Решение б/н Решение по делу №30 о нарушении антимонопольного законодател... от 17 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Дело №30

Резолютивная часть решения оглашена 11.06.2015 года

Решение изготовлено в полном объеме 18.06.2015 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Пашкова Н.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Родный А.А. - ведущий специалист-эксперт информационно-аналитического отдела,

рассмотрев дело №30 возбужденное в отношении АО «Монокристалл» (пр-т Кулакова, 4/1, г. Ставрополь, 355035) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135–ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение от войсковой части 5559 г. Ставрополь по вопросу взимание оплаты ЗАО «Монокристалл» за транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод.

В целях полного и всестороннего рассмотрения обращения управлением было проведено антимонопольное расследование, в результате которого было установлено следующее.

Между МУП «Водоканал» г. Ставрополь и войсковой частью 5559 заключен государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения. Транспортировка питьевой воды и транспортировка сточных вод осуществляется по системе водоснабжения и водоотведения, принадлежащей ЗАО «Монокристалл».

Между ЗАО «Монокристалл» и войсковой частью 5559 был заключен договор №002-В на оказание услуг по транзиту питьевой воды и водоотведению от 11.05.2012. Данный договор перезаключался сторонами в 2013 и 2014 годах. Предметом договора является обеспечение согласованных объемов услуг по обеспечению питьевой водой. Потребитель заявляет и оплачивает по согласованной цене за транспортировку воды, а поставщик принимает на себя предоставление услуг по водоснабжению и водоотведению. Цена договора составила в 2012 году 360 000 рублей, в 2013 году 192 000 рублей, в 2014 году 200000 рублей.

В соответствии с п. 3 ст.16 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" оплата услуг по транспортировке воды осуществляется по тарифам на транспортировку воды.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 №406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" в систему регулируемых тарифов входят следующие виды тарифов:

а) в сфере холодного водоснабжения: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); тариф на техническую воду; тариф на транспортировку воды; тариф на подвоз воды (в случае обращения органов местного самоуправления, принявших решение о необходимости установления такого тарифа); тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения;

в) в сфере водоотведения: тариф на водоотведение; тариф на транспортировку сточных вод; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

В целях всестороннего рассмотрения обращения был направлен запрос в Региональную тарифную комиссию Ставропольского края на предмет утверждения тарифов на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод. В своем ответе РТК пояснило, что оплата услуг на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод должна осуществляться по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ. Взимание ЗАО «Монокристалл» платы за услуги по транспортировке питьевой воды и транспортировке сточных вод с войсковой части 5559 не правомерно.

Согласно статье 4 Федерального закона от 19.07.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» к ряду деятельности субъектов естественных монополий относятся, в том числе, услуги по транспортировке питьевой воды и транспортировке сточных вод. ЗАО «Монокристалл» осуществляет деятельность в сфере естественных монополий. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке услуг по транспортировке питьевой воды и транспортировке сточных вод в границах балансовой принадлежности своих сетей водоснабжения и водоотведения.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

- нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования

На основании чего и было возбуждено дело №30 о нарушении антимонопольного законодательства.

К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица были привлечены войсковая часть 5559 и МУП «Водоканал» г. Ставрополь.

В соответствии с представленной выпиской ЕГРЮЛ общество переименовано в АО «Монокристалл».

При рассмотрении дела представитель восковой части 5559 поддержал доводы изложенные в заявлении. Просит принять меры антимонопольного реагирования.

При рассмотрении дела представитель АО «Монокристалл» пояснил следующее:

В соответствии с п. 1 ст.10 ФЗ №135, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе перечисленные в ст.10 действия/бездействия.

Согласно указанной норме, для квалификации действий АО «Монокристалл» по ст.10 ФЗ №135 - ФЗ необходимо установить следующие признаки:

АО «Монокристалл» на соответствующем товарном рынке занимает доминирующее положение. Понятие доминирующего положения раскрыто в ст.5 ФЗ №135.

Деятельность АО «Монокристалл» не содержит условий для признания его хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, перечисленных в ст.5 ФЗ №135, т.к. АО «Монокристалл» не осуществляет деятельности по водоснабжению и водоотведению, не производит товаров/услуг на рынке водоснабжения и водоотведения, в результате чего, не имеет доли на соответствующем рынке.

Не имея доли на рынке, АО «Монокристалл» не может оказывать влияние на порядок формирования условий по водоснабжению и водоотведению, определять уровень цен на данном рынке, устранять или препятствовать доступу другим хозяйственным субъектам, навязывать условия заключения договоров по водоснабжению и водоотведению.

Результатом деятельности АО «Монокристалл» являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Деятельность АО «Монокристалл» не содержит признаков доминирующего положения на рынке товаров и услуг по водоснабжению и водоотведению, перечисленных в ст.5 ФЗ №135.

Действия АО «Монокристалл» по заключению договора №002-В от 16.05.2014 не могут ущемлять интересов войсковой части №5559, т.к. у Войсковой части имеется возможность альтернативного технологического присоединения к сетям, гарантирующей организации МУП «Водоканал», а также к сетям иных организаций, имеющих возможность опосредованного подключения Войсковой части к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.

Присоединение Войсковой части к водопроводным сетям АО «Монокристалл» крайне не выгодно для последнего, о чем АО «Монокристалл» не однократно заявляло Войсковой части и просило их, в целях соблюдения действующего законодательства, присоединится к централизованным сетям гарантирующего поставщика МУП «Водоканал» в установленном порядке.

В период с начала 2015 года и по текущую дату, Войсковая часть не производит выплат, предусмотренных договором, тем самым нарушает договорные обязательства, установленные между АО «Монокристалл» и Войсковой частью. При этом, Войсковая часть не предприняла мер по подключению к централизованной системе водоснабжения, по прежнему получает через водопроводные сети АО «Монокристалл» питьевую воду и сбрасывает ее в канализацию АО «Монокристалл» не производя за нее оплату.

В соответствии с п. 3 ст.11 ФЗ от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ №416), АО «Монокристалл» не вправе препятствовать транспортировке по своим водопроводным и канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям.

Следовательно, в сложившейся ситуации, АО «Монокристалл», не имеющее возможности в одностороннем порядке отключить Войсковую часть от своих водопроводных сетей, несет дополнительные расходы (убытки) по содержанию водопроводных сетей, возмещению потерь воды, очистке канализации и т.д., в результате чего, именно интересы АО «Монокристалл» нарушены, т.к. оно поставлено в экономически невыгодные условия по сравнению с войсковой частью 5559.

В соответствии с п. 3 ст.11 ФЗ №416, собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих сетей от абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям.

В соответствии с п. 1 ст.16 ФЗ №416, по договору по транспортировке горячей или холодной воды (далее - договор по транспортировке воды) организация, эксплуатирующая водопроводные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку воды с учетом допустимых изменений качества воды от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности такой организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение) обязуется оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу определенного объема воды установленного качества.

Согласно указанному понятию договора о транспортировке воды, одной из сторон договора должна являться гарантирующая организация, причем именно на ней лежит обязанность оплатить услуги по транспортировке, эксплуатации и содержанию водопроводных сетей транзитной организации.

Т.к. договор 002-В, заключенный между АО «Монокристалл» и войсковой частью 5559 не является по смыслу ст.16-17 ФЗ №416 договором на транспортировку воды, данный договор заключен в соответствии с п. 1 ст.11 ФЗ №416, согласно которой, в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры по водоподготовке, по приготовлению горячей воды, по транспортировке воды (горячей воды), по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, по обращению с осадком сточных вод и (или) иные договоры, необходимые для обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Указанные договоры заключаются в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, правовая природа договора №002-В от 16.05.2014 сводится к оказанию посреднических услуг, т.е. АО «Монокристалл» выступает посредником (транзитером) воды между МУП «Водоканал» и войсковой частью 5559, осуществляет оплату услуг по водоотведению Водоканалу за Войсковую часть (т.к. часть самостоятельно не производит данных платежей, которые являются обязательными), а также получает плату за оказание посреднических услуг в соответствии с ГК РФ, стоимость которых входит в общий тариф, установленный договором.

В соответствии со ст.5 Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 №406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" после определения гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает:

а) для гарантирующей организации - тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду и тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам отдельные виды услуг, предусмотренные пунктом 4 настоящего документа;

б) для иных регулируемых организаций - тарифы на транспортировку холодной воды, тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также тарифы на питьевую воду и (или) на техническую воду в случае, если регулируемая организация осуществляет забор (подъем) воды и (или) водоподготовку.

В связи с тем, что АО «Монокристалл» не имеет статуса гарантирующей организаций, не осуществляет регулируемых видов деятельности, предусмотренных ст.31 ФЗ №416-ФЗ, не заключает договоров, перечисленных в п. б), стоимость услуг по транзиту питьевой воды по договору №002-В от 16.05.2014 установлена по согласованию сторон в соответствии с требования ГК РФ.

В 2014 году Военной прокуратурой Южного Военного округа проведена прокурорская проверка исполнения требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности и устойчивого функционирования оборонных объектов, а также защиту экономических интересов государства.

По результатам данной проверки не установлено нарушения законодательства в сфере заключения договора №002-В от 16.05.2014 и установления оплаты по нему.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения сторон, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по транспортировке питьевой воды и сточных вод в пределах балансовой принадлежности сетей водоснабжения и водоотведения ЗАО «Монокристалл» проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. №18026 (далее – Порядок проведения анализа).

Для анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке в качестве исходной информации антимонопольным управлением были использованы данные представленные: хозяйствующим субъектом; данные ранее проведенных управлением Федеральной антимонопольной службы исследований состояния конкуренции на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению; классификаторов и иных нормативно-правовых актов.

Согласно п. 2.1 Порядка проведения анализа, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Для целей данного исследования с учетом требований п. 2.2 Порядка проведения анализа необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, т.е. проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке и за временной интервал исследования принимаем 2014 год.

Услуги водоснабжения и водоотведения предоставляют специализированные организации, имеющие необходимое оборудование и сеть трубопроводов. Так как услуги водоснабжения и водоотведения предоставляются одними и теми же организациями, анализ проводится по этим услугам одновременно.

Рассматриваемая деятельность не может быть заменена другими видами деятельности. В соответствии со ст.4 Закона РФ «О естественных монополиях» водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сферам деятельности естественных монополий. Конкуренция в данной сфере отсутствует в силу технологических особенностей производства. Такая естественная монополия называется местной (локальной).

В "ОК 029-2007 (КДЕС ред. 1.1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 №329-ст) (ред. от 24.12.2012) данные услуги описаны в следующих группировках:

90.01 Сбор и обработка сточных вод)(введен Изменением 1/2007 ОКВЭД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 №329-ст) а также: 41.00.1 Сбор и очистка воды. Эта группировка включает: сбор и очистку как питьевой, так и непитьевой воды. Эта группировка также включает: опреснение морской воды для производства пресной воды в качестве основного продукта. Эта группировка не включает: очистку сточных вод в целях предотвращения загрязнения окружающей среды, см. 90.00.1.

41.00.2 Распределение воды. Эта группировка включает: распределение воды среди различных потребителей (населения, промышленных предприятий и т.п. Эта группировка не включает: эксплуатацию оросительных систем в сельском хозяйстве.

Продуктовыми границами рынка являются услуги водоснабжения и водоотведения.

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно п. 4.5 Порядка проведения анализа, определение географических границ товарного рынка осуществляется методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей).

Географические границы рынка связаны с целью исследования. В данном случае целью проведения анализа (исследования) рынка услуг по транспортировке питьевой воды и сточных вод в пределах балансовой принадлежности сетей водоснабжения и водоотведения хозяйствующего субъекта является выявление хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на данном товарном рынке, определение положения на указанном рынке выявленных хозяйствующих субъектов (в том числе доминирования хозяйствующих субъектов).

ЗАО «Монокристалл» осуществляет свою деятельность по транспортировке питьевой воды и сточных вод в пределах балансовой принадлежности своих сетей водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, географическими границами товарного рынка будут являться географические границы балансовой принадлежности сетей водоснабжения и водоотведения ЗАО «Монокристалл».

ЗАО «Монокристалл» осуществляет свою деятельность по транспортировке питьевой воды и сточных вод в сфере деятельности естественной монополии. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке услуг по транспортировке питьевой воды и сточных вод в границах балансовой принадлежности своих сетей водоснабжения и водоотведения, ЗАО «Монокристалл» обладает рыночным потенциалом и может оказывать влияние на общие условия обращения товара (услуги) на рынке услуг по транспортировке питьевой воды и сточных вод.

Материалами дела №30 о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.

22.09.2014 года между МУП «Водоканал» и ЗАО «Монокристалл» (далее-абонент) заключён единый договор №918/15/14 холодного водоснабжения и водоотведения, согласно условиям которого, МУП «Водоканал» обязалось подавать абоненту через присоединённую водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения питьевую и техническую воду для объекта: производственные здания по пр. Кулакова, 4/1, а также осуществлять приём сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения (п.1; Приложение №3; Приложение №4 к договору №918/15/14 холодного водоснабжения и водоотведения).

Согласно п.69 договора №918/15/14 холодного водоснабжения и водоотведения договор вступил в силу 14.05.2014 г.

Актом №1 о разграничении балансовой принадлежности определена граница раздела балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям сторон договора:

по подаче питьевой воды: водопроводный колодец ВК-1 на подключении к городским сетям Д=300 мм по пр. Кулакова, 4/1 в районе кафе «Родничок»;

по приёму сточных вод: канализационный колодец КК-5 на подключении к централизованным сетям канализации Д=400 мм по пр. Кулакова, 4/1, ул. 1-я Промышленная (Приложение №1 к договору №918/15/14 холодного водоснабжения и водоотведения).

Актом №2 о разграничении эксплуатационной ответственности определена граница раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям сторон договора.

по подаче питьевой воды: водопроводный колодец ВК-1 на подключении к городским сетям Д=300 мм по пр. Кулакова, 4/1 в районе кафе «Родничок»;

по приёму сточных вод: канализационный колодец КК-5 на подключении к централизованным сетям канализации Д=400 мм по пр. Кулакова, 4/1, ул. 1-я Промышленная (Приложение №2 к договору №918/15/14 холодного водоснабжения и водоотведения).

04.02.2015 года между МУП «Водоканал» и войсковой частью 5559 (далее- гос. заказчик) заключён государственный контракт №1723/15/14 холодного водоснабжения и водоотведения, согласно условиям которого МУП «Водоканал» обязалось подавать гос. заказчику через присоединённую водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения питьевую воду для объектов по пр. Кулакова, 4, а также осуществлять приём сточных вод от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения (п.1; Приложение №3; Приложение №4).

Согласно п.70 государственного контракта, он вступил в силу 01.01.2015 г.

Актом о разграничении балансовой принадлежности определена граница раздела балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям сторон гос. контракта: по подаче питьевой воды: точка подключения к централизованным сетям водопровода; по приёму сточных вод: точка подключения к централизованным сетям канализации (Приложение №1 к государственному контракту).

Актом о разграничении эксплуатационной ответственности определена граница раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям сторон гос. контракта:

- по подаче питьевой воды: точка подключения в колодце по пр. Кулакова, 4 (ведомственные внутриплощадочные водопроводные сети);

- по приёму сточных вод: точка подключения в колодце по пр. Кулакова, 4 (ведомственные сети канализации) (Приложение №2 к государственному контракту).

В 2012 году между МУП «Водоканал» и войсковой частью 5559 был заключен государственный контракт 5/15/12 от 01.01.2012 года на отпуск питьевой воды и прием сточных вод.

В 2013 году между МУП «Водоканал» и войсковой частью 5559 был заключен государственный контракт 358/15/13 от 01.01.2012 года на отпуск питьевой воды и прием сточных вод.

Предметом государственного контракта является отпуск питьевой воды из систем коммунального водоснабжения по водопроводным вводам и прием сточных вод в систему канализации по канализационным выпускам от всех источников (систем).

Объект: жилые и нежилые помещения по пр. Кулакова, 4. Войсковая часть производит оплату за полученную питьевую воду и сброшенные сточные воды.

Между МУП «Водоканал» г. Ставрополь и войсковой частью 5559 заключен государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения, то есть между сторонами осуществлялись и действуют правоотношения по подачи коммунального ресурса – питьевая вода и сброса сточных вод. Войсковой частью оплачивался коммунальный ресурс – питьевая вода и сброс сточных вод МУП «Водоканал», что подтверждается выставленными счет - фактурам за 2012,2013,2014 года, а так же подписанными актами сверки взаимных расчетов за период 2012,2013,2014 годов между МУП «Водоканал» и в/ч 5559.

МУП «Водоканал» осуществляет подачу питьевой воды и приём сточных вод в отношении объектов войсковой части 5559 через водопроводные и канализационные сети, принадлежащие ЗАО «Монокристалл».

Транспортировка питьевой воды и транспортировка сточных вод осуществляется по системе водоснабжения и водоотведения, принадлежащей ЗАО «Монокристалл».

Между ЗАО «Монокристалл» и войсковой частью 5559 был заключен договор №002-В на оказание услуг по подаче питьевой воды и водоотведению от 01.01.2012. Данный договор перезаключался сторонами в 2013 и 2014 годах. Предметом договора является обеспечение согласованных объемов услуг по обеспечению питьевой водой. В объем услуг входит эксплуатация всего комплекса сооружений, передаточных устройств и оборудования водоснабжения и водоотведения до границы эксплуатационной ответственности сторон, которая оформляется двухсторонним актом и является неотъемлемой частью настоящего договора. Потребитель заявляет и оплачивает по согласованной цене за транспортировку воды, а поставщик принимает на себя предоставления услуг по водоснабжению и водоотведению.

Приложением 2 к договору согласован акт о балансовой принадлежности сторон. Водоснабжение и водоотведение.

Границей эксплуатационной ответственности системы водоснабжения считать точку врезки в магистральный водовод в проходном канале ЗАО «Монокристалл».

Границей эксплуатационной ответственности системы водоснабжения считать точки врезки во внутренние и внешние сети канализации ЗАО «Монокристалл».

Коммерческий учет питьевой воды осуществлять по счетчику питьевой воды, который установлен в подсобном помещении второго этажа.

Таким образом, питьевая воды поступает на объект войсковой части 5559 через сети АО «Монокристалл», то есть транспортируется по его сетям до объекта войсковой части, за что АО «Монокристалл» взимает денежные средства в соответствии с Приложением 3 «Тариф на компенсацию затрат по транспортировке хозпитьевой воды для абонентов (без повысительной насосной) с января 2012 года в размере 18,99 рублей, в 2013 году -18,65 рублей, в 2014 году 18,75 рублей.

Цена договора составила в 2012 году 360 000 рублей, в 2013 году 192 000 рублей, в 2014 году 200000 рублей. Приложением 3 «Тариф на компенсацию затрат по транспортировке хозпитьевой воды для абонентов (без повысительной насосной) с января 2012 года в размере 18,99 рублей, в 2013 году -18,65 рублей, в 2014 году 18,75 рублей.

По указанным договорам производились взаиморасчеты, что подтверждается выставленными счет - фактурам за 2012,2013,2014 года, а так же подписанными актами сверки взаимных расчетов за период 2012,2013,2014 годов между ЗАО «Монокристалл» и в/ч 5559.

На 2015 год договор между сторонами подписан не был, взаиморасчеты не производились.

В соответствии с письмом Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 01-06/1018 от 13.04.2015 года на запрос Ставропольского УФАС России о правомерности взимания ЗАО «Монокристалл» платы за услуги по транзиту питьевой воды и водоотведению. РТК СК представлены следующие разъяснения.

ЗАО «Монокристалл» в РТК СК с заявлением об установлении тарифов на услуги по транзиту питьевой воды и водоотведению не обращалось.

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2013 года №416 «О водоснабжении и водоотведении», Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 г. №406 «о государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Основы ценообразования), методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. приказом ФСТ России от 27.12.2013 №1746/э.

В соответствии с Основами ценообразования систему регулируемых тарифов входят следующие виды тарифов:

а) в сфере холодного водоснабжения: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); тариф на техническую воду; тариф на транспортировку воды; тариф на подвоз воды (в случае обращения органов местного самоуправления, принявших решение о необходимости установления такого тарифа); тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.

Состав затрат, которые учитываются в регулируемых тарифах определен в Основах ценообразования и Методических указания.

Оплата услуг по транспортировке воды и сточных вод, в соответствии с законодательством, должна осуществляться по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, гарантирующей организацией.

С учетом вышеизложенного, взимание ЗАО «Монокристалл» платы за услуги по транспортировке питьевой воды и сточных вод с в/ч 5559 не правомерно.

Статьей 5 Федерального закона от 07.12.2013 года №416 «О водоснабжении и водоотведении» определены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения. К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся: установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 №406 определено, что в систему регулируемых тарифов входят следующие виды тарифов: в сфере холодного водоснабжения: тариф на транспортировку воды.

Следовательно, деятельность, связанная с транспортировкой питьевой воды и сточных вод подлежит государственному регулированию, и взимание платы возможно только при наличии установленного тарифа органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На территории Ставропольского края таким органом является Региональная тарифная комиссия Ставропольского края. Тариф на транспортировку для ЗАО «Монокристалл» не устанавливался.

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

АО «Монокристалл» допустило злоупотребление доминирующим положением, выразившееся во взимании оплаты за услуги по транспортировке питьевой воды и сточных вод, без установления уполномоченным органом исполнительной власти в сфере водоснабжения и водоотведения, что прямо запрещено законодательством и нарушает права и законные интересы войсковой части 5559, тем самым нарушило требования пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела было установлено, что за 2012, 2013, 2014 года АО «Монокристалл» в рамках заключенного договоров на оказание услуг по подаче питьевой воды и водоотведению, получило денежные средства от войсковой части 5559 размере 405812,52 рублей, 287279,64 рублей, 231538,14 рублей соответственно на общую сумму за 2012,2013,2014 года равной 924630,30 рублей. Сумма полученного дохода определена, согласно информации о поступлении денежных средств от войсковой части 5559 по договору №002-В на оказание услуг по транзиту питьевой воды и водоотведения за 2012-2014 гг. представленной АО «Монокристалл».

Данный доход АО «Монокристалл» получило в результате нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с подпунктом к) пункта 2) части 1 статьи 23 антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в Федеральном законе от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. А также на основании пункта 3 статьи 51 Закона о конкуренции – лица, чьи действия (бездействие) в установленном настоящим Федеральным законом порядке признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, по предписанию антимонопольного органа обязано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от таких действий (бездействия).

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать АО «Монокристалл» нарушившим пункт 10 часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения порядка ценообразования, выразившегося в применении не утвержденного тарифа на услуги по транспортировке питьевой воды и транспортировке сточных вод в/ч 5559.

Выдать АО «Монокристалл» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи, с чем в 10 дневный срок с момента получения решения и предписания прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем не предъявления в/ч 5559 к оплате услуг по транспортировке питьевой воды и транспортировке сточных вод, не утвержденных органом исполнительной власти субъекта РФ в области ценообразования.

АО «Монокристалл» перечислить в федеральный бюджет доход, незаконно полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства от взимания платы за услуги по транспортировке питьевой воды и транспортировке сточных вод в размере 924630,30 рублей.

Сумму незаконно полученного дохода, за нарушение антимонопольного законодательства, зачисляется по следующим реквизитам: «Получатель» УФК МФ РФ по СК (Ставропольское УФАС России), ИНН 2634003887, КПП 263501001, ГРЦ Отделение Ставрополь г. Ставрополь, р/с 40101810300000010005, БИК 040702001, ОКТМО 07701000, Код доходов бюджета 161 1 16 02010 01 6000 140 «назначение платежа Решение №30 от 18.06.2015 года».

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание:

За невыполнения в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны