Заключение №026/01/17-990/2020 пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006... от 17 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

об обстоятельствах дела № 026/01/17-990/2020

 

17.06.2020 года                                                                                             г. Ставрополь

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии – <…> – заместитель руководителя Ставропольского УФАС России;

Члены Комиссии:

<…> – начальник отдела по борьбе с картелями Ставропольского УФАС России;

<…> – заместитель начальника отдела по борьбе с картелями Ставропольского УФАС России.

Рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства № 026/01/17-990/2020, возбужденное в отношении ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России (ИНН-2626003731; ОГРН-1022601229342) и ФГБУ «Юг Спорт» (ИНН-2319056379; ОГРН-1142367004130) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

В присутствии на заседании:

- Представителя ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России – <…> (доверенность № 40 от 27.05.2020 года);

- Представителя ФГБУ «Юг Спорт» – <…> (доверенность № 32 от 04.06.2020 года).

Руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Ставропольское УФАС России, по подведомственности из Краснодарского УФАС России, поступило обращение физического лица на действия Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-кавказский федеральный научно-клинический центр федерального медико-биологического агентства» (далее ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России) при проведении закупок в электронной форме № 0321100017617000232 и 0321100017618000539. По мнению заявителя, в действиях заказчика могут иметься признаки нарушения Федерального закона от 26.06.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно подготовка технического задания под конкретного победителя – ФГБУ «ЮГ СПОРТ».

По результатам анализа технической документации аукционов в электронной форме № 0321100017617000232 и 0321100017618000539 установлено, что они имеют ряд требований к участникам, которые могут содержать признаки ограничения количества участников по географическим обстоятельствам.

Указанные обстоятельства, согласно пункта 1 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», послужили основанием для возбуждения дела о признаках нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 года № 220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 02.08.2010 года № 18026 (далее Порядок проведения анализа).

В соответствии с пунктом 10.9 Порядка проведения анализа, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции включает:

- определение временного интервала исследования;

- определение предмета торгов.

В целях анализа состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации использованы материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 026/01/17-990/2020.

Определение временного интервала исследования.

Согласно пункта 2.1 Порядка проведения анализа, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

В связи с тем, что нарушение пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» наблюдается при проведении электронного аукциона, то за временной интервал исследования целесообразно принять период проведения аукциона.

1) По закупке № 0321100017617000232.

22.06.2017 года на официальном сайте (http://zakupki.gov.ru) было опубликовано извещение о проведении аукциона № 0321100017617000232 «Предоставление услуг проживания для нужд ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России». Заказчик – ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России. Начальная цена – 19 625 000,00 руб.

Заказчик в своей закупочной документации установил требования, создающие преимущественные условия по неценовому критерию только одному участнику рынка оказания услуг, что повлекло фактическое ограничение конкуренции и нарушение прав неограниченного круга участников данного рынка.

Согласно Протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе 0321100017617000232 от 07.07.2017 года, заявка ФГБУ «ЮГ СПОРТ» признана соответствующей требованиям аукционной документации.

19.07.2017 года между ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России и ФГБУ «ЮГ СПОРТ» заключен Гражданско-правовой договор (контракт) № 232-СК.

09.10.2018 года, руководствуясь пунктом 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», стороны пришли к соглашению о расторжении контракта.

Следовательно, временной интервал исследования по аукциону № 0321100017617000232: с 19.07.2017 года по 09.10.2018 года.

2) По закупке 0321100017618000539.

04.12.2018 года на официальном сайте (http://zakupki.gov.ru) было опубликовано извещение о проведении аукциона № 0321100017618000539 «Оказание оздоровительных услуг для клиентов ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России». Заказчик – ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России. Начальная цена – 16 541 400,00 руб.

Заказчик в своей закупочной документации установил требования, создающие преимущественные условия по неценовому критерию только одному участнику рынка оказания услуг, что повлекло фактическое ограничение конкуренции и нарушение прав неограниченного круга участников данного рынка.

