Решение б/н Решение по делу №29 о нарушении антимонопольного законодател... от 29 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Дело №29

г. Ставрополь

Резолютивная часть решения оглашена 03 июля 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 17 июля 2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: – Никитин С.И., руководитель управления;

Члены Комиссии:

- Гритчин И.Н. – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства

- Козко И.С. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

- Хаджебиеков Р.Ш. – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

рассмотрев дело №29, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Кавминкурортресурсы» (г.Ессентуки, ул. Пятигорская, 133, 357600) п.1 ч.1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» и п. 10 ч.1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение от АНО Содружество санаторно – курортных учреждений Кавказских Минеральных Вод по факту установления ОАО «Кавминкурортресурсы» стоимости минеральной воды в размере 958,16 руб./куб.м.

ОАО «Кавминкурортресурсы» является предприятием, которое осуществляет деятельность по добыче и оптовой реализации минеральной воды хлоридно-сульфатно-гидрокарбонатно натриевой, сульфатно-гидрокарбонатной кальциево-натриевой, сульфатно-гидрокарбонатно-хлоридной натриевой, кремнистой, также по добыче и оптовой реализации лечебной грязи Тамбуканского месторождения.

Ставропольским УФАС России была проведена проверка в отношении ОАО «Кавминкурортресурсы», в ходе которой выявлены признаки нарушения п.1 ч.1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» - установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара и п. 10 ч.1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» - нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения настоящего дела.

На рассмотрении дела заявитель свои доводы поддержал. Указал, что ОАО «Кавминкурортресурсы» были установлены цены на минеральную воду в размере 958,16 руб./куб./м. Эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке. ОАО «Кавминкурортресурсы» по сравнению с 2013 годом, в 2014 году установило цену на 63,84 руб. больше. Так как данный товар по своим свойствам незаменим другим, заявитель был вынужден был заключить договор на невыгодных для него условиях.

ОАО «Кавминкурортресурсы» в своих доводах пояснило следующее:

ОАО «Кавминкурортресурсы» в отношении минеральной воды каждого из месторождений изначально была установлена своя цена, отличающаяся от цены минеральной воды из других месторождений. Обусловлено это различной степенью сложности разработки и освоения того или иного месторождения.

Впоследствии же цена на минеральную воду каждого месторождения независимо от того, по какому месторождению в каждом конкретном году происходило повышение затрат, всегда увеличивалась на одну и ту же величину, свидетельством чего является динамика изменения цен за последние три года.

 

 

Месторождение/ Год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

цена

цена

+

цена

+

цена

+

Кисловодское

235

267

13,6%

307

14,9%

348

13,4%

Ессент./Бештауг.

546

622

13,9%

715

14,9%

812

13,5%

Пятигорское

452

515

13,9%

592

14,9%

672

13,5%

Железноводское

335

382

14,0%

439

14,9%

498

13,4%

 

Причиной такой политики общества «КМКР» является недопущение резкого увеличения цены минеральной воды какого-либо одного из месторождений, что повлечет негативные последствия, прежде всего, для санаториев, которые в этом случае понесут сверхбольшие убытки и не смогут закупать необходимый объем воды того или иного месторождения, чего общество «КМКР» не может допустить, учитывая социальную роль поставляемой им воды. Очевидно, что были бы и негативные последствия и для самого общества «КМКР», который в
этом случае проигрывало бы из-за сверхвысокой цены конкуренцию другим производителям минеральной воды и теряло бы рынок сбыта, что в конечном итоге могло привести к его банкротству.

Такой эффект достигался за счет гибкого регулирования обществом «КМКР» уровня своей прибыли (рентабельности) по минеральной воде. При возрастании затрат по минеральной воде какого-то одного месторождения рентабельность по этой воде снижалась, но при этом рентабельность по минеральной воде другого месторождения, по которой затраты возросли незначительно, соразмерно увеличивалась.

При этом уровень рентабельности по всей минеральной воде сохранялся на одном уровне, который не превышал среднеотраслевой уровень по отрасли «Добыча полезных ископаемых».

Аналогичная структура ценообразования применена и при установлении цены на минеральную воду на 2014 год. При этом следует отметить, что поскольку цена на каждый последующий год устанавливается на основании фактических затрат за первое полугодие текущего года в связи с необходимостью проведения санаториями закупочных процедур, на 2014 год цена формировалась на основании затрат за первое полугодие 2013 года и плановых
показателей на 2014 год.

 

Месторождение/

Динамика

изменений

 

 

Кисловодское

Ессент./Бештауг.

Пятигорское

Железноводское

Общий итог

2013

2014

2013

2014

2013

2014

2013

2014

2013

2014

Планируемые

Затраты т.р.

4 180

4 150

4 235

5 845

2 140

2 952

4 424

4 074

14 979

17 021

Изменение, %

- 0,7%

+ 38%

+37,9%

-7,9%

+ 13,6%

Рентабельность, т.р.

1254

2 014

1271

407

642

206

1327

2 450

4 494

5 077

Рентабельность,

%

23,1%

32,7%

23,1%

6,5%

23,1%

6,5%

23,1%

37,6%

23,1%

23,0%

Плановая выручка, т.р.

5 434

6 164

5 506

6 252

2 782

3 158

5 751

6 524

19 473

22 098

Изменение, %

+13,4%

+13,6%

+13,5%

+14,2%

+13,5%

                         

 

Как видно из этой таблицы, по минеральной воде Ессентукского и Пятигорского месторождения запланировано увеличение затрат в 2014 году в связи с производством ремонтных работ и работ по освоению на 38% и 37,9%, соответственно.

Если бы эти затраты были включены в цену только минеральной воды из этих месторождений, то вместо увеличения цены на 13,6% и 13,5%, соответственно, цена увеличилась на 38% и 37,9%, соответственно, и составила бы не 812 руб./куб.м и 672 руб./куб.м без НДС, как установлено на 2014 год, а 987 руб./куб.м и 816 руб./куб.м без НДС (или 1 164 руб./куб.м и 963 руб./куб.м с НДС, соответственно).          

Однако вместо этого, общество «КМКР» за счет снижения рентабельности по этим минеральным водам и увеличения рентабельности по минеральным водам других месторождений, по которым затраты не увеличились, обеспечило увеличение цены в среднем на 13,5%.

При этом общий уровень рентабельности по минеральной воде всех месторождений был сохранен на прежнем уровне - 23% (в 2013 - 23,08%, в 2014 - 22,97%).

Также ответчик указывает, что в действиях ОАО «Кавминкурортресурсы» отсутствуют признаки нарушения, предусмотренные пунктом 1 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции», в котором запрещается злоупотребление доминирующем положением путем установления, поддержания монопольно высокой или монопольно низкой цены товара и пунктом 6 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» в котором запрещается злоупотребление доминирующем положением путем экономически, технологически и иным образом не обоснованным установлением различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом и п. 10 ч.1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» - нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Изучив материалы настоящего дела, выслушав пояснения представителей сторон, Комиссия Ставропольского УФАС России пришла к следующим выводам:

ОАО «Кавминкурортресурсы» (357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Пятигорская, 133) приказом управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 01.07.1996 №47 (изм. от 02.10.2013 №1075/26, от 18.10.2013 №1149/26) включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по позиции: Добыча и оптовая реализация минеральной воды хлоридно – сульфатно – гидрокарбонатно (сульфатно-гидрокарбонатной) натриевой (VI группа ГОСТ Р 54316-2011), добыча и оптовая реализация минеральной воды сульфатно-гидрокарбонатной кальциево-натриевой (VIII группа ГОСТ Р 54316-2011), добыча и оптовая реализация минеральной воды сульфатно-гидрокарбонатно-хлоридной натриевой (кальциево-натриевой), кремнистой (XXIV группа ГОСТ Р 54316-2011), добыча и оптовая реализация лечебной грязи Тамбуканского месторождения код по ОКВЭД – 41.00.1; 14.5 с долей на рынке >50% в географических границах Ставропольского края.

ОАО «Кавминкурортресурсы» в ходе антимонопольного расследования представило динамику изменения тарифной стоимости 1 куб./м. минеральной воды для санаторно-курортных организаций по Кисловодскому, Ессентукскому/Бештаугорскому, Пятигорскому и Железноводскому месторождениям.

 

 

Динамика изменения тарифной стоимости 1м3 минеральной воды для санаторно-курортных организаций по Железноводскому месторождению

 

 

Статья

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

1

Расходы на оплату труда, руб.

79,68

89,13

85,47

64,20

2

Начисления на з/плату, руб.

21,51

31,19

26,50

19,92

3

Услуги сторонних организаций и хоз. расходы, руб.

45,03

49,00

60,53

17,33

4

Износ основных средств, руб.

9,77

9,93

8,05

8,09

5

Расходы на ремонт основных средств, руб.

20,59

22,40

20,99

21,91

6

Расходы на освоение природных ресурсов, руб.

13,99

14,23

12,41

9,92

7

Плата за землю, руб.

2,67

2,72

13,13

13,13

8

Налог на добычу полезных ископаемых, руб.

27,08

28,65

45,62

41,22

9

Услуги вспомогательного производства, руб.

 

 

 

40,53*

10

Общехозяйственные расходы, руб.

47,67

58,34

65,00

74,73

11

Итого расходы, руб.

267,99

305,59

337,70

310,98

12

Рентабельность, руб.

67,01

76,41

101,30

187,02

13

Рентабельность, %

25,0

20,0

30,0

60,1

14

Итого стоимость 1 куб.м, руб.

335,00

382,00

439,00

498,00

Динамика изменения тарифной стоимости 1мэ минеральной воды для санаторно-курортных организаций по Пятигорскому месторождению

 

 

Статья

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

1

Расходы на оплату труда, руб.

114,73

128,34

140,55

173,19

2

Начисления на з/плату, руб.

30,98

44,92

43,57

53,62

3

Услуги сторонних организаций и хоз. расходы, руб.

88,90

96,75

103,53

42,34

4

Износ основных средств, руб.

9,18

9,34

9,30

9,38

5

Расходы на ремонт основных средств, руб.

5,57

6,07

6,49

 74,68

6

Расходы на освоение природных ресурсов, руб.

2,63

2,67

2,67

13,90

7

Плата за землю, руб.

19,65

19,98

27,38

27,45

8

Налог на добычу полезных ископаемых, руб.

32,60

38,62

41,40

38,72

9

Услуги вспомогательного производства, руб.

 

 

 

102,34*

10

Общехозяйственные расходы, руб.

57,36

65,29

80,49

92,55

11

Итого расходы, руб.

361,60

411,98

455,38

628,17

12

Рентабельность, руб.

90,40

103,02

136,62

43,83

13

Рентабельность, %

25,0

20,0

30,0

7,0

14

Итого стоимость 1 куб.м, руб.

452,00

515,00

592,00

672,00

 

Динамика изменения тарифной стоимости 1м3 минеральной воды для санаторно-курортных организаций по Ессентукскому, Бештаугорскому месторождениям

 

 

Статья

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

1

Расходы на оплату труда, руб.

182,13

203,74

222,00

198,31

2

Начисления на з/плату, руб.

49,17

71,30

68,82

61,43

3

Услуги сторонних организаций и хоз. расходы, руб.

73,16

79,60

97,74

44,67

4

Износ основных средств, руб.

10,03

10,20

23,12

23,12

5

Расходы на ремонт основных средств, руб.

6,43

7,00

7,45

73,56

6

Расходы на освоение природных ресурсов, руб.

1,62

1,64

1,62

79,6

7

Плата за землю, руб.

25,14

25,57

17,90

17,92

8

Налог на добычу полезных ископаемых, руб.

32,28

46,67

35,51

38,83

9

Услуги вспомогательного производства, руб.

 

 

 

134,42*

10

Общехозяйственные расходы, руб.

56,83

51,88

75,84

87,27

11

Итого расходы, руб.

436,79

497,60

550,00

759,14

12

Рентабельность, руб.

109,21

124,40

165,00

52,86

13

Рентабельность, %

25,0

20,0

30,0

7,0

14

Итого стоимость 1 куб.м, руб.

546,00

622,00

715,00

812,00

 

Динамика изменения тарифной стоимости 1м3 минеральной воды для санаторно-курортных организаций по Кисловодскому месторождению

 

Статья

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

1

Расходы на оплату труда, руб.

46,32

51,82

55,62

43,56

2

Начисления на з/плату, руб.

12,5

18,13

17,24

13,5

3

Услуги сторонних организаций и хоз. расходы, руб.

40,33

43,89

46,03

10,62

4

Износ основных средств, руб.

1,55

1,56

1,53

1,53

5

Расходы на ремонт основных средств, руб.

19,73

21,47

22,53

25,82

6

Расходы на освоение природных ресурсов, руб.

9,25

9,41

9,18

15,48

7

Плата за землю, руб.

9,68

9,84

3,43

3,45

8

Налог на добычу полезных ископаемых, руб.

17,62

20,03

32,9

38,98

9

Услуги вспомогательного производства, руб.

 

 

 

26,67*

10

Общехозяйственные расходы, руб.

31,02

37,45

47,69

54,6

11

Итого расходы, руб.

188

213,6

236,15

234,21

12

Рентабельность, руб.

47

53,4

70,85

113,79

13

Рентабельность, %

25,0

20,0

30,0

48,4

14

Итого стоимость 1 куб.м, руб.

235

267

307

348

 

 

Как следует из представленных данных, в 2014 году услуги вспомогательного производства выделены в отдельную статью затрат. В предыдущие годы данные услуги включались в другие статьи затрат калькуляции. Анализ представленных данных позволяет говорить о том, что практически полностью в предыдущие годы услуги вспомогательного производства включались в статью затрат «Услуги сторонних организаций и хоз. расходы». Сравнительный анализ расходов по данным статьям затрат представлен в таблице.

 

 

Статья расходов «Услуги сторонних организаций», 2013 г.

Статьи расходов «услуги сторонних организаций» + «Услуги вспомогательного производства», 2014 г.

Железноводское месторождение

60,53

17,33+40,53=57,86

Пятигорское месторождение

103,53

42,34+102,34=144,68

Ессентукское месторождение

97,74

44,67+134,42=179,09

Кисловодское месторождение

46,03

10,62+26,67=36,29

 

Соответственно, комиссия проводит анализ статей затрат (включая обоснованность увеличения отдельных статей затрат) с учетом того, что статьи затрат «услуги вспомогательного производства» и «услуги сторонних организаций» включают в себя однотипные виды затрат.

Из вышеприведенных таблиц следует, что состав затрат по всем месторождениям за период 2011-2013 годы существенно не изменялся (увеличение расходов по отдельным статьям затрат производилось на незначительную величину). Следовательно, расходы, связанные с эксплуатацией оборудования по добыче минеральной воды, носят условно-постоянный характер и не подвержены резким колебаниям.

Также комиссией приняты во внимание объяснения представителей ООО «Кавминкурортресурсы», данные в ходе рассмотрения дела, согласно которых по скважинам Железноводского и Кисловодского месторождений в 2011-2012 годах производились работы, связанные с капитальным ремонтом объектов этих скважин. В то же время, проведение таких работ не отразилось на составе затрат предприятия, связанных с эксплуатацией скважин и влияющих на себестоимость продукции.

В то же время, состав затрат на производимую минеральную воду в 2014 году по двум месторождениям – Пятигорскому и Ессентукскому – резко отличается от аналогичных показателей за предыдущие периоды.

Так, по указанным месторождениям многократно возросли расходы на ремонт основных средств, на освоение природных ресурсов и на услуги сторонних организаций (вспомогательного производства).

В частности, расходы на ремонт основных средств увеличились в 10 раз, расходы на освоение природных ресурсов – в 10-50 раз. Также существенно увеличились расходы на услуги сторонних организаций и вспомогательного производства (в 1,5 – 1,8 раза).

Тем не менее, несмотря на увеличение данных статей затрат на значительную величину, ООО «Кавминкурортресурсы» сохранило возможность безубыточной добычи минеральной воды по данным месторождениям. Уровень рентабельности, согласно расчетам предприятия, составляет 7% (или 43,83 и 52,86 руб. с одного куб.м. минеральной воды).

При этом по двум другим месторождениям – Железноводскому и Кисловодскому – указанные статьи затрат не изменялись, а расходы, связанные с добычей минеральной воды, по сравнению с 2013 годом даже уменьшились.

 В условиях действия рыночных механизмов ценообразования уменьшение себестоимости влечет снижение цены на производимую предприятием продукцию. Однако в рассматриваемом случае снижение себестоимости не оказало влияния на отпускные цены – наоборот, цена на минеральную воду по данным месторождениям была в 2014 году увеличена на 13,5 – 14% по сравнению с ценами 2013 года.

В результате такой ценовой политики общества рентабельность добычи минеральной воды по Железноводскому и Кисловодскому месторождениям поднялась до уровня 60,1% (178,02 руб. за 1 куб.м.) и 48,4% (113,79 руб. за 1 куб.м.) соответственно.

Комиссия отмечает, что у общества отсутствовали экономически обоснованные предпосылки для установления рентабельности добычи минеральной воды по данным месторождениям на столь высоком уровне.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Таким образом, необоснованное завышение ООО «Кавминкурортресурсы» уровня рентабельности привело к установлению монопольно высоких цен на реализуемую минеральную воду.

В ходе рассмотрения дела обществом представлены объяснения, согласно которым цена на реализуемую минеральную воду на 2014 год устанавливалась исходя из средних показателей затрат, сложившихся в 1 полугодии 2013 года и планируемых на 2014 год мероприятий по ремонту объектов инфраструктуры по добыче минеральной воды. Таким образом, фактически в состав себестоимости были включены расходы, которые могли возникнуть в будущем.

При этом комиссией исследованы данные, представленные ООО «Кавминкурортресурсы» в качестве подтверждения достоверности сведений о составе затрат на капитальный ремонт, включенных в себестоимость минеральной воды.

Согласно плана работ по ремонту основных средств ОАО «Кавминкурортресурсы» на 2014 год, представленного вместе с письменными пояснениями (вх. №4605 от25.04.2014), в указанный период обществом планировалось выполнить ремонтные работы в следующем объеме:

 

Объект

Характер работ

Стоимость, руб.

Ессентукский ЭУ

Ремонтные работы, замена отопительных систем – 8 шт.

8 020 000

Железноводский ЭУ

Капитальный и косметический ремонт зданий и скважин – 9 шт.

4 057 000

Кисловодский ЭУ

Ремонт зданий и миниралопровода – 8 шт.

6 472 000

Пятигорский ЭУ

Капитальный и косметический ремонт зданий – 7 шт.

4 981 000

 

Из представленных данных следует, что сумма расходов на капитальный ремонт по всем участкам не имеет существенных различий. Следовательно, строки затрат калькуляций, связанные с осуществлением ремонта основных средств по всем месторождениям, также не должны различаться существенным образом.

Тем не менее, на практике наблюдается существенное расхождение по статьям затрат между отдельными месторождениями.

В частности, по Ессентукскому и Пятигорскому месторождениям при расчете себестоимости расходы на ремонт (строка 5) заложены в размере 74 рубля, а по Кисловодскому и Железноводскому месторождениям – в размере 22-25 рублей.

Соответственно, при превышении плановых затрат по Кисловодскому месторождению аналогичного показателя по Пятигорскому месторождению на 130% (6 472 000 против 4 981 000), заложенные в калькуляции расходы на проведение такого ремонта по Кисловодскому месторождению оказались в три раза меньше расходов по Пятигорскому месторождению (25,82 против 74,68).

Указанные обстоятельства, по мнению комиссии, свидетельствуют о недостоверности указанных в представленных калькуляциях сведений, и доказывают отсутствие прямой связи между запланированными расходами на ремонтные работы и увеличением себестоимости добываемой обществом минеральной воды.

Кроме того, в предыдущие периоды проведение ремонтных работ не приводило к изменению состава затрат, связанных с осуществлением основной деятельности предприятия, что также расценивается комиссией в качестве дополнительного доказательства недостоверности представленных расчетов в части увеличения статей затрат на ремонт основных средств.

Наконец, комиссией в целях проверки достоверности заявленных расходов по ремонту (имеющих, как указано ранее, прогнозный характер) исследованы данные о фактически выполненных ремонтных работах на объектах ОАО «Кавминкурортресурсы».

Согласно представленных сведений, на момент рассмотрения дела и принятия настоящего решения обществом в 2014 году произведены ремонтные работы только в отношении одного объекта недвижимого имущества. Остальные запланированные работы по различным причинам не проводились.

Комиссия отмечает, что включенные в состав затрат работы в силу их характера (капитальный ремонт зданий и минералопроводов, замена и модернизация отопительных систем) требуют значительных временных затрат, связанных с подготовкой к их производству, разработкой проектной и разрешительной документации, получением согласований и разрешений от энергоснабжающих организаций и т.д. Таким образом, указанные работы не могут быть выполнены в течение короткого периода времени.

Тот факт, что за прошедшие шесть месяцев 2014 года ОАО «Кавминкурортресурсы» осуществило текущий ремонт только одного объекта (из 51 запланированного), наряду с отсутствием доказательств проведения иных работ (или даже подготовки к их проведению), расценивается комиссией как доказательство отсутствия у общества намерения выполнить запланированные объемы работ.

Между тем, затраты, связанные с их проведением (которые общество к настоящему моменту еще не понесло) уже включены в стоимость минеральной воды, и потребители, покупая данную воду, оплачивают обществу несостоявшиеся ремонтные работы. Таким образом, общество заложило в себестоимость минеральной воды расходы на проведение ремонтных работ в сумме 28 723 000 рублей, при отсутствии доказательств реальности этих расходов. Более того, анализ деятельности предприятия за прошедшие полгода свидетельствует о том, что строительные работы на указанную сумму фактически не могут быть выполнены в отчетном периоде.

Какие-либо доказательства проведения работ по статьям затрат «Освоение природных ресурсов» в ходе рассмотрения дела также не представлено.

Соответственно, общество, незаконно повысив себестоимость продукции путем включения в нее необоснованных затрат, получит дополнительную прибыль, а покупатели ОАО «Кавминкурортресурсы» будут вынуждены нести дополнительные расходы, связанные с оплатой таких необоснованно завышенных затрат общества.

Также общество будет иметь возможность включить запланированные, но не выполненные в текущем году ремонтные работы в состав затрат на будущий период, и таким образом, повторно учесть их в составе себестоимости на добываемую минеральную воду. Количество запланированных к ремонту на 2014 год объектов (а также показатели фактического выполнения плана по их ремонту) свидетельствует о том, что такая практика имеет место.

Все вышеуказанные факты в их совокупности свидетельствуют о том, что в результате умышленных действий ОАО «Кавминкурортресурсы», связанных с включением в состав затрат необоснованных расходов и повышением уровня рентабельности добычи минеральной воды до уровня 50-60% цена на добываемую обществом минеральную воду была необоснованно завышена на значительную величину.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Таким образом, ОАО «Кавминкурортресурсы» допустило нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, в план работы по ремонту основных средств ОАО «Кавминкурортресурсы» включены затраты на ремонт административного корпуса, который является объектом непроизводственного назначения. В соответствии с разд. V Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, указанные расходы должны финансироваться за счет прибыли организации.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

ОАО «Кавминкурортресурсы», включив в состав себестоимости минеральной воды расходы на ремонт административного корпуса, допустило нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, то есть нарушило требования пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 39.1, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Кавминкурортресурсы» нарушившим п.1 ч.1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось во включении в состав затрат необоснованных расходов и повышении уровня рентабельности добычи минеральной воды до уровня 50-60%.

2. Признать ОАО «Кавминкурортресурсы» нарушившим п. 10 ч.1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем нарушения установленного порядка ценообразования.

3. Выдать ОАО «Кавминкурортресурсы» обязательное для исполнение предписание о прекращении антимонопольного законодательства, а именно:

3.1 Исключить необоснованные расходы (с учетом настоящего решения), включенные в состав себестоимости добываемой минеральной воды;

3.2 Снизить уровень рентабельности добываемой минеральной воды до значений, соответствующих принципам экономической обоснованности, добросовестности и разумности;

3.3 Исключить статьи затрат, включенные в состав себестоимости с нарушением установленного порядка ценообразования.

4 Установить срок исполнения предписания 1 месяц с момента получения копии настоящего Решения и Предписания антимонопольного органа. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны