Постановление №026/04/14.3-352/2022 Постановление о наложении штрафа по делу об администрати... от 6 мая 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF06 мая 2022 года г. Ставрополь
Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золина Г.В., рассмотрев протокол №143 от 25.03.2022 года и материалы административного дела №026/04/14.3-352/2022, возбужденного 28.02.2022 управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю в отношении ООО «ХКФ Банк» /125124, г. Москва, ул. Правды, д. 8, корпус 1, ИНН 7735057951, КПП 771401001, зарегистрировано в качестве юридического лица 04.10.2002 за ОГРН 1027700280937/ по части 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 – ФЗ «О рекламе»),
в присутствии представителя ООО «ХКФ Банк» по доверенности – <…>, Общество надлежащим образом уведомлено о рассмотрении дела, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №80090471633186,
УСТАНОВИЛ:
В результате осуществления государственного надзора за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов были выявлены нарушения Федерального закона «О рекламе».
18 декабря 2021 года в социальной сети «Instagram» распространялась таргетированная реклама профиля «homecreditru» следующего содержания «Как получить кредит по ставке 5,9%? Свайпай вверх». Ниже кнопка «Подробнее», при переходе на которую открывается профиль «homecreditru». При переходе в профиль «homecreditru» условия предоставления кредита по ставке 5,9% не раскрываются.
В данной рекламе финансовой услуги (кредит) отсутствуют все условия, влияющие на его стоимость.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе», реклама-информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.06 "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
В соответствии с письменными пояснениями Банка разработкой рекламных макетов занимались сотрудники ООО «ХКФ Банк». Размещение рекламы осуществлялось на основании договора возмездного оказания услуг №ХКБ-ДОЗ-21-798 от 15.02.2021, заключенного между ООО «ХКФ Банк» и ООО «ААПС Медиа».
Рекламодателем указанной рекламы является ООО «ХКФ Банк» /125124, г. Москва, ул. Правды, д. 8, корпус 1, ИНН 7735057951, КПП 771401001, зарегистрировано в качестве юридического лица 04.10.2002 за ОГРН 1027700280937/.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и частью 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель.
06.05.2022 г. в присутствии представителя ООО «ХКФ Банк» по доверенности – <…>., состоялось рассмотрение дела.
Ранее в адрес Управления поступили письменные пояснения ООО «ХКФ Банк», в которых было указано следующее.
Реклама, которая производится в социальной сети ориентирована на потребности потребителей найти интересующую информацию на заинтересовавших их аккаунтах. Поэтому допустимо говорить о привлечении внимания именно к официальному аккаунту Банка в социальной сети. Более того, в этом аккаунте содержится вся необходимая информация о Банке и его продуктах и/или имеются необходимые ссылки на их подробное описание в официальных источниках. В постах сотрудники Банка дают ответы на все возможные вопросы, а пользователи делиться мнениями. Также Банк полагает, что имеющиеся в материалах дела скриншоты не могут являться надлежащими доказательствами наличия в действиях Банка признаков административного правонарушения.
Должностное лицо, изучив доводы, изложенные в пояснениях, а также материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Текст спорной рекламы «Как получить кредит по ставке 5,9%? Свайпай вверх» привлекает внимание именно к услуге «кредит» по выгодной ставке. Призывов подписаться на аккаунт Банка реклама не содержит. Таким образом, объектом рекламирования в данном случае является именно кредитный продукт.
В соответствии с представленными Банком сведениями, процентная ставка 5,9% является минимальной. Другие существенные условия в спорной рекламе отсутствуют.
Исходя из анализа положений Федерального закона «О рекламе», целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Закон обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге). Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить.
Поскольку распространенная реклама финансовой услуги направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие всех существенных условий предоставления ипотеки может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.
В соответствии с часть 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
В письме ФАС России от 31.07.2014 N АД/30890/14 «О рекламе финансовых услуг» указано, что к условиям, определяющим полную стоимость кредита (займа), могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.
Более того, если гиперссылка сразу после "клика" на текст контекстной рекламы содержит всю исчерпывающую информацию о рекламируемой услуге, указание на полное наименование организации, оказывающей эту услугу, а потребитель интернет-рекламы при просмотре объявлений в полном объеме автоматически не получает из него всю необходимую информацию по соответствующим финансовым услугам и их получению, то в таком случае данная реклама нарушает законодательство.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Допустимыми доказательствами являются, в том числе сделанные и заверенные лицами, участвующими в деле, распечатки материалов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети (скриншот), с указанием адреса интернет-страницы, с которой сделана распечатка, а также точного времени ее получения. Такие распечатки подлежат оценке при рассмотрении дела наравне с прочими доказательствами.
Следовательно, нотариальное освидетельствование скриншотов, имеющихся в материалах дела, не требуется.
Таким образом, доводы, указанные в пояснениях ООО «ХКФ Банк», несостоятельны.
У ООО «ХКФ Банк» имелась возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства о рекламе, но Обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Место совершения административного правонарушения: социальная сеть «Instagram».
Время совершения административного правонарушения: 18.12.2021.
В соответствии с частью 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
ООО «ХКФ Банк» допустило нарушение ФЗ «О рекламе», ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного административного правонарушения.
Допущенное ООО «ХКФ Банк» правонарушение несет в себе существенную угрозу, поскольку следствием этого правонарушения являются посягательства на права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, закрепленные статьей 1 Закона №38-ФЗ.
Общественные отношения, связанные с рекламой финансовых услуг, являются одними из наиболее важных объектов правового регулирования в финансовой сфере. Посягательство на них несет в себе существенную угрозу установленному публично-правовому порядку, поскольку непосредственно влияет на финансовое состояние человека.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2).
КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.
Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает, что ответственность за совершение данного административного правонарушения наступает только при причинении имущественного и морального вреда, а также наступлении тяжких последствий. Законодатель не связывает возможность применения административной ответственности с наступлением вредных последствий для охраняемых общественных интересов. Административная ответственность за нарушение указанной статьи КоАП РФ наступает за сам факт нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе».
Правонарушение, допущенное Обществом в сфере рекламы финансовых услуг, обладают повышенной опасностью и понятие «малозначительность» к нему неприменимо.
Должностное лицо не находит в действиях ООО «ХКФ Банк» обстоятельств, смягчающих административную ответственность, обстоятельств, отягчающих административную ответственность также нет.
Статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, содержит условия замены административного штрафа предупреждением.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
ООО «ХКФ Банк» не является субъектом малого и среднего предпринимательства, поэтому на Общество не распространяется действие части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ, при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ, в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
ООО «ХКФ Банк» не является социально ориентированной некоммерческой организацией, а также субъектом малого и среднего предпринимательства, поэтому на Общество не распространяется действие части 1 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 7 статьи 5 и частью 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 – ФЗ «О рекламе», статьями 2.1, 4.1, 4.1.1, 4.1.2, 4.2, 4.3, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
- Признать ООО «ХКФ Банк» /125124, г. Москва, ул. Правды, д. 8, корпус 1, ИНН 7735057951, КПП 771401001, зарегистрировано в качестве юридического лица 04.10.2002 за ОГРН 1027700280937/ виновным в совершении нарушения части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 – ФЗ «О рекламе».
- Назначить ООО «ХКФ Банк» /125124, г. Москва, ул. Правды, д. 8, корпус 1, ИНН 7735057951, КПП 771401001, зарегистрировано в качестве юридического лица 04.10.2002 за ОГРН 1027700280937/ наказание в соответствии с частью 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере трехсот тысяч рублей (300.000).
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о рекламе, зачисляются по следующим реквизитам:
Получатель платежа |
УФК по Ставропольскому краю (Ставропольское УФАС России, л/с 04211162970) |
ИНН |
2634003887 |
КПП |
263501001 |
Номер казначейского счета для учета средств поступлений |
03100643000000012100 |
Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС |
40102810345370000013 |
Банк получателя |
Отделение Ставрополь Банка России//УФК по Ставропольскому краю, г. Ставрополь |
БИК банка |
010702101
|
КБК |
161 1 16 01141 01 0003 140 |
<…> |
<…> |
Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства о рекламе по Постановлению № 026/04/14.3-352/2022 от 06.05.2022.
В случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, примет решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности по статье 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке по месту рассмотрения дела, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Заместитель руководителя управления Г.В. Золина