Согласно протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 19.12.2018 года № 0321100017618000539-4 был определен победитель - единственный участник торгов - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Южный федеральный центр спортивной подготовки». 09.01.2019 года между ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России и ФГБУ «ЮГ СПОРТ» заключен Гражданско-правовой договор (контракт) № 545-СК/18.

По информации, размещенной в Единой информационной системе http://zakupki.gov.ru контракт был исполнен в полном объеме в установленный срок.

Следовательно, временной интервал исследования по аукциону № 0321100017618000539: с 04.12.2018 года по 31.12.2019 года.

Определение предмета торгов.

В соответствии с документацией электронных конкурсов, объектом закупки № 0321100017617000232 является оказание услуг проживания для нужд ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России, закупки  № 0321100017618000539 - оказание оздоровительных услуг для клиентов ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России.

В ходе заседаний представители ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России и ФГБУ «ЮГ СПОРТ» пояснили, что в структуру ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России входит в том числе Медицинский центр «Юность» филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Кавказский федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства» в г. Ессентуки, который осуществляет свою деятельность на территории, относящейся к филиалу, в т.ч. в отделении спортивной медицины: 357700, Ставропольский край, г. Кисловодск, район горы Малое Седло. На данной территории расположены жилые и нежилые помещения, принадлежащие ФГБУ «ЮГ СПОРТ». На основании договора безвозмездного пользования имуществом № 1839/16-Б от 21.09.2016 года, все нежилые помещения были переданы в пользование ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России. Формирование Заказчиком аукционной документации по вышеуказанным закупкам направлено, прежде всего, на исполнение обязанности по обеспечению функционирования отделения спортивной медицины Медицинского центра «Юность» филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Кавказский федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства» в г. Ессентуки. Любой потенциальный участник, вправе был обратиться в ФГБУ «ЮГ СПОРТ» и заключить с ним договор аренды жилых помещений, после чего подготовить и подать заявку на участие в аукционах.

Рассмотрев имеющиеся материалы дела, Комиссией установлено следующее.

В Ставропольское УФАС России, по подведомственности из Краснодарского УФАС России, поступило обращения физического лица на действия Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-кавказский федеральный научно-клинический центр федерального медико-биологического агентства» (далее ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России) при проведении закупок в электронной форме № 0321100017617000232 и 0321100017618000539. По мнению заявителя, в действиях заказчика могут иметься признаки нарушения Федерального закона от 26.06.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно подготовка технического задания под конкретного победителя – ФГБУ «ЮГ СПОРТ».

По результатам анализа официального сайта (http://zakupki.gov.ru), а также открытой информации в сети интернет установлено следующее.

1) 22.06.2017 года на официальном сайте (http://zakupki.gov.ru) было опубликовано извещение о проведении аукциона 0321100017617000232 «Предоставление услуг проживания для нужд ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России». Заказчик – ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России. Начальная цена – 19 625 000,00 руб.

Согласно Протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе 0321100017617000232 от 07.07.2017 года, заявка ФГБУ «ЮГ СПОРТ» признана соответствующей требованиям аукционной документации.

19.07.2017 года между ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России и ФГБУ «ЮГ СПОРТ» заключен Гражданско-правовой договор (контракт) № 232-СК.

По результатам анализа Технического задания аукционной документации установлены следующие требования к участникам:

- Требование о месте оказания услуг – г. Кисловодск, район горы Малое Седло;

- Требование к месту проживания – в капитальном отдельно стоящем здании на высоте не менее 1200 метров над уровнем моря, при этом не более чем в 200 метрах от спального корпуса должен находиться собственный спа-комплекс;

- Требование об условиях оказания услуг – пользование подвесной пассажирской канатной дорогой (спуск-подъем 2 раза в день).

По результатам проведенного анализа установлено, что в районе г. Кисловодск находится около 40 гостиничных комплексов (санаториев, гостиниц и др.) оказывающих услуги по проживанию. В районе горы Малое Седло (на высоте не менее 1200 метров) находится единственный гостиничный комплекс – «Вершина 1240», принадлежащий ФГБУ «ЮГ СПОРТ». Таким образом, под требования аукциона № 0321100017618000539 подпадает только один потенциальный исполнитель – ФГБУ «ЮГ СПОРТ».

2) 04.12.2018 года на официальном сайте (http://zakupki.gov.ru) было опубликовано извещение о проведении аукциона № 0321100017618000539 «Оказание оздоровительных услуг для клиентов ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России». Заказчик – ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России. Начальная цена – 16 541 400,00 руб.

Согласно Протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе 0321100017618000539 от 19.12.2018 года, заявка ФГБУ «ЮГ СПОРТ» признана соответствующей требованиям аукционной документации.

09.01.2019 года между ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России и ФГБУ «ЮГ СПОРТ» заключен Гражданско-правовой договор (контракт) № 545-СК/18.

По результатам анализа Технического задания аукционной документации установлены следующие требования к участникам:

- Требование о месте оказания услуг – г. Кисловодск, район горы Малое Седло;

- Требование к месту проживания – в капитальном отдельно стоящем здании на высоте не менее 1200 метров над уровнем моря, при этом не более чем в 200 метрах от спального корпуса должен находиться собственный спа-комплекс;

- Требование об условиях оказания услуг – пользование подвесной пассажирской канатной дорогой (спуск-подъем 2 раза в день).

По результатам проведенного анализа установлено, что в районе г. Кисловодск находится около 40 гостиничных комплексов (санаториев, гостиниц и др.) оказывающих услуги по проживанию. В районе горы Малое Седло (на высоте не менее 1200 метров) находится единственный гостиничный комплекс – «Вершина 1240», принадлежащий ФГБУ «ЮГ СПОРТ». Таким образом, под требования аукциона № 0321100017618000539 подпадает только один потенциальный исполнитель – ФГБУ «ЮГ СПОРТ».

В рамках рассмотрения обращения был направлен запрос в ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России о предоставлении пояснений по указанной ситуации.

В своем ответе (исх. № 587 от 26.03.2020 года), ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России пояснило, что в структуру ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России входит в том числе Медицинский центр «Юность» филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Кавказский федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства» в г. Ессентуки, который осуществляет свою деятельность на территории, относящейся к филиалу, в т.ч. в отделении спортивной медицины: 357700, Ставропольский край, г. Кисловодск, район горы Малое Седло. Из общедоступных сведений, полученных с сайта Росреестра следует, что Здание (Нежилое здание, СТК с реабилитационно-восстановительным центром (поз. 38)), общей площадью 17303,1 кв. м., расположенное по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, г. Кисловодск, район горы Малое Седло имеет кадастровый номер <...> :34:030203:56 и принадлежит на праве собственности Российской Федерации (№ 26-26/015-26/015/301/2016-2731/1 от 18.08.2016 года) и закреплено за ФГБУ «Юг Спорт» на праве оперативного управления (№ 26-26/015- 26/015/301/2016-2732/1 от 18.08.2016 года).

На основании договора безвозмездного пользования имуществом от 04.09.2019 года № 678/19-Б, заключенного между ФГБУ «Юг Спорт» и ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России, последним приняты во временное владение и пользование нежилые помещения (общей площадью 4 010,6 кв. м.), находящиеся в здании - СТК с реабилитационно-восстановительным центром (поз. 38) литер В, расположенном по адресу: Ставропольский край, г. Кисловодск, район горы Малое Седло для использования под медико-восстановительный центр.

Требование о месте оказания услуг - г. Кисловодск, район горы Малое Седло установлено Заказчиком в связи с тем, что на базе переданных ФГБУ «Юг Спорт» помещений по договору безвозмездного пользования имуществом от 04.09.2019 года № 678/19-Б ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России образовано отделение спортивной медицины.

Договоры, заключенные по итогам проведения закупок в электронной форме № 0321100017617000232 и 0321100017618000539 заключались ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России именно для осуществления медицинской деятельности на территории нахождения СТК с реабилитационно-восстановительным центром (поз. 38) (так называемого гостиничного комплекса «Вершина 1240») и достижения цели максимально эффективного использования находящегося там оборудования и выполнения принятых ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России обязательств по оказанию услуг санаторно-курортного и реабилитационно-восстановительного лечения пациентов (в т.ч. спортсменов сборных команд России).

Требование об условиях оказания услуг в части пользования подвесной пассажирской канатной дорогой (спуск-подъем 2 раза в день) установлено с учетом того, что отделение спортивной медицины, находящееся в здании – СТК с реабилитационно-восстановительным центром (далее - РВЦ) с особенным месторасположением - на горе, соответственно при необходимости добраться до города Кисловодска предусмотрен спуск на канатной дороге и соответственно подъем до РВЦ.

Формирование Заказчиком аукционной документации по вышеуказанным закупкам направлено, прежде всего, на исполнение обязанности по обеспечению функционирования отделения спортивной медицины Медицинского центра «Юность» филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Кавказский федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства» в г. Ессентуки.

Таким образом, заказчик – ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России подтверждает, что технические задания по аукционам № 0321100017617000232 и 0321100017618000539 готовились под конкретные объекты, принадлежащие ФГБУ «Юг Спорт». Это подтверждает также и анализ аукционной документации, согласно которого документация готовилась под конкретного участника – ФГБУ «Юг Спорт».

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» согласование хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке является одним из признаков ограничения конкуренции.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координации организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Довод ответчиков о том, что установленные географические требования необходимы для удовлетворения нужд заказчика, Комиссией отклоняется.

Согласно статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Таким образом, при подготовке закупочной документации, заказчик должен обеспечить конкуренцию между участниками закупок и не допускать требований, которые приводят к необоснованному ограничению числа участников закупок. Проведение честных и недискриминационных закупок в форме аукционов, конкурсов и др. является основной целью и миссией Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В статье 93 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» законодатель установил перечень случаев, когда заказчик имеет право осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Указанный перечень является закрытым и расширенному толкованию не подлежит. В иных случаях заказчик должен проводить закупку таким образом, чтобы выполнялась совокупность двух важных условий:

1) Удовлетворение нужд заказчика;

2) Отсутствие необоснованного ограничения конкуренции между участниками.

ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России готовило технические задания по аукционам № 0321100017617000232 и 0321100017618000539 под конкретные объекты, принадлежащие ФГБУ «Юг Спорт».

Утверждение ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России о том, что под нужды заказчика удовлетворит только гостиничный комплекс «Вершина 1240», так он находится в непосредственной близости от объектов ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России, не подпадает под случаи, перечисленные в статье 93 Закона о контрактной системе.

Довод ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России о том, что любой потенциальный участник мог подать заявку на участие в аукционах № 0321100017617000232 и 0321100017618000539, предварительно заключив договор аренды жилых помещений, принадлежащих ФГБУ «Юг Спорт» (гостиничный комплекс «Вершина 1240»), Комиссией отклоняется, так как данный повод подтверждает выводы Комиссии Ставропольского УФАС России, уже указанные ранее в настоящем заключении. Под требования документации, подпадают только жилые помещения, принадлежащие ФГБУ «Юг Спорт».

ФГБУ «Юг Спорт» находится в преимущественном положении и может самостоятельно определять круг потенциальных участников:

1) ФГБУ «Юг Спорт» может принять участие в закупке самостоятельно;

2) ФГБУ «Юг Спорт» может передать в аренду часть жилых помещений в гостиничном комплексе «Вершина 1240» тому или иному лицу.

На основании вышеизложенного, комиссия Ставропольского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 39, 40, 41, 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», приходит к выводу, что в действиях ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России (ИНН-2626003731; ОГРН-1022601229342) и ФГБУ «Юг Спорт» (ИНН-2319056379; ОГРН-1142367004130) имеет место нарушение пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части создания преимущественных условий для конкретного участника при проведении аукционов № 0321100017617000232 и 0321100017618000539.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                              <…>

  

Члены комиссии:                                                                                                         <…>

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны