Определение №026/01/10-1992/2019 с частью 6 статьи 44 частью 6 статьи 44 Федерального закона ... от 20 ноября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 026/01/10-1992/2019 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

К РАССМОТРЕНИЮ

20 ноября 2019 года                                                                        г. Ставрополь

 

 

Председатель Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее Комиссия)

УСТАНОВИЛ:

         В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение ООО «Рубас» с жалобой на действия ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по факту необоснованного отказа от пуска газа на объект, расположенный по адресу: административное здание, АБЗ, Шпаковский р-н, х. Вязники, ул. Промышленная, 1А.

         Ставропольским УФАС России, в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения, было проведено антимонопольное расследование, в результате которого было установлено следующее.

         Между ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (Поставщик) и ООО «Рубас» (Покупатель) заключены договоры поставки газа. Указанные договоры являются действующими, сторонами не расторгнуты.

         Учет объемов газа, поставляемых покупателю, осуществляется по принадлежащему ему узлу учета газа, в состав которого входит ротационный счетчик газа РСГ Сигнал - 80 - G160, зав. №03712, корректор Флоугаз-Т, зав. № 00177, датчик давления Мида-ПИ-51, датчик температуры ТСПТ-300, дифманометр на счетчике ДСП - 80, фильтр ФГ - 80.

         В состав газопотребляющего оборудования покупателя входит: ГБЛ-0,7 в количестве одной единицы, ГМГ-4м(мс) Энергокомплект в количестве одной единицы, БИГм 1-1 в количестве трех единиц, БИГм 1-2 в количестве трех единиц, БИГм 1-1 в количестве одной единицы. Перечень газоиспользующего оборудования  указан в приложении к договору № 23-1-0871/18 от 31.08.2017.

         Пунктом 4.3.1 договоров поставки газа установлено право поставщика газа осуществлять проверки правильности работы контрольно-измерительных приборов, входящих в состав узла учета газа. Результаты проверки оформляются актом проверки, который покупатель обязан подписать или выразить особое мнение к нему.

         В результате проверок состояния и применения средств измерений учета газа ООО «Рубас», проведенных 20.08.2018 и 05.09.2018, поставщиком газа были выявлены нарушения, выразившиеся в повреждении пломбы госповерителя на приборе учета. Поврежденные пломбы не выполняют функций по защите прибора учета от несанкционированного вмешательства.

         Выявленные ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» нарушения послужили основанием для расчета потребленного природного газа покупателю по мощности неопломбированных газопотребляющих установок за период с 01 августа 2018 по 30 сентября 2018.

         В то же время, в соответствии с материалами расследования, не соответствие узлов учета газа было установлено актами проверки состояния и применения средств измерений и/или технических систем и устройств с измерительными функциями от 20.08.2019 и от 05.09.2019г.

         В последствии 06 сентября 2018 года ООО «Рубас» обратилось к поставщику с заявлением о приостановлении поставки газа в связи с неиспользованием газа для производства. По заявке покупателя 12.09.2018 поставка газа на объект газопотребления была прекращена, о чем составлен акт от 12.09.2018. В последствии 19.06.2019 ООО «Рубас» обратилось к поставщику газа с заявлением о возобновлении поставки газа. Письмом от  ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» было отказано в возобновлении поставки газа в связи с наличием непогашенной задолженности  по договору. Также было указано, что поставка газа будет возобновлена после оплаты сложившегося долга.

         Указанные действия ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» носят в себе признаки нарушения антимонопольного законодательства в виду следующего.

         Постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 г. № 1245 утверждены Правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа (далее - Правила № 1245).

         Согласно пп. «г» п. 3 Правил № 1245 основанием для частичного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 2 раз в течение 12 месяцев.

         В соответствии с пп. «е» п. 2 Правила №1245, одним из оснований для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.

         Пунктом 7 Правил № 1245 предусмотрено, что полное или частичное ограничение подачи (поставки) газа (но не ниже брони газопотребления в отношении лиц, которым она установлена) в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил (за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также потребителей, соответствующих критериям, установленным Правительством Российской Федерации, и обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате газа) производится поставщиком.

         Пункт 8 Правил гласит, что Поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа.

         Исходя из материалов расследования, прекращение поставки газа было инициировано непосредственно ООО «Рубас». Также наличие задолженности, позволяющей ввести процедуру ограничения поставки, являлось спорным фактом и разрешается в судебном порядке, то есть задолженность не была подтвержденной. 

         Как было установлено управлением, что в связи с ненадлежащим, по мнению поставщика газа, исполнением ООО «Рубас» обязательств по оплате поставляемого газа, допущенным потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев, и наличием задолженности, поставщик газа направил в адрес ООО «Рубас» уведомление об ограничении с 28.11.2018 поставки газа, с указанием о принятии решения сначала о 50% ограничении поставки газа, а затем и 100%.

         Как указывает поставщик газа задолженность сложилась за период с 01 августа 2018 по 30 сентября 2018 года, в соответствии с п. 4.1 договора при неисправности узла учета газа.

         Как следует из пункта 3 Правил поставки газа "расчетный период" - согласованный сторонами договора период, за который должен быть определен объем поставленного газа, произведены взаиморасчеты между поставщиком, газотранспортной, газораспределительной организациями и покупателем за поставленный газ. Расчетный период, согласованный сторонами, указывается в договоре.

         Учитывая пункт 3 Правил поставки газа, проведенный анализ договоров поставки газа, позволяет прийти к выводу, что в качестве расчетного периода сторонами согласован "истекший месяц", а именно 25 число месяца, следующего за месяцем поставки газа. При этом предусмотренный в договорах поставки газа порядок расчетов в несколько этапов, не отменяет согласованный расчетный период (месяц).

         Несвоевременное перечисление или неперечисление предварительной оплаты не является основанием к прекращению подачи газа. Данный вывод согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.07.2011 г. N 7734/08.

         Исходя из материалов расследования и вследствие вышеуказанного полным расчетным периодом для оплаты газа за август 2018 года будет 25.09.2018, за сентябрь — 25.10.2018, а за октябрь 2018 — 25.11.2018 года.

         В то же время, в соответствии с уведомлениями об ограничении поставки газа, поставка газа на 100% была приостановлена 28.11.2018, то есть до истечения установленного Правилами № 1245 основания для 100 % ограничения поставки газа, а именно - более трех раз неисполнения/ненадлежащего исполнения обязательств по оплате в течение 12 месяцев.

         Таким образом, в ходе проведенного расследования было установлено, что 2018 году ООО «Рубас» не было допущено более трех раз неисполнения/ненадлежащего исполнения обязательств по оплате поставляемого газа.

         Указанные действия ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» нарушают требования  Постановления Правительства РФ от 25.11.2016 г. № 1245 «Об утверждении Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа», в части несоблюдения требований, предъявляемых к уведомлению об ограничении поставки газа и отсутствию правовых оснований для введения ограничения.

         В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

         На территории Ставропольского края (в том числе Шпаковского района)  доминирующее положение в границах балансовой принадлежности сетей инженерно-технического обеспечения на рынке поставки и реализации природного газа с долей 100% занимает ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь».  

         ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» является единственным предприятием, осуществляющим деятельность на рынке услуг поставки и реализации природного сетевого газа на территории Ставропольского края (в том числе Шпаковского района), общество занимает доминирующее положение, обладает рыночным потенциалом и способно оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара (услуги) на рынке поставки газа.

         В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

         экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

         На основании изложенного издан приказ Ставропольского УФАС России от 18 ноября 2019 года № 1861 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (355037, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 42а, ИНН 2635048440) по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», выраженных в несоблюдении требований, предъявляемых к уведомлению об ограничении поставки газа и отсутствию правовых оснований для введения ограничения, в соответствии с частью 6 статьи 44 частью 6 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

         1. Назначить дело № 026/01/10-1992/2019 к рассмотрению на 04 декабря 2019 года на 09 часов 30 минут по адресу: 355003, г. Ставрополь, ул. Ленина, 384, каб. 315 (здание ЦНТИ).

         2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 026/01/10-1992/2019 в качестве:

заявителя (заявителей):

         ООО «Рубас» (ул. Ленина, 484А, офис, 1, г. Ставрополь, 355000).

ответчика (ответчиков):

         ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (355037, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 42а, ИНН 2635048440).

         3. ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (355037, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 42а, ИНН 2635048440) представить в срок до 02 декабря 2019 года следующие документы и материалы:

  • письменные объяснения по факту возбужденного дела № 026/01/10-1992/2019,
    • копии свидетельства ИНН, ЕГРИП, коды предпринимательской деятельности согласно ОКВЭД;
    • сумму выручки за оказание услуг газоснабжения за 2017, 2018 годы.
    • иную информацию, касающуюся рассматриваемого вопроса.

 

         Явка лиц, в отношении которых возбуждено дело, или его представителя (доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны