,58 руб./кг

 

январь 2014 года – 25,01 руб./кг,

февраль 2014 года – 27,52 руб./кг

март 2014 года – 25,35 руб./кг

апрель 2014 года – 23,88 руб./кг

май 2014года – 22,68 руб./кг

июнь 2014 года – 21,72 руб./кг,

июль 2014 года – 21,31 руб./кг

август 2014 года – 21,98 руб./кг

сентябрь 2014 года – 23,41 руб./кг

октябрь 2014 года – 25,12 руб./кг

ноябрь 2014 года – 26,43 руб./кг

декабрь 2014 года – 23,58 руб./кг,

январь 2015 года – 24,74 руб./кг

 

Таким образом, в общей сложности за период с января 2013 года по январь 2015 года рост цены составил 53,37 %. Причем основной рост пришелся на 2013 год – порядка 52%. В 2014 году около 1%.

Средняя цена на заготовляемое молоко 2013 года составляла 16-17 руб. за 1 кг, а с сентября до конца 2013 года увеличились до 24,58 руб. за кг В течение 2014 года закупочная цена также подвергалась незначительному колебанию, в том числе по причине сезонности, однако отношение закупочной цены января 2014 года и января 2015 года наблюдается отрицательная динамика в размере 1 % (с 25,01 руб./кг до 24,74 руб./кг).

Цены на сырое молоко в ноябре 2014 года, составляющего до 60% себестоимости продукции предприятия, увеличились по сравнению с ноябрем 2013 года на 11%.

Комиссией были изучены отпускные цены на произведенную им продукцию. Предприятием утверждена учетная и налоговая политика, определяющая порядок ценообразования: цена изготавливаемой продукции определяется в результате калькуляции себестоимости, то есть расчетных процедур по определению затрат производства, приходящихся на единицу продукции.

Была изучена информация касательно молока пастеризованного 1000 л. 2,5% жирности, кефира 2,5% 1 кг, сметаны фас. 20% 0,2 кг, сметаны фас. 15% 0,4 кг

В соответствии с калькуляциями на производство продукции ООО «ПМК» в них включены следующие статьи затрат: материальные затраты (затраты на упаковку и основное сырье), фонд оплаты труда с отчислениями, общепроизводственные расходы, транспортно – заготовительные расходы, затраты на другие вспомогательные производства, управленческие расходы, производственная себестоимость, коммерческие расходы, полная себестоимость и прочие расходы, в которые включены проценты по кредитам.

Анализ представленных калькуляций указал на то, что расходы на фонд оплаты труда с отчислениями, общепроизводственные расходы, транспортно – заготовительные расходы, затраты на другие вспомогательные производства, управленческие расходы и коммерческие расходы распределяются одинаково по всем видам продукции.

В соответствии с вышеизложенным, расходы на фонд оплаты труда с отчислениями для рассматриваемых видов продукции в феврале 2014 года составили 1 037,93 руб./т, общепроизводственные расходы – 2 014,85 руб./т, транспортно – заготовительные расходы – 373,73 руб./т, затраты на другие вспомогательные производства – 311,72 руб./т, управленческие расходы – 1 189,33 руб./т, коммерческие расходы – 2 211,27 руб./т., а также прочие расходы – 3 712, 66 руб./т. Остальные статьи затрат изменяются в зависимости от материальных затрат, то есть затрат на сырье.

Материальные затраты на все виды рассматриваемой продукции, начиная с марта 2014 года имеют стабильную отрицательную динамику (то есть затраты снижались вплоть до июля 2014 года: затраты на молоко пастеризованное 1000 л. 2,5% жирности снизились на 19,4%, кефир 2,5% 1 кг снизились на 20%, сметану фас. 20% 0,2 кг снизились на 39,1%, сметану фас. 15% 0,4 кг – 38,3%.

Затем наблюдается незначительный рост материальных затрат, однако относительное отношение февраля 2014 года к январю 2015 года также имеет отрицательную динамику: на молоко пастеризованное 1000 л. 2,5% жирности на 0,73%, кефир 2,5% 1 кг - на 0,5%, сметану фас. 20% 0,2 кг - на 14,8%, сметану фас. 15% 0,4 кг – 10,6%.

К концу 2014 года (декабрь 2014 года) наблюдается рост по всем статьям затрат.

Расходы на оплату труда с отчислениями увеличились на 51,4% до 1571,66 руб./т.,

Общепроизводственные расходы – наоборот снизились на 1,9% до 1976,05 руб./т, транспортно – заготовительные расходы – также снизились на 18,6% до 304,24 руб./т,

Затраты на другие вспомогательные производства – увеличились на 49% до 463,62 руб./т,

Управленческие расходы также подверглись росту на 113% до 2 536,26 руб./т,

Коммерческие расходы – возросли до 6030,52 руб./т., то есть на 172,7%

Прочие расходы, включая проценты по кредитам – возросли до 19,846,31 руб./т, то есть на 435%. В январе 2015 года рассматриваемые статьи затрат остались на вышеуказанных показателях.

Договор поставки и прайс-листы на молочную продукцию определяет цену поставки продовольственных товаров.

Отпускные цены на социально значимые продукты: молоко, кисломолочную продукцию, сметану в 2014 году повышались пять раз: 20.01.2014, 01.04.2014, 20.10.2014, 01.12.2014 и 20.12.2014.

В соответствии с прайс-листом с 20.01.2014 стоимость молока пастеризованного 1000 л. 2,5% жирности составляла 30,2 руб., кефира 2,5% 1 кг – 31,7 руб., сметаны фас. 20% 0,2 кг – 24,5 руб., сметаны фас. 15% 0,4 кг – 39,9 руб.

С 01.04.2014 стоимость молока пастеризованного 1000 л. 2,5% жирности составляла 31,7 руб. (рост 4,9%), кефира 2,5% 1 кг – 33,3 руб. (рост 5%), сметаны фас. 20% 0,2 кг – 25,7 руб. (рост 4,9%), сметаны фас. 15% 0,4 кг – 41,9 руб. (рост 5%).

С 20.10.2014 стоимость молока пастеризованного 1000 л. 2,5% жирности составляла 33,1 руб. (рост 4,4%), кефира 2,5% 1 кг – 34,8 руб. (рост 4,5%), сметаны фас. 20% 0,2 кг – 27,1 руб. (рост 5,4%), сметаны фас. 15% 0,4 кг – 44,2 руб. (рост 5,5%).

С 01.12.2014 стоимость молока пастеризованного 1000 л. 2,5% жирности составляла 33,6 руб. (рост 1,5%), кефира 2,5% 1 кг – 35,3 руб. (рост 1,5%), сметаны фас. 20% 0,2 кг – 27,5 руб. (рост 1,4%), сметаны фас. 15% 0,4 кг – 44,9 руб. (рост 1,5%).

С 20.12.2014 стоимость молока пастеризованного 1000 л. 2,5% жирности составляла 38,8 руб. (рост 15%), кефира 2,5% 1 кг – 40,8 руб. (рост 15,5%), сметаны фас. 20% 0,2 кг – 33,3 руб. (рост 21%), сметаны фас. 15% 0,4 кг – 54,3 руб. (рост 20,9%).

Таким образом, общий процент роста на указанную продукцию составил: на молоко 28,5%, на кефир 28,7%, на сметану фас. 20% 0,2 кг – 35,9%, на сметану фас. 15% 0,4 кг – 36%.

В соответствии с заданиями ФАС России от 30.07.2010 №АЦ/24579 и от 04.08.2010 информационно-аналитическим отделом Ставропольского УФАС России проводится еженедельно мониторинг рынков социально значимой группы продовольственных товаров (зерно, мука, хлеб, молоко, подсолнечное масло, гречка, сахар песок, масло животное фасованное) в Ставропольском крае.

Информация для мониторинга агропродовольственных рынков предоставляется хозяйствующими субъектами, в том числе 6 молочными заводами. ООО «Пятигорский молочный комбинат» - является субъектом данного мониторинга.

Субъекты мониторинга предоставляют ценовую информацию по состоянию на отчетный период о выпускаемых ими торговых марках (наименования).

В соответствии с вышеуказанным мониторингом, и для проведения сравнительного анализа цен на сопоставимых рынках, были рассмотрены отпускные цены на продукцию у других участников мониторинга заводов-производителей: ОАО "Сыродел", ОАО "Буденновскмолпродукт", ИП <……> и ОАО «МКС». Анализ средних отпускных цен на молоко пастеризованное указывает, что максимальная средняя отпускная цена установлена у ООО "Пятигорский молочный комбинат", минимальная у ОАО "Буденновскмолпродукт" (Таблица 1).

 

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Февраль

2014

Март 2014

Апрель 2014

Май 2014

Июнь 2014

Июль 2014

Август 2014

Сентябрь 2014

Октябрь 2014

Ноябрь 2014

Декабрь 2014

Январь 2015

Февраль 2015

Относительное отклонение с февраля 2014 к февралю 2015 года(%)

ОАО «МКС»

32,20

32,30

32,30

32,30

32,30

32,30

32,50

32,60

33,20

33,80

34,20

35,20

36,90

+ 17 %

ООО "Пятигорский молочный комбинат"

31,89

30,56

34,31

31,56

31,67

30,20

31,89

32,29

32,97

32,82

36,75

38,57

38,61

+ 30 %

ОАО "Сыродел"

30,09

30,56

30,76

29,97

31,54

31,48

31,50

31,56

30,06

30,52

31,10

32,38

32,15

+ 7 %

ОАО "Буденновскмолпродукт"

23,60

23,60

23,60

23,60

23,60

23,60

23,60

23,60

25,00

25,00

25,00

27,50

27,50

+ 16,5 %

ИП <……>

27,00

27,00

29,00

29,00

29,00

29,00

29,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

+ 11 %

 

Кроме того в 2013 году, в соответствии с информацией по указанному мониторингу, ООО «Пятигорский молочный комбинат» также производил повышение на собственную продукцию, в частности на молоко пастеризованное. Относительное отклонение с января 2013 года по декабрь 2013 года составило 21,6%.

В соответствии с информацией, получаемой в ходе проведения вышеуказанного мониторинга, рост отпускной цены на молоко пастеризованное

Таким образом, складывается неоднозначная ситуация:

Основной рост закупочной цены на сырое молоко приходится на 2013 год (52%), в свою очередь в 2014 году наблюдается незначительный рост (1%), а к концу 2014 года наблюдается сезонное снижение.

Рост отпускной цены наблюдается как в 2013 году (относительное отклонение с января 2013 года по декабрь 2013 года на молоко, пастеризованное и стерилизованное составило 21,6% и 30% соответственно), так и в 2014 году (на молоко 28,5%, на кефир 28,7%, на сметану фас. 20% 0,2 кг – 35,9%, на сметану фас. 15% 0,4 кг – 36%.).

Значительное повышение себестоимости продукции на косвенные статьи затрат (затраты на другие вспомогательные производства – на 49% до 463,62 руб./т, управленческие расходы на 113% до 2 536,26 руб./т, коммерческие расходы – на 172,7%, прочие расходы, включая проценты по кредитам – на 435%).

Материальные затраты на все виды рассматриваемой продукции, начиная с марта 2014 года имеют стабильную отрицательную динамику (то есть затраты снижались вплоть до июля 2014 года: затраты на молоко пастеризованное 1000 л. 2,5% жирности снизились на 19,4%, кефир 2,5% 1 кг снизились на 20%, сметану фас. 20% 0,2 кг снизились на 39,1%, сметану фас. 15% 0,4 кг – 38,3%. Затем наблюдается незначительный рост материальных затрат, однако относительное отношение февраля 2014 года к январю 2015 года также имеет отрицательную динамику: на молоко пастеризованное 1000 л. 2,5% жирности на 0,73%, кефир 2,5% 1 кг - на 0,5%, сметану фас. 20% 0,2 кг - на 14,8%, сметану фас. 15% 0,4 кг – 10,6%.

Таким образом, при значительном и стабильном снижении материальных затрат на производство продукции в 2014 году наблюдается значительный рост косвенных, непрямых затрат (управленческие расходы, коммерческие расходы). Общий процент роста в 2014 – начало 2015 года на рассматриваемую продукцию составил: на молоко 28,5%, на кефир 28,7%, на сметану фас. 20% 0,2 кг – 35,9%, на сметану фас. 15% 0,4 кг – 36%. Значительный процент роста наблюдается именно к концу 2014 года.

Комиссия считает необходимым отметить то обстоятельство, что довод ответчика о том, что одним из факторов повышения отпускной цены на продукцию явилось повышение цен поставщиков упаковочных материалов подлежит отклонению, так как, в соответствии с представленными калькуляциями, доля затрат на упаковочные материалы в общих затратах на производство составляет порядка 8% и, соответственно, не способна значительно влиять на конечную стоимость продукции.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что объективные условия осуществления производственной деятельности ООО «ПМК» за исследуемый период существенных изменений не претерпели: расходы на основные статьи затрат (закупка сырья, коммунальные услуги, заработная плата и т.д.) либо остались на прежнем уровне, либо выросли незначительно. В связи с этим комиссия приходит к выводу о том, что повышение цены на производимые ответчиком продукты было обусловлено иными факторами, не связанными непосредственно с прямыми фактическими затратами, связанными с основными этапами и технологиями на производство данных видов продукции.

Как установлено Комиссией и подтверждено материалами дела действия ООО «Пятигорский молочный комбинат» по повышению отпускной цены на молоко 28,5%, на кефир 28,7%, на сметану фас. 20% 0,2 кг – 35,9%, на сметану фас. 15% 0,4 кг – 36%. являются необоснованными и нарушающими антимонопольное законодательство, в частности пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В силу пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

- установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (для его обозначения введено юридико-техническое сокращение "сопоставимый товарный рынок"), при наличии такого рынка на территории России или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов, или покупателей товара является незначительным; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы стороны, Комиссия пришла к выводу, что размер расходов, необходимых именно для производства и реализации товара, не претерпел значительного увеличения и в течение длительного периода оставался в одном ценовом диапазоне. В соответствии с представленными отчетами о финансовых результатах за январь – декабрь 2014 года наблюдалась положительная рентабельность предприятия в течение рассматриваемого периода. По сравнению с указанным периодом 2013 года, выручка возросла на 30,7 %, валовая прибыль (убыток) на 6,1%, управленческие расходы на 29%, коммерческие расходы на 28,43%. Как ранее отмечалось комиссией, состав покупателей остался практически неизменным, условия реализации, за рассматриваемый период, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, изменились несоразмерно изменению цены товара.

Таким образом, рост отпускной цены является необоснованным и фактические затраты на рассматриваемый вид продукции не соответствуют размеру повышения цены. Таким образом, цена, установленная ООО «ПМК» является монопольно высокой.

Нарушение хозяйствующим субъектом такой ценовой политики, которое влечет за собой отклонение цены от влияния указанных объективных и обоснованных факторов ценообразования, является основанием для рассмотрения таких действий хозяйствующего субъекта на предмет нарушения антимонопольного законодательства, в частности пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссией установлено и подтверждено материалами дела, что расходы ответчика, необходимые для производства рассматриваемых видов продукции не соответствуют изменению размера отпускной цены и затрат (себестоимости), состав покупателей продукции не менялся, условия оптовой реализации молока пастеризованного, кефира и сметаны остались неизменны.

За анализируемый период указанные ответчиком расходы существенно не изменились: тарифы на коммунальные ресурсы увеличивались незначительно, цены на молоко также повышались незначительно. Доказательства существенного повышения расходов на заработную плату в ходе рассмотрения дела не представлены и не установлены. Однако значительно возросли расходы прямо несвязанные с производством, а именно затраты на косвенные статьи затрат (затраты на другие вспомогательные производства – на 49% до 463,62 руб./т, управленческие расходы на 113% до 2 536,26 руб./т, коммерческие расходы – на 172,7%, прочие расходы, включая проценты по кредитам – на 435%)

Таким образом, у общества отсутствовали объективные (экономически обоснованные) предпосылки для существенного повышения цен на производимую продукцию.

В ходе рассмотрения дела, изучив материалы и пояснения, представленные ответчиками, Комиссия приходит к выводу, что поведение Общества было продиктовано не столько действительным ростом затрат на производство и реализацию продукции, а второстепенными факторами, не относящимися непосредственно к основным этапам производства продукции.

Нарушая антимонопольное законодательство путем повышения и установления монопольно высокой цены, ООО «Пятигорский молочный комбинат» создало для себя условия для экономического преимущества путем получения необоснованно завышенной прибыли от реализации продукции, что привело к созданию экономических и конкурентных преимуществ.

Таким образом, действия ответчика по делу №28 по установлению, поддержанию монопольно высокой цены товара, выразившегося в установлении монопольно высокой цены на молоко пастеризованное 1 л. 2,5% жирности, кефир 2,5% 1 кг, сметану фас. 20% 0,2 кг, сметану фас. 15% 0,4 кг нарушают антимонопольное законодательство. Факт нарушения со стороны ООО «Пятигорский молочный комбинат» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции» подтверждается материалами дела.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, а также пункта 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Пятигорский молочный комбинат» (357500, г. Пятигорск, ул. Ермолова, 38, ИНН 2632099051) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в установлении, поддержании монопольно высокой цены товара, в части необоснованного повышения цены на производимую продукцию.

2. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: в срок до 24.08.2015 произвести перерасчет цены на молоко пастеризованное 1 л. 2,5% жирности, кефир 2,5% 1 кг, сметану фас. 20% 0,2 кг, сметану фас. 15% 0,4 кг с учетом фактических затрат, связанных непосредственно с основными этапами технологического цикла производства.

Об исполнении предписания сообщить в течение 3-х дней с момента исполнения.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны