Решение б/н Решение по делу №32 о нарушении антимонопольного законодател... от 1 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Дело №32

15.06.2015 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Пашкова Н.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Шевцова О.В. - начальник информационно-аналитического отдела,

рассмотрев дело №32 возбужденное в отношении ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска (ул. Одесская, 3, г. Кисловодск, 357700), ОАО «Кисловодская сетевая компания» (ул. Одесская, 3, г. Кисловодск, 357700) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <……> и <……> (ул. Шаумяна, 6, Кисловодск) на действия по отключению электрической энергии и выставлению долга за безучетное потребление электрической энергии.

По результатам проведенного антимонопольного расследования, управлением были установлены признаки нарушения п.4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции». На основании чего и было возбуждено дело №32 о нарушении антимонопольного законодательства.

К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица были привлечены <……> (<……>) (г. Кисловодск, ул. Шаумяна, 6, кв. 1) и <……> (г. Кисловодск, ул. Седлогорская, 142).

При рассмотрении дела присутствовала <……>, от <……> поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

При рассмотрении дела <……> указала на то, что не согласна с действиями ОАО «Кисловодская сетевая компания» по факту составления акта №А000149 о нарушении схемы учета электрической энергии бытовым абонентом, так как о проводимой проверке заранее ни кто не был уведомлен и на составлении акта никто не присутствовал. О составленном акте узнали при получении уведомления о погашении задолженности. В виду того, что акт составлен с нарушением действующего законодательства, он не может быть положен в основу начисления задолженности и основанием для введения ограничения режима потребления электрической энергии, которая до настоящего времени не восстановлена. Просит принять меры антимонопольного реагирования.

При рассмотрении дела представитель ОАО «Кисловодска сетевая компания» пояснил следующее – ОАО «Кисловодская сетевая компания» является сетевой организацией, основным видом деятельности которой является передача электрической энергии по своим сетям.

В соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссии Ставропольского края «О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Ставропольского края» от 16.10.2006г. №23 ОАО «Горэлектросеть» (г. Кисловодск, ул. Одесская,3) является гарантирующим поставщиком электрической энергии потребителям, находящимся на территории города Кисловодска, а также в населенных пунктах, входящих в состав города Кисловодска, в установленных данным постановлением границах.

Понятие гарантирующего поставщика электрической энергии дано в Федеральном законе от 26 марта 2003 г. №35-ФЗ "Об электроэнергетике": коммерческая организация. обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

При подаче электроэнергии в жилой дом заключается договор с Гарантирующим поставщиком, который выступает ресурсоснабжающей организацией. И этот договор именуется договором энергоснабжения, а не договором купли-продажи. В соответствии с договором энергоснабжения исполнитель коммунальных услуг или потребитель в договорные отношения с сетевой организацией не вступает.

В статье 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354 даны понятия исполнителя и ресурсоснабжающей организации:

"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).

На основании вышеизложенного, ОАО «Горэлектросеть» является ресурсоснабжающей организацией, а ОАО «Кисловодская сетевая компания» не является исполнителем коммунальных услуг и не обязана направлять уведомление о проведении проверки приборов учета.

Журнал учета внеплановых/плановых проверок в ОАО «Кисловодская сетевая компания» отсутствует, так как проверки производятся на основании графика обходов.

Проверка прибора учета электрической энергии, расположенного по адресу: г. Кисловодск, ул. Шаумяна, 6 проводилась на основании графика обходов, утвержденного 18 ноября 2014 года.

26 декабря 2014 года в жилом доме, расположенном по адресу: г. Кисловодск, ул. Шаумяна, 6, представителями сетевой организации был составлен акт №А 000149. которым был зафиксирован факт безучетного потребления электрической энергии в присутствии гр. <……>.

27 февраля 2015 года в адрес ОАО «Горэлектросеть» поступил запрос прокуратуры г.Кисловодска о предоставлении информации в связи с проводимой проверкой по заявлению гр. <……> и <……>. Ответ на запрос был направлен 02 марта 2015 года.

В прокуратуру г.Кисловодска были направлены объяснения контролеров-инспекторов ОАО «Кисловодская сетевая компания» по факту проверки прибора учета квартиры №1. расположенной по адресу: г. Кисловодск, ул. Шаумяна, 6.

05 марта 2015 года старший помощник прокурора г. Кисловодска <……> провела выездную проверку по адресу: г.Кисловодск, ул. Шаумяна. 6 кв.1, в которой принимали участие представители ОАО «Кисловодская сетевая компания», представитель ОАО «Горэлектросеть», а также <……>. В ходе проверки установлено, что в квартире №1 имеется безучетное потребление (в стену подведены 2 кабеля один из которых не учитывается индивидуальным прибором учета). Квартира №1 находится на втором этаже и имеет 2 входа. На момент проверки, в указанной квартире находились квартиранты, как пояснила <……>.

При рассмотрении дела представитель ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска пояснил следующее - 26 декабря 2014 года в жилом доме, расположенном по адресу: г. Кисловодск, ул. Шаумяна, 6, представителями сетевой организации был составлен акт №А 000149, которым был зафиксирован факт безучетного потребления электрической энергии в присутствии гр. <……>.

Согласно пунктам 72, 73 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. №442: «действие договора энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и гражданином потребителем, не ставится в зависимость от факта составления документа, подписанного сторонами в письменной форме».

Наличие заключенного гражданином потребителем договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком подтверждается документом об оплате этим гражданином потребленной им электрической энергии.

В соответствии с пп. 2.2.3., 2.2.4. договора энергоснабжения с гражданами потребителями электрической энергии опубликованного в №51 Кисловодской газеты от 19.12.2013 гарантирующий поставщик имеет право: «2.2.3. Осуществлять проверку приборов учета, снятие контрольных показаний с них, проверку схемы учета, а также осуществлять иные действия в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством РФ, 2.2.4. Оформлять акты о нарушениях учета электроэнергии, выдавать предписания по устранению обнаруженных нарушений и неисправностей схемы учета или прибора учета "Потребителю" с указанием сроков устранения.», а потребитель в соответствии с п. 3.1.8. обязуется: «Сообщать незамедлительно Гарантирующему поставщику обо всех известных ему нарушениях узла учета электрической энергии, в том числе о неисправностях в работе приборов учета электрической энергии, схемы учета и не позднее 30 календарных дней восстановить нормальное функционирование узла учета электрической энергии.»

В соответствии с п. 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 г. №6, потребитель обязан обеспечить учет электрической энергии и эксплуатацию средств учета электрической энергии.

В соответствии с п. 5.6. договора энергоснабжения «В случае обнаружения у «Потребителя» утраты или технической неисправности прибора учета или (и) по истечении срока действия его поверки, изменения схемы учета, повреждения прибора учета, искусственного торможения диска или иного вмешательства в работу прибора учета, нарушения целостности пломб и (или) знаков визуального контроля, подключения ресурсопотребляющего оборудования до прибора учета, использования устройств, искажающих показания прибора учета, и в иных случаях выявления нарушений условий потребления электрической энергии, расчет за электроэнергию производится в соответствии с действующим законодательством РФ.»

Расчет доначислений за безучетное потребление на сумму 52026 рублей был произведен согласно Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442.

28 января 2015 года и 05 февраля 2015 года в адрес ОАО «Горэлектросеть» поступили обращения гр. <……> и <……>, в которых утверждалось, что копия акта потребителю не вручалась, безучетное потребление отсутствует, а также в доме никто не проживает.

Ответ на указанные обращения был направлен в адрес заявительниц 26 февраля 2015 года. Копия акта осмотра №А000149 от 26 декабря 2014 года была вручена присутствовавшей при проверке гр. <……>. Повторно копия акта осмотра была вручена гр. <……> 27 февраля 2015 года на основании ее письменного заявления.

27 февраля 2015 года в адрес ОАО «Горэлектросеть» поступил запрос прокуратуры г. Кисловодска о предоставлении информации в связи с проводимой проверкой по заявлению гр. <……> и <……>. Ответ на запрос был направлен 02 марта 2015 года.

В прокуратуру г. Кисловодска были направлены объяснения контролеров-инспекторов ОАО «Кисловодская сетевая компания» по факту проверки прибора учета квартиры №1, расположенной по адресу: г. Кисловодск, ул. Шаумяна, 6.

05 марта 2015 года старший помощник прокурора г. Кисловодска <……> провела выездную проверку по адресу: г. Кисловодск, ул. Шаумяна, 6 кв.1, в которой принимали участие представители ОАО «Кисловодская сетевая компания», представитель ОАО «Горэлектросеть», а также <……>. В ходе проверки установлено, что в квартире №1 имеется безучетное потребление (в стену подведены 2 кабеля один из которых не учитывается индивидуальным прибором учета). Квартира №1 находится на втором этаже и имеет 2 входа. На момент проверки, в указанной квартире находились квартиранты, как пояснила <……>.

11 марта 2015 года представитель ОАО «Горэлектросеть» был вызван в прокуратуру города Кисловодска для дачи пояснений, в присутствии старшего помощника прокурора г. Кисловодска <……> гр. <……> была повторно уведомлена о введении режима ограничения потребления электроэнергии в случае непогашения задолженности за безучетное потребление.

13 марта 2015 года после 15:00 в связи с отсутствием оплаты гр. <……> был введен режим ограничения потребления электрической энергии в квартире №1, расположенной по адресу: г. Кисловодск, ул. Шаумяна. 6.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения сторон, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта в качестве нарушения указанной статьи закона необходимо провести анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг по купле-продаже (поставке) электрической энергии в г. Кисловодске с целью выявления хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в соответствии с административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденный приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 №345.

Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. №18026 (далее – Порядок проведения анализа).

Для анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке в качестве исходной информации антимонопольным управлением были использованы данные:

- Региональной тарифной комиссии Ставропольского края;

- гарантирующих поставщиков, действующих на территории края;

- данные ранее проведенных антимонопольными органами исследований состояния конкуренции на рынке реализации электрической энергии (мощности);

- классификаторов и иных нормативно-правовых актов.

Временной интервал исследования рынка – 2014 год.

Согласно п. 3.1 Порядка проведения анализа, процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке, включает:

– предварительное определение товара;

– выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

– определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительное определение товара, в соответствии п. 3.4 Порядка проведения анализа, проводиться на основе:

а) условий договора, заключенного в отношении товара;

б) разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

в) нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

г) общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;

д) товарных словарей или справочников товароведов;

е) заключений специалистов, имеющих специальные знания в соответствующей сфере;

ж) иного способа, позволяющего однозначно определить товар.

В ходе проведения анализа Ставропольским УФАС были запрошены у хозяйствующих субъектов - участников рынка договоры с приложениями и дополнениями на оказание соответствующих услуг.

Исходя из условий договоров: поставщиком является предприятие (гарантирующий поставщик), осуществляющее продажу электрической энергии (мощности) на территории своей зоны деятельности, а также через привлеченные сетевые организации, которые способны оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а «Потребитель» обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги на условиях и в сроки, установленные договором на электроснабжение.

Деятельность в сфере электроэнергетики в Ставропольском крае регулируются следующими документами:

- Федеральным законом от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике». Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии;

- постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии , полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии». Настоящий документ устанавливает правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии;

- постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. №124 «О правилах при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей указания коммунальных услуг». Настоящие Правила устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее - товарищества и кооперативы) или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности));

- постановлением Региональной энергетической комиссией Ставропольского края от 16 октября 2006 г. №23 «О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Ставропольского края». Настоящий документ устанавливает зоны деятельности гарантирующих поставщиков на территории Ставропольского края.

В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» розничным рынком электрической энергии (далее - розничные рынки) будет являться сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии. В данном законе определены следующие понятия:

- гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию;

- энергосбытовая организация - организация, осуществляющая в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии;

- розничные рынки электрической энергии (далее - розничные рынки) - сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии;

- объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование;

- услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 настоящего Федерального закона.

В «Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности» (ОК 029-2007) – ОКВЭД в настоящее время имеется позиция:

- торговля электроэнергией, код – 40.13.2; эта группировка включает: продажу электроэнергии потребителям и деятельность посредников и агентов, которые организуют сделки по продаже электроэнергии, передаваемой по распределительным системам, управляемым другими лицами.

Электроэнергетика является базовой отраслью экономики Российской Федерации. Надежное и эффективное функционирование электроэнергетики, бесперебойное снабжение потребителей - основа поступательного развития экономики страны и неотъемлемый фактор обеспечения цивилизованных условий жизни всех ее граждан.

В соответствии с п.4 Федерального закона от 17.08.1995 №147 ФЗ «О естественных монополиях» к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся: услуги по передаче электрической энергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

К конкурентным видам деятельности относится: производство (генерация) электроэнергии; сбыт электроэнергии; ремонтные и сервисные функции.

Центральным субъектом розничного рынка является гарантирующий поставщик, который обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, расположенным в границах его зоны деятельности. Зоны деятельности гарантирующих поставщиков в каждом регионе устанавливаются региональным органом власти, исходя из сложившихся территориальных зон обслуживания назначенных гарантирующих поставщиков.

Все остальные продавцы электроэнергии свободны в заключении договоров с потребителями, т.е., если такие продавцы и покупатели не договорятся по всем условиям поставки, то договор не будет заключен и обязать таких продавцов к заключению договора будет нельзя. Если покупателя не устраивает его продавец электроэнергии, он в любой момент может обратиться к гарантирующему поставщику.

Таким образом, создаются условия для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что продуктовые границы рассматриваемого рынка – услуги по продаже (поставке) электрической энергии (мощности) на розничном рынке энергосбытовыми компаниями.

Поскольку производство, купля-продажа и потребление электрической энергии осуществляется одновременно с мощностью, невозможно рассматривать рынок электрической энергии и рынок мощности отдельно, рынок электрической энергии (мощности) в данном случае является единым.

Электрическая энергия по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарами, таким образом, взаимозаменяемые товары на рассматриваемом рынке отсутствуют.

В данном анализе рассматривается розничный рынок электрической энергии (мощности).

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно п. 4.5 Порядка проведения анализа, определение географических границ товарного рынка осуществляется методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей).

Географические границы рынка связаны с целью исследования. В данном случае целью проведения анализа (исследования) рынка услуг по купле-продаже (поставке) электрической энергии является выявление хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на данном товарном рынке, определение положения на указанном рынке выявленных хозяйствующих субъектов (в том числе доминирования хозяйствующих субъектов) в г. Кисловодск.

Географические границы рассматриваемого рынка должны соответствовать границам зон деятельности гарантирующих поставщиков, в соответствии с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее - Основные положения).

Постановлением Региональной энергетической комиссии Ставропольского края от 16.10.2006 №23 «О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Ставропольского края» (приложение 1) (далее – Постановление РЭК) утвержден перечень гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории края и согласованы границы зон их деятельности.

В соответствии с Постановлением РЭК на территории г. Кисловодск действует гарантирующий поставщик ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска.

Таким образом, географическими границами розничного рынка электроэнергии являются географические границы, закрепленные Постановлением РЭК Ставропольского края, границы зон деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска.

В соответствии с п.2 Основных положений субъектами розничных рынков являются участники отношений по производству, передаче, купле-продаже (поставке) и потреблению электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии (далее - розничные рынки), а также по оказанию услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям; «потребитель» - потребитель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) для собственных бытовых и (или) производственных нужд; «покупатель» - покупатель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее продажи, а также исполнитель коммунальных услуг, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению, а также в случае отсутствия централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения - в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - исполнитель коммунальной услуги).

В соответствии с п.3 Основных положений субъектами розничных рынков являются: потребители; исполнители коммунальной услуги; гарантирующие поставщики; энергосбытовые организации; производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках; сетевые организации; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие оперативно-диспетчерское управление на розничных рынках (системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах).

Потребителями услуг по приобретению электроэнергии являются: население Ставропольского края (граждане) и организации.

Исходя из вышесказанного, и на основании проведенных ранее Ставропольским УФАС исследований, поставщиками электроэнергии на розничном рынке г. Кисловодск являются гарантирующий поставщик (далее - ГП), ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска.

Рынок услуг реализации электрической энергии (мощности) в г. Кисловодске относится к высококонцентрированному типу.

ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации электрической энергии в г. Кисловодске.

ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска обладает рыночным потенциалом и способно оказывать влияния на общие условия обращения товара (услуги) на рынке реализации электрической энергии в г. Кисловодске.

В действиях ОАО «Кисловодская сетевая компания» усматриваются признаки нарушения ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Для возбуждения дела необходимо определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке услуг по передаче электрической энергии в пределах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «Кисловодская сетевая компания».

Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. №18026 (далее – Порядок проведения анализа).

В соответствии с п. 1.3 Порядка проведения анализа по признакам нарушения ст.10 Закона о защите конкуренции субъектом естественной монополии на рынке, функционирующим в условиях естественной монополии, обзор состояния конкурентной среды на товарном рынке должен включать следующие этапы по определению:

временного интервала;

продуктовых границ товарного рынка;

географических границ товарного рынка.

Для анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке в качестве исходной информации антимонопольным управлением были использованы:

- информация, представленная хозяйствующим субъектом;

- данные ранее проведенных управлением Федеральной антимонопольной службы исследований состояния конкуренции на рынке реализации электрической энергии (мощности) в Ставропольском крае;

- классификаторов и иных нормативно-правовых актов.

Согласно п. 2.1 Порядка проведения анализа, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Для целей данного исследования с учетом требований п. 2.2 Порядка проведения анализа необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, т.е. проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке и за временной интервал исследования принимаем 2014 год.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии являются сферой деятельности субъекта естественной монополии, то есть сферой, в которой отсутствует конкуренция. Отнесение организаций, осуществляющих передачу электрической энергии, к субъектам естественной монополии обусловлено тем, что ни физическое, ни юридическое лицо не свободно в выборе коммуникаций, к которым оно присоединено, поскольку электрические сети в населённых пунктах прокладываются согласно плану генеральной застройки. Договор на оказание услуг по передаче электроэнергии будет заключаться только с той ресурсоснабжающей организацией, к которой у потребителя имеется технологическое присоединение. Таким образом, у организации, осуществляющей передачу электроэнергии потребителю, возникает монополия на данном рынке.

В «Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) «ОК 029-2007» в настоящее время имеется следующая позиция:

40.1 - «Производство, передача и распределение электроэнергии».

Таким образом, в данном анализе рассматривается рынок по передаче электрической энергии.

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно п. 4.5 Порядка проведения анализа, определение географических границ товарного рынка осуществляется методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей).

Географические границы рынка связаны с целью исследования. В данном случае целью проведения анализа (исследования) рынка услуг передаче электрической энергии является выявление хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на данном товарном рынке, определение положения на указанном рынке выявленных хозяйствующих субъектов (в том числе доминирования хозяйствующих субъектов).

ОАО «Кисловодская сетевая компания» осуществляет свою деятельность по передаче электрической энергии в пределах балансовой принадлежности своих электрических сетей.

Таким образом, географическими границами товарного рынка будут являться географические границы балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «Кисловодская сетевая компания».

ОАО «Кисловодская сетевая компания» осуществляет свою деятельность по передаче электрической энергии в сфере деятельности естественной монополии. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности своих электрических сетей, ОАО «Кисловодская сетевая компания» обладает рыночным потенциалом и может оказывать влияние на общие условия обращения товара (услуги) на рынке по передаче электрической энергии.

Материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.

26.12.2014 года ОАО «Кисловодская сетевая компания» был составлен акт №А000149 о нарушении схемы учета электрической энергии бытовым абонентом, согласно которого установлено наличие второго ввода в дом, минуя счетчик.

Жилой дом по адресу улица Шаумяна, 6 г. Кисловодска состоит из двух этажей, на каждом находятся по отдельной квартире. Всего в домовладении имеется две квартиры и два собственника. Согласно свидетельства о государственной регистрации право собственности 26-АИ 343079 <……> принадлежит общедолевая собственность 5/9. <……> принадлежит 2/9, согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности 26-АИ 843089.

<……> в связи со вступлением в брак сменила фамилию на <……>.

Между <……> и ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска, заключен договор энергоснабжения №44329. Объектом энергоснабжения является квартира 1, расположенная по адресу улица Шаумяна, 6 г. Кисловодска.

Между <……> и ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска, заключен договор энергоснабжения №44330. Объектом энергоснабжения является квартира 2, расположенная по адресу улица Шаумяна, 6 г. Кисловодска.

ОАО «Кисловодская сетевая компания» является сетевой организацией, обеспечивающей передачу электрической энергии абонентам гарантирующего поставщика (ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска).

Правила учета электрической энергии регулируются Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения).

Пунктом 173 Основных положений установлено, что проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.

Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного сетевой организацией и согласованного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией).

Результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта, в нем указывается причина такого отказа.

Сетевая организация передает гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), в случае если он не участвовал в проведении проверки, копии актов проверки расчетных приборов учета в течение 3 рабочих дней после их составления.

Результатом проверки является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.

В соответствии с пунктом 193 Основных положений в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные:

- о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии;

- о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии;

- о приборах учета на момент составления акта;

- о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления;

- объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта;

- замечания к составленному акту (при их наличии).

При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.

Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц.

При рассмотрении антимонопольного дела ОАО «Кисловодская сетевая компания» указала, что в силу того, что жилой дом, в котором расположен прибор учета электроэнергии, принадлежит потребителю <……> на праве собственности и является объектом с запирающимися дверями, только потребителем или его представителем мог быть обеспечен доступ в жилое помещение.

ОАО «Кисловодская сетевая компания» не предоставил доказательств надлежащего уведомления потребителей о проведении проверки, на предмет соблюдения договорных условий.

В соответствии с пунктом 177 Основных положений в случае если для проведения проверки приборов учета сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности), то сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях ее недопуска к расчетным приборам учета.

При несогласии потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) с предложенными датой и (или) временем проведения проверки этот потребитель (производитель электрической энергии (мощности) на розничном рынке) направляет сетевой организации предложение об иных дате и (или) времени, после чего стороны обязаны согласовать иные дату и (или) время.

В случае недопуска потребителем (производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке) сетевой организации к расчетным приборам учета в согласованные дату и время сетевая организация повторно направляет потребителю (производителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке) уведомление с указанием даты и времени проведения проверки расчетных приборов учета, а также информацию о последствиях ее недопуска к таким приборам учета.

Однако, надлежащих доказательств уведомления потребителя – <……> и <……> за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки, о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях ее недопуска к расчетным приборам учета ОАО «Кисловодская сетевая компания» не представила.

Само по себе присутствие каких-то лиц на проверяемом объекте не свидетельствует о надлежащем и заблаговременном уведомлении потребителя о предстоящей проверке и не доказывает соблюдение процедуры уведомления о предстоящей проверке.

Таким образом, инструментальная проверка прибора учета и схемы учета на объекте <……> произведена с нарушением пункта 177 Основных положений.

ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска в адрес <……> было направлено уведомление о погашении задолженности по акту, следующего содержания: «По состоянию на 14.01.2015г. Вы имеете задолженность за потреблённую электроэнергию в сумме 52026.00 (Пятьдесят две тысячи двадцать шесть рублей 00 копеек). Для уточнения суммы задолженности Вам необходимо предоставить правоустанавливающие документы, на жилое помещение и документы, содержащие сведения о количестве зарегистрированных в нем граждан, а так же показания прибора учета электроэнергии.

Вам предлагается в месячный срок погасить указанную задолженность. В противном случае ОАО «Горэлектросеть» 19.02.2015г. с 8ч 00 мин до 13ч 00 мин введёт режим ограничения потребления электроэнергии.

Режим потребления электроэнергии будет восстановлен после оплаты имеющейся задолженности и затрат, понесенных ОАО «Горэлектросеть» в связи с восстановлением режима потребления.

В случае неоплаты в установленный срок имеющейся задолженности ОАО «Горэлектросеть» будет вынуждено обратиться в суд для принудительного взыскания с Вас указанной суммы с возмещением судебных расходов.

Оплатить задолженность и текущие платежи Вы можете по адресу: г. Кисловодск, ул. Губина, 2А, кабинет №4.»

В материалах дела отсутствует приложение к акту. Где рассчитывается безучетное потребление электрической энергии, данный расчет не отражен в задолженности потребителя.

Согласно информации по расчетам с потребителем с 03.2014 года по 03.2015 года ОАО «Горэлектросеть» сумма долга не указана.

28.01.2015 года <……> и <……> направили запрос в ОАО «Горэлектросеть» по вопросу направленного уведомления о погашении задолженности за электрическую энергию, так как <……>, как потребитель по договору энергоснабжения граждан-потребителей №44329 от 15.03.2010 года, при составлении акта не присутствовала, и заранее не была уведомлена о проводимой проверке приборов учета.

13.03.2015 года согласно акта осмотра №С007945 на объекте <……> жилой дом ул. Шаумяна, 6 кв. 1 г. Кисловодска было введено ограничение режима потребления электрической энергии.

Согласно пункту 2 Основных положений безучетное потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

Следовательно, безучетное потребление является результатом виновных действий потребителя электрической энергии, направленных на искажение данных об объеме потребления электрической энергии (мощности), что должно повлечь снижение расходов потребителя на оплату стоимости потребленной электроэнергии.

Следовательно, осуществление контрольных проверок приборов учета потребителей и порядок оформления выявленных нарушений, в том числе безучетное потребление электроэнергии, строго регламентировано.

Сетевая организация совершила действия, направленные на ущемление интересов <……>, поскольку составила акт о безучетном потреблении электроэнергии от 26.12.2014 №А000149 с нарушением процедуры проведения такой проверки хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение – ОАО «Кисловодская сетевая компания».

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения абонентом обязательств по оплате энергии.

В силу статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав жилищного законодательства входят Правила предоставления коммунальных услуг для граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307 (далее Правила 307), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Пунктами 117-120 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 определено, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:

а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе;

Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

Если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;

в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.

Доказательства того, что имеется ли какое либо основание для введения ограничения поставки электрической энергии в жилое домовладение <……> в результате проверки установлено не было.

Следовательно, ОАО «Горэлектросеть» необоснованно ввело ограничение потребление электрической энергии в домовладении.

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

- экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, действия ОАО «Горэлектросеть» по ограничению потребления электрической энергии домовладения, не соответствуют действующему законодательству, что является нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать ОАО «Кисловодская сетевая компания» (ул. Одесская, 3, г. Кисловодск, 357700) нарушившей части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» по факту составления акта безучетного потребления электрической энергии объектом, принадлежащим <……>, с нарушением процедуры, предусмотренной действующим законодательством.

Признать ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска (ул. Одесская, 3, г. Кисловодск, 357700) нарушившей часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» по факту введения ограничения режима потребления электрической энергии в жилом доме по адресу ул. Шаумяна, 6 г. Кисловодска в кв. 1.

Выдать ОАО «Кисловодская сетевая компания» (ул. Одесская, 3, г. Кисловодск, 357700) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи, с чем в срок до 19.06.2015 года прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем соблюдения п. п. 192 - 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 442 от 04 мая 2012 года, при составлении актов.

Выдать ОАО «Горэлектросеть» г. Кисловодска предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи, с чем в срок до 19.06.2015 года прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем возобновления подачи электрической энергии на объект по адресу ул. Шаумяна, 6 г. Кисловодска в кв. 1.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Примечание:

За невыполнения в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